Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Аватков

Преподаватель военной кафедры и каф. языков стран Ближнего и Среднего Востока МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Во время «арабской весны» на сцену мировой политики вновь поднялась Турция. Турецкая Республика и раньше неоднократно претендовала на важные роли во всемирно известных политических пьесах. Однако после периодов застоя и перерождения ей пришлось пройти сложный путь. И лишь сейчас Турции удалось заполучить роль надрегионального лидера, державы, интересы, идеология и образ действий которой простираются на несколько окружающих ее регионов.

Во время «арабской весны» на сцену мировой политики вновь поднялась Турция. Турецкая Республика и раньше неоднократно претендовала на важные роли во всемирно известных политических пьесах. Однако после периодов застоя и перерождения ей пришлось пройти сложный путь. И лишь сейчас Турции удалось заполучить роль надрегионального лидера, державы, интересы, идеология и образ действий которой простираются на несколько окружающих ее регионов. Расширилась и ресурсная база. Возросли амбиции пережившей переформатирование турецкой элиты.

Однако «Большой Брат» – США – никуда не делся, и именно в этих условиях Турция вошла в эру «арабской весны».

Пролог

Искусная политика лидеров партии привела к радикальному снижению роли военных, являвшихся символом светского пути развития Турецкой Республики со времен Ататюрка и одновременно препятствием на пути интеграции страны в ЕС.

Действия Турции во время «арабской весны» – это уже написанная книга, основное послание и энергетику которой сложно понять самим субъектам турецкой политики, да и их союзникам на американском континенте, без знания контекста. Во-первых, это приход к власти умеренной исламской Партии справедливости и развития (ПСР); во-вторых, американский проект «Большой Ближний Восток»; и в-третьих, осмысление всей внутренне- и внешнеполитической линии Турецкой Республики.

За своё почти десятилетнее правление, ПСР провела целый ряд реформ, важнейшие из которых – экономическая, военная и политическая. Искусная политика лидеров партии привела к радикальному снижению роли военных, являвшихся символом светского пути развития Турецкой Республики со времен Ататюрка и одновременно препятствием на пути интеграции страны в ЕС. Проведенный в сентябре 2010 г. референдум по изменению конституции позволил правящей партии, с одной стороны, расширить права и свободы граждан, а с другой – незаметно сузить пространство независимости судей и военных чиновников. Развитие внешнеполитической доктрины министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу «Ноль проблем с соседями» позволило совершить прорыв в отношениях с Сирией, Ираном, Россией, Грузией и рядом других партнеров. Произошла своего рода переориентация внешней политики страны – от исключительно западного направления к многовекторности. Это отвечало задаче сохранения целостности государства, особенно в свете американских планов по изменению границ в рамках проекта «Большой Ближний Восток».

С приходом к власти ПСР Турция фактически вступила в борьбу за сохранение и упрочение своего места под американским «солнцем» в новых реалиях ХХI в. В то же время нельзя не отметить, что экономические нововведения ПСР привели к укреплению позиций арабского капитала на турецком рынке и усилению внутри страны людей, так или иначе связанных с партией. Иными словами, правящая партия все продумала и поставила на ключевые посты своих людей в надежде не просто остаться у руля, но и продолжать удерживать все необходимые рычаги влияния.

Интересы и позиция Турции в «арабской весне»

После морозной зимы и определенного затишья, напоминающего сосредоточение сил, новая турецкая политическая элита открывает чистую страницу книги истории и вступает в непростой бой на новом для себя поприще. С одной стороны, ей нужно не упасть в грязь лицом перед населением, только что отошедшим от светской модели и вставшим на путь признания новой идеологии глобализированного под турецко-американским соусом ислама [1]. С другой стороны, необходимо грамотно встроиться в диктуемый США новый мировой порядок и занять более высокую ступень в его иерархии за счет «независимой», а на самом деле проамериканской позиции, за счет возвышения над арабами, конфликтного поведения в отношениях с Израилем, действий на опережение.

Турция хочет расширить влияние в ближневосточном регионе, но для этого ей необходим за спиной «Большой Брат».

Руководители Турции, в отличие от лидеров оппозиции, выразили свою точку зрения на «арабскую весну» не сразу, а после долгой паузы. Их бездействие вызвало шквал протестов внутри страны, грозивших усложнением внутриполитической обстановки. Твердая позиция премьер-министра Р.Т. Эрдогана продемонстрировала приоритетность для руководства страны задач по защите и эвакуации турецких граждан, проживающих в зоне арабских восстаний, а также положила конец внутриполитическим спекуляциям. В то же время опытный политик Эрдоган не спешил признавать победоносное шествие «арабской весны». Только оценив возможности, открывающиеся для Турции в связи со сменой элит на Севере Африки и на пространстве Ближнего Востока, премьер стал все более активно поддерживать «революционные» силы, а впоследствии – евро-американскую коалицию в Ливии.

Цели Турции в событиях «арабской весны» можно сформулировать следующим образом:

  • смена элит на конфликтном пространстве, приход к власти новых субъектов исламского типа, подконтрольных Турции, которая способна получить от США полномочия на управление процессами вплоть до определения степени глубины исламизации новых элит;
  • сохранение территориальной целостности и переформатирование карты проекта «Большой Ближний Восток» за счет реализации американских проектов по смене устаревших режимов при сохранении и повышении их контролируемости, а также благодаря согласию исполнять в этом контексте роль «самостоятельной» правой руки США [2];
  • повышение своей роли как державы не просто регионального, а надрегионального уровня, способной решать задачи глобального характера (это вписывается в доктрину А. Давутоглу «Ноль проблем с соседями» и соответствует его идеологии по превращению Турции в державу мирового уровня);
  • демонстрация реальной приверженности США и готовности действовать в рамках их политики во имя сохранения относительного суверенитета и удержания правящей элиты у власти;
  • расширение возможностей использования всех видов «сил», среди которых главнейшую роль играет религиозно-нравственная (идеологическая) сила, олицетворяемая исламским тарикатом (сектой) «Нурджулар» во главе с проживающим в США турком Ф. Гюленом;
  • подготовка базы для выдвижения на лидирующие позиции в рамках процесса признания палестинского государства, а также в условиях расширения управляемой анархии;
  • противодействие распространению «арабской весны» на свою территорию;
  • защита интересов собственных граждан;
  • вывоз государственного имущества из зоны конфликтов.

Турецкая политическая элита, преимущественно получившая образование в США, выстраивает свою внешнеполитическую линию, во многом благодаря деятельности министра иностранных дел, профессора международных отношений в Университет Бейкент А. Давутоглу, в духе сочетания идеалистических и реалистических идей. Такого рода политика позволяет Турецкой Республике следовать собственной стратегии, исходящей не из сиюминутных, а из средне- и долгосрочных целей.

Ресурсы, использованные Турцией во время «арабской весны»

В краткосрочной и среднесрочной перспективе смена элиты и расползание по территории Турции «арабской весны» представляются маловероятными.

Турция не располагает ресурсами в таком количестве и такого качества, которые необходимы, чтобы проводить политику, соответствующую державе мирового уровня. В то же время США, ввязавшиеся за последние годы в войны в Ираке и Афганистане, вовлеченные во всемирную борьбу с глобальным злом в лице терроризма, также сталкиваются с дефицитом ресурсов. И здесь на повестку дня выходит оправданный временем турецко-американский симбиоз.

Америка не может начать очередной конфликт, развязав военные действия в Сирии или Иране. Но сохранять мировое лидерство, воздействовать на все уголки мира Соединенным Штатам необходимо, следовательно, им нужна частично суверенная рука, которая могла бы и хотела выполнять соответствующие задачи. В свою очередь, Турция хочет расширить влияние в ближневосточном регионе, но для этого ей необходим за спиной «Большой Брат». Получается симбиоз.

За время событий «арабской весны» США фактически передали Турции полномочия по оказанию давления на сирийский режим и ведению «перепалки» с Израилем. В распоряжении Турецкой Республики оказались кнут и пряник smart power: возможность продемонстрировать арабам, с одной стороны, силу посредством давления на Сирию (soft power) и боевых действий против курдов и шире – террористов внутри страны и в северном Ираке (hard power), с другой – солидарность посредством вызывающего поведения в отношении Израиля.

В контексте «арабской весны» Турция располагает следующими ресурсами:

  • территория, соединяющая Запад с Востоком, Север с Югом и объединяющая целый ряд микро- и макрорегионов;
  • молодое и амбициозное население, уровень образования которого быстро растет, что приводит к повышению конкурентоспособности страны на международной арене;
  • отлично вооруженная, жестко организованная, вторая по численности армия НАТО;
  • союзнические отношения с США;
  • перспектива интеграции в ЕС;
  • наличие на своей территории энергоузлов;
  • сильные аналитические кадры, грамотно выстроенная кадровая политика в целом;
  • наличие собственной внутри- и внешнеполитической идеологии, привлекательной на данном этапе как для Запада, так и для Востока;
  • эффективная экономическая модель.

Продолжение следует…

В краткосрочной и среднесрочной перспективе смена элиты и расползание по территории Турции «арабской весны» представляются маловероятными. Сохранение нынешнего внешнеполитического курса позволит республике укрепить свои позиции в Северной Африке и на Ближнем Востоке. К настоящему времени Россия уже во многом утратила свои политические позиции в странах «арабской весны», а также потеряла целый ряд экономически выгодных контрактов. Если она и теперь не перейдет к активным действиям, то столкнется с необходимостью не просто считаться, но и подчиняться процессам усиления влияния Китая и Турции в регионе. Турецкая Республика ведет грамотную информационную пропаганду по всему миру и способна в долгосрочной перспективе войти в число мировых держав. России следует выстраивать свою политику, учитывая трансформации, происходящие в стане турецкого партнера.

1. Политическая модель Турции органично включает в себя три аспекта: а) реальное подчинение США при желании подняться выше в иерархии их союзников в контексте глобализации; б) демонстративная борьба с Израилем и пропаганда в арабском и тюркском мире; в) трансформация системы, создание собственной идеологической модели модернизированного ислама и формирование новых подходов к взаимодействию ислама и политики.

2. Иную точку зрения на роль Турции в проекте «Большой Ближний Восток» см.: Тарасов С. Большой Ближний Восток и расчленение Турции становятся реальностью // ИА «Regnum», 28.08.2011

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся