Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 3.39)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Вяхирева

К.полит.н., эксперт и программный менеджер РСМД

В начале июля Российский совет по международным делам (РСМД) и Представительство ЕС в России провели экспертную встречу, основной вопрос которой заключался в том, что же представляет собой Ближний Восток для отношений России и ЕС, яблоко раздора или возможность для локального взаимодействия?

Позиции стран ЕС по сирийскому вопросу и ближневосточной проблематике в целом значительно сблизились за последнее время. Некоторые французские эксперты отмечают, что приход к власти Э. Макрона открывает окно возможностей для сотрудничества России и Франции на Ближнем Востоке.

В целом, учитывая изменения в расстановке политических сил в ряде стран ЕС (прошедшие выборы во Франции, предстоящие выборы в Германии и Нидерландах), текущий момент можно было бы использовать для вывода отношений России и ЕС на новый уровень, в том числе, и по ближневосточной проблематике.

Урегулирование ситуации на Ближнем Востоке возможно только при участии трех сторон — России, ЕС и США, а также включения в процесс региональных акторов.


На прошедшей встрече в Гамбурге на полях саммита G20 президент России В. Путин и президент США Д. Трамп помимо остальных вопросов обсудили вопрос перемирия в Сирии, которое вступило в силу 9 июля 2017 г. США остается основным партнером для России в решении ближневосточных проблем, несмотря на то, что позиции России и ЕС по Ближнему Востоку более схожие, чем у России и США. Однако, стоит признать, что ЕС не вполне самостоятельный актор на Ближнем Востоке. Первостепенная, политическая роль остается за США. В распоряжении ЕС — экономические и гуманитарные инструменты.

В начале июля Российский совет по международным делам (РСМД) и Представительство ЕС в России провели экспертную встречу, основной вопрос которой заключался в том, что же представляет собой Ближний Восток для отношений России и ЕС, яблоко раздора или возможность для локального взаимодействия?

Позиции стран ЕС по сирийскому вопросу и ближневосточной проблематике в целом значительно сблизились за последнее время. Некоторые французские эксперты отмечают, что приход к власти Э. Макрона открывает окно возможностей для сотрудничества России и Франции на Ближнем Востоке. В частности, подобные предположения основаны на том обстоятельстве, что Э. Макрон не считает уход Б. Асада обязательным предварительным условием для взаимодействия. В целом, учитывая изменения в расстановке политических сил в ряде стран ЕС (прошедшие выборы во Франции, предстоящие выборы в Германии и Нидерландах), текущий момент можно было бы использовать для вывода отношений России и ЕС на новый уровень, в том числе, и по ближневосточной проблематике.

Если рассматривать регион Большого Ближнего Востока, у России и ЕС имеются совпадающие интересы по Афганистану, обе стороны заинтересованы в обеспечении безопасности и стабильности в этой стране и в разрешении ситуации с наркотрафиком. Предположительно, взаимодействие по афганскому вопросу могло бы подтянуть за собой более широкое взаимодействие России и ЕС по урегулированию ситуации на Большом Ближнем Востоке. Обе стороны считают, что сугубо военное решение проблемы Сирии и Ливии невозможно.

Тем не менее, для выстраивания полноценного взаимодействия остается немало сложностей. В частности, украинский вопрос накладывает негативный отпечаток на взаимодействие России и ЕС по вопросам ближневосточного урегулирования. Кроме того, европейская сторона не вполне понимает логику российской политики на Ближнем Востоке. Европейские эксперты и политики задаются вопросом, продолжит ли Россия быть «спойлером» всех западных начинаний (именно такой стереотип распространен на Западе), или же Москва действительно стремится играть роль «честного брокера». В свою очередь, принимая во внимание, что ЕС остается зависимым от политической линии евроатлантического партнера, дополнительную неопределенность и для России, и для ЕС создает не вполне ясная политика Д. Трампа в регионе. Большое влияние на развитие ситуации будет иметь политика США в отношении Ирана.

Очевидно, что урегулирование ситуации на Ближнем Востоке возможно только при участии трех сторон — России, ЕС и США, а также включения в процесс региональных акторов. Поиск путей выхода из ситуации идет как на политическом, так и на экспертном уровне.

Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 3.39)
 (18 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся