Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Евгений Корендясов

К.э.н., зав. центром изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки РАН, эксперт РСМД

С момента провозглашения государственной независимости Бурунди в 1962 году страна пережила четыре переворота, насильственным путем сменила шесть президентов, стала авансценой нескольких кровавых внутренних конфликтов, едва не вылившихся в масштабные геноцидные войны. Причиной новой дестабилизации обстановки в Бурунди послужило решение действующего президента П. Нкурунзизу добиться третьего президентского мандата. Действующая конституция запрещает третий мандат. Следует отметить, что смена режима через механизм честных демократических всеобщих выборов приживается с трудом. Это противоречит исконным африканским традициям, согласно которым вождь имеет пожизненный статус, занимая сакральное положение в обществе.

С момента провозглашения государственной независимости Бурунди в 1962 году страна пережила четыре переворота, насильственным путем сменила шесть президентов (за некоторыми исключениями), стала авансценой нескольких кровавых внутренних конфликтов, едва не вылившихся в масштабные геноцидные войны. Только в ходе конфликта 1972 г. погибло более 110 тыс. человек. Наиболее драматичными оказались гражданские войны 1993–2003 гг. Лишь благодаря энергичному внешнему воздействию со стороны международного сообщества ситуацию удалось переломить. Только за 1996–2000 гг. состоялось десять саммитов с участием стран Центральной и Восточной Африки, посвященных ситуации в Бурунди. Решающую роль в продвижении к миру сыграли энергичная и эффективная посредническая деятельность двух ведущих африканских лидеров — президента Танзании Дж. Ньерере (1996-1999 гг.), а после его смерти первого президента демократической ЮАР Нельсона Манделы. В августе 2000 г. конфликтующими сторонами были подписаны Арушские мирные соглашения, которые положили начало миротворческому процессу на основе обоюдных компромиссов по проблемам государственного и социально-экономического строительства, восстановления мирных межэтнических отношений и соблюдения демократических прав и свобод человека.

Однако процесс мирного возрождения проходил сложно и противоречиво, порой прерывался новыми всплесками силовой конфронтации.

Смена режима через механизм честных демократических всеобщих выборов приживается с трудом.

Анализируя причины столь драматичной судьбы независимого бурундийского государства, исследователи указывают, в первую очередь, на межэтнические противоречия между народами хуту и тутси, составляющими абсолютное большинство населения страны. Между тем, в течение 200 лет, предшествующих колонизации, эти народы жили в мире. Однако в 1966 г. после свержения монархического режима мирное сосуществование народов было поставлено под угрозу. После падения монаршей власти вопросы государственного управления перешли в руки этнических представителей и региональных кланов. На протяжении 26 лет президентами страны были представители тутси, составляющие меньшинство населения. Однако к концу XX века ситуация существенно изменилась.

sunnewsonline.com
Действующий президент Бурундии
П. Нкурунзизу

Роль этнического фактора в формировании противостоящих в борьбе за власть группировок снизилась. Их состав утерял однородный характер. И в том и в другом лагере произошло заметное смешение представителей обоих народов. Глобализация и модернизация способствовали снижению межэтнического антагонизма. Как отмечают социологи, смешанные браки (между представителями хуту и тутси) не вызывают отторжения среди молодого поколения. Критическую, но уже существенно ослабленную реакцию вызывают такие браки у представителей старшего поколения. Кстати, отец нынешнего президента П. Нкурузизы – представитель хуту, а мать родом из тутси. Поэтому сбрасывать со счетов роль межэтнических противоречий преждевременно, но и абсолютизировать их также ошибочно.

Ключевая роль социально-экономических факторов в сохранении конфликтогенности бурундийского общества становится все более очевидной. Бурунди относится к группе пяти беднейших стран мира. По данным Всемирного Банка, в 2014 г. ВВП на душу населения составлял 330,1 долл. США. 80% населения находится за чертой бедности, т.е. с доходом менее двух долларов в день. Численность населения Бурунди выросла с 2,3 млн человек в 1960 г. до 9,2 млн – в 2014 г., т.е. в 4 раза. Между тем, территория страны составляет всего 27,8 тыс. кв.км – более 350 человек на кв.км. В стране сформировалось огромное количество маргиналов, представителей асоциального населения, зачастую добывающих средства к существованию криминальным путем. Такое положение дел предопределяет остроту социально-политических отношений и их конфликтогенность.


REUTERS/Thomas Mukoya
Участник протестных акций

Непосредственной причиной новой дестабилизации обстановки в Бурунди послужило решение действующего президента П. Нкурунзизу, считающегося ставленником хуту, добиться третьего президентского мандата. Действующая конституция запрещает третий мандат. Следует отметить, что смена режима через механизм честных демократических всеобщих выборов приживается с трудом. Это противоречит исконным африканским традициям, согласно которым вождь имеет пожизненный статус, занимая сакральное положение в обществе. Кроме того, в современных африканских реалиях замена первого лица сопряжена с приходом к власти нового клана, другого этноса, что влечет за собой радикальные перемены в составе политического класса и предпринимательского сообщества, поскольку до сих пор государство остается главным источником финансирования частного предпринимательства.

Именно поэтому президентские выборы во многих странах Африки сопровождаются политической дестабилизацией, ростом радикальных протестных выступлений. Так случилось в Буркина Фасо, Кении, Кот д'Ивуаре. В Того и Габоне сформировались «однофамильные режимы», где после смерти президентов бразды правления захватили их сыновья. Обстановка в Бурунди остается чрезвычайно напряженной, страна балансирует на грани гражданской войны, если не геноцида.

В современных африканских реалиях замена первого лица сопряжена с приходом к власти нового клана, другого этноса, что влечет за собой радикальные перемены в составе политического класса и предпринимательского сообщества, поскольку до сих пор государство остается главным источником финансирования частного предпринимательства.

15 мая 2015 года в Бужумбуре была предпринята неудачная попытка военного свержения действующего президента. Однако взять ситуацию под контроль не удается. Озабоченность в африканских странах и в международном сообществе нарастает. Геноцид 1994 г. в соседней с Бурунди Руанде, в результате которого погибло более 800 тыс. представителей тутси и хуту, до сих пор не забыт. Кроме того, дестабилизация Бурунди обостряет угрозу расширения повстанческого движения в восточных регионах соседней Демократической Республики Конго.

Это дает основания утверждать, что без решительного и масштабного вмешательства африканских стран и международного сообщества добиться нормализации обстановки в Бурунди, как и раньше, вряд ли удастся. Уместно в этой связи напомнить, что ООН и Африканский союз обладают полномочиями предпринять меры в рамках принуждения к миру, вплоть до направления в соответствующую страну военных сил в случае угрозы геноцида, массового нарушения прав человека и гуманитарной катастрофы.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся