Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Геворг Мирзаян

К.полит.н., корреспондент журнала Эксперт, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ

Перед новым украинским президентом стоит ряд серьезных политических, экономических и социальных вызовов. От них напрямую зависит дальнейшая судьба государства. Однако на сегодняшний день у Петра Порошенко нет ни готовности, ни желания, ни политической воли для их решения.

Перед новым украинским президентом стоит ряд серьезных политических, экономических и социальных вызовов. От них напрямую зависит дальнейшая судьба государства. Однако на сегодняшний день у Петра Порошенко нет ни готовности, ни желания, ни политической воли для их решения.

С победой Петра Порошенко на президентских выборах многие граждане Украины связывают большие надежды. СМИ, подконтрольные близким к Майдану олигархам [1], писали, что П. Порошенко обладает достаточным опытом, авторитетом и возможностями для выведения страны из затяжного экономического кризиса. Более 50% избирателей, пришедших на выборы, отдали за него свои голоса [2].

Между тем на сегодняшний день единственным плюсом, связанным с избранием П. Порошенко, стало международное признание украинской власти. В отличие от Александра Турчинова, получившего пост президента по итогам переворота, П. Порошенко возглавил страну по итогам выборов, пусть и не общенациональных. В остальном новый президент продолжает ошибочный внешне- и внутриполитический курс своего предшественника, усугубляя системный кризис и откладывая решение многочисленных проблем, стоящих перед Украиной. Речь идет, прежде всего, о преодолении экономического кризиса, восстановлении территориального единства страны, выборе адекватной модели развития, нормализации отношений с Россией, а также выходе из «состояния Майдана».

Надежда лишь на кредиты

Один из самых серьезных вызовов - деградирующая экономика страны. Так, по официальным прогнозам Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины, падение ВВП в 2014 году составит 5%. И это лишь на сегодняшний день. «В марте мы прогнозировали падение на 3%. Очевидно, что с марта по июнь ситуация изменилась», - признает глава министерства Павел Шеремета. Прогнозы международных организаций, в частности Всемирного банка, также идут по ниспадающей. В январе 2014 года организация прогнозировала падение ВВП на 2%, в апреле – уже 3%, а сейчас прогноз также составляет 5% [3]. Гривна с начала года обесценилась на 30% [4].

Forbes.ua
Экономика Украины: доходы и расходы

Самая серьезная ситуация сложилась в промышленности. По данным Государственной службы статистики Украины, в апреле 2014-го года падение промышленного производства по сравнению с апрелем 2013 года составило 6%. Наиболее серьезный спад наблюдается в химическом секторе (за апрель -11,2%, в годовом выражении падение составило 23,3%). Затем идет машиностроение (соответственно -8% и -18,9%), металлургия (-2,3%, -12,8%), легкая промышленность (-6,6%, -14,9%), производство коксующегося угля и продуктов нефтепереработки (-7,7%, -10,1%) [5]. При этом предприятия промышленности, по словам главы департамента промышленной политики МЭРТ Украины Виталия Кравченко, обеспечивают до 40% валютных поступлений в страну [6].

Украинские власти уверяют, что ситуация вскоре наладится, П. Порошенко обещает урегулировать экономический кризис за три месяца [7]. Однако более вероятен обратный сценарий, и в ближайшем будущем прогнозы относительно падения ВВП станут еще более пессимистичными. Ведь, по сути, экономическая политика страны сводится к попыткам добиться от международных институтов новых кредитов – Украина рассчитывает на 17 миллиардов долларов от МВФ и еще 15 миллиардов долларов от Всемирного банка, Евросоюза и отдельных стран [8]. В свою очередь, для облегчения экономического положения следовало бы сосредоточиться на двух других направлениях – умиротворении Востока и стабилизации отношений с Россией.

Нужно говорить, а не стрелять

По словам Петра Порошенко, одна из основных причин экономических проблем Украины связана с деятельностью сепаратистов Донбасса [9]. Такая оценка отчасти справедлива - в мае 2014 года собираемость налогов в Луганской области составила 88%, а в Донецкой – 75% [10]. Однако в действительности обострение ситуации вызвано не самим сепаратизмом Донбасса, а способами решения этой проблемы, которые выбрал официальный Киев.

Один из самых серьезных вызовов - деградирующая экономика страны.

Предшественник П. Порошенко на посту президента Турчинов взял курс на отказ от диалога и силовое подавление восстания. Восставшие жители Донбасса были объявлены террористами, власть и пресса развернули кампанию по их дегуманизации и обезличиванию (внедряя в сознание людей термины «ватники», «колорады» и т.п.), против них была начата антитеррористическая операция. Между тем уже скоро многим наблюдателям стало ясно, что это ошибочный путь. Вооруженные силы страны, ослабленные и деморализованные в связи с последними событиями (масштабное преследование силовиков «Альфы» и «Беркута» после Майдана, а также приказ воевать против сограждан), оказались неспособны решать боевые задачи. За несколько месяцев боев им удалось отбить лишь несколько небольших населенных пунктов, а также Мариуполь. В то же время ополченцы демонстрируют высокий боевой дух, а полученное ими современное вооружение позволяет не только организовывать засады и уничтожать отдельные сухопутные подразделения, но и сбивать авиацию противника. Украинские вооруженные силы уже потеряли несколько вертолетов и самолетов, включая штурмовики, разведывательный самолет Ан-30, а также военно-транспортный самолет Ил-76 [11]. Если украинские ВВС будут и дальше терять боевые машины такими темпами, антитеррористическая операция утратит всякую эффективность.

informator.su
Президент России Владимир Путин и
Президент Украины Петр Порошенко

Существовала вероятность, что с приходом П. Порошенко ситуация изменится, и Киев перейдет к более рациональной политике - диалогу с ополченцами и поиску мирного выхода из кризиса. Двумя основными условиями для диалога должны были стать всеобщая амнистия и широкая децентрализация страны в культурной, политической и экономической сферах (представители Донецкой и Луганской народных республик предпочитают использовать термин «федерализация»). По сути, на сегодняшний день лишь федерализация может сохранить территориальную целостность страны – проект создания монокультурного государства из частей, столетиями находившихся в составе разных этнокультурных обществ (Австро-Венгрии, Польши, России) предсказуемо провалился.

Однако П. Порошенко упустил удачную возможность. Во время своей инаугурационной речи он заявил о готовности амнистировать «сепаратистов», но лишь тех из них, «на чьих руках нет крови украинских воинов и мирных людей, и тех, кто не причастен к финансированию терроризма» [12]. То есть, ни один из бойцов или командиров ополченцев на амнистию рассчитывать не может. Отказался П. Порошенко и от идеи федерализации, заявив, что Украина «была, есть и будет унитарным государством. Бред о федерации не имеет почвы в Украине». И государственный язык, по словам президента, будет лишь один – украинский [13].

Экономическая политика страны сводится к попыткам добиться от международных институтов новых кредитов для облегчения экономического положения.

С большой долей вероятности можно утверждать, что гражданская война на юго-востоке приведет к усугублению экономического кризиса, если президент не изменит свою линию. Продолжение антитеррористической операции (АТО) требует больших затрат, в ходе нее уничтожается инфраструктура промышленного юго-востока, останавливается работа предприятий и шахт. Более того, итогом АТО может стать де-факто независимость Донецкой и Луганской областей, что лишит Украину дальнейших траншей кредита МВФ (одним из условий выдачи которых является именно сохранение контроля Киева над Донбассом) [14].

Провокации, а не партнерство

Одной из ключевых внешнеполитических задач Петра Порошенко должна была стать стабилизация отношений с Россией. Эта стабилизация облегчила бы решение ряда других проблем, прежде всего, восточного сепаратизма, а также выведения экономики из кризиса. Однако судя по его линии в отношении России, у Киева иные приоритеты.

ria.ru
Конфликт по газовому вопросу между
Россией и Украиной

До недавнего времени Москва демонстрировала готовность к нормализации отношений. Так, Россия де-факто признала новую украинскую власть. На саммите в Нормандии Владимир Путин провел переговоры с Петром Порошенко, а затем уже из Москвы беседовал с ним по телефону. Кроме того, Россия вернула в Киев своего посла, подчеркнув, по словам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, готовность к восстановлению дипломатических отношений [15]. Кремль надеялся, что в ответ П. Порошенко займет конструктивную позицию на переговорах с Россией по ряду проблемных вопросов, в частности, газовому. Однако новый украинский президент, по мнению ряда наблюдателей, предпочитает путь конфликта, и сейчас пытается принудить Россию к вводу войск в Донбасс. Этот шаг поможет П. Порошенко решить ряд краткосрочных внутриполитических и внешнеполитических вопросов (увеличение поддержки со стороны Запада, создание стимула для мобилизации населения, оправдание экономического краха). Именно поэтому в последние недели участились антироссийские провокации, включая незаконные пересечения границы украинской техникой (за которые украинские власти и не думают извиняться [16]), регулярные захваты журналистов в заложники и жестокое обращение с ними. Апогеем стало нападение толпы на российское посольство вечером 14 июня. Туда прибыл и министр иностранных дел Украины Андрей Дещица, который в окружении демонстрантов оскорбил Владимира Путина в прямом эфире.

Ответы России

Россия не только не отреагировала на провокации, но и, по всей видимости, перестала надеяться на адекватность киевского руководства, вернувшись при этом к жесткой линии в отношении к украинской власти. Так, Москва не стала продолжать переговоры по газу и в очередной раз откладывать дедлайн для оплаты долгов - 16 июня 2014 года Украина была переведена на режим предоплаты по газу. «Решение принято по причине хронических неплатежей "Нафтогаза Украины". Просроченная задолженность компании за поставленный российский газ составляет 4,458 миллиарда долларов: 1,451 миллиарда долларов за ноябрь-декабрь 2013 года и 3,007 миллиарда долларов за апрель-май 2014 года», - говорится в заявлении «Газпрома» [17]. Более того, в Москве рассчитывают, что упрямство Украины в газовом вопросе вкупе со сменой состава Еврокомиссии ускорит реализацию проекта «Южный поток» и обеспечит ему большую поддержку со стороны Брюсселя. «Южный поток» выглядит как необратимый европейский проект. Вопрос не в том, будет ли он реализован, а в том, каким образом это произойдет, - заявил министр экономики и энергетики Болгарии Драгомир Стойнев [18]. - В рамках ЕС, благодаря моим усилиям, есть консолидированная позиция “за” проект со стороны министров энергетики Венгрии, Австрии, Хорватии, Словении и Италии, через которые пройдет трасса газопровода». Как только проект будет завершен, Украина больше не сможет использовать свое транзитное положение для шантажа Москвы и Брюсселя. А после создания ветки «Ямал-Европа-2» исчезнет необходимость транзита газа через украинскую территорию. Газотранспортная система Украины потеряет свою актуальность, что лишит Украину огромных доходов от транзита (в 2013 году они составили 3,6 миллиарда долларов) [19].

Двумя основными условиями для диалога должны были стать всеобщая амнистия и широкая децентрализация страны в культурной, политической и экономической сферах.

Помимо долгосрочных экономических проблем, конфликт с Россией (на которую в 2013 году приходилось 32% всего украинского импорта и 25% экспорта [20]) может создать Киеву и ряд сложностей уже в краткосрочной перспективе. Речь идет не только о запрете с 16 июня 2014 года импорта украинского картофеля в Россию [21], но и прекращении военно-технического сотрудничества. «Это может привести к остановке еще примерно 500 предприятий и возникновению дополнительно сотен тысяч безработных. За первый квартал у нас безработица уже выросла более чем на 130 тысяч человек, и она продолжает расти», - говорит бывший министр экономики Украины Дмитрий Суслов [22].

Атомизация власти

Если Петр Порошенко не изменит свою линию в отношение трех вышеобозначенных проблем, они станут катализатором для обострения четвертого вызова - недостатка внутренней легитимности нынешней власти. Совершив переворот в феврале 2014 года, украинские граждане нанесли серьезный удар по всей системе государственности, фактически уничтожив ее конституционную легитимность. В результате на сегодняшний день в стране существует большое число альтернативных центров силы, которые вполне могут оспорить легитимность президента и даже организовать новый переворот. В полном соответствии с максимой о том, что «у революции нет конца».

REUTERS/Olga Ivashchenko
Мария Небольсина:
Наемники на Украине?

Прежде всего, речь идет об украинских олигархах. Один из феноменов Майдана заключается в том, что люди, выступавшие на площади, в том числе, за судебное преследование олигархов, добились фактически перевода системы украинского олигархата на новый, более высокий уровень. Если до революции крупнейшие предприниматели страны контролировали и финансировали политиков, то после переворота они официально стали властью. И речь идет даже не о том, что президентом страны был избран один из самых известных олигархов. Наиболее влиятельные предприниматели получили на откуп проблемные регионы в обмен на лояльность и финансовую поддержку в деле подавления волнений на юго-востоке. Так, Сергею Таруте было поручено наводить порядок в Донецкой области, а Игорю Коломойскому - в Днепропетровской ( а затем и Одесской). У олигархов уже появились частные армии – батальоны «Днепр», «Донбасс», «Азов» и т.п., которые готовы обратить оружие против любого, на кого укажет их спонсор [23].

Сейчас им указывают на ЛНР и ДНР, поскольку у олигархов и власти цель одна – подавление восстания в Донбассе. Однако в среднесрочной перспективе их пути разойдутся. Весьма вероятно, что олигархи, получившие под свой контроль целые регионы, будут выторговывать себе дополнительные полномочия и финансовые активы, отказываясь при этом подчиняться П. Порошенко и официальному Киеву. В этом плане ослабление авторитета и финансовых возможностей центральной власти будет вести лишь к усилению олигархов и распаду украинского государства.

Совершив переворот в феврале 2014 года, украинские граждане нанесли серьезный удар по всей системе государственности, фактически уничтожив ее конституционную легитимность.

Помимо украинских олигархов легитимность власти оспаривает и «улица», наиболее активная часть протестующих представлена националистами и радикалами, «Правым сектором», а также «сотнями самообороны Майдана», отказывающимися демонтировать баррикады в центре Киева. Они требуют от власти провести масштабную люстрацию, регулярно отчитываться на Майдане, а также полностью принять галицийскую идеологию и ее составляющие (возвеличивание Бандеры и дивизии СС «Галичина», русофобскую политику). Любые попытки официального Киева хотя бы внешне соблюсти баланс между Востоком и Западом наталкиваются на критику и обвинения в предательстве. Так, украинские националисты возмутились тем, что во время инаугурации нового президента часть его речи (та, в которой он обращался к жителям Донбасса) была на русском языке. В случае проведения досрочных выборов в Верховную раду они, вероятно, увеличат свое представительство в парламенте за счет усиления патриотических настроений в обществе и резкого падения представительства Партии Регионов и коммунистов (основной электорат которых в воюющем и разочаровавшемся в них Донбассе, а также в вышедшем из состава Украины Крыму).

Несмотря на ошибки в противостоянии четырем указанным вызовам, у Петра Порошенко теоретически есть возможность перейти к конструктивной политике. Однако для этого украинскому президенту нужно проявить политическую волю и пойти против общественного мнения, сформированного официальными властями и пропагандой украинских СМИ, продемонстрировать готовность принимать сложные решения, чреватые потерей рейтинга, а также окружить себя людьми, готовыми к этому.

Однако шансы на исправление ошибок невелики. Качество украинской элиты крайне низкое, большая часть ее представителей мыслит лишь в рамках одного избирательного цикла и не готова решать государственные проблемы. Сам П. Порошенко вряд ли готов к проведению жестких и непопулярных, но при этом необходимых мер. Скорее, он изберет иную стратегию – пойдет на поводу у общественного мнения, чтобы просидеть на посту президента максимально долгое время и извлечь для себя все возможные выгоды. Как репутационные, так и материальные.

1. См. например Феномен П. Порошенко: Как без широкой пиар-кампании (в оригинале ошибка) и четкой программы в короткий срок стать лидером народа. ICTV. 07.06.2014 http://fakty.ictv.ua/ru/index/read-news/id/1517764

2. ЦИК завершил прием оригиналов протоколов окружкомов. Интерфакс Украина. 30.05.2014 http://interfax.com.ua/news/political/207348.html

3. МЭРТ прогнозирует улучшение макроэкономических прогнозов по Украине после стабилизации ситуации на Донбассе. РБК Украина. 11.06.2014 http://www.rbc.ua/rus/news/economic/mert-prognoziruet-uluchshenie-makroekonomicheskih-prognozov-11062014112100

4. Sonne P. Ukraine President Takes On Other Crisis: a Broken Economy. June 08, 2014 http://online.wsj.com/articles/ukraine-president-takes-on-other-crisis-a-broken-economy-1402261756

5. Как спасти промышленность от рецессии. 04.06.2014 http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2014/06/04/327219

6. В Украине в 2014 г. рост индекса промпродукции наблюдается лишь в 6 областях, - Минэкономразвития. РБК Украина. 21.05.2014 http://www.rbc.ua/rus/news/economic/v-ukraine-v-2014-g-rost-indeksa-promproduktsii-nablyudaetsya-21052014131500

7. Новый президент Украины Петр П. Порошенко намерен справиться с кризисом в стране за три месяца. Первый канал. 08.06.2014 http://www.1tv.ru/news/world/260631

8. Sonne P. Ukraine President Takes On Other Crisis: a Broken Economy. June 08, 2014 http://online.wsj.com/articles/ukraine-president-takes-on-other-crisis-a-broken-economy-1402261756

9. Sonne P. Ukraine President Takes On Other Crisis: a Broken Economy. June 08, 2014 http://online.wsj.com/articles/ukraine-president-takes-on-other-crisis-a-broken-economy-1402261756

10. Sonne P. Ukraine President Takes On Other Crisis: a Broken Economy. June 08, 2014 http://online.wsj.com/articles/ukraine-president-takes-on-other-crisis-a-broken-economy-1402261756

11. Ополченцы Горловки заявили, что сбили украинский СУ-24 и допрашивают пилота. Russia Today. 14.06.2014 http://russian.rt.com/article/36454#ixzz34uExi8GH

12. Инаугурационная речь П. Порошенко. Полный текст и видео. Корреспондент.нет. 07.06.2014 http://korrespondent.net/ukraine/politics/3375056-ynauhuratsyonnaia-rech-poroshenko-polnyi-tekst-y-vydeo

13. Инаугурационная речь П. Порошенко. Полный текст и видео. Корреспондент.нет. 07.06.2014 http://korrespondent.net/ukraine/politics/3375056-ynauhuratsyonnaia-rech-poroshenko-polnyi-tekst-y-vydeo

14. МВФ может пересмотреть программу помощи, если Украина потеряет контроль над восточными областями. УНИАН. 02.05.2014http://economics.unian.net/finance/913909-mvf-mojet-peresmotret-programmu-pomoschi-esli-ukraina-poteryaet-kontrol-nad-vostochnyimi-oblastyami.html

15. Матвиенко прокомментировала возвращение Зурабова на Украину. РИА Новости. 07.06.2014 http://ria.ru/world/20140607/1011124798.html#ixzz34l71ZdZq

16. Минюст: Россия не имеет права обвинять Украину в нарушении границы. Корреспондент. нет.13.06.2014 http://korrespondent.net/ukraine/politics/3377978-mynuist-rossyia-ne-ymeet-prava-obvyniat-ukraynu-v-narushenyy-hranytsy

17. «Газпром» перевел Украину на режим предоплаты за газ. Лента.ру. 16.06.2014 http://lenta.ru/news/2014/06/16/gas1/

18. Экономика: Болгария-южпоток-минэнерго-мнение. Евроньюс. 09.06. 2014 http://ru.euronews.com/newswires/2541808-newswire/

19. Им все мало. Деловая газета Взгляд. 16.06.2014 http://www.vz.ru/economy/2014/6/16/691416.html

20. CIA World Factbook 2013 https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/up.html

21. Россия запретила импорт картофеля с Украины. 16.06.2014 http://lenta.ru/news/2014/06/16/potatoes/

22. Отказ Украины от сотрудничества в ВПК с РФ может привести к остановке еще около 500 предприятий, - экс-министр. Информационное агентство 112. 06 июня 2014 http://112.ua/ekonomika/otkaz-ukrainy-ot-sotrudnichestva-v-vpk-s-rf-mozhet-privesti-k-ostanovke-esche-okolo-500-predpriyatiy-eks-ministr-72493.html

23. Зачем Игорь Коломойский воюет за Украину. Капитал. 11.06.2014 http://www.capital.ua/ru/publication/22263-zachem-igor-kolomoyskiy-voyuet-za-ukrainu

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся