Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Леонид Исаев

К. полит. н., доцент департамента политологии и международных отношений НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, с.н.с. Института Африки РАН, эксперт РСМД

На данный момент наиболее противоречивые вопросы политической повестки дня Египта — это судьба бывшего президента Мубарака и его сыновей, а также будущее мирного договора с Израилем.

Наступление Арабской весны без преувеличения стало главным событием всей мировой политики уходящего 2011 г. Авторитарные режимы в странах Северной Африки, казавшиеся непоколебимыми, начали терпеть фиаско один за другим. Особое внимание в связи cэтим было приковано к Египту, ключевой стране ближневосточного региона.

Предпосылки

Если говорить о причинах, послуживших катализатором антиправительственных выступлений в Египте, то среди них можно выделить следующие. Первое — географическая уникальность этой страны: лишь 5 % территории (в первую очередь в дельте и долине Нила) пригодны для какой бы то ни было хозяйственной деятельности, остальные 95 % занимает пустыня.

Второе — вытекающая из вышеупомянутых географических характеристик демографическая особенность Египта: на территории в 50 тыс. кв. км проживают 85 млн чел., при ежегодном приросте населения в 2,1 %.

Третья причина — целый ряд экономических факторов, возникших вследствие перехода к политике интифах (открытых дверей) в 1970-е годы: рост цен, безработица, расслоение общества и маргинализация населения. По прошествии тридцати лет все это вкупе с демографическими особенностями вылилось в социально-экономический кризис. Улучшение ситуации последовало после того, как Кабинет министров, сформированный в 2004 г. под председательством Ахмеда Назифа, взял курс на привлечение инвестиций в страну. Стала наблюдаться устойчивая тенденция к снижению темпов прироста населения — с 1,88 % в 2005 г. до 1,78 % в 2009 г., что весьма актуально для Египта с населением 85 млн чел. Схожая тенденция наблюдается и в сфере занятости. За последние пять лет работы нового Кабинета процент безработных снизился с 11 % в 2005 г. до 9 % в 2010 г. Теперь этот показатель ниже, чем в таких странах, как Соединенные Штаты, Франция, ЮАР и Испания, и сопоставим с показателями в Дании и Италии.

Четвертое — политические особенности режима Хосни Мубарака в последнее десятилетие его правления. Политические реформы в Египте сильно отстали от экономических. Высокий уровень коррупции и традиционная египетская бюрократия явно не благоприятствовали развитию рыночных отношений в стране. Стабильность, установившаяся в Египте с конца 1990-х годов, плавно перешла в застой. Х. Мубарак не выполнил ни одного своего обещания, данного перед президентскими выборами 2005 г. Не было отменено чрезвычайное положение (с каждым годом полицейский произвол только усиливался), не был принят антитеррористический закон, не произошло и перераспределения власти между президентом, правительством и парламентом. И, конечно же, дали о себе знать последние парламентские выборы, по результатам которых на 486 (из 508) депутатов Народной Ассамблеи в египетские суды было подано около 1 500 жалоб. Таким образом, не оспоренными остались лишь 22 места в нижней палате парламента. Это при том, что на выборах практически не было иностранных наблюдателей. Многие политические партии, такие как Аль-Вафд, и вовсе отказались участвовать во втором туре выборов.

Пятое — мощное информационное развитие Египта, которое связано, в первую очередь, с развитием и распространением Интернета, создавшего для египетской образованной молодежи новые средства самоорганизации, и арабских спутниковых каналов, транслировавших оппозиционную режиму Мубарака точку зрения.

Наконец, во многом определяющим фактором послужил успех антиправительственных выступлений в Тунисе. «Жасминовая революция», результатом которой стали отставка правительства, роспуск парламента и, самое главное, бегство президента из страны, создала «арабский прецедент», заключающийся в том, что диктатора, находящегося у власти несколько десятков лет, можно свергнуть не только путем военного переворота, но и посредством народного восстания. Это, в свою очередь, дало мощнейший толчок нарастанию антиправительственных движений во всем арабском мире и, в первую очередь, в Египте [1].

Акторы

Что касается основных оппозиционных сил, проявивших себя в ходе антиправительственных выступлений в Египте, важно заметить, что они были представлены в большинстве своем молодыми безработными (как правило, закончившими либо продолжающими обучение в высших учебных заведениях страны). К ним сразу же присоединились две оппозиционные египетские партии: Аль-Гадд и Демократический фронт. Спустя несколько дней с момента начала революционных событий к протестному движению примкнули и представители старейшей мусульманской ассоциации «Братья-мусульмане». Несколько запоздалое вступление в антиправительственную борьбу «Братьев-мусульман» можно объяснить, во-первых, опасениями неудачного исхода противостояния, который был непредсказуем, и последующих репрессий со стороны Мубарака, во-вторых, опасениями восприятия революции в «зеленом цвете». Осознание того факта, что в авангарде египетской революции будут стоять исламисты, могло отпугнуть представителей ряда секулярных оппозиционных движений и вряд ли было бы позитивно воспринято Западом.

Вследствие своей молодости и, соответственно, относительной неопытности многие оппозиционные партии либерально-демократического толка были не в состоянии осуществить свои революционные идеи самостоятельно. Как минимум дважды решающую роль в успехе антиправительственных выступлений сыграли представители «Братьев-мусульман»: в организации «Пятницы гнева» и в отстаивании площади Ат-Тахрир 2 февраля 2011 г. при столкновении со сторонниками президента Мубарака.

Произошедшие 2 февраля столкновения послужили показателем наличия глубинных внутриэлитных противоречий в Арабской Республике Египет. Представленная армейской верхушкой «старая гвардия», явно недолюбливающая молодых сподвижников Гамаля Мубарака, равно как и его самого, заняла нейтральную позицию. Таким образом, стало очевидным, что президенту Х. Мубараку так и не удалось нивелировать конфликт между представителями армейского генералитета и своим сыном Гамалем, который в случае успеха на президентских выборах осенью 2011 г. мог бы стать первым египетским президентом, не являющимся выходцем из армейских кругов.

При этом важно отметить, что применительно к событиям в Египте начала 2011 г. нельзя говорить о какой бы то ни было борьбе элит, хотя бы из-за отсутствия в стране контрэлиты. Во-первых, у египетской оппозиции не было единого лидера. Во-вторых, участники антиправительственных выступлений не имели единой конкретной программы разрешения проблем, стоящих на повестке дня в Египте. Лозунги противников Мубарака сводились к популистским требованиям: «Народ уничтожит систему», «Мубарак, уходи!» и т. д.

Последствия

В результате передачи власти Высшему совету вооруженных сил Египта, возглавляемому сподвижником Х. Мубарака маршалом Хуссейном ат-Тантауи, египетская политическая система оказалась в зависимости от целого ряда конъюнктурных обстоятельств. Переходное армейское правительство не желало брать на себя ответственность по ключевым вопросам политической повестки дня. В свою очередь, потенциальные кандидаты в президенты стремились максимально отсрочить проведение парламентских и президентских выборов, с тем, чтобы эту ответственность все-таки взяло на себя нынешнее переходное правительство.

На данный момент наиболее противоречивыми вопросами, стоящими на политической повестке дня Египта и вызывающими наибольший диссонанс в обществе, являются вопросы о судьбе бывшего президента Мубарака, его сыновей Гамаля и Алаа, министра внутренних дела Хабиба аль-Адли, а также о судьбе мирного договора с Израилем, который был подписан президентом Анваром ас-Садатом в Кэмп-Дэвиде в 1979 г.

Число сторонников и противников судебных тяжб в отношении Мубарака примерно одинаково. Брать на себя ответственность за заведомо непопулярное в народе решение не хочет никто. Поэтому армия старается как можно скорее провести выборы и переложить ответственность на вновь избранного президента. А потенциальные кандидаты в президенты, как уже отмечалось, делают все возможное, чтобы армейское переходное правительство приняло решения по вышеупомянутым вопросам до оглашения результатов парламентских и президентских выборов.
Что касается дальнейших взаимоотношений с Израилем, то здесь складывается аналогичная ситуация. Несмотря на всеобщую ненависть к своему восточному соседу, примерно половина населения Египта выступает за поддержание мира в регионе.

Нынешняя ситуация в Египте напоминает «качели»: инициатива переходит из рук армии к оппозиционным силам и обратно. Доказательством этого служит перенос на 21 ноября 2011 г. выборов в нижнюю палату парламента, изначально запланированных на конец сентября (в проведении голосования именно в это время были заинтересованы «Братья-мусульмане» и армия). Таким образом, перенос выборов можно расценивать как небольшую победу оппозиционных партий светской ориентации. Все это затрудняет развитие нормального политического процесса и препятствует установлению стабильной политической системы в ключевом государстве региона.

1. Исаев Л.М. Демократическая зима в Северной Африке // Неприкосновенный запас. 2011. № 3.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся