Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.8)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Елена Ананьева

К.филос.н., руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН, эксперт РСМД

Вспоминаю свой комментарий полугодовой давности «Brexit. В ожидании Годо». Выход Великобритании из ЕС «не состоялся» ни 29 марта, не произойдет и 31 октября. Спекуляции на тему «состоится или не состоится Brexit и когда» заслоняют серьезный аспект, связанный с выходом Британии из ЕС, а именно: снижение уровня политической культуры страны, прежде считавшейся образцом западной представительной демократии.

Примечательно то, что ткань неписаной конституции страны (традиции и обычаи, ранее служившие поиску компромисса в кругах истеблишмента), ныне каждая из противоборствующих сторон — брекзитеров и бремейнеров — кроит под себя.

В клинче уже давно находятся законодательная и исполнительная ветви власти, внутри которых также идет острая борьба. Судебная власть также стала активным участником противостояния.

Парламент положил сделку Джонсона в долгий ящик. Премьер-министр направил в Брюссель просьбу о новой отсрочке. Не во власти премьер-министра добиться досрочных выборов. Brexit не состоится 31 октября. Правительство Соединенного Королевства парализовано, парламент фрагментирован. Судебная власть втянута в политику.

Дальнейшие шаги британских игроков зависят от длительности отсрочки, которую предоставит Европейский союз. Президент Э. Макрон, заявив, что отсрочка — не данность, намерен был обусловить перенос Brexit выборами в Соединенном Королевстве или одобрением Соглашения с ЕС в Вестминстере.

Вопрос о том, чем закончится Brexit, остается открытым. Войдет ли политическая система Британии в привычное русло, в котором система сдержек и противовесов служит поиску компромисса, неписаная конституция — джентльменским соглашениям, а не злоупотреблениям властью, ловушкам для оппонентов и обострению политического кризиса?


Вспоминаю свой комментарий полугодовой давности «Brexit. В ожидании Годо» [1]. Выход Великобритании из ЕС «не состоялся» ни 29 марта, не произойдет и 31 октября. Спекуляции на тему «состоится или не состоится Brexit и когда» заслоняют серьезный аспект, связанный с выходом Британии из ЕС, а именно: снижение уровня политической культуры страны, прежде считавшейся образцом западной представительной демократии.

Примечательно то, что ткань неписаной конституции страны (традиции и обычаи, ранее служившие поиску компромисса в кругах истеблишмента), ныне каждая из противоборствующих сторон — брекзитеров и бремейнеров — кроит под себя.

В клинче уже давно находятся законодательная и исполнительная ветви власти, внутри которых также идет острая борьба. За 3 года правления Т. Мэй из-за разногласий по Brexit ушли в отставку 33 члена правительства, добровольно или принудительно; коллективная ответственность правительства распалась.

Елена Ананьева:
Brexit. В ожидании Годо

В парламентских фракциях консерваторов и лейбористов партийная дисциплина нарушена («бунтари», голосующие против «генеральной линии» партии, есть везде); депутаты добровольно или принудительно покидают свои партии, часть из них объединяется в новые партии или группы. На время прежнее размежевание на правых и левых уступило размежеванию на брекзитеров и бремейнеров.

Общественность не остается в стороне — демонстрации за и против Brexit регулярно проходят по всей стране. Однако мирным противостояние не назовешь: депутаты получают не только оскорбления, но и угрозы физической расправы в свой адрес (накануне референдума 2016 г. националист убил Джо Кокс, депутата от Лейбористской партии, сторонницу членства Британии в ЕС). В самом Вестминстере депутаты договорились воздержаться от непарламентских выражений лишь в сентябре 2019 г.

Судебная власть также стала активным участником противостояния. Напомним, что к политическим баталиям между правительством и парламентом судебную власть привлекла Джина Миллер. В 2016 году она выиграла тяжбу против правительства в Высоком суде Лондона [2], затем апелляцию правительства в Верховном суде Соединенного Королевства, постановлением которого правительство было обязано получить одобрение парламента, прежде чем направлять в Брюссель уведомление о введении в действие статьи 50 Лиссабонского договора о выходе Британии из ЕС.

Приостановка работы парламента на длительный срок (5 недель) вызвала уже три судебных иска, которые подали:

  1. межпартийная группа депутатов в Шотландский суд (признал действия премьер-министра Б. Джонсона незаконными);
  2. Джина Миллер при поддержке бывшего премьер-министра Дж. Мейджора (консерватора, против премьер-министра собственной партии) в Высокий суд Лондона (признал приостановку работы парламента формально законной, поскольку сроки не оговорены законодательно, а политическая подоплека в компетенцию суда не входит);
  3. две апелляции (которые подали Миллер на решение Высокого суда Лондона и представитель правительства — на решение Суда Шотландии) в Верховный суд. Последний установил наличие причинно-следственной связи между решением правительства о приостановке работы парламента и его намерением лишить парламент возможности обсуждать Brexit, а потому признал приостановку работы парламента «ничтожной и недействительной».
Обе стороны — брекзитеры и бремейнеры, парламент и правительство — используют лакуны и лазейки в законодательстве, извлекают из архивов юридические документы, чтобы добиться своей цели.

Обе стороны — брекзитеры и бремейнеры, парламент и правительство — используют лакуны и лазейки в законодательстве, извлекают из архивов юридические документы, чтобы добиться своей цели. Спикер Палаты общин Дж. Беркоу применяет уложение о парламентской процедуре середины XIX века (автор — парламентский клерк Т. Эрскин Мэй), которая восходит к 1604 году. В результате Тереза Мэй, пытаясь провести в парламенте свою сделку с ЕС, уже в XXI в. дважды видоизменяла первоначальный законопроект о Соглашении с ЕС, поскольку правительство не имеет права ставить на голосование один и тот же законопроект в течение той же сессии парламента, дабы не брать депутатов «измором».

Закон Бенна, принятый 9 сентября, обязывал Б. Джонсона направить в Брюссель просьбу об отсрочке Brexit, что формально премьер-министр и сделал (ранее дав подобное обещание суду), но таким образом, чтобы лишить ее смысла. Он направил фотокопию положения закона с текстом просьбы без своей подписи, сопроводив письмом уже за своей подписью о нецелесообразности переноса даты Brexit.

Против Б. Джонсона новый иск подали депутат от Шотландской национальной партии, юрист и предприниматель. Они, не доверяя премьер-министру и сомневаясь в законности его действий, просили суд направить в Брюссель просьбу об отсрочке Brexit от его имени в силу nobile officium («долга, налагаемого официальным положением»). Процедура подобной петиции уникальна в правосудии Шотландии, но не забыта. Она позволяет устранить лакуну в законе или смягчить последствия слишком сурового закона и применяется при чрезвычайных или непредвиденных обстоятельствах. Однако суд отложил решение до прояснения политической ситуации. Очевидно, иск не будет иметь последствий, поскольку в Брюсселе к маневрам Джонсона отнеслись без понимания и просьбу об отсрочке сочли действительной.

Точно также и депутаты используют юридическое крючкотворство, отказавшись голосовать непосредственно по Соглашению с ЕС, достигнутому Б. Джонсоном 17 октября 2019 г. Тем не менее они приняли во втором чтении Законопроект о выходе Британии из ЕС, в который данное соглашение инкорпорировано, как и процедура его применения. Казалось бы, победа — Мэй не смогла продвинуться столь далеко, однако отказ от ускоренного 3-дневного обсуждения объемистого законопроекта (как того хотел Джонсон) выхолостил саму цель и обещание премьер-министра — вывести Британию из Евросоюза 31 октября «во что бы то ни стало». Депутаты своими действиями пытались предотвратить Brexit без сделки.

В Закон о выходе Британии из ЕС бремейнеры могут вносить поправки, и самая опасная для брекзитеров — принять обязательство остаться в Таможенном союзе ЕС (в качестве составной части договора о будущих отношениях с ЕС по окончании переходного периода). Оно лишит Британию возможности самостоятельно заключать торговые договоры с третьими странами, а тем самым нивелирует саму цель Brexit. Возможны и другие поправки бремейнеров: продление переходного периода (ныне до конца 2020 года), если Лондон и Брюссель не успеют заключить договор о будущих отношениях (снова с целью исключить Brexit без сделки уже о будущих отношениях с Евросоюзом); а также опасна для брекзитеров и поправка о втором, или «подтверждающем» (confirmatory) референдуме, что потребует более длительной отсрочки Brexit, да и вопросов может быть два — одобрить ли сделку Джонсона или отменить Brexit вообще.

Соответственно, премьер-министр решил «отставить» Закон о выходе Британии из ЕС и настаивать на всеобщих досрочных выборах уже в третий раз. Позиция оппозиционной Лейбористской партии состоит в том, что сначала следует исключить Brexit без сделки (получить отсрочку), а затем проводить выборы. Суть состоит в том, чтобы провести выборы после того, как Джонсон фактически нарушит свое неоднократное обещание о Brexit 31 октября, дискредитировав себя, и дождаться, когда исчезнет «эффект новизны» от премьер-министра.

Однако и в данном случае в действие вступают юридические тонкости. Согласно Закону о фиксированном сроке полномочий парламента (2011 г.), премьер-министру необходимо будет заручиться поддержкой 2/3 состава Палаты общин (434 голоса), и глава правительства вправе назначить дату выборов, которая обычно следует по истечении 25 рабочих дней парламента (период избирательной кампании). Джонсон предполагает их провести 12 декабря.

Не исключен и вариант так называемого законопроекта о выборах «одной строкой»: правительство вносит предложение провести выборы вопреки Закону о фиксированном сроке полномочий парламента. В этом случае требуется лишь простое большинство голосов депутатов. Однако в законопроект можно вносит поправки, то есть оппозиция может в свою пользу изменить дату выборов и/или снизить возрастной ценз до 16 лет (молодежь по большей части выступает за членство страны в ЕС или за «подтверждающий» референдум). Тем самым Консервативная партия может недосчитаться голосов на выборах.

Объявление вотума недоверия правительству — вариант законный, но оппозиционные партии так и не смогли договориться о кандидатуре на пост премьер-министра временного «правительства национального единства», поскольку для многих (в том числе в собственной партии) Дж. Корбин — опасный левак. И вопрос упрется в досрочные выборы.

Однако вероятен и иной вариант: оппозиция может заблокировать премьер-министра в патовой ситуации — не принимать его законопроекты, с одной стороны, и отказываться от выборов, с другой.

К «политической забастовке» готов и Б. Джонсон: поставить на режим ожидания законопроекты, относящиеся к Brexit, но день за днем продолжать добиваться выборов.

Однако, похоже, время на стороне Консервативной партии. Дело в том, что на руку Джонсону сыграют три сценария:

  1. депутаты согласятся на досрочные выборы и одобрят сделку Джонсона с ЕС;
  2. депутаты согласятся на досрочные выборы, но провалят сделку Джонсона с ЕС, что позволит лидеру консерваторов вести избирательную кампанию под лозунгом «народ против парламента» («народ», выступивший на референдуме 2016 г. за Brexit, против «парламента», нарушающего волю народа);
  3. парламент снова отвергнет досрочные выборы, «лишая народ права на волеизъявление».

Опросы общественного мнения не могут служить надежным подспорьем в волатильной ситуации, что признают сами социологи. На конец октября опросы показывали большой разрыв между консерваторами и лейбористами при оттоке избирателей от партии Н. Фараджа «Брекзит» к партии тори, а сторонников лейбористов — к партии либерал-демократов.

Следует иметь в виду и особенности мажоритарной системы — настроения в конкретных округах. Отсюда, опрос агентства Yougov показал: около половины респондентов ожидают, что тори смогут на выборах получить и большинство голосов, и большинство мест в парламенте при трети неопределившихся. Не исключено, что правое крыло Лейбористской партии попытается сместить Дж. Корбина с поста лидера, чтобы повысить рейтинги партии, но такая попытка в 2016 г. окончилась лишь более убедительной его победой.

При всех неудачах правящей Консервативной партии после референдума 2016 г. при трех премьер-министрах, рейтинг Лейбористской партии практически не превышал популярность партии тори. Личный рейтинг Т. Мэй, которую часто называли «худшим премьер-министром», всегда был выше популярности лидера оппозиции. Мнение о Дж. Корбине чрезвычайно низко у всех категорий населения и даже у молодежи, которая его прежде поддерживала (Джонсон — 33%, Корбин — 23%).

Тем не менее в обеих ведущих партиях нет единого мнения относительно целесообразности досрочных выборов.

Парламент положил сделку Джонсона в долгий ящик. Премьер-министр направил в Брюссель просьбу о новой отсрочке. Не во власти премьер-министра добиться досрочных выборов. Brexit не состоится 31 октября. Правительство Соединенного Королевства парализовано, парламент фрагментирован. Судебная власть втянута в политику.

Дальнейшие шаги британских игроков зависят от длительности отсрочки, которую предоставит Европейский союз. Президент Э. Макрон, заявив, что отсрочка — не данность, намерен был обусловить перенос Brexit выборами в Соединенном Королевстве или одобрением Соглашения с ЕС в Вестминстере.

Вопрос о том, чем закончится Brexit, остается открытым. Войдет ли политическая система Британии в привычное русло, в котором система сдержек и противовесов служит поиску компромисса, неписаная конституция — джентльменским соглашениям, а не злоупотреблениям властью, ловушкам для оппонентов и обострению политического кризиса?

1. Так, по названию известной пьесы ирландского драматурга С. Беккета, премьер-министр Люксембурга К. Беттель, прибыв на саммит ЕС 21 марта 2019 г., охарактеризовал ситуацию с Brexit: «его ждут, а он не приходит».

2. О накале страстей говорит тот факт, что газета «The Daily Mail» 4 ноября 2016 г. под портретами судей поместила заголовок «Враги народа», а Т. Мэй позже назначила автора заголовка своим официальным представителем.


(Голосов: 10, Рейтинг: 4.8)
 (10 голосов)

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся