Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Камкин

К.филос.н., в.н.с. Центра германских исследований Института Европы РАН, эксперт РСМД

Ежегодно 8 мая в Германии отмечается как день освобождения от национал-социалистической диктатуры. Население страны чтит память о миллионах жертв одного из самых кровавых режимов в истории человечества, вошедшего в историю механизацией уничтожения людей и «банализацией зла», как охарактеризовал гитлеровскую диктатуру историк Ойген Когон.

Ежегодно 8 мая в Германии отмечается как день освобождения от национал-социалистической диктатуры. Население страны чтит память о миллионах жертв одного из самых кровавых режимов в истории человечества, вошедшего в историю механизацией уничтожения людей и «банализацией зла», как охарактеризовал гитлеровскую диктатуру историк Ойген Когон [1].

В России же и в странах, освобожденных от немецкой оккупации, день 8 или 9 мая воспринимается как день великой победы в самой страшной войне ХХ века, унесшей только в нашей стране более 27 миллионов жизней. Что же несет в своей смысловой нагрузке 8 мая для современных немцев, деды которых тоже воевали, но по другую сторону окопов?

Несмотря на прошедшие с майских дней 1945 года 70 лет, восприятие дня 8 мая в Германии отличается различными оттенками. На это есть немало исторических причин. С одной стороны, в течение более 40 лет, когда Германия была разделена на ФРГ и ГДР, и граница двух систем с ее ожесточенной информационной войной пролегала между двумя немецкими государствами, восприятие дня победы над национал-социализмом было различным. ГДР, будучи если не страной-победительницей в подлинном смысле в отличие от Польши или Югославии, воины которых сражались против нацизма бок о бок с бойцами Красной Армии, тем не менее своим участием в социалистическом блоке и Варшавском договоре прошла своего рода социалистическую реабилитацию от нацистского прошлого. Активисты коммунистической партии, боровшиеся против гитлеровской диктатуры, например, Эрнст Тельман и многие другие, были возведены до уровня национальных героев, а Советский Союз и Красная Армия считались освободителями страны, давшими немецкому народу в ГДР новую жизнь и новые возможности.

В течение более 40 лет, когда Германия была разделена на ФРГ и ГДР, восприятие дня победы над национал-социализмом было различным.

В ФРГ же, образованной из западных зон оккупации, программа денацификации протекала в ином ключе, и главными освободителями считались англо-американские войска, а не Красная Армия. Ситуация усугублялась начавшимся почти сразу после раздела Германии ожесточенным противостоянием Востока и Запада, в ходе которого пропагандистская машина Вашингтона и Бонна приписывала Советскому Союзу образ оккупанта, поработившего половину Европы и установившему режим, не сильно отличающийся от гитлеровского. Подобные образы врага любят распространять западные пропагандисты в наши дни, словно доставая старые клише и образы из ящиков с нафталином.

Следует также отметить такой болезненный для миллионов жителей Германии момент, как изгнание миллионов этнических немцев с территорий, утерянных Германией после 1945 г.

Дуализм освобождения, пришедшего с Запада и с Востока, оказался не полностью изжитым и в наше время. На стороне СССР / России есть большое нравственное преимущество. Следуя обязательствам по договору об объединении Германии, Россия полностью вывела свои войска с территории Германии. Англо-американцы же остались, осталось их ядерное оружие, как показал недавний скандал, именно с территории Германии на базе в Раммштайне ведется дроновая война в Пакистане, Афганистане, Ираке, жертвой которой, помимо террористов, становятся тысячи мирных жителей. Таким образом, последствия холодной войны и послевоенного раздела Германии преодолены не полностью, что накладывает безусловный отпечаток на восприятие немцами событий мая 1945 г.

REUTERS/Ian Langsdon/Pixstream
Евгения Обичкина:
8 мая по-французски: «Праздник Свободы
и Мира»

В этой связи следует также отметить такой болезненный для миллионов жителей Германии момент, как изгнание миллионов этнических немцев с территорий, утерянных Германией после 1945 г. – Силезии, Западной и Восточной Пруссии, Судетов, Эльзаса и Лотарингии. Изгнание с тех территорий зачастую сопровождалось убийствами, грабежами. Народы Европы, несколько лет терпевшие нацистскую оккупацию, вымещали злобу на людях, которые в основной своей массе не имели ничего общего с гитлеровской диктатурой и были виноваты лишь в том, что они немцы. Воспоминания о тех событиях, равно как и о депортации советских немцев в Сибирь и Казахстан, живы у потомков жертв и также подмешиваются в общую картину восприятия 8 мая. Для многих немцев это праздник действительно со слезами на глазах, только не со слезами счастья.

Однако для сотен тысяч оставшихся в живых узников нацистских концлагерей – евреев, участников ангитилеровского сопротивления – день 8 мая стал по-настоящему вторым днем рождения, ибо освобождение для этих людей означало выживание в буквальном смысле. Память об узниках нацистских лагерей – один из основополагающих моментов исторического воспитания в современной Германии.

Память об узниках нацистских лагерей – один из основополагающих моментов исторического воспитания в современной Германии.

Следует заметить, что обширная программа денацификации, проходившая с 1945 г. и не окончившаяся и по сей день (несмотря на разные идеологические формы, которые она приняла в ФРГ и ГДР), сформировала совершенно новый тип немцев. Стали ли они лучше или хуже прежних? С одной стороны, современное немецкое общество стало более открытым, миролюбивым и терпимым. Образ Германии в мире стал положительным. С другой, целившись в Гитлера и его диктатуру, создатели новой картины истории порой попадали в немецкую историю в самом широком контексте, что привело к тому, что такие исторические фигуры, как Фридрих Великий, Отто фон Бисмарк, Шарнхорст, Гнайзенау и другие косвенно ассоциируются с нацистской диктатурой, воспринимаясь многими «бундесбюргерами» как некие отдаленные предтечи национал-социализма или в лучшем случае как бесконечно чуждые современным реалиям отголоски прошлого. Таким образом, был сформирован новый тип немца и восприятие гражданами Германии 8 мая следует понимать в этом контексте.

Был сформирован новый тип немца и восприятие гражданами Германии 8 мая следует понимать в этом контексте.

Можно с уверенностью утверждать, что сегодня Германия уже преодолела историю. Реваншизм – удел политических маргиналов, а интерес, проявляемый некоторыми немцами к истории Второй мировой войны, в частности к истории Вермахта и Ваффен СС, вызывает повышенное внимание правоохранительных органов. Немцы в массе своей стыдятся 12 позорных лет своей истории и делают все возможное, чтобы те события не повторились. День 8 мая для современной Германии – это день преодоления истории, день преодоления самих себя, день переосмысления и день переоценки [2].

1. Kogon, Eugen. Der SS-Staat, das System der deutschen Konzentrationslager. Frankfurt/Main: Verlag der Frankfurter Hefte; München: K. Alber, 1946

2. http://lpb-bw.de/kriegsende_1945.html

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся