Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Георгий Толорая

Д.э.н., профессор кафедры востоковедения МГИМО МИД России, руководитель Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, заместитель председателя Правления НКИ БРИКС

Объединение БРИКС, вопреки ожиданиям скептиков, набирает силу и становится все более весомым фактором международной жизни. В феврале 2013 г. президент России утвердил «Концепцию участия Российской Федерации в объединении БРИКС». Россия исходит из того, что в перспективе БРИКС может стать одним из ключевых элементов новой системы глобального управления, новой моделью глобальных отношений, строящейся поверх старых разделительных линий Восток–Запад и Север–Юг.

«Новая сила» в мире

Межгосударственное объединение БРИКС, вопреки ожиданиям скептиков, набирает силу и становится все более весомым фактором международной жизни.

Наша страна относится к этому со всей серьезностью: 9 февраля 2013 г. президент России утвердил «Концепцию участия Российской Федерации в объединении БРИКС».

Россия исходит из того, что в перспективе БРИКС может стать одним из ключевых элементов новой системы глобального управления, новой моделью глобальных отношений, строящейся поверх старых разделительных линий Восток–Запад и Север–Юг.

Через участие в БРИКС Россия намерена:

  • способствовать приданию международной валютно-финансовой системе более справедливого, стабильного и эффективного характера;
  • обеспечивать мир и безопасность на основе уважения суверенитета и территориальной целостности других государств, невмешательства в их внутренние дела;
  • укреплять многовекторный характер своей внешней политики;
  • развивать привилегированные двусторонние отношения с партнерами по объединению;
  • расширять свое языковое, культурное и информационное присутствие.
БРИКС изначально был «интеллектуальным проектом» – сам акроним появился намного раньше, чем страны задумались о реальной кооперации между собой, в том числе политической. В организационном плане продвижение вперед во многом стимулировалось усилиями экспертов.

В конце марта в Дурбане (ЮАР) должен пройти пятый саммит БРИКС, который, пожалуй, впервые будет носить «региональную» направленность. Тема «БРИКС и Африка – партнерство во имя интеграции и индустриализации» станет главной на саммите. В центре внимания будут вопросы содействия развитию инфраструктуры Африки, создания Банка развития и Делового совета БРИКС, стимулирования торговли и пр. Запланировано создание виртуального секретариата, по каналам которого будут проходить консультации в закрытом режиме.

В чем же секрет успеха БРИКС? В каком направлении он должен и может ли эволюционировать? Что толкает страны, относящиеся к разным континентам, к сближению? Носит ли эта группировка временный и конъюнктурный характер или это новый активный игрок, способный предложить новые решения глобальных проблем? Не погубят ли его противоречия между странами-«цивилизациями» и разнородность?

Роль «второй дорожки» и экспертных обменов

Фото: REUTERS / B.Mathur
Лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и
Южной Африки на четвертом саммите
БРИКС в Дели
В. Панова: Встреча в Дели

БРИКС изначально был «интеллектуальным проектом» – сам акроним появился намного раньше, чем страны задумались о реальной кооперации между собой, в том числе политической. В организационном плане продвижение вперед во многом стимулировалось усилиями экспертов. Первый форум экспертных центров стран БРИК (в формате «второй дорожки», объединяющей ученых и чиновников в личном качестве) был созван по инициативе Фонда «Русский мир» в Москве в декабре 2008 г., еще до первого саммита БРИК в Екатеринбурге. Так зародилась традиция, оказавшаяся весьма плодотворной.

В последующие годы форумы проводились в Бразилии, Китае, Индии. В марте 2012 г. в Нью-Дели было подписано соглашение о сотрудничестве головных академических центров стран БРИКС. Оно предусматривает обмен информацией, организацию совместных мероприятий, исследований и публикаций, создание виртуального секретариата. За 2012 г. работа в этом направлении существенно продвинулась.

Эти усилия находят поддержку и понимание правительств, поскольку именно такой канал общения особенно важен для формирования взаимопонимания и поиска компромиссных подходов научных сообществ, которые долгое время были изолированы друг от друга. Создается уникальный механизм выработки согласованных предложений стратегического характера, рекомендаций для правительств и политических классов пяти стран. Полезность такой экспертной площадки стала особенно очевидна после саммита в г. Санья (Китай) в 2011 г., по итогам которого в России и был создан Национальный комитет по исследованию БРИКС.

В рамках подготовки к пятому саммиту ЮАР выступила с инициативой создания консорциума экспертных центров стран БРИКС на основе связей, сформировавшихся между национальными координаторами БРИКСовской тематики. Такая – поначалу виртуальная – структура поможет экспертам обмениваться информацией в постоянном режиме, осуществлять совместные проекты и обмены специалистами, согласовывать позиции по тем или иным вопросам, координировать проводимые национальными центрами мероприятия. Глава МИД ЮАР Маите Нкоана-Машабане заявила, что создание консорциума экспертных центров станет одним из главных итогов встречи глав государств-участников БРИКС.

Фото: Ruvr.ru

Таким образом, предшествующий саммиту академический форум, который состоится в Дурбане 10–13 марта 2013 г., можно рассматривать как этапный. На нем впервые будет обсуждаться проект долгосрочной стратегии БРИКС. Если удастся согласовать вопрос о создании консорциума, это станет вехой в многоступенчатом процессе осмысления миссии и перспектив данного объединения.

На форуме запланировано обсуждение следующих тем: БРИКС и глобальная экономика, реформирование институтов глобального управления, сотрудничество в Африке, обеспечение мира и безопасности, развитие образования, науки и т.д.

Видение российских ученых

Предшествующий саммиту академический форум, который состоится в Дурбане 10–13 марта 2013 г., можно рассматривать как этапный. На нем впервые будет обсуждаться проект долгосрочной стратегии БРИКС. Если удастся согласовать вопрос о создании консорциума, это станет вехой в многоступенчатом процессе осмысления миссии и перспектив данного объединения.

К пятому саммиту российские ученые во взаимодействии с коллегами из стран-участниц проделали серьезную работу по согласованию как долгосрочного видения развития БРИКС, так и российской стратегии в этом объединении. На состоявшейся в октябре 2012 г. в Москве конференции был утвержден Меморандум российских ученых с рекомендациями к долгосрочной стратегии развития БРИКС, распространенный по каналам связи между национальными экспертными центрами пяти стран. Эксперты из Индии, председательствовавшей в объединении в 2012 г., подготовили документ о долгосрочных тенденциях развития БРИКС, который планируется обсудить на академическом форуме в Дурбане.

Перспективной целью государств-участников БРИКС, видимо, следует считать постепенную трансформацию объединения из неформального диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики. При этом важно избежать искусственного форсирования процессов расширения и институализации, что обусловливается как национальными интересами нынешних государств-участников данного формата, так и интересами формирования надежных основ функционирования самого объединения. Новаторский характер БРИКС, заключающийся в «соединении различий», способен – при его последовательном воплощении в практическую деятельность объединения – изменить те парадигмы восприятия международной реальности, которые традиционно акцентируют межгосударственные разногласия и конфликты, содействовать гармонизации международных отношений.

Магистральное направление развития БРИКС на ближайшие три–четыре года – всемерное совершенствование взаимодействия нынешних участников объединения и укрепление его позиций на международной арене.

Фото: REUTERS/Victor Ruiz
Встреча лидеров БРИКС на Саммите G20
в Лос-Кабосе

Российские ученые считают актуальным формирование в БРИКС системы неформальных механизмов политического и рабочего уровня, призванных усиливать координацию на всех направлениях деятельности, обеспечивать преемственность работы при ротации председателей. Предложено инициировать диалог о путях, темпах и конкретных формах возможной институализации БРИКС, включая вопрос о создании сначала виртуального, а затем и полноформатного секретариата. Подчеркнута важность развития внешних связей БРИКС с акцентом на установление диалога с ведущими международными и региональными организациями, крупнейшими «новыми экономиками» и развивающимися странами, а также определения приоритетов по основным сферам взаимодействия.

Деятельность БРИКС началась с координации усилий в финансовой сфере в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом 2008 г. Сотрудничество в этой области, особенно в рамках «Большой двадцатки», уже получило наибольшее развитие. На нынешнем этапе усилия стран БРИКС направлены на придание международной валютно-финансовой системе более справедливого, стабильного и эффективного характера в целях оптимизации условий для преодоления глобального кризиса, а также развития экономики и финансовых систем государств-участников.

По мере углубления взаимодействия в БРИКС растет и его политическая составляющая. Для всех стран-участниц характерна приверженность построению полицентричной и мультицивилизационной международной системы, учитывающей интересы всех участников международного общения. Они рассматривают БРИКС в качестве значимого инструмента создания такой системы и декларируют решимость содействовать укреплению международного мира и безопасности на основе уважения принципов суверенитета и территориальной целостности других государств, невмешательства в их внутренние дела. Важным для решения задач БРИКС является развитие отношений стратегического партнерства государств-участников, позволяющего полнее задействовать их взаимодополняющие преимущества и возможности сотрудничества в различных сферах человеческой деятельности.

Перспективной целью государств-участников БРИКС, видимо, следует считать постепенную трансформацию объединения из неформального диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики.

В этом контексте главная задача ученых – обсуждать и готовить согласованные рекомендации для правительств по конкретным направлениям.

Во внешнеполитической сфере наиболее актуально активное взаимодействие в рамках Организации Объединенных Наций, сотрудничество в деле ее адаптации к современным международным реалиям. Кроме того, надо стремиться к продвижению диалога и согласованию позиций по вопросам стратегической стабильности, международной и региональной безопасности, нераспространения ОМУ, урегулирования региональных конфликтов и поддержания региональной стабильности.

В области реформирования международной валютно-финансовой системы актуальными задачами представляются создание более представительной, стабильной и предсказуемой системы международных резервных валют, а также содействие завершению нынешнего этапа реформы Международного валютного фонда в сроки и на условиях, которые были согласованы в рамках «двадцатки» и самого Фонда. Важная инициатива – создание Банка развития БРИКС. Эта структура может стать своего рода аналитическим центром (по аналогии с инвестиционными банками), вырабатывающим рекомендации по ключевым вопросам развития экономик государств-участников с целью определения наиболее выигрышных областей поддержки. Ясно, что такая работа должна предшествовать реальным инвестициям, которые смогут играть серьезную роль в решении общих проблем и способствовать интеграции национальных хозяйств.

Фото: Vestifinance.ru
Объемы товарооборота БРИКС, 2011

Странам БРИКС надо искать совместные подходы в выработке более справедливых правил международных экономических обменов, в том числе в рамках ВТО, работать в других международных организациях для совместного продвижения общих интересов в сфере международной торговли. В зависимости от степени успешности подобных начинаний следует поощрять создание зон свободной торговли и торговых альянсов в рамках БРИКС, а также с внешними партнерами, содействовать формированию региональных интеграционных группировок вокруг стран БРИКС.

С формированием БРИКС у входящих в него государств появилась возможность развивать сотрудничество в сферах природопользования, освоения минеральных ресурсов, промышленности, науки, техники и инноваций, в том числе в ядерной энергетике и в освоении космоса. В связи с этим стоит задуматься о разработке совместных долгосрочных проблемно-ориентированных программ сотрудничества. Перспективным представляется взаимодействие в области обеспечения информационной безопасности, в экологии, аграрном производстве. Поскольку страны БРИКС представляют разные цивилизационные платформы, нельзя не учитывать важность расширения обменов в сферах культуры, образования, спорта, молодежных и региональных обменов, а также контактов по линии неправительственных организаций.

Конкретные направления взаимодействия будут обсуждаться в Дурбане, а по итогам этих дискуссий экспертные центры, видимо, должны будут собрать исследовательские коллективы в каждой из конкретных областей.

Настойчивая и кропотливая работа экспертов «мостит путь» к политическим решениям, которые, как представляется, будут все больше «цементировать» объединение, в том числе и путем создания соответствующего организационного механизма. Сила бюрократии, заключающаяся в последовательности и стремлении к самосохранению, в данном случае будет работать на укрепление объединения. И хотя многие факторы, в том числе противоречия между странами, этому противодействуют, именно в таком формате, объединяющем «пальцы в кулак», страны БРИКС смогут эффективно решать общие проблемы.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся