Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.47)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Ольга Кулькова

К.и.н., старший научный сотрудник Центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики африканских стран Института Африки РАН

Россия возвращается в Африку. Это свершившийся факт, это новая значимая тенденция российской внешней политики последних двух десятилетий. Наша страна может многое предложить динамично развивающемуся континенту. Речь прежде всего идет о политическом сотрудничестве и дипломатических связях, поддержке африканских позиций в рамках многосторонних форумов. Огромный потенциал лежит в направлении развития экономических связей.

Россия оказывает Африке важное содействие в сфере миротворчества и безопасности. Кроме того, Москва демонстрирует традиционно дружественное отношение к африканским партнерам, а также стремление развивать межкультурные, человеческие связи с африканскими странами.

В фокусе российской дипломатии — весь континент. Однако есть страны Африки, с которыми сотрудничество развивается особенно активно.

Следует отметить, что в основном взаимодействие России с африканскими странами осуществляется на двусторонней основе, однако поддерживаются контакты и с африканскими региональными интеграционными объединениями и панафриканской организацией — Африканским союзом.

Как российские, так и западные эксперты солидарны в том, что сейчас разворачивается новая «схватка за Африку». Ее основными участниками являются США, Китай, ЕС (как блок государств, так и страны по отдельности). В качестве игроков второго эшелона можно рассматривать Бразилию, Индию, Турцию, Иран, Южную Корею, страны Залива.

Представляется, что нашей стране не близка сама идея участия в какой-либо «схватке». Россия неоднократно подчеркивала свою готовность к взаимодействию с другими партнерами в Африке. К сожалению, реалии таковы, что на африканском континенте на данном историческом этапе действительно присутствует серьезная конкуренция внешних партнеров по многим направлениям.

Активизация взаимодействия РФ с Африкой вызывает серьезную озабоченность западных партнёров континента, хотя, например, по объёму торгово-экономического взаимодействия с Африкой Россия уступает практически всем вышеперечисленным игрокам. Корме того, у нашей страны нет столь масштабных финансовых и экономических возможностей для реализации своей политики на континенте, которые есть, к примеру, у Китая.

Следует учитывать три ключевых момента:

  • Практически все африканские страны стремятся проводить многовекторную внешнюю политику, гибко взаимодействуя с теми внешними игроками, которые предоставляют наиболее привлекательные условия сотрудничества.
  • Россия имеет точно такое же право, что и другие международные акторы, развивать свои отношения с африканскими партнёрами. К сожалению, за рубежом так считают не все.
  • Африканские государства обладают суверенным правом предлагать России сотрудничество и развивать его, что бы об этом ни думали их прочие внешнеполитические партнеры.

Полагаю, наша страна могла бы сотрудничать с другими странами в Африке в работе над теми или иными проектами, но для этого нужна их практическая заинтересованность и добрая воля. Определенные сигналы заинтересованности с их стороны наблюдаются, однако пока неясно, как это будет реализовано на практике.

В завершение следует отметить, что потребности Африки в сфере человеческого развития, выстраивания новой инфраструктуры, развития промышленности и создания новых рабочих мест столь велики, что неизбежно требуется и приветствуется объединение усилий внешних партнеров. Работа найдется для всех заинтересованных сторон. Необходимости в «схватке» нет, не хватает стратегического видения и готовности к переговорам.

Россия просто следует своим курсом, стремясь укреплять свои традиционно дружественные отношения с Африканским континентом. Грядущий саммит «Россия – Африка» более отчетливо обозначит приоритеты российской африканской политики, в том числе для наших западных партнеров, и возможно, заложит основу для новых переговоров и дебатов о возможностях сотрудничества на континенте.


Россия возвращается в Африку. Это свершившийся факт, это новая значимая тенденция российской внешней политики последних двух десятилетий. Наша страна может многое предложить динамично развивающемуся континенту. Речь прежде всего идет о политическом сотрудничестве и дипломатических связях, поддержке африканских позиций в рамках многосторонних форумов. Огромный потенциал лежит в направлении развития экономических связей.

Россия оказывает Африке важное содействие в сфере миротворчества и безопасности. Кроме того, Москва демонстрирует традиционно дружественное отношение к африканским партнерам, а также стремление развивать межкультурные, человеческие связи с африканскими странами.

Современная Африка — это действительно континент новых возможностей. Страны Африки в экономическом плане развиваются достаточно успешно — многие экономики южнее Сахары в период 2000–2013 гг. в среднем демонстрировали темпы прироста ВВП в 5,2%. Отдельные африканские страны даже получили прозвище «африканских львов» по аналогии с «азиатскими тиграми». Быстрыми темпами растет на континенте прослойка среднего класса. Это означает рост потребления, что повышает спрос, в том числе и на российские товары и услуги. Россия также заинтересована в тех важнейших для развития промышленности и инновационных технологий минералах, по которым у нашей страны есть дефицит. Добывать такие ресурсы в Африке экономически выгодно.

В фокусе российской дипломатии — весь континент. Однако есть страны Африки, с которыми сотрудничество развивается особенно активно.

Следует отметить, что в основном взаимодействие России с африканскими странами осуществляется на двусторонней основе, однако поддерживаются контакты и с африканскими региональными интеграционными объединениями и панафриканской организацией — Африканским союзом.

Торговля и экономика, инвестиции

Торговле России со странами Африки в последние годы присуща позитивная динамика. По данным ФТС России, товарооборот между Россией и Африкой в 2017 г. составил 17,4 млрд долларов, а в 2018 г. — уже 20,4 млрд долларов. Торгово-экономические отношения наиболее развиты у России со странами Северной Африки, однако в последние годы нарастает объем товарооборота и со странами, расположенными к югу от Сахары.

Крупнейшими торговыми партнерами России в Африке являются Египет, Алжир, Марокко и ЮАР. Особенно быстро растет торговый обмен с Алжиром.

Однако в недавнее время демонстрируется положительная торговая динамика как минимум с половиной стран африканского континента — особенно серьезно с Эфиопией, Камеруном, Анголой, Суданом и Зимбабве. Важными партнерами также являются Намибия, Нигерия, Ангола, Мозамбик, Руанда и Гвинея.

РФ поставляет в африканские страны широкую номенклатуру товаров, среди которых можно отметить продукты нефтепереработки, химикаты, удобрения, продукцию машиностроения, станки.

Во взаимном товарообороте важное место занимает сельскохозяйственная продукция. Россия в больших объемах поставляет пшеницу в Марокко, ЮАР, Ливию, Кению, Судан, Нигерию и Египет. Многие африканские страны (Египет, Кот-д'Ивуар, Бенин, Нигерия, Гвинея-Бисау, ЦАР, Гвинея, Буркина-Фасо, Мали) увеличивают объемы поставляемых в Россию фруктов и овощей. Этому способствует то, что РФ наложила контрсанкции на ряд продуктов из стран Европейского союза.

Африка становится своего рода «рынком будущего» для поставок российского зерна и сельхозтехники. Это очень перспективное направление, учитывая стремление африканских стран к полному искоренению проблемы голода (“zero hunger”) и более продуктивному освоению большого количества неосвоенной земли, все еще присутствующей на континенте.

Аграрный бизнес за рубежом проявляет интерес ко всем ключевым позициям сельхозтехники, производимой в России, и ее экспорт растет. Это связано с тем, что в России появились совершенно новые, уникальные разработки, а качество российских агромашин вышло на новый уровень. Российские производители такой техники рассматривают Северную Африку и Ближний Восток, а также Южную Америку в качестве новых многообещающих рынков.

Крупные российские компании активно инвестируют в африканские страны. Приоритетными сферами для инвестирования являются энергетика и добыча полезных ископаемых (например, Россия участвует в освоении второго по величине в мире платинового месторождения «Дарвендейл» в Зимбабве, что может сделать нашу страны мировым лидером на рынке платины), инфраструктура, транспорт, производство, а также сельское хозяйство.

С целым рядом африканских стран госкорпорация «Росатом» подписала соглашения о сотрудничестве в сфере развития атомной энергетики (Египет, Судан, Замбия, Марокко, ЮАР, Республика Конго и др.). Несколько стран (Судан, Сенегал) выразили заинтересованность в осуществлении совместных с Россией проектов в нефтяной и газовой сферах. В 2018 г. президент Сенегала Маки Саль на встрече с В. Путиным отметил, что его страна обладает большими запасами газа и нефти, и выразил желание в том, чтобы Россия оказала содействие в оценке данных ресурсов, а также в целом в овладении технологиями освоения упомянутых месторождений.

Впрочем, и средний российский бизнес также находит свои ниши в африканских странах. Например, компания «Лисма» из Мордовии создала совместное предприятие в Бурунди по производству ламп и уличных светильников, которые будут поставляться на весь восточноафриканский рынок. В Сенегале с 2015 г. заработал запущенный российскими частными инвесторами рыбоперерабатывающий завод Atlantic — самое крупное производство такого типа в Западной Африке.

Важно то, что Россия стремится не только осваивать полезные ископаемые в африканских странах, но и содействует развитию в Африке собственной промышленности и инфраструктуры, созданию новых рабочих мест.

Прекрасным примером на этом направлении является создание Российской промышленной зоны (РПЗ) в Египте. Это первый инфраструктурный проект такого рода, реализуемый Российским экспортным центром. Планируется, что РПЗ станет форпостом для продвижения российских товаров и услуг в африканском регионе. Ее деятельность должна содействовать росту экономик России и Египта.

Более того, российские компании несут социальную ответственность, поддерживая проекты развития в тех африканских странах, где они осуществляют свою деятельность. Например, Россия и компания РУСАЛ с 2014 г. оказывают поддержку Гвинее в борьбе с лихорадкой Эбола, благодаря чему удалось добиться значимых результатов и остановить распространение эпидемии в стране. В разгар эпидемии Эболы компания построила в стране специальный медицинский центр, не имеющий аналогов в регионе Западной Африки по уровню использования высоких технологий и современного оборудования. Центр содействовал вакцинации и лечению гвинейцев, а также стал платформой для изучения и профилактики инфекционных заболеваний в Гвинее и подготовки национальных специалистов-эпидемиологов.

Вместе с тем, несмотря на очевидные успехи в развитии торговли с Африкой и в наращивании инвестиций на континент, многое еще предстоит сделать. Россия значительно уступает странам Запада и Китаю в экономическом проникновении на «черный континент». Для того, чтобы даже не «догнать», а хотя бы немного сократить отставание по объемам товарооборота, потребуется как минимум десятилетие упорной работы по практическому развитию торгово-экономических связей с африканскими странами. Важным элементом в такой работе является создание новых межправительственных комиссий и деловых советов с теми странами Африки, с которыми пока нет такого формата сотрудничества, и активизация деятельности имеющихся.

Военно-техническое сотрудничество

Необходимости в «схватке» нет, не хватает стратегического видения и готовности к переговорам.

В последние годы Россия заключила с целым рядом африканских государств новые соглашения о военно-техническом сотрудничестве, взаимодействии в сфере безопасности и борьбы с терроризмом.

В июне 2019 г. министр иностранных дел России Сергей Лавров на экономической конференции «Россия–Африка» отметил: «Россия как по двусторонним каналам, так и в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН продолжает поддерживать африканских друзей в их борьбе с терроризмом, преступностью, другими трансграничными угрозами. Вносим вклад в усилия по урегулированию кризисов и конфликтов на континенте на основе сформулированного в Африканском союзе принципа: африканским проблемам — африканское решение».

Россия оказывает также гуманитарное содействие тем странам континента, которые поражены кризисами или военными конфликтами, подверглись негативному воздействию природных катаклизмов и пандемических заболеваний. В российских учебных заведениях за счет государственного бюджета осуществляется подготовка африканских кадров по линии министерства обороны, правоохранительных органов, служб безопасности, а также в области миротворчества.

Россия традиционно занимала значимое место на африканском рынке вооружений. В последние годы объемы поставок российского оружия в Африку росли, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны других внешних игроков и западные санкции. Это происходило во многом благодаря успехам военной операции ВКС в Сирии, проведению многочисленных учений, а также международных оборонных форумов, в ходе которых Москва традиционно представляет обширную экспозицию, включая ранее не представленные новинки.

В июне 2019 г. прошел ежегодный Международный военно-технический форум «Армия-2019». Одна из его главных задач — развитие военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. С каждым годом форум посещает все больше делегаций из стран африканского континента. На этой площадке часто заключаются новые контракты на поставки российских вооружений, подписываются соглашения о военно-техническом сотрудничестве, взаимодействии в сфере безопасности. На форуме «Армия-2018» были заключены соглашения о военном сотрудничестве с Бурунди, Буркина-Фасо и Ботстваной.

В сентябре 2018 г. директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Д. Шугаев отметил, что Россия осуществляет военно-техническое сотрудничество с более чем 40 странами Африки южнее Сахары. Африканское направление – один из приоритетов для России в этой сфере, поскольку в Африке присутствует значительное количество вооружения и военной техники советского производства, поставленных в 1960–1980 гг. В африканских армиях до сих пор много подготовленных в СССР/России специалистов. В силу этого многие африканские государства заинтересованы в ремонте и модернизации имеющейся на вооружении военной техники российского (советского) производства. Россия оказывает всяческую помощь в этом вопросе, как и в вопросе обучения ее эксплуатации. Однако интересуют африканских партнеров и новые образцы российской военной техники и оружия.

По данным «Рособоронэкспорта», Россия занимает первое место по объему поставок вооружений в страны Африки южнее Сахары (30% в 2011–2015 гг.).

В начале 2019 г. компания «Рособоронэкспорт» заявила, что российские предприятия, входящие в систему военно-технического сотрудничества, запланировали на год важные проекты со странами Африки, в силу чего этот год был назван «годом Африки».

Так, в январе 2019 г. "Рособоронэкспорт" принимал участие в международной выставке по безопасности и обороне «Shield Africa – 2019» (Кот-д’Ивуар). Компания представила широкий спектр вооружений и военной техники для проведения контртеррористических и полицейских спецопераций.

Россия поставляет в африканские страны в основном ракетно-артиллерийское вооружение, стрелковое оружие, автомобильную технику. Наиболее востребованы в странах Африки южнее Сахары вертолеты семейства "Ми", самолеты семейства "Сухой" и "МиГ", системы ПВО "Панцирь-С1", "Корнет-Э", "Тор-М2Э", а также танки, бронетранспортеры и стрелковое вооружение.

Россия также предлагает африканским партнерам широкий спектр средств наблюдения и контроля, в том числе беспилотные летательные аппараты и радиолокационные станции, которые используются прежде всего для охраны границ и особо важных объектов.

Российские ноу-хау и «мягкая сила»

Для Африки важно сотрудничество с теми внешнеполитическими партнерами, которые готовы делиться новыми технологиями, приносить и внедрять их на африканском континенте, содействуя тем самым промышленному и человеческому развитию. У России, безусловно, есть ноу-хау, которыми она готова делиться с африканскими партнёрами, если их это интересует (например, технологии, связанные с мирным атомом, медицинские технологии и пр.).

Важнейшее событие на этом направлении — презентация в июле 2019 г. российскими учеными на международной конференции в Демократической Республике Конго новейшей вакцины от лихорадки Эбола, которая «значительно отличается от ныне применяемых западных аналогов высочайшей безопасностью, отсутствием побочных реакций, удобством хранения, транспортировки, применения и, что немаловажно, даёт эффективный иммунитет против смертельно опасной инфекции».

Россия может предоставить своим африканским партнерам такие услуги, как экспертиза в строительстве АЭС и других объектов инфраструктуры (гидроэлектростанции, заводы в сфере лёгкой промышленности, переработки сельскохозяйственного сырья), технологии в сфере нефтепереработки и строительства трубопроводов, развитие космической отрасли (в частности, запуск спутников африканских стран).

С Суданом при президенте О. аль-Башире велись переговоры о строительстве завода по опреснению морской воды на базе ядерной энергетической установки (это российское эксклюзивное ноу-хау). Такой проект может заинтересовать и другие африканские страны.

Россия стремится делиться с африканскими народами достижениями своей науки и культуры, укреплять позиции российского языка на континенте. В сентябре 2018 г. представители «Россотрудничества» заявили, что планируется открытие новых российских центров науки и культуры (РЦНК) в странах Африки. В настоящее время «Россотрудничество» представлено культурными центрами в Египте, Замбии, Конго, Марокко, Танзании, Тунисе и Эфиопии, в Южно-Африканской Республике работает представитель в составе посольства России. Заместитель руководителя Россотрудничества А. Радьков указывал, что африканцы демонстрируют растущий интерес к российскому образованию, изучению русского языка. В 2019 г. от граждан африканских стран получено почти 30 тысяч заявок на обучение в российских вузах, при том что квота на бесплатное обучение составляет всего 1819 человек.

Активно развиваются межпарламентские связи России и стран Африки, свидетельством чему стала парламентская конференция «Россия – Африка» в июле 2019 г.

Сотрудничество в многостороннем формате

Россия стремится выстраивать активное и плодотворное взаимодействие с африканскими государствами и в многостороннем формате. В первую очередь, речь идет об укреплении взаимодействия с Африканским союзом и региональными интеграционными объединениями континента.

В июне 2018 г. министр иностранных дел России С.В. Лавров во время своего визита в Руанду заявил, что Россия и Афросоюз работают над политическим рамочным документом, который заложит концептуальные основы сотрудничества на ближайшие годы.

Поставлена задача углубления торгово-экономического сотрудничества между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и странами Африканского союза. Известно, что президент России пригласил Евразийскую экономическую комиссию участвовать в саммите «Россия – Африка», который пройдет в октябре 2019 г. в Сочи, и поддержал намерение подписать меморандум о сотрудничестве между ЕЭК и Африканским союзом.

Важно также и укрепление сотрудничества с африканскими странами в рамках ООН, ведь африканские страны составляют значительный и влиятельный блок в данной организации. Это может быть важно для обеспечения поддержки позиций России по различным вопросам международной повестки дня.

Укрепление политического взаимодействия с африканскими странами происходит и в формате БРИКС. Несмотря на то, что сейчас в состав объединения входит только ЮАР, однако в саммитах группы уже традиционно принимают участие в качестве гостей и наблюдателей представители целого ряда африканских государств. Обсуждаются также перспективы включения в него и других африканских стран.

Укреплению многостороннего российско-африканского сотрудничества должен немало поспособствовать грядущий первый саммит «Россия – Африка» в Сочи. На него приглашены не только главы всех государств Африканского континента, но и руководители крупнейших субрегиональных объединений и организаций. Ожидается, что по его итогам Россия и страны Африканского союза подпишут политическую декларацию о российско-африканском сотрудничестве.

Россия и другие внешние игроки на континенте: перспективы конкуренции и сотрудничества

Как российские, так и западные эксперты солидарны в том, что сейчас разворачивается новая «схватка за Африку». Ее основными участниками являются США, Китай, ЕС (как блок государств, так и страны по отдельности). В качестве игроков второго эшелона можно рассматривать Бразилию, Индию, Турцию, Иран, Южную Корею, страны Залива.

Представляется, что нашей стране не близка сама идея участия в какой-либо «схватке». Россия неоднократно подчеркивала свою готовность к взаимодействию с другими партнерами в Африке. К сожалению, реалии таковы, что на африканском континенте на данном историческом этапе действительно присутствует серьезная конкуренция внешних партнеров по многим направлениям.

Активизация взаимодействия РФ с Африкой вызывает серьезную озабоченность западных партнёров континента, хотя, например, по объёму торгово-экономического взаимодействия с Африкой Россия уступает практически всем вышеперечисленным игрокам. Корме того, у нашей страны нет столь масштабных финансовых и экономических возможностей для реализации своей политики на континенте, которые есть, к примеру, у Китая.

Следует учитывать три ключевых момента:

  • Практически все африканские страны стремятся проводить многовекторную внешнюю политику, гибко взаимодействуя с теми внешними игроками, которые предоставляют наиболее привлекательные условия сотрудничества.
  • Россия имеет точно такое же право, что и другие международные акторы, развивать свои отношения с африканскими партнёрами. К сожалению, за рубежом так считают далеко не все.
  • Африканские государства обладают суверенным правом предлагать России сотрудничество и развивать его, что бы об этом ни думали их прочие внешнеполитические партнеры.

Полагаю, Россия могла бы сотрудничать с другими странами в Африке в работе над теми или иными проектами, но для этого нужна их практическая заинтересованность и добрая воля. Определенные сигналы заинтересованности с их стороны наблюдаются, однако пока неясно, как это будет реализовано на практике.

В завершение следует отметить, что потребности Африки в сфере человеческого развития, выстраивания новой инфраструктуры, развития промышленности и создания новых рабочих мест столь велики, что неизбежно требуется и приветствуется объединение усилий внешних партнеров. Работа найдется для всех заинтересованных сторон. Необходимости в «схватке» нет, не хватает стратегического видения и готовности к переговорам.

Россия просто следует своим курсом, стремясь укреплять свои традиционно дружественные отношения с Африканским континентом. Грядущий саммит «Россия – Африка» более отчетливо обозначит приоритеты российской африканской политики, в том числе для наших западных партнеров, и возможно, заложит основу для новых переговоров и дебатов о возможностях сотрудничества на континенте.

Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.47)
 (19 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся