Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД

Выступление Президента России на юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стало одним из самых обсуждаемых событий, вызвавшим целую лавину комментариев со стороны политиков,журналистов и экспертов. Кому-то выступление понравилось, у кого-то вызвало раздражение. Одни сочли его избыточно жестким по отношению к Западу, другие, напротив, расценили выступление как приглашение к диалогу.

Выступление Президента России на юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стало одним из самых обсуждаемых событий, вызвавшим целую лавину комментариев со стороны политиков,журналистов и экспертов. Кому-то выступление понравилось, у кого-то вызвало раздражение. Одни сочли его избыточно жестким по отношению к Западу, другие, напротив, расценили выступление как приглашение к диалогу.

Во множестве разнообразных и противоречивых откликов на выступление Президента России, на мой взгляд, как-то потерялась очень важная составляющая этого выступления. Конечно, проблемы Сирии и угроза со стороны международного терроризм, трагедия беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки и продолжение кризиса на Украине -все эти вопросы находятся в центре внимания международного сообщества. Однако выступление В.Путина не свелось к изложению взглядов России на конкретные текущие проблемы мировой политики.

В отличие от многих других выступающих с трибуны Генеральной Ассамблеи, российский лидер четко и недвусмысленно поставил принципиальный вопрос о назревшей необходимости восстановить управляемость в мировых делах. Ведь и Сирия, и ИГИЛ, и беженцы, и даже ситуация на Украине - все это, в конечном счете, симптомы гораздо более глубокой и глобальной проблемы - усиления элементов нестабильности и хаоса в мировой политике, эрозии старого мирового порядка при отсутствии согласия о том, на какой основе строить новый миропорядок.

Знаменательно, что В.Путин начал свое выступление со ссылки на Ялтинскую встречу лидеров антигитлеровской коалиции и на создание Ялтинской системы международных отношений после окончания Второй мировой войны. Сегодня эту систему модно ругать как недемократичную, негибкую и несправедливую; такая критика имеет под собой веские основания. Но нельзя отрицать и того, что эта система (включавшая в себя,в том числе, и создание Организации Объединенных Наций) во многом позволила уберечь человечество от нового глобального конфликта, договориться о взаимоприемлемых правилах игры в мировой политике, не допустить эскалации многочисленных региональных конфликтов и кризисов.

После окончания холодной войны, когда появился уникальный исторический шанс совместно выстроить новую систему международной безопасности, Соединенные Штаты и их союзники предприняли попытку навязать миру свой порядок за счет механического расширения своих институтов, созданных в другую эпоху и для других целей. В результате за два десятилетия прежнюю, Ялтинскую систему фактически разрушили, но ничего нового на ее месте построить так и не смогли. И сегодня мир все быстрее катится к хаосу, который угрожает уже не только отдельным государствам или регионам, но и всему международному сообществу. Когда российский Президент с трибуны ООН говорит об опасности "обрушения всей архитектуры международных отношений", то это отнюдь не риторический прием и не полемическое преувеличение - это трезвая констатация сегодняшнего тревожного положения дел в мире.

Выступление В.Путина, однако, не свелось к данной констатации и к общим призывам восстановить управляемость международной системы. Оно включило в себя и целый ряд принципов, на которых можно и нужно строить эту работу, а также задач, которые нужно решать в первую очередь. Хотелось бы привлечь внимание к этим важнейшим принципам и задачам, - в своей совокупности они составляют то, что можно охарактеризовать как Доктрину Путина.

Во-первых, восстановление управляемости по силам только всему международному сообществу и требует совместных усилий. Прошедшие два десятилетия наглядно продемонстрировали несостоятельность попыток строительства нового миропорядка силами и в интересах "клуба избранных", какие бы названия этот клуб ни носил - НАТО, "Большая Семерка" или "коалиция единомышленников". Обсуждение должно начаться в рамках ООН как единственной универсальной и безоговорочно легитимной глобальной организации. Это позволит, помимо всего прочего, и вдохнуть новую жизнь в ООН путем ее продуманного реформирования.

Во-вторых, новый мировой порядок должен базироваться на безусловном уважении суверенитета всех стран - больших и малых, богатых и бедных, на Западе и на Востоке. "Двойные стандарты" в этой области оказываются той ржавчиной, которая неизбежно будет разъедать конструкции нового мирового порядка, какими бы прочными они ни казались. В.Путин обратил внимание на необходимость восстановления универсального значения и единообразного понимания базовых понятий международного права, без чего говорить о единой системе мировой политики вряд ли возможно.

В-третьих, вопросы безопасности сегодня невозможно отделить от вопросов развития - как на региональном, так и на глобальном уровне. Самая яркая иллюстрация этого единства - нынешней миграционный кризис, в основе которого лежат не только международный терроризм и гражданские войны, но и многочисленные острые социально-экономические проблемы многих стран Ближнего Востока и Африки. Новый мировой порядок должен включать в себя набор международных режимов, способных эффективно регулировать на глобальном и региональном уровнях управление ресурсами - сырьевыми и энергетическими, водными и продовольственными, информационными и человеческими. Подобно тому, как безопасность в мире XXI века не может быть односторонней или эксклюзивной, экономическое развитие и социальная гармония так же не могут быть ограничены территорией отдельных стран или регионов.

В-четвертых, российский Президент подчеркнул срочность задачи восстановления управляемости современного мира. Мир приближается к "точке невозврата", за которой обратить вспять процессы дестабилизации будет очень трудно, если вообще возможно. Продолжение накопления кризисных ситуаций, дальнейшая фрагментация мирового пространства безопасности и развития, сознательный или неосознанный уход от назревших, пусть и болезненных решений, преследование сиюминутных интересов и целей, - все это способно привести к трагическим последствиям. Причем масштаб этих последствий будет таким, что на их фоне многие нынешние разногласия и противоречия покажутся мелкими и малозначащими.

Драматические события, происходящие сегодня на Ближнем Востоке, можно расценить как последнее предупреждение ответственным политикам ведущих стран мира. Не случайно В.Путин сравнил задачу создания антитеррористической коалиции для борьбы с исламским государством по своим масштабам с задачей формирования антифашистской коалиции в годы Второй мировой войны. Тогда совместными усилиями столь разных государств удалось не только уничтожить фашистскую Германию, но и сформировать основы послевоенного мироустройства, на которых держался мир всю вторую половину ХХ столетия. Сейчас перед международным сообществом стоит сопоставимая задача: совместно победить в борьбе с исламским государством, что должно стать мощным импульсом для укрепления основ международной безопасности в целом.

Впервые опубликовано в Российской газете

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся