Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сэм Нанн

Сопредседатель Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI), сенатор США (1972–1996)

Экс-сенатор и сопредседатель фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» Сэм Нанн призывает восстановить двусторонние связи между Россией и США и усовершенствовать механизмы, снижающие вероятность возникновения недоразумений между НАТО и Россией в военной сфере. Необходимо объединить усилия и исключить возможность появления у Исламского государства ядерного или радиологического оружия.

Экс-сенатор и сопредседатель фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» Сэм Нанн призывает восстановить двусторонние связи между Россией и США и усовершенствовать механизмы, снижающие вероятность возникновения недоразумений между НАТО и Россией в военной сфере. Необходимо объединить усилия и исключить возможность появления у Исламского государства ядерного или радиологического оружия.

Совместная конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» «Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и гипертерроризм», 1 декабря 2015 года.

Замечания бывшего сенатора Сэма Нанна, сопредседателя фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы»

Основные задачи фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» заключаются в контроле над ядерными вооружениями и предотвращении гипертерроризма – и мы рады возможности провести эту совместную с Люксембургским форумом конференцию.

 

Нам нужно многое обсудить и принять решения по целому ряду вопросов:

  • Мы видим углубляющееся с каждым днем недоверие между руководителями и народами США и России – недоверие, ставящее под угрозу перспективы нашего дальнейшего сотрудничества.
  • Жесткая, безответственная риторика распространяется и на вопросы, связанные с ядерными вооружениями.
  • Отсутствуют согласованные планы и взаимоприемлемая повестка дня, необходимые для определения дальнейших шагов по контролю над ядерными вооружениями и снижению уровня риска.
  • И американские, и российские эксперты по контролю над вооружениями устраняются из этого процесса, покидая свои посты и отходя от дел. Вместе с ними уходит накопленные в течение десятилетий знания и опыт – восполнить эту потерю будет очень трудно.
  • Запасы ядерного оружия наших стран действительно сократились, однако с тех пор как кончилась холодная война, отношения между Соединенными Штатами и Россией еще никогда не достигали такого градуса напряженности.
  • Вне всякого сомнения, сильнейший удар по американо-российским отношениям, равно как и по сотрудничеству в евроатлантическом регионе нанес украинский кризис.
  • Все это привело к обострению политической напряженности, введению экономических санкций и даже создало угрозу военной конфронтации между Западом и Россией. Риск эскалации конфликта – намеренной или ненамеренной – возрос во много раз. В регионе сложилась исключительно опасная ситуация, усугубляемая высокой концентрацией обычных и ядерных вооружений. На настоящий момент к числу последствий можно отнести гражданскую войну в Сирии, сбитый российский самолет и отсутствие какой бы то ни было координации в борьбе с ИГИЛ.

Сегодня нам необходимо ответить на несколько очень важных вопросов:

  • Способны ли наши лидеры осознать тот факт, что в ядерной войне не может быть победителей?
  • Способны ли наши лидеры осознать, что наши двусторонние отношения могут строиться только на основе стратегической стабильности?
  • Способны ли наши лидеры договориться о сотрудничестве, базирующемся на общих интересах – таких как ядерная безопасность и борьба с радикальным экстремизмом?
  • И, наконец, способны ли наши лидеры отказаться от логики холодной войны, основанной на принципе «кто кого», ради обеспечения взаимной безопасности и ликвидации наиболее серьезных факторов риска?

Я бы добавил к этому списку еще один вопрос: способны ли наши лидеры и наши граждане признать, что человечество вступило в новую эру, когда национальные государства больше не обладают монополией на оружие массового поражения и тотального разрушения? Суть момента заключается в том, что все мы являемся участниками грандиозной гонки между сотрудничеством и катастрофой, причем сотрудничество, судя по всему, не стоит на месте, а удаляется от нас.

Всем понятно, какое множество проблем нам предстоит решить. Как я намерен показать в течение ближайших двух дней, нам не следует углубляться в выяснения, «кто виноват», – главное понять, «что делать».

Хотелось бы поделиться некоторыми соображениями относительно того, какие первоочередные шаги следует предпринять Соединенным Штатам и России, чтобы снизить уровень риска:

  • Во-первых, следует убедить наших высокопоставленных чиновников отказаться от угрожающей риторики и безответственных апелляций к ядерному оружию и впредь строить общение исходя из принципа взаимного уважения. В противном случае мы встанем на путь, который может привести только к дальнейшей эскалации напряженности и повышению уровня риска. Руководители наших государств должны осознать, что бездумная и самонадеянная риторика создает атмосферу, усугубляющую взаимное непонимание и превратное толкование намерений друг друга, в том числе и по отношению к действиям военных структур.
  • Во-вторых, Соединенным Штатам и России необходимо восстановить и укрепить каналы двусторонней связи. Мы больше не имеем права относиться к диалогу как к предмету торга. «Вы нас разозлили и будете за это наказаны – мы с вами больше не разговариваем» – это не тот тон, в котором должны разговаривать две страны, контролирующие 90% мировых запасов ядерного оружия и сырья. И наше военное руководство, и представители спецслужб, и члены совета НАТО-Россия обязательно должны вести непрерывный конструктивный диалог.
  • В-третьих, США, НАТО и Россия должны сообща работать над усовершенствованием механизмов, снижающих вероятность возникновения недоразумений между НАТО и Россией в военной сфере. Инцидент с российским самолетом, сбитым на прошлой неделе Турцией, можно считать отрезвляющим предупреждением, которое должно заставить нас срочно заняться разработкой инструментария, позволяющего свести к минимуму риск случайных столкновений между авиацией НАТО и военно-воздушными силами России. То же относится и к военным флотам обеих сторон.
  • В-четвертых, Соединенным Штатам и России следует согласовать меры по укреплению взаимного доверия, включая и те из них, которые предусмотрены ныне уже неактуальным Договором об обычных вооруженных силах в Европе. Это позволит укрепить стратегическую стабильность и снизить риск взаимных недоразумений, в том числе и за счет обеспечения диалога между военными ведомствами. Необходимо также активизировать работу центров по уменьшению ядерной опасности, основанных нами в прошлые десятилетия.
  • И наконец, Соединенным Штатам и России пора объединить усилия в борьбе с ИГИЛ. Эта структура угрожает важнейшим национальным интересам обеих наших стран. В частности, долг России и Америки сообща исключить возможность появления у ИГИЛ ядерного или радиологического оружия. Для этого необходимо восстановить сотрудничество между Соединенными Штатами и Россией в области ядерной безопасности, обеспечив обмен разведданными между двумя правительствами: только таким путем можно обнаружить и искоренить незаконный оборот ядерных материалов, в том числе и тех, которые могут использоваться для изготовления «грязной» бомбы.

Я очень рассчитываю на то, что в течение ближайших двух дней мы проведем плодотворное обсуждение этих наболевших вопросов.

Источник: NTI

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся