Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владислав Сенькович

К.э.н., специалист по торгово-экономическим вопросам сотрудничества России с арабскими странами, эксперт РСМД

В последнее время неудачи российских компаний в арабских государствах Персидского залива принято связывать с политическим аспектом. Вместе с тем деятельности отечественных деловых кругов в странах этого региона препятствуют и другие проблемы, с которыми наши компании в состоянии справиться самостоятельно.

В последнее время неудачи российских компаний в арабских государствах Персидского залива принято связывать с политическим аспектом. Вместе с тем деятельности отечественных деловых кругов в странах этого региона препятствуют и другие проблемы, с которыми наши компании в состоянии справиться самостоятельно.

Экономическое значение ССАГПЗ для России

Развитие политических и торгово-экономических отношений с Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром, Кувейтом, Оманом и Бахрейном, объединившимися в 1981 г. в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), имеет для России потенциально большое значение. В монархиях ССАГПЗ сосредоточено 36% мировых нефтяных запасов, что позволяет им играть важную роль в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и, благодаря возможностям картеля, влиять на развитие нефтяной отрасли в мире. Финансовые учреждения арабских монархий Персидского залива являются крупными источниками капитала. Так, по состоянию на февраль 2013 г. среди 20 крупнейших национальных суверенных фондов 7 представляли страны ССАГПЗ. Общий объем управляемых этими фондами активов составляет почти 1,8 трлн долл. Часть средств из этого региона может быть инвестирована в экономику России.

ССАГПЗ – это динамично развивающийся рынок, в рамках которого создается единый таможенный союз. Объединенная экономика ССАГПЗ занимает 14-е место в мире по размеру ВВП. Хотя объем углеводородного сектора в структуре ВВП стран региона составляет около 43%, в ССАГПЗ активно развиваются промышленность, инновационная экономика и социальная инфраструктура.


ССАГПЗ – это динамично развивающийся рынок, в рамках которого создается единый таможенный союз. Объединенная экономика ССАГПЗ занимает 14-е место в мире по размеру ВВП. Хотя объем углеводородного сектора в структуре ВВП стран региона составляет около 43%, в ССАГПЗ активно развиваются промышленность, инновационная экономика и социальная инфраструктура. В частных беседах российские предприниматели, работающие в странах Персидского залива, констатируют, что арабская сторона существенно опережает нашу страну, прежде всего, в развитии нефтехимии, обрабатывающей промышленности, а также в строительстве и альтернативной энергетике.

Сохраняются перспективы взаимовыгодного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Россией и странами Персидского залива. Приоритетными направлениями можно считать энергетический сектор, включая вопросы энергоэффективности, мирное использование ядерной энергетики, возобновляемые источники энергии, а также машиностроение, телекоммуникации, строительство, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство, водные ресурсы и пр.

Российский бизнес на протяжении нескольких лет активно интересуется рынком ССАГПЗ. Об этом свидетельствует, в частности, представительный состав российской делегации, которая сопровождала президента РФ В.В. Путина во время его визита в Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию в феврале 2007 г. В нее вошли президент «ЛУКОЙЛа» В.Ю. Алекперов, председатель совета директоров компании «Русский алюминий» О.В. Дерипаска, председатель правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллер, председатель совета директоров АФК «Система» В.П. Евтушенков, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин и др. В ходе визита были достигнуты принципиальные договоренности о выходе российских компаний на саудовский рынок. Так, В.И. Якунин заявил о проведении конструктивных переговоров с министром транспорта Саудовской Аравии. Внешэкономбанк, ЗАО «Росэксимбанк» и Саудовский фонд развития подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области развития экспорта промышленной продукции.

Переговоры с саудовской стороной продолжились и после официального визита В.В. Путина. В 2008 г. компания «Русский алюминий» провела переговоры о создании энергометаллургического комплекса совместно с государственной компанией Саудовской Аравии «Маадин».

Несмотря на достижение определенных договоренностей, текущий показатель товарооборота России с арабскими странами Персидского залива находится на относительно низком уровне: по итогам 2012 г. он составил менее 3 млрд долл. Для сравнения: товарооборот между США и странами этого региона равен примерно 100 млрд долл.

Успехи российских компаний

В странах Персидского залива российский бизнес представлен преимущественно крупными компаниями. Среди наиболее значимых достижений российской стороны можно выделить следующие:

  • в 2004 г. после подписания контракта с национальной нефтяной компанией Саудовской Аравии «Saudi Aramco» на 40 лет «ЛУКОЙЛ» приступил в пустыне Руб-эль-Хали к разведке и разработке углеводородных месторождений Блока А, расположенного рядом с крупнейшим в мире месторождением нефти Аль-Гавар;
  • в начале 2010 г. российский холдинг «Металлоинвест» запустил в ОАЭ металлургический завод;
  • в декабре 2012 г. ЗАО «Трубная металлургическая компания» приобрела 55% акций расположенного в Омане трубного завода «Gulf International Pipe Industry L.L.C.».
ЗАО «Трубная металлургическая компания»
приобрела 55% акций расположенного в
Омане трубного завода «Gulf International
Pipe Industry L.L.C.»

Мелким и средним российским компаниям сложно работать на рынке стран Персидского залива из-за ограниченности товарных запасов и финансовых ресурсов, а также дороговизны кредитов, предлагаемых отечественными банками. Определенные надежды в этом плане связываются с начавшим свою работу Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Агентство призвано поддерживать отечественных экспортеров несырьевого сектора.

Причины неудач отечественного бизнеса

Несмотря на примеры успешного выхода российских компаний на рынок ССАГПЗ, следует признать, что эти достижения – скорее исключение, чем системный результат. И проблемы, с которыми сталкиваются наши компании, многогранны. Перечислим некоторые из них.

Неготовность реализовывать проекты самостоятельно. Российские компании интересуются в ССАГПЗ, главным образом, крупными проектами. В частности, ОАО «РЖД» привлекают проекты по развитию инфраструктуры в ОАЭ, Саудовской Аравии и Кувейте.

Интерес к крупным проектам объясняется большими затратами российских компаний в сравнении с их конкурентами. Россияне, как правило, не готовы работать самостоятельно над реализацией какого-либо крупного инфраструктурного проекта. Например, в ОАЭ при строительстве газопровода Тавила–Фуджейра компания «Стройтрансгаз» была вынуждена привлечь сторонние организации для компенсации срыва графика производства работ.

Отечественным предпринимателям необходимо еще до выхода на рынок арабских стран Персидского залива провести подготовительную работу: заказать углубленное маркетинговое исследование, изучить специфику менталитета, традиций, делового этикета жителей региона, разработать стратегию развития на местном рынке.

Российские компании, победив в тендере, привлекают к работе иностранных субподрядчиков, закупают дорогостоящее оборудование иностранного производства, которое зачастую превосходит отечественные образцы. Приглашение зарубежных субподрядчиков не следует расценивать исключительно как негативное явление. В условиях глобальной экономики этот вариант ведения бизнеса по-своему оправдан. Однако перспектива усиления зависимости отечественных компаний от услуг иностранных организаций не может не вызывать опасений.

Ошибки управленческого состава компаний. В условиях конкуренции отечественные компании зачастую проигрывают тендеры. Причинами неудач служат недостаточно высокая квалификация управленческого состава, отсутствие навыков и опыта ведения бизнеса в странах Персидского залива. Так, некоторые отечественные компании продолжают пытаться выйти на рынок стран Персидского залива с российскими аналогами международных сертификатов, которые не признаются арабскими заказчиками. Стоит упомянуть и об отсутствии навыков оформления документации и подачи коммерческого предложения. Не способствует установлению доверительных отношений с арабской стороной и непрозрачность отчетности отечественных компаний.

Несвоевременное исполнение и неудовлетворительное качество работы российской, равно как и другой иностранной компании, отражаются на ее деловой репутации в арабском мире. Нет оснований рассчитывать на получение контракта в одной стране, если в другой стране региона компания не выполнила свои обязательства должным образом.

В связи с этим отечественным предпринимателям необходимо еще до выхода на рынок арабских стран Персидского залива провести подготовительную работу: заказать углубленное маркетинговое исследование, изучить специфику менталитета, традиций, делового этикета жителей региона, разработать стратегию развития на местном рынке.

Политический фактор. Представительный уровень делегации деловых кругов, сопровождавшей В.В. Путина во время его визита в Саудовскую Аравию и другие страны региона, – это своего рода подтверждение тезиса о том, что получить допуск к реализации того или иного крупного проекта в арабских странах Персидского залива едва ли возможно без согласия на высоком уровне. Ведь нельзя забывать, что в ССАГПЗ традиционно сильны позиции США, с которыми арабская сторона, скорее всего, проводит предварительные консультации.

Следует обратить внимание и на то, что подписание контракта между российской компанией и государственными представителями арабской стороны еще не гарантирует реализацию проекта только российской компанией. В качестве примера можно обратиться к опыту ОАО «РЖД».

В начале 2008 г. российская компания выиграла в Саудовской Аравии тендер на строительство железнодорожной ветки от города Аз-Забира в международный аэропорт имени короля Халида в Эр-Рияде. Однако уже в мае саудовская сторона аннулировала итоги тендера. Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин прокомментировал данное решение следующим образом: «Это не проблема технологий или РЖД. Это проблема международных отношений».

Не исключено, что участие ОАО «Зарубежстройтехнология», дочерней компании «РЖД», в ливийском проекте по прокладке железной дороги Сирт–Бенгази послужило поводом для аннулирования контракта в Саудовской Аравии. Как известно, отношения между саудовским Королевством и ливийской Джамахирией времен Муаммара Каддафи были далеки от партнерских.

Из этой ситуации можно извлечь следующий урок: управленческому составу российских компаний необходимо не только просчитывать страновые риски, но и учитывать специфику отношений страны, в которой уже подписан контракт, с другими государствами.

Что делать?

Фото: arabia-expo.ru
Неделя российского бизнеса в ОАЭ


Российские компании интересуются в ССАГПЗ, главным образом, крупными проектами. Интерес к крупным проектам объясняется большими затратами российских компаний в сравнении с их конкурентами. Россияне, как правило, не готовы работать самостоятельно над реализацией какого-либо крупного инфраструктурного проекта.

Мы исходим из того, что качественное решение перечисленных выше проблем вряд ли возможно в краткосрочной перспективе. Первостепенное значение имеют ускорение модернизации отечественной экономики и широкое применение инновационных разработок. Это позволит повысить конкурентоспособность российской продукции и увеличить ее экспорт, в том числе в арабские страны Персидского залива.

Помимо очевидной необходимости поддержания политического диалога на высоком уровне, может быть оправданной тактика «увязывания» российских и арабских коммерческих интересов в России и ССАГПЗ. Речь, в частности, идет о предложениях саудовской стороны создать совместное с Россией предприятие по производству зерновых в нашей стране для последующего экспорта в Саудовскую Аравию. Теоретически, допустив арабских инвесторов в отечественное сельское хозяйство, российская сторона могла бы рассчитывать на определенные преференции при получении контрактов для своих компаний в Саудовской Аравии.

Укрепление взаимодействия с региональными и национальными банками развития (Исламский банк развития, Арабский фонд экономического и социального развития и др.), которые выделяют средства на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе в странах ССАГПЗ, возможно, будет способствовать более широкому привлечению российских компаний.

Одновременно желательно ускорить процесс получения компаниями информации от российских загранучреждений о планируемых в странах региона тендерах.

Арабские заказчики в странах ССАГПЗ традиционно используют продукцию американских и европейских компаний. Новым потенциальным поставщикам требуется запастись терпением, чтобы арабская сторона обратила внимание на их продукцию. Представляется полезным проведение российских деловых мероприятий в странах ССАГПЗ, таких как «Неделя российского бизнеса в ОАЭ».

Продуктивным может оказаться и участие российских компаний в международных выставках, проводимых на территории арабских стран. Например, по итогам выставки «Arab Health 2013», проходившей в январе 2013 г. в Дубае, участвовавшие в ней представители Уральского оптико-механического завода достигли с арабской стороной договоренности о поставке медицинского оборудования в Катар, Бахрейн и Саудовскую Аравию.

Принятие предложенных мер и недопущение описанных выше ошибок, возможно, позволят российским компаниям стать более гибкими, конкурентоспособными и укрепить свои позиции на рынке стран ССАГПЗ.

Выход российских компаний на рынок арабских стран Персидского залива можно рассматривать не только с позиции увеличения объема реализуемой экспортной продукции, но и как возможность диверсификации потребителей отечественных товаров и услуг.

Нашему государству выгодно расширять торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с ССАГПЗ, ведь оно способствует модернизации российской экономики, росту национального дохода, а также раскрытию внешнеполитического потенциала России.

(Нет голосов)
 (0 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся