Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Лихачев

К.т.н., заместитель директора Центра устойчивого развития инфраструктурных отраслей Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ

Россия и Индия играют принципиально разные роли на мировых энергетических рынках: РФ располагает крупнейшими запасами углеводородов (нефти, газа, угля) и является крупнейшим производителем и экспортером ископаемых энергетических ресурсов. Индия, напротив, является одним из крупнейших импортеров топлива и на протяжении длительного времени наращивает импорт энергоресурсов, обеспечивая потребности своей быстрорастущей экономики и развивающейся социальной сферы в энергии.

На протяжении длительного периода стороны придерживались выжидательной тактики в сфере энергетического сотрудничества, оценивая возможности друг друга и адаптируясь к особенностям ведения бизнеса на национальных рынках. Велось обсуждение интересных проектов в сфере энергетики, но их реализация или не состоялась, или была отложена на неопределенное время. Однако в связи с начавшейся перестройкой структуры мировой экономики после введения первых антироссийских санкций в 2014 г. и усиления давления со стороны западных стран в отношении Москвы масштаб и скорость развития двустороннего партнерства в области энергетики приобрели качественно новый характер в сравнении с рассмотренным периодом.

1 марта 2021 г. состоялось открытие Энергетического офиса Индии в Москве. Россия и Индия создали Целевую рабочую группу по газу, которая действует в рамках Рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики и энергоэффективности Российско-Индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Представляется, что подобные шаги, наряду с достаточно активным взаимодействием России и Индии в рамках БРИКС, являются только начальным этапом и в полной мере не отражают потенциал двустороннего энергетического сотрудничества между двумя странами. Вместе с тем они могут стать фундаментом его реализации.

В течение нескольких лет сотрудничество между Россией и Индией в энергетической сфере достигло уровня стратегического партнерства и заложило основу для его интенсификации после обострения кризиса вокруг Украины в феврале 2022 г. Данные события помогли иначе взглянуть на складывавшиеся в последние годы тенденции развития мировой энергетики. Резкое сокращение поставок российского газа в ЕС, введение эмбарго на российские энергоносители и декарбонизация европейской экономики предопределили рост неопределенности в отношении перспектив развития региональной и мировой энергетики.

В сложившейся ситуации России предстоит определить тактические и стратегические меры реагирования на политику западных государств. Одним из важнейших направлений развития стратегического взаимодействия является укрепление уже сложившихся и определение новых возможностей для сотрудничества России в энергетической сфере с дружественными странами, в число которых входит Индия.

В настоящее время для трансформации российской экспортной энергетической политики Индия играет важнейшую партнерскую роль. Учитывая рост показателей двустороннего товарооборота, можно рассчитывать, что в краткосрочной перспективе Нью-Дели продолжит закупки российских энергоносителей, исходя как минимум из экономической целесообразности.

Согласно прогнозам развития энергетики до 2050 г., по темпам экономического роста Индия опередит КНР. Данный фактор в совокупности с увеличением численности населения обусловливает высокий спрос Нью-Дели на различные источники энергии. Вместе с тем руководство страны поставило перед собой задачу отказаться от импорта энергоресурсов к столетию независимости Индийской Республики в 2047 г. Соответственно, у России и Индии имеются расхождения в национальных стратегиях развития энергетики. Переход Нью-Дели к «зеленой» энергетике уже начался, и Индия предпринимает усилия для развития генерации на основе ВИЭ, прежде всего, солнечных и ветряных источников. Москва в свою очередь осторожно относится к повышению доли ВИЭ в своем энергетическом балансе, располагая значительными запасами дешевого ископаемого топлива и рассчитывая достичь целей низкоуглеродного развития за счет повышения энергоэффективности, использования ГЭС и АЭС, а также природного газа.

Россия планирует продолжать поставки коксующегося угля, атомной и гидроэнергетики для нужд развития черной металлургии в Индии. Однако Москве предстоит решить ряд проблем, связанных с оплатой российских поставок в национальных валютах, страхованием сделок, рисками попадания под вторичные санкции.

Индия ориентируется на расширение экономических связей с Западом, в то время как Россия последовательно укрепляет партнерство с Китаем и Ираном. В этих условиях участие Москвы и Нью-Дели в таких международных форматах, как БРИКС, РИК и ШОС, не является гарантией прочности политического фундамента для наращивания сотрудничества. Поиск баланса между ключевыми внешнеполитическими ориентирами представляется для стран более предпочтительным.

С учетом рассмотренных факторов можно сформулировать динамичную и многовариантную картину развития российско-индийского энергетического сотрудничества.

В период 2030–2035 гг. обе стороны будут заинтересованы в росте поставок ископаемых видов топлива (нефти, СПГ и угля) из России в Индию. Москва будет стремиться компенсировать потерю европейских рынков, а Нью-Дели — обеспечить устойчивое энергоснабжение быстро развивающейся экономики. Следует ожидать как роста прямых поставок энергоресурсов российскими энергетическими компаниями, так и повышения участия индийских инвесторов в разработке российских месторождений нефти и СПГ, в том числе через приобретение предприятий, владеющих лицензиями на разведку и добычу углеводородов. Также для индийских компаний представляет интерес экспорт цифровых технологий для энергетического сектора и оборудования для электроэнергетики, нефтегазовой и угольной промышленности.

Однако в период 2035–2050 гг. российско-индийское сотрудничество, основанное на торговле ископаемыми энергоресурсами, будет неуклонно сокращаться по мере реализации Индией стратегии «зеленого» развития и обретения энергетической независимости. В этих условиях сторонам целесообразно развивать партнерство в области производства «зеленого» водорода, новых технологий в атомной энергетике, проектов по созданию ВИЭ. Россия также может заимствовать опыт Индии в создании новых типов энергетической инфраструктуры, в том числе «зеленых» коридоров, распределенной генерации, энергоснабжения городов и сельских поселений, транспортных средств.

Таким образом, по мере укрепления роли «зеленой» энергетики в обеспечении энергетической безопасности России и Индии изменятся и приоритеты профильного двустороннего сотрудничества. Высокая неопределенность будущего обуславливает необходимость активизации усилий стран для разработки совместных стратегий развития энергетики, продвижения климатической повестки и определения приоритетных направлений развития энергетических технологий с привлечением имеющегося научного потенциала.

Россия и Индия играют принципиально разные роли на мировых энергетических рынках: РФ располагает крупнейшими запасами углеводородов (нефти, газа, угля) и является крупнейшим производителем и экспортером ископаемых энергетических ресурсов. Индия, напротив, является одним из крупнейших импортеров топлива и на протяжении длительного времени наращивает импорт энергоресурсов, обеспечивая потребности своей быстрорастущей экономики и развивающейся социальной сферы в энергии.

Неспешное начало

Учитывая традиционные дружественные связи между двумя странами, следовало бы ожидать, что Россия будет выступать одним из основных партнеров Индии в энергетической сфере. Однако до середины 2000-х гг. РФ не занимала ведущего положения в поставках топлива в Индию ввиду наличия альтернативных крупных рынков сбыта в странах Европы и Северо-Восточной Азии, удаленности Индии от российских пунктов отгрузки топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, их относительно низкой конкурентоспособности на индийском рынке из-за высоких затрат на транспортировку по сравнению с поставками с Ближнего Востока.

Долгое время энергетическое сотрудничество между странами ограничивалось в основном межгосударственными протоколами, меморандумами о взаимопонимании и носило преимущественно декларативный характер, за исключением отдельных проектов [1]. Наиболее примечателен из них «Сахалин-1» [2], 20% акций которого принадлежит индийской компании ONGC Videsh. Проект реализуется на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП), подписанного в 1995 г. и вступившего в силу в 1996 г., и направлен на освоение трех морских нефтегазовых месторождений на шельфе Охотского моря (северо-восточная часть о. Сахалин). Вместе с тем на данном этапе потенциал участия индийской стороны в проекте не был использован полностью, поскольку Россия уделяла преференциальное внимание другим партнерам.

Энергетическое сотрудничество между Россией и Индией в атомной сфере развивалось более активными темпами. В частности, в 1998 г. был подписан двусторонний договор о возможности участия Росатома в сооружении в Индии первой очереди АЭС «Куданкулам» [3]. К полномасштабному строительству данного объекта, однако, удалось приступить только в 2008 г. после решения Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) о вступлении в силу гарантий «с индийской спецификой» и решения Группы ядерных поставщиков (ГЯП) о приостановлении ограничений на экспорт ядерных материалов и оборудования, а также технологий двойного назначения в Индию. В результате 5 декабря 2008 г. было подписано соглашение о российском участии в сооружении дополнительных энергоблоков на АЭС «Куданкулам» и об участии Росатома в других проектах по строительству АЭС на территории Индии [4].

Помимо этого, в 2010 г. стороны подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях [5]. В документе отмечалась важная роль атомной энергетики для обеспечения быстрорастущих потребностей Индии в электроэнергии и строительстве АЭС на ее территории по российским технологиям. Отдельно указывалась заинтересованность в создании в стране условий для производства топливных сборок и их элементов для реакторов российского дизайна. Также Россия взяла на себя обязательства по подготовке специалистов по ядерной энергетике для индийских АЭС.

На протяжении длительного периода стороны придерживались выжидательной тактики в сфере энергетического сотрудничества, оценивая возможности друг друга и адаптируясь к особенностям ведения бизнеса на национальных рынках. Велось обсуждение интересных проектов в сфере энергетики, но их реализация или не состоялась, или была отложена на неопределенное время. Однако в связи с начавшейся перестройкой структуры мировой экономики после введения первых антироссийских санкций в 2014 г. и усиления давления со стороны западных стран в отношении Москвы масштаб и скорость развития двустороннего партнерства в области энергетики приобрели качественно новый характер в сравнении с рассмотренным периодом.

Время перемен

После событий 2014 г. российский ТЭК стал одним из первых объектов применения западных санкций. Одновременно началось постепенное сокращение межгосударственных контактов с Россией и вытеснение российских энергоресурсов с европейского рынка. Был прекращен Энергетический диалог Россия — ЕС [6], перестал существовать ряд других форматов российско-европейского сотрудничества. На этом фоне важной составляющей энергетической политики ЕС стало активное наращивание доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе и внедрение программ энергосбережения как инструментов низкоуглеродного развития и средств минимизации зависимости от российских энергоносителей.

Россия в свою очередь начала поиск новых партнеров, способных нивелировать риски ухудшения отношений с европейскими импортерами. В частности, начался процесс наращивания поставок российской нефти, СПГ и угля на индийский рынок, который на тот момент уступал китайскому по объемам, но опережал его по темпам роста.

Развитие двустороннего энергетического партнерства реализовывалось преимущественно благодаря инициативам Роснефти. В 2014 г. крупнейшая российская нефтяная компания заключила несколько контрактов с индийской стороной, заложивших основу для совместных действий по двум направлениям, включающим расширение доли иностранного участия в производстве российских энергоносителей и укрепление позиций российских компаний на энергетическом рынке Индии.

В рамках первого направления в мае 2014 г. на Петербургском международном экономическом форуме Роснефть и ONGC Videsh подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества на арктическом шельфе России [7]. Далее в сентябре 2015 г. стороны заключили договор купли-продажи доли в 15% в Ванкорнефти [8], которая в октябре 2016 г. увеличилась еще на 11% [9].

На втором направлении 11 декабря 2014 г. во время визита президента РФ Владимира Путина в Индию Роснефть и Essar [10] подписали документ об основных коммерческих условиях поставок нефти и нефтепродуктов на НПЗ Essar [11]. В июле 2015 г. в Уфе на полях саммита БРИКС стороны заключили долгосрочный контракт на поставку нефти для последующей переработки на НПЗ в г. Вадинар [12]. В октябре 2016 г. Роснефть объявила о подписании договора купли-продажи 49,13% акций Essar Oil Limited (EOL) у Essar Energy Holdings Limited и аффилированных с ней компаний. Сделка получила одобрение комиссии по конкуренции Индии и была завершена в августе 2017 г. [13]

Также в марте 2016 г. Роснефть подписала договор купли-продажи доли в 29,9% в компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» [14] с индийским консорциумом, включающим предприятия Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources. 5 февраля 2020 г. Роснефть и компания Indian Oil Corporation Limited (IOCL) заключили контракт на поставку в Индию через порт Новороссийск до 2 млн т нефти до конца 2020 г. [15]

Помимо «Роснефти», развитие сотрудничества с индийской стороной является одним из приоритетов для таких российских компаний, как Газпромнефть [16], Зарубежнефть, РусГидро и др.

Индийская сторона проявляет большой интерес к участию в проектах по производству СПГ. Например, импорт российского СПГ в Индию начался после ввода в эксплуатацию первого в России завода по производству сжиженного газа в рамках проекта «Сахалин-2». Помимо этого, договор на поставку СПГ сроком на 20 лет заключен и с компанией НОВАТЭК.

В рассматриваемый период также стабильно росли [17] поставки российского угля, как коксующегося (для сталелитейной промышленности), так и энергетического (для электростанций).

1 марта 2021 г. состоялось открытие Энергетического офиса Индии в Москве. Россия и Индия создали Целевую рабочую группу по газу, которая действует в рамках Рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики и энергоэффективности Российско-Индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству [18]. Представляется, что подобные шаги, наряду с достаточно активным взаимодействием России и Индии в рамках БРИКС, являются только начальным этапом и в полной мере не отражают потенциал двустороннего энергетического сотрудничества между двумя странами. Вместе с тем они могут стать фундаментом его реализации.

В течение нескольких лет сотрудничество между Россией и Индией в энергетической сфере достигло уровня стратегического партнерства и заложило основу для его интенсификации после обострения кризиса вокруг Украины в феврале 2022 г. Данные события помогли иначе взглянуть на складывавшиеся в последние годы тенденции развития мировой энергетики. Резкое сокращение поставок российского газа в ЕС, введение эмбарго на российские энергоносители и декарбонизация европейской экономики предопределили рост неопределенности в отношении перспектив развития региональной и мировой энергетики.

В сложившейся ситуации России предстоит определить тактические и стратегические меры реагирования на политику западных государств. Одним из важнейших направлений развития стратегического взаимодействия является укрепление уже сложившихся и определение новых возможностей для сотрудничества России в энергетической сфере с дружественными странами, в число которых входит Индия.

В 2022 г. поставки российской нефти в Индию выросли в 19 раз и достигли 41 млн т. В результате Россия вышла на первое место по этому показателю, обогнав страны Персидского залива. Так, в период с февраля 2022 г. по февраль 2023 г. объем импорта российской нефти продолжил расти и достиг 55,9 млн т по сравнению с 3,9 млн т за аналогичный период в 2021–2022 гг. [19], причем цены превысили установленный санкциями потолок в 60 долл. за баррель, что по-прежнему было выгоднее нефти из Ирака и Саудовской Аравии. Сторонам удалось проработать логистические маршруты для доставки энергоресурсов: индийские порты Сикка и Вадинар стали крупнейшими пунктами приема российской нефти, благодаря расположенным рядом с ними НПЗ с участием российских нефтяных компаний, включая Роснефть.

За восемь месяцев 2023 г. Индия увеличила импорт коксующегося (металлургического) угля до 4,3 млн т, что больше в 2,3 раза по сравнению с показателями за предыдущий год. При этом доля российских поставок в общем импорте коксующегося угля в страну выросла с 5 до 11,2% [20]. В свою очередь, рост поставок энергетического угля с начала 2023 г. составил более 3 млн т. [21]

В настоящее время для трансформации российской экспортной энергетической политики Индия играет важнейшую партнерскую роль. Учитывая рост показателей двустороннего товарооборота, можно рассчитывать, что в краткосрочной перспективе Нью-Дели продолжит закупки российских энергоносителей, исходя как минимум из экономической целесообразности.

Взгляд в будущее

При рассмотрении долгосрочного сотрудничества России и Индии в энергетической сфере целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства, которые представляют собой вызовы для ускорения взаимодействия.

Согласно прогнозам развития энергетики до 2050 г., по темпам экономического роста Индия опередит КНР [22]. Данный фактор в совокупности с увеличением численности населения обусловливает высокий спрос Нью-Дели на различные источники энергии. Вместе с тем руководство страны поставило перед собой задачу отказаться от импорта энергоресурсов к столетию независимости Индийской Республики в 2047 г. Соответственно, у России и Индии имеются расхождения в национальных стратегиях развития энергетики. Переход Нью-Дели к «зеленой» энергетике уже начался, и Индия предпринимает усилия для развития генерации на основе ВИЭ, прежде всего, солнечных и ветряных источников [23]. Москва в свою очередь осторожно относится к повышению доли ВИЭ в своем энергетическом балансе, располагая значительными запасами дешевого ископаемого топлива и рассчитывая достичь целей низкоуглеродного развития за счет повышения энергоэффективности, использования ГЭС и АЭС, а также природного газа.

Во-вторых, Россия планирует продолжать поставки коксующегося угля [24], атомной и гидроэнергетики для нужд развития черной металлургии в Индии. Однако Москве предстоит решить ряд проблем, связанных с оплатой российских поставок в национальных валютах, страхованием сделок, рисками попадания под вторичные санкции.

В-третьих, Индия ориентируется на расширение экономических связей с Западом, в то время как Россия последовательно укрепляет партнерство с Китаем и Ираном. В этих условиях участие Москвы и Нью-Дели в таких международных форматах, как БРИКС, РИК и ШОС, не является гарантией прочности политического фундамента для наращивания сотрудничества. Поиск баланса между ключевыми внешнеполитическими ориентирами представляется для стран более предпочтительным.

С учетом рассмотренных факторов можно сформулировать динамичную и многовариантную картину развития российско-индийского энергетического сотрудничества.

В период 2030–2035 гг. обе стороны будут заинтересованы в росте поставок ископаемых видов топлива (нефти, СПГ и угля) из России в Индию. Москва будет стремиться компенсировать потерю европейских рынков, а Нью-Дели — обеспечить устойчивое энергоснабжение быстро развивающейся экономики. Следует ожидать как роста прямых поставок энергоресурсов российскими энергетическими компаниями, так и повышения участия индийских инвесторов в разработке российских месторождений нефти и СПГ, в том числе через приобретение предприятий, владеющих лицензиями на разведку и добычу углеводородов. Также для индийских компаний представляет интерес экспорт цифровых технологий для энергетического сектора и оборудования для электроэнергетики, нефтегазовой и угольной промышленности.

Однако в период 2035–2050 гг. российско-индийское сотрудничество, основанное на торговле ископаемыми энергоресурсами, будет неуклонно сокращаться по мере реализации Индией стратегии «зеленого» развития и обретения энергетической независимости. В этих условиях сторонам целесообразно развивать партнерство в области производства «зеленого» водорода, новых технологий в атомной энергетике, проектов по созданию ВИЭ. Россия также может заимствовать опыт Индии в создании новых типов энергетической инфраструктуры, в том числе «зеленых» коридоров, распределенной генерации, энергоснабжения городов и сельских поселений, транспортных средств.

Таким образом, по мере укрепления роли «зеленой» энергетики в обеспечении энергетической безопасности России и Индии изменятся и приоритеты профильного двустороннего сотрудничества. Высокая неопределенность будущего обуславливает необходимость активизации усилий стран для разработки совместных стратегий развития энергетики, продвижения климатической повестки и определения приоритетных направлений развития энергетических технологий с привлечением имеющегося научного потенциала.

Рекомендации по развитию российско-индийского сотрудничества в сфере энергетики

Таким образом, развитие энергетического сотрудничества отвечает интересам обоих государств. В то же время имеется ряд проблем, без решения которых партнерство будет иметь ситуативный или реактивный характер. В связи с этим российская и индийская стороны могут рассмотреть следующие действия для перехода связей в области энергетики на качественно новый уровень:

  • развивать новые логистические цепочки, в том числе коридор «Север — Юг» и Северный морской путь, а также иные проекты с участием России и Индии.
  • активизировать сотрудничество в области атомной энергетики, включая создание новых типов АЭС, для достижения углеродной нейтральности и повышения энергетической безопасности.
  • разработать льготные режимы для наращивания взаимных инвестиций в «зеленые» технологии, технологии улавливания и хранения углерода и энергосберегающие технологии при производстве и потреблении энергии в интересах низкоуглеродного развития и защиты окружающей среды.
  • создать механизм для регулярного информационного обмена энергетической статистикой, прогнозами развития энергетики и смежных отраслей с использованием общих подходов и моделей. Такой формат взаимодействия расширит представление о текущей ситуации и перспективах развития топливно-энергетических комплексов России и Индии.
  • создать совместные центры компетенций по проблемам регулирования энергетических рынков, в том числе, с учетом региональной специфики двух стран.
  • разработать новые форматы подготовки кадров в сфере энергетики, энергетической политики и защиты климата с использованием возможности очного и дистанционного образования на базе ведущих университетов России и Индии.

Материал был подготовлен для совместного доклада Российского совета по международным делам и Synergia Foundation (Бангалор, Индия) «Российско-индийские отношения в широком геополитическом контексте», презентация которого состоится в конце январе 2024 г. В публикации будут представлены российский и индийский взгляды на актуальные вопросы двусторонней повестки, современное состояние связей двух стран в сфере торговли, энергетики и высоких технологий, а также предложены рекомендации для профильных министерств и ведомств.

1. Ряд проектов в сфере энергетики обсуждался, но не был реализован или отложен на неопределенное время. См. Россия может присоединиться к проекту газопровода ТАПИ // ТАСС. 19.01.2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/16840041

2. Сахалин-1. Шельфовый проект добычи нефти и газового конденсата // Neftegaz.ru. 07.06.2011. URL: https://neftegaz.ru/tech-library/mestorozhdeniya/714124-sakhalin-1/

3. Филиал «АЭМ-технологии» «Ижора» провел гидроиспытания компенсатора давления для АЭС «Куданкулам» // Росатом. 23.01.2023. URL: https://www.rosatom.ru/journalist/news/filial-aem-tekhnologii-izhora-provel-gidroispytaniya-kompensatora-davleniya-dlya-aes-kudankulam/

4. РФ и Индия подписали договор о сооружении энергоблоков АЭС Куданкулам // РИА Новости. 05.12.2008. URL: https://ria.ru/20081205/156554507.html?ysclid=loh1anui3f357492408

5. Россия и Индия подписали ряд соглашений, в том числе в атомной сфере // РИА Новости. 12.03.2010. URL: https://ria.ru/20100312/213823180.html?ysclid=loh1jyu8qj870558132

6. Энергодиалог Россия – ЕС // Минэнерго РФ. URL: https://minenergo.gov.ru/node/14646

7. «Роснефть» предложила индийской ONGC участвовать в освоении Ванкора // РБК. 06.10.2014. URL: https://www.rbc.ru/economics/06/10/2014/543253c4cbb20f0a674a8298?ysclid=lo4amh5z27759638446

8. «Роснефть» договорилась о продаже ONGC 15% «Ванкорнефти» // Роснефть. 04.09.2015. URL: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/175457/

9. «Роснефть» и ONGC подписали договор купли-продажи 11% АО «Ванкорнефть» // Роснефть. 14.09.2016. URL: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/183699/

10. Переименована в Nayara Energy.

11. Визит Путина в Индию принес контракты «Роснефти» и «Росатому» // РБК. 11.12.2014. URL: https://www.rbc.ru/politics/11/12/2014/5489b7612ae5961a5ec4f573

12. «Роснефть» подписала с индийской Essar контракт на поставку 10 млн т нефти в год // Интерфакс. 08.07.2015. URL: https://www.interfax.ru/business/452491

13. «Роснефть» приобретает 49% Essar Oil Limited // Роснефть. 15.10.2016. URL: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/184097/

14. Покупка доли в Таас-Юряхе индийскими компаниями одобрена властями РФ // Тэкноблог. 24.09.2016. URL: https://teknoblog.ru/2016/09/24/69027

15. «Роснефть» подписала контракт с Indian Oil на поставку в Индию 2 млн тонн нефти // Роснефть. 05.12.2020. URL: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/199699/

16. Газпром подписал соглашение с индийской компанией GAIL контракт сроком на 20 лет на поставках в Индию СПГ в объеме 2,5 млн. т. См.: Gazprom, India's GAIL agree 20-yr LNG sales deal // Reuters. 01.10.2012. URL: https://www.reuters.com/article/russia-india-lng/gazprom-indias-gail-agree-20-yr-lng-sales-deal-idUSL6E8L1DXG20121001

17. Петренко И.Е. Уголь инфо Итоги работы угольной промышленности России за январь – июнь 2022 // Уголь. 2022. № 9. С. 7-22. URL: http://www.ugolinfo.ru/artpdf/RU2209007.pdf

18. Перспективные направления для взаимодействия // Деловой совет по сотрудничеству с Индией. URL: https://russiaindiabusiness.com/ru/business-in-india/promising-areas-of-interaction/

19. Russian crude oil tracker // Bruegel. 11.10.2023. URL: https://www.bruegel.org/dataset/russian-crude-oil-tracker

20. Россия более чем вдвое увеличила экспорт металлургического угля в Индию // Ведомости. 23.11.2023. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/10/23/1001892-eksport-metallurgicheskogo-uglya-v-indiyu

21. Экспорт российского энергоугля в Индию вырос в январе – апреле в 6 раз // Ведомости. 28.06.2023. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/06/29/982841-eksport-rossiiskogo-energouglya-v-indiyu-viros

22. World Energy Outlook 2023 // IEA. URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2023#downloads

23. These are the challenges facing India's net-zero target // World Economic Forum. 27.09.2022. URL: https://www.weforum.org/agenda/2022/09/net-zero-challenges-india-target

24. India Plans More Steel Products in Manufacturing Incentive Plan // Bloomberg. 22.06.2023. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-06-22/india-plans-more-steel-products-in-manufacturing-incentive-plan


(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся