Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Белогорьев

Зам. генерального директора Института энергетической стратегии

Дискуссия

Энергетика – одна из наиболее инерционных отраслей любой экономики, и соответственно она менее всего приспособлена к следованию политической конъюнктуре. Поэтому вероятность прямых, формализованных торговых санкций со стороны ЕС в отношении экспорта российских энергоресурсов я бы оценил как предельно низкую.

Если коротко: вектор не изменится, изменятся темпы движения. В 1970-1980-е гг. советские углеводороды были нужны Западной Европе по двум основным мотивам: 1) как экономическая составляющая разрядки (торговля вместо войны); 2) и как альтернатива Ближнему Востоку – наиболее проблемному тогда региону с точки зрения энергетической геополитики («нефтяные шоки» и пр.).

В 1990-е гг. и начале 2000-х гг. на энергетическую зависимость от России в Европе смотрели сквозь пальцы, во-первых, потому что была надежда, что Россия превратится во вторую Норвегию, т.е. в политически нейтральный энерго-сырьевой тыл ЕС (норвежский экспорт покрывает сейчас 24% внутреннего потребления газа в ЕС). Во-вторых, были настолько низкие цены на нефть, что нерентабельным было большинство проектов альтернативной энергетики в самой Европе. И, третье, не было выбора среди стран-экспортеров.

Алексей Белогорьев

Где-то к середине 2000-х гг. в ЕС окончательно осознали, что Россия не станет Норвегией. Одновременно с этим резко выросли цены на нефть (отсюда – расцвет ВИЭ), стали как грибы после дождя расти новые экспортеры СПГ и, что не менее важно, сам рынок ЕС достиг насыщения и прекратил рост (с 2006 г. и по сей день в ЕС стагнирует потребление газа и падает потребление нефти).

Очень кстати в это же время случился первый транзитный кризис на Украине (зима 2005-2006 гг.), многократно усиленный потом кризисом января 2009 г. Именно тогда было принято политическое решение постепенно снижать закупки российского газа. Почему такое внимание именно к газу? В силу принципиально большей по сравнению с нефтью и нефтепродуктами технологической сложностью быстрого переключения на другие источники поставок (электроэнергией в небольших объемах Россия торгует в ЕС только с Финляндией и Прибалтикой, поэтому она не играет большой роли).

Энергетика – одна из наиболее инерционных отраслей любой экономики, и соответственно она менее всего приспособлена к следованию политической конъюнктуре. Поэтому вероятность прямых, формализованных торговых санкций со стороны ЕС в отношении экспорта российских энергоресурсов я бы оценил как предельно низкую.

В силу этого проблемы энергетического сотрудничества между Россией и ЕС – это в большинстве случаев газовые проблемы, что оттеняет куда более благополучные и доверительные отношения в области поставок нефти, нефтепродуктов, угля, электроэнергии или участия европейских компаний (E.ON, Enel, Fortum) в российской электрогенерации.

Энергетика – одна из наиболее инерционных отраслей любой экономики, и соответственно она менее всего приспособлена к следованию политической конъюнктуре. Поэтому вероятность прямых, формализованных торговых санкций со стороны ЕС в отношении экспорта российских энергоресурсов я бы оценил как предельно низкую. Доля самого ЕС в экспорте составляет: по нефти и нефтепродуктам – около 88%, природного газа – 70%, угля – 50%. Любые сравнения с Ираном, против которого было вполне успешно в 2012-2013 гг. задействовано нефтяное эмбарго, бессмысленны: Иран в лучшие годы поставлял в ЕС примерно в четыре раза меньше нефти, чем Россия, не говоря уже о газе или угле. Это несопоставимые величины.

www.npr.org

Что будет? Будет медленное удушение. Собственно об этом и договорились главы ЕС на двухдневном саммите 21-22 марта 2014 года. Быстрого, простого и тем более дешевого решения для этого нет. Очевидно, что и дальше в ЕС будет расти электрогенерация на ВИЭ и угле, увеличиваться импорт СПГ, массово вводиться более энергоэффективное оборудование, возможно, даже пройдет частичная реабилитация ядерной энергетики и какое-то, хотя и ограниченное, развитие получит добыча сланцевого газа. Но всё это, во-первых, даст комплексный эффект не раньше чем к 2020-2025 гг., а во-вторых будет стоить дорого, и грозит существенно подорвать экономическую конкурентоспособность ЕС по сравнению, прежде всего, с США. А она в последние годы снизилась именно на фоне радикального дисбаланса цен на энергию на двух рынках. Достаточно вспомнить, что в 2013 г. средняя оптовая цена газа на Henry Hub в США составляла 133,1 долл./тыс. м3, а на NCG в Германии - 387,7долл., и так несколько лет подряд на фоне экономической депрессии.

Иными словами, России, на мой взгляд, стоит готовиться к далеко не быстрому, но последовательному сокращению импорта российских энергоресурсов (преимущественно газа и частично нефти) со стороны ЕС. Во всяком случае, я бы воспринимал эту угрозу как весьма серьезную. В сущности, это и есть санкции, но лишь сильно растянутые по времени. Для начала стоит, видимо, поставить крест на иллюзиях по поводу возможного увеличения объемов экспорта российского газа в ЕС, которые до сих пор, несмотря на все явные негативные сигналы, разделяет «Газпром». Естественно, ни при каком сценарии речь не идет о полном прекращении импорта российского газа или тем более нефти в сколь либо обозримой перспективе, но в долгосрочном плане (после 2025 г.) вполне можно ожидать его двукратного снижения, если экономические соображения в ЕС не возобладают над геополитическими.

России, на мой взгляд, стоит готовиться к далеко не быстрому, но последовательному сокращению импорта российских энергоресурсов (преимущественно газа и частично нефти) со стороны ЕС. В сущности, это и есть санкции, но лишь сильно растянутые по времени.

Что касается отношений России и Украины, то опять же быстро ничего не изменится. Украина и так уже в два раза сократила импорт российского газа (28 млрд м3 в 2013 г., с учетом реверсных поставок из ЕС, против 56,2 млрд м3 в 2008 г.). Дальше падать некуда, но и ожидать роста импорта на фоне отмены российских скидок тоже не приходится. Общий вектор, что при Ющенко, что при Януковиче, что при революционной власти один и тот же – постепенно всеми возможными способами снижать закупки российского газа. При этом нельзя исключать, что будет поднята плана за транзит (сейчас 3,4 долл. за 1 тыс. м3 на 100 км). Учитывая экономическое положение Украины, вполне вероятны зимние транзитные кризисы. Что будет с ГТС Украины – целиком зависит от того будет или не будет реализован «Южный поток». Что касается прочих энергетических активов Украины (НПЗ, угольные шахты, электроэнергетика), то их экономическая привлекательность, откровенно говоря, невысока, и очереди со стороны инвесторов нет. Поэтому вряд ли стоит ожидать серьезной дискриминации в отношении российских инвесторов (ЛУКОЙЛ, Роснефть и пр.). За исключением, пожалуй, допуска к приватизации НАФ «Нафтогаз Украины».

«Южный поток» - это как раз та и, возможно, единственная лакмусовая бумага, по которой уже в этом году станет понятно, насколько решительна позиция ЕС по сворачиванию энергетических связей с Россией (первая очередь газопровода должна быть введена в строй уже к декабрю 2015 г., а в 2013 г. началось строительство его сухопутных участков в России, Болгарии и Сербии). Вряд ли можно ожидать, что уже в 2013 г. ЕС заметно снизит импорт российского газа. А если в этом году или в следующем будут морозные зимы, то импорт может даже вырасти. Но это обманчивые сигналы. Единственное, что важно – это направление инвестиций.

Особенность «Южного потока» в том, что он почти не нацелен на новые рынки сбыта (в отличие от Nabucco и его последующих модификаций). Его основная цель – перенаправить транзитные потоки газа, идущие через Украину (по украинским данным, 86,1 млрд м3 в 2013 г. против 119,6 млрд м3 в 2008 г.) в обход нее. Перед ЕС сегодня стоит нетривиальный выбор: либо «похоронить» проект Южного потока с целью политической и экономической поддержки Украины, принимая при этом на себя риски вполне ожидаемых транзитных кризисов образца 2009 г. и проблему реконструкции украинской ГТС (даже по скромной оценке НАФ «Нафтогаз Украины», стоимостью не менее 5,3 млрд долл.), либо дать реализоваться проекту, избавив себя тем самым от этих рисков, но и существенно подорвав экономические положение Украины (в 2013 г. ее доход от транзита газа составил без малого 3,6 млрд долл.), а также допустив усиление позиций России на Балканах, прежде всего, в странах бывшей СФРЮ. Победит ли в данном случае экономический прагматизм или политическая целесообразность, пока можно только догадываться.

Перед ЕС сегодня стоит нетривиальный выбор: либо «похоронить» проект Южного потока с целью политической и экономической поддержки Украины, либо дать реализоваться проекту, избавив себя тем самым от этих рисков, но и существенно подорвав экономические положение Украины, а также допустив усиление позиций России на Балканах.

Единственное, я бы обратил внимание, что Еврокомиссия выступила с претензиями к «Южному потоку» за несколько месяцев до эскалации ситуации на Украине. В начале декабря 2013 г. она направила официальное письмо Правительству РФ с требованием пересмотра межправительственных договоров, заключенных в рамках реализации проекта с европейскими странами-транзитерами, а именно Австрией, Болгарией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией с целью их согласования с требованиями Третьего энергетического пакета. Т.е. тучи стали сгущаться над «Южным потоком», так же как и ранее над газопроводом OPAL (продолжением «Северного потока» в Германии), задолго до текущих событий. Крымский кризис лишь подлил масла в огонь.

Подготовила Дарья Хаспекова, программный координатор РСМД.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся