Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Вахтанг Рчеулишвили

Председатель Экономического форума Грузии, политолог

Шеварднадзе всегда считал, что Грузия, находясь на стыке трех цивилизаций, вне зависимости от собственного цивилизационного выбора должна проводить именно многовекторную политику, чтобы превратить регион не в зону столкновения, а сотрудничества цивилизаций. В лице Шеварднадзе мы имели дело с выдающимся политиком, представителем политического реализма, опирающегося на цивилизационный подход к истории и политике.

Эдуарда Шеварднадзе нужно рассматривать в двух ипостасях: как политика мирового масштаба и национального уровня. Конечно, разделение условно, мы имеем дело с одним человеком, с одной сложившейся системой ценностей, но, тем не менее, необходимое. Так как международную политику и историю мира делают локальные цивилизации (империи прошлого) , а не национальные государства, тем более малые.

Исходная позиция для оценки обоих этих сфер деятельности  одна: Шеварднадзе на посту первого секретаря ЦК Компартии Грузии. Именно здесь проявились две основные цели Шеварднадзе как политика: реформировать советскую (социалистическую) систему (СССР) и сделать Грузию полноценным субъектом Советского Союза. Он хорошо понимал как недостатки системы, вызвавшие ее застой, неконкурентноспособность на международной арене  и, как следствие, агрессивность и непредсказуемость международной политики СССР, так и то, что именно в СССР Грузия обрела самую высокую форму автономной государственности, давшей ей возможность развития национальной экономики и культуры. Основные вехи этого этапа — индустриализация страны, экономические эксперименты для повышения производительности сельского хозяйства (абашский эксперимент по передачи земли в аренду успешным производителям-частникам, семейный подряд), защита грузинского языка, науки и культуры.  

Показательный пример этого периода — сорванная Шеварднадзе попытка лишения грузинского языка (и языков других республик) статуса государственного, предпринятая в новой редакции 75 статьи конституции СССР от 1979 г.  14 апреля 1978 г. в Тбилиси состоялась многотысячная студенческая демонстрация в защиту языка, к которой присоединился сам Шеварднадзе, вынес соответствующее обращение Верховного Совета Грузии к Конституционной комиссии и, несмотря на угрозы Москвы жестоко подавить демонстрацию, убедил Кремль сохранить государственный статус национального языка. Именно таким видел СССР Шеварднадзе — союзом государств и именно поэтому можно сказать, что еще в советское время он закладывал основы будущего  государственного устройства и СССР и Грузии. Это принципиальный вопрос. Политический реализм основывается не на красивых лозунгах братства народов, а на защите национальных интересов государств. Каждое  государство, тем более малое,  ищет сильных партнеров для совместного обеспечения безопасности и развития. Империи прошлого вписывались в эту схему — как правило, они строились на основе двусторонних обязательств: Центральное государство империи обеспечивало безопасность входящих автономий, а автономии платили за безопасность уступкой части суверенитета и собственных ресурсов (человеческих, финансовых, природных). Грузия большую часть своей истории провела именно в качестве такой автономии (за исключением периода ХIII в., когда сама была по определению Гумилева Великой державой и XIX в., когда полностью потеряла свою государственность в составе царской России). Так что солнце восходило для Грузии то на Востоке — в Иране , то на Юге — в арабском халифате, то на Западе (Рим, Византия, Турция) , то на Севере — в СССР. Целью Шеварднадзе отнюдь не был развал СССР и обеспечение эфемерной независимости Грузии. Наоборот — СССР он хотел видеть, как Союз равноправных демократических государств, а Грузию — таким государством. После Первой мировой войны Грузия отнюдь не стремилась к независимости, а мыслила себя автономией в демократической России. Лишь приход к власти большевиков и Брестский мир, развал Российской империи вынудили Грузию стать независимой (Империя в одностороннем порядке отказалась от ее защиты) и искать новых союзников среди западных стран. Так же было и в 1991 г. — Грузия в Беловежских соглашениях не участвовала. И также встала перед необходимостью искать новых союзников — естественно, также на Западе — для христианской страны другой альтернативы не существовало.  Так что оптимальным для Грузии была бы ситуация реформирования СССР по типу современного ЕС. Однако Москва и на этот раз не обеспечила безопасное развитие Грузии и, более того, использовала грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты в своих политических целях для восстановления влияния в Грузии, причем безо всяких гарантий восстановления ее территориальной целостности.

REUTERS/Gleb Garanich
Лейла Мачавариани:
Памяти Эдуарда Шеварднадзе

Эти попытки Шеварднадзе оказались безуспешными — СССР не смог реформироваться и просто развалился, а Грузия настолько увлеклась идеей независимости, что забыла о главном условии выживания малых государств — наличии сильных союзников, заинтересованных в их сохранении и выживании. Политика Гамсахурдиа, противопоставившего себя как России, так и Западу, чуть не привела к распаду грузинского государства. Шеварднадзе принял решение возвратиться в Грузию и принять деятельное участие в строительстве демократического грузинского государства. Он правда не сумел воспротивиться войне в Абхазии, но остановил ее в Южной Осетии. Обеспечил международное признание Грузии и фактически создал жизнеспособное грузинское демократическое государство. Он не смог наладить отношения с Россией, но, опираясь на свою концепцию балансирования между международными центрами силы, принял в качестве государственной стратегии разработанную экономическим форумом Грузии т.н. «крестообразную внешнеполитическую концепцию», подразумевающую западную ориентацию Грузии при сохранении партнерства с Россией. Т.е. проведение многовекторной сбалансированной политики.

Шеварднадзе всегда считал, что Грузия, находясь на стыке трех цивилизаций, вне зависимости от собственного цивилизационного выбора должна проводить именно многовекторную политику, чтобы превратить регион не в зону столкновения, а сотрудничества цивилизаций. Реальный пример — грузинско-азербайджанские отношения.

Сваливать неуспех многовекторной политики Шеварднадзе только на неуступчивую политику России нельзя. США в первые годы после развала СССР проводили однополюсную политику, что и вызвало недовольство всех остальных цивилизаций, даже в Европе. Лишь после русско-грузинской войны стало ясно, что альтернативой двухполюсному миру является многополюсный, а не однополюсный мир. США освободились от этой политической эйфории лишь при Обаме.
Одним словом, в лице Шеварднадзе мы имели дело с выдающимся политиком, представителем политического реализма, опирающегося на цивилизационный подход к истории и политике. Его можно считать одним из отцов-основателей, как Грузинского государства, так и объединенной Германии (Европы), а также российских политических реформ.

 

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся