Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Веселовский

к.полит.н., доц. кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в США в начале марта 2015 года еще на стадии подготовки приобрел скандальный оттенок. Впервые в американской истории лидеру иностранного государства будет предоставлена трибуна Конгресса США для критики политики американского президента. На что рассчитывает израильский премьер, избрав очевидно конфронтационную линию поведения по отношению к действующей американской администрации?

Визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в США в начале марта 2015 года еще на стадии подготовки приобрел скандальный оттенок. Впервые в американской истории лидеру иностранного государства будет предоставлена трибуна Конгресса США для критики политики американского президента. Причем выступление состоится именно в день финального раунда шестисторонних переговоров по иранской ядерной программе, которые Б. Нетаньяху как раз хотел бы сорвать. На что рассчитывает израильский премьер, избрав очевидно конфронтационную линию поведения по отношению к действующей американской администрации?

Во-первых, 17 марта 2015 г. в Израиле состоятся досрочные парламентские выборы, которые были объявлены после распада широкой правящей коалиции в декабре 2014 г. Для сохранения власти политической партии Б. Нетаньяху «Ликуд» необходимо победить своего главного соперника – блок «Сионистский лагерь» – и надеяться на высокие результаты других правых партий, что позволит сформировать новую правящую коалицию. Учитывая, что в настоящее время рейтинги Ликуда и Сионисткого лагеря сопоставимы, исход выборов отнюдь не предрешен и важен каждый голос.

Центральным элементом своей предвыборной компании Б. Нетаньяху выбрал иранскую ядерную угрозу.

Во-вторых, центральным элементом своей предвыборной компании Б. Нетаньяху выбрал иранскую ядерную угрозу. «Когда мы говорим о ценах на жилье, о стоимости жизни, я ни на секунду не забываю о самой жизни. Самая большая угроза нашей жизни сейчас – это появление у Ирана ядерного оружия» – написал политик в своем Твиттере. Однако у самого Израиля инструментов давления на Иран практически нет, а успешное продвижение «шестисторонних» переговоров дает все основания полагать, что соглашение с Тегераном будет достигнуто в самое ближайшее время. Более того, подписание соглашения возможно даже до проведения парламентских выборов в Израиле, что станет серьезным ударом по позициям Ликуд. В этой ситуации Б. Нетаньяху необходимо было действовать без промедления. И наиболее очевидным вариантом было бы оказать давление на Иран через своего основного союзника – США.

Однако эти планы расходятся с текущей политикой Белого дома. Еще во времена первой президентской кампании Бараком Обамой были заявлены два внешнеполитических императива: вывод американских войск из Афганистана и решение иранского ядерного вопроса. Последнее стало возможным только после президентских выборов в Иране в 2013 г., когда к власти пришел умеренный политик Хасан Рухани, с которым США удалось наладить диалог. В ноябре 2013 г. было подписано промежуточное соглашение по Ирану, благодаря которому удалось остановить развитие иранской ядерной программы и заморозить ее по ключевым направлениям. Американское руководство неоднократно заявляло о том, что нынешние иранские власти на деле доказали свою договороспособность и ответственность при исполнении взятых на себя обязательств. В этой ситуации есть все основания полагать, что шестисторонние переговоры завершатся успешно и приведут к заключению долгосрочного (ориентировочно на десять лет) соглашения уже к середине лета 2015 г. После таких крупных внешнеполитических провалов, как демократизация Ирака и «перезагрузка» отношений с Россией, Барак Обама на излете своего второго президентского срока отчаянно нуждается в значимых внешнеполитических успехах. Урегулирование иранской ядерной проблемы, а также возможная нормализация отношений с Кубой помогут хотя бы частично оправдать врученную ему в 2009 г. Нобелевскую премию мира.

Скорее всего, именно поэтому Белый дом остается невосприимчив ко всем возражениям Израиля относительно иранского уреглуирования. Как и в случае с израильским президентом Реувеном Ривлином в январе 2015 года, у Б. Нетаньяху во время его пребывания в США не будет встречи с Бараком Обамой. Официально – из-за нежелания американского президента оказывать политическую поддержку одному из кандидатов на предстоящих парламентских выборах.

После таких крупных внешнеполитических провалов, как демократизация Ирака и «перезагрузка» отношений с Россией, Барак Обама на излете своего второго президентского срока отчаянно нуждается в значимых внешнеполитических успехах.

Однако Б. Нетаньяху представилась возможность сыграть на внутриполитических противоречиях между администрацией президента США и Конгрессом, которые возникли еще в 2010 г., когда республиканцы получили большинство в обеих палатах и стали активно препятствовать прохождению законодательных инициатив Барака Обамы. Более того, само приглашение выступить перед Конгрессом было сделано израильскому премьеру лично спикером палаты представителей республиканцем Джоном Бейнером без консультаций с Белым домом и Государственным департаментом, что стало беспрецедентным шагом. Помощник президента по национальной безопасности Сьюзан Райс в интервью каналу PBS практически открыто обвинила израильского премьера в желании сыграть на существующих в США межпартийных противоречиях: «Мы хотим, чтобы отношения между США и Израилем были нерушимо прочными… независимо от того, какая партия находится у власти в любой из стран. Мы очень много над этим работали и будем работать дальше, чтобы это сохранить». С данным заявлением оказался «полностью не согласен» Дж. Бейнер. «Американский народ и обе политические партии в Конгрессе всегда поддерживали Израиль, и ничего и никто не сможет этому воспрепятствовать» - заявил лидер республиканцев. Защищая свое решение пригласить Б. Нетаньяху, Дж. Бейнер выразил сомнения относительно будущих договоренностей по иранской ядерной программе: «Деструктивным станет соглашение, которое даст возможность Ирану стать ядерной державой». Очевидно, что политический раскол между Капитолийским холмом и Белым домом станет одним из определяющих факторов американской политики вплоть до промежуточных выборов в Конгресс и выборов президента США в ноябре 2016 г.

Thomas Coex / AFP
Александр Крылов:
Нетаньяху идет ва-банк

Некоторые представители демократической партии собираются бойкотировать выступление Б. Нетаньяху. Не будет на нем и вице-президента
Дж. Байдена, который по должности также председатель сената, а также госсекретаря Дж. Керри, который будет участвовать в шестисторонних переговорах по Ирану в Женеве. Некоторые конгрессмены открыто заявили, что не желают слушать нападки израильского премьера на американского президента с целью сорвать переговорный процесс с Ираном и втянуть США в очередное противостояние. К слову, это будет уже третье выступление Б. Нетаньяху на совместном заседании Сената и Палаты представителей Конгресса, который повторит достижение премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля.

Вероятно, что в своем выступлении израильский премьер сделает акцент на том, что даже после заключения соглашения иранская ядерная угроза не исчезнет, а приобретет скрытый характер. По предварительным данным, у Ирана не будет изъят уже имеющийся низкообогащенный уран, которого, по некоторым оценкам, может хватить на 6-7 ядерных устройств при условии, что его удастся обогатить до уровня оружейного. Это, в свою очередь, станет возможным благодаря тому, что Иран сможет оставить у себя 6-7 тысяч центрифуг и, таким образом, продолжить работы как по обогащению урана, так и с плутониевым реактором на тяжелой воде в Араке. По мнению Израиля, под видом мирной ядерной программы Иран сможет в тайне продолжить свою деятельность по созданию ядерного оружия. Дополнительную озабоченность Тель-Авива вызывает и отказ Тегерана отвечать на вопросы МАГАТЭ о военном потенциале своей ядерной программы.

Политический раскол между Капитолийским холмом и Белым домом станет одним из определяющих факторов американской политики вплоть до промежуточных выборов в Конгресс и выборов президента США в ноябре 2016 г.

Американские законодатели теоретически могут повлиять на ход переговоров по ядерной проблеме и навязать Белому дому дополнительные санкции против Ирана, предельно осложнив его переговорную позицию. Сенатор-республиканец Марко Рубио в преддверии выступления Б. Нетаньяху призвал «усилить давление на Иран». В ноябре 2014 г. с совместным заявлением выступили сенаторы Джон Маккейн, Линдси Грэм и Келли Айотти: «Мы считаем, что последнее продление переговоров должно сопровождаться ужесточением санкций и требованием, чтобы любое окончательное соглашение между Ираном и США утверждалось Конгрессом». Однако вряд ли Белый дом решится направить на утверждение в Конгресс соглашение, выработанное шестисторонней группой, если будет хотя бы минимальная возможность его отклонения.

Однако в конечном итоге видится, что все участники иранского многоугольника останутся в выигрыше.

Б. Нетаньяху продемонстрирует своим избирателям решимость в борьбе с иранской ядерной угрозой, несмотря на возможность ухудшения американо-израильских отношений, и еще много лет сможет использовать ее для консолидации израильского общества перед лицом внешних вызовов и для принятия чрезвычайных мер по ее ликвидации, включая авианалеты на иранские ядерные объекты в случае необходимости. Подобный опыт у Израиля имеется. Сейчас задача максимум для израильского премьера – отсрочить объявление итоговых результатов шестисторонних переговоров на вторую половину марта и далее, т.е. после проведения выборов в Кнессет.

Б. Нетаньяху продемонстрирует своим избирателям решимость в борьбе с иранской ядерной угрозой, несмотря на возможность ухудшения американо-израильских отношений.

Выступление Б. Нетаньяху в Конгрессе, вопреки мнению Белого дома, позволит дополнительно повысить влияние американского законодательного органа в международных делах, а республиканской партии получить дополнительные очки в противостоянии с президентом США.

С заключением соглашения по иранской ядерной программе Белый дом сможет записать себе в актив важную внешнеполитическую победу, которой так не хватает Бараку Обаме. С высокой долей вероятности будут активно продвигаться тезисы об укреплении лидерства США в мировой политике, умении американской администрации находить ответы на самые сложные вопросы и формировать правила игры. Однако подступиться к решению другой ядерной проблемы – северокорейской – Белому дому будет уже гораздо сложнее. Но это уже задача для следующего американского президента.

Но наибольшие дивиденды от будущего соглашения получит Иран, который сбросит, наконец, санкционные оковы и сможет полноценно взаимодействовать с другими странами в рамках мировой финансово-экономической системы.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся