Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Антон Найчук

К.полит.н., директор Фонда гражданской дипломатии, Украина

Отставка Богдана и назначение новым руководителем Офиса Президента Андрея Ермака — яркий показатель трансформаций внутриполитической жизни Украины. Владимиру Зеленскому важно обеспечить монолитность позиций органов государственной власти с учетом реализации сложных по своему содержанию задач — от создания рынка земли до достижения мира на Донбассе.

Следует ожидать сохранения важной роли Андрея Ермака в формировании внешнеполитического курса страны и развитии отношений с зарубежными партнерами. Усиление позиций Андрея Ермака можно воспринимать как сигнал о желании Владимира Зеленского и дальше двигаться дипломатическим путем в вопросах восстановления территориальной целостности Украины, прекращения войны на Донбассе и в поиске механизмов реализации Минских соглашений.

Возможно, успешный опыт работы российско-украинской связки Ермак — Козак позволит выработать новые концептуальные решения, способные придать жизнь объективно нереализуемым в существующей форме Минским соглашениям.

Отставка Андрея Богдана стала первым серьезным кадровым решением, которое может иметь продолжение, например, уже в рядах кабинета министров.


Важное кадровое изменение, инициированное украинской исполнительной властью, стало своеобразным индикатором происходящих внутриполитических процессов. Достаточно долго ходили слухи об отставке Андрея Богдана и о неформальном усилении Андрея Ермака. В конечном счете, они материализовались в указе Владимира Зеленского. Новым руководителем Офиса Президента назначен бывший советник Андрей Ермак. Что означает решение главы государства? Как оно повлияет на политический курс Украины? Изменится ли формат коммуникации между официальными Киевом и Москвой? Попытаемся найти правильные ответы на непростые вопросы, которые уже вызвали ряд объективных выводов и субъективных суждений в украинском информационном пространстве.

Почему Андрей Ермак?

Человек с опытом работы в киноиндустрии и успешной юридической карьерой эффективно зарекомендовал себя в качестве советника Владимира Зеленского. Ключевой трек его работы в Офисе состоял в организации переговорного процесса с российской стороной, а также в ведении так называемой неофициальной дипломатии. Андрей Ермак координировал вопрос обмена пленными, занимался реанимированием нормандского диалога, сопровождал президента в его важных заграничных поездках, а также встречался в Мадриде с Рудольфом Джулиани, соратником Дональда Трампа. Активное присутствие Андрея Ермака во внешнеполитической жизни страны повышало его статус и закрепляло за ним важную роль в процессе выработки и принятия политических решений в Офисе Президента. Будучи советником, он не скрывал, что в случае необходимости и в рамках соответствующих поручений В. Зеленского его деятельность не ограничится внешнеполитическим вектором, а вопросы внутриполитического характера также могут войти в сферу его компетенции.

Таким образом, назначение Андрея Ермака выглядит логичным и неслучайным. Он изначально входил в близкое окружение президента и не был связан ни с одной олигархической группой.

Новая должность Андрея Ермака должна еще больше расширить его функционал в вопросе налаживания коммуникации между Офисом Президента, Верховной Радой и кабинетом министров. Владимиру Зеленскому важно обеспечить монолитность позиций органов государственной власти с учетом реализации сложных по своему содержанию задач — от создания рынка земли до достижения мира на Донбассе.

Следует ожидать сохранения важной роли Андрея Ермака в формировании внешнеполитического курса страны и развитии отношений с зарубежными партнерами. Не исключено, что в сферу приоритетов руководителя Офиса Президента на этом направлении будет входить улучшение отношений с США в непростых условиях американской президентской кампании, а также на фоне стремления Украины сохранять прагматическую равноудаленность и баланс в отношениях с республиканцами и демократами.

Нормандский формат и Минский процесс

Усиление позиций Андрея Ермака можно воспринимать как сигнал о желании Владимира Зеленского и продолжать дипломатическую линию в вопросах восстановления территориальной целостности Украины, прекращения войны на Донбассе и в поиске механизмов реализации Минских соглашений. Оценка результатов работы Андрея Ермака, примененных им подходов, артикулированной позиции относительно урегулирования донбасского кейса и выстраивания отношений с Российской Федерацией позволяют сформулировать следующие выводы.

Во-первых, заметна готовность вести прагматичный диалог с российской стороной как при поддержке зарубежной дипломатии, так и напрямую (если цель оправдывает национальные интересы и позволяет обеспечить мобильность в принятии решений). Во-вторых, можно наблюдать приверженность сценарию восстановления Украиной полного суверенитета над неподконтрольными территориями Донецкой и Луганской областей. Андрей Ермак заявлял о своем желании работать над созданием необходимых условий для проведения местных выборов в регионе в октябре 2020 г. В-третьих, будет оказана поддержка работы в Нормандском формате, в том числе проведение очередной встречи в Берлине в апреле 2020 г. Наконец, будет достигнут компромисс в части оптимизации Минских соглашений для их реальной имплементации. Андрей Ермак поддерживает идею практического воплощения политической компоненты Минских соглашений и проведения местных выборов в Донецкой и Луганской областях, но только на условиях украинского законодательства. Это подразумевает контроль Украины над собственной границей в день голосования и недопустимость присутствия в стране незаконных вооруженных формирований.

Есть основания прогнозировать, что в новой должности Андрей Ермак продолжит работать над созданием эффективной модели дипломатического урегулирования донбасского вопроса. Новый руководитель Офиса Президента ранее демонстрировал готовность максимально использовать ресурс Минских соглашений, если удастся внести корректировки в положения, противоречащие украинскому законодательству. По всей видимости, при соблюдении этих условий, минский процесс воспринимается Андреем Ермаком как алгоритм возвращения отдельных районов Донецкой и Луганской областей в состав Украины. В противном случае сохраняется вероятность бесперспективной заморозки ситуации с неопределенным статусом так называемых ЛДНР вне украинской политической системы, о чем Андрей Ермак говорил во время своего выступления в Chatham House.

Важно отметить, что от уровня синхронизации позиций и подходов украинской и российской сторон к восприятию Минских договоренностей зависит результативность всего переговорного процесса. Внесение технических корректировок при сохранении духа утвержденных Минских соглашений позволит вывести ситуацию из тупика к ее логическому политико-дипломатическому урегулированию. Украина последовательно и, главное, мирно вернет территории и их население в свою общественно-политическую матрицу. Россия откроет окно возможностей для снятия Европой экономических санкций по донбасскому кейсу.

В новой должности Андрей Ермак может расширить формат коммуникации с Дмитрием Козаком, который также перешел в президентскую администрацию в рамках кадровых трансформаций в России. Хотя при формировании политики российской стороны на украинском направлении последнее слово остается за Владимиром Путиным, возможно, предыдущий успешный опыт работы связки Ермак — Козак позволит выработать новые концептуальные решения, способные не допустить заморозки ситуации на длительный период и придать жизнь объективно нереализуемым в существующей форме Минским соглашениям. По всей видимости, Андрей Ермак получит от Владимира Зеленский широкий мандат действий для продвижения в этом вопросе.

Куда уходит Богдан?

Сигналы из Офиса Президента свидетельствовали о существовании рабочих конфликтов, при отсутствии должной реакции создающих предпосылки для раскола в рядах украинского руководства. Отставка Андрея Богдана стала первым серьезным кадровым решением, которое может иметь продолжение, например, уже в рядах кабинета министров.

Учитывая созданную репутацию Андрея Богдана как человека, приближенного к олигарху Игорю Коломойскому, с большой долей вероятности западные партнеры Украины позитивно оценят шаг Владимира Зеленского как дополнительно демонстрирующий его самостоятельность и нежелание находиться в орбите влияния той или иной финансово-промышленной группы. По большому счету замена связки Богдан — Ермак — это усиление позиций условного Квартала, то есть окружения Владимира Зеленского из его коммерческой деятельности.

Пока рано говорить о том, что увольнение Андрея Богдана из Офиса является окончанием его политической карьеры. В украинском информационном пространстве уже активно говорят о возможности создания А. Богданом собственного политического проекта, а депутат от фракции «Слуга народа» Александр Дубинский видит в экс-главе ОП отличного кандидата на пост премьер-министра. Если версия с переходом в Кабмин будет выглядеть нелогично в контексте предыдущего решения Владимира Зеленского, то запуск новой политической партии выглядит вполне реализуемым сценарием.

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся