Анализ механизмов и объемов международной военной помощи Украине после начала Специальной военной операции
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 13, Рейтинг: 5) |
(13 голосов) |
Приглашенный преподаватель Кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России
Аспирант Кафедры интеграционного и европейского права МГЮА
Настоящее исследование посвящено рассмотрению вопросов материально-финансовой поддержки Украины западными странами в ходе конфликта с Россией после начала СВО.
В рамках исследования были проанализированы такие источники, находящиеся в открытом доступе, как публикации СМИ, доклады, отчеты и аналитические материалы государственных органов и экспертных групп, публикации государственных и частных лиц в социальных сетях, официальные заявления государственных органов, нормативные акты, фото и видеоматериалы.
Изначально (с апреля 2022 г.) помощь Запада Украине оказывалась (и продолжает оказываться) в рамках Ukraine Defense Contact Group (UDCG), или «Группы Рамштайн», в которую вошло около 50 стран. Впоследствии были предприняты шаги для официального оформления и институционализации данного процесса.
Анализ открытых источников позволил выявить существование системы т.н. Коалиций («Capability Coalitions») — одиннадцати частично формализованных альянсов, в состав которых входят страны Запада. Коалиции формируются в зависимости от сферы своего функционирования: военно-воздушные силы, беспилотные аппараты (дроны), противовоздушная оборона, артиллерийские системы, бронетехника, морской и речной флот, информационные технологии, разминирование, разведывательная деятельность, дальнобойное вооружение, сухопутные силы, радиоэлектронная борьба. Большинство Коалиций начали создаваться во второй половине 2023 г.
Основными аргументами в пользу создания Коалиций были следующие:
- построение системы долгосрочной поддержки Украины после провала контрнаступления летом 2023 г.;
- балансирование нагрузки на государства — члены Коалиций, диверсификация их действий и охват как можно большего числа сфер оказания помощи;
- привлечение к деятельности Коалиций государств, которые не желают поставлять наступательные вооружения, но согласны, например, помогать в разминировании территории;
- формирование четкой системы финансирования и управления ресурсами, чтобы иметь представление о закрытых и актуальных потребностях.
Структурно Коалиции состоят из нескольких государств-лидеров и ряда государств-членов. Фактическое руководство осуществляется правительственными органами и организациями (как правило, связанными с МИД или Министерством обороны), при этом выявлены и физические лица, осуществляющие оперативное управление Коалициями. Финансы, получаемые от государств, аккумулируются в финансовых фондах и расходуются на НИОКР, расширение производства и заказ военного снаряжения путем реализации конкурсных процедур.
Система Коалиций мыслится как ориентированная на перспективу; предполагается составление государствами-членами дорожных карт по деятельности Коалиций до 2027 — 2030-х гг. При этом, вероятно, США постараются хотя бы частично переложить тяжесть поддержки Украины на европейских союзников: фактически, уже к текущему моменту европейские страны коллективно профинансировали Украину больше, чем США (125 млрд против 88 млрд евро, по подсчетам Kiel Institute for the World Economy). По разным оценкам, всего на помощь Украине странами Запада было потрачено более 200 млрд евро, из них на военные нужды — более 120 млрд евро. Непосредственно на деятельность самих Коалиций за время их существования потрачена относительно незначительная сумма — 3–7 млрд евро, что объясняется на данный момент непродолжительным периодом их официального функционирования.
При потенциальном отказе Вашингтона от дальнейшей поддержки Украины Коалиции могут быть одним из вариантов такого «замещения США» без необходимости проводить какие-либо структурные реформы внутри НАТО или создавать альтернативную военно-политическую организацию в Европе.
Помимо реализации основной цели Коалиций — поставок материальной помощи Украине — деятельность Коалиций и западных стран в целом привела к следующим результатам:
- формированию системы долгосрочной поддержки Украины, отработке метода коалиционного сотрудничества, которое в будущем может быть направлено на поддержку других стран;
- развитию инфраструктуры и улучшению логистики НАТО на территории стран Восточной Европы: расширению системы автомобильных и железных дорог, аэродромов;
- расширению производства военного снаряжения на Украине и в странах НАТО, списанию устаревшей техники из арсеналов стран НАТО и последующей ремилитаризации стран Европы, в т.ч. и в рамках увеличения военного бюджета;
- осуществлению научно-технических разработок в военной сфере;
- насыщению ВСУ техникой НАТО, приближению различных систем к стандартам организации, что ставит Украину в зависимость от дальнейшего сотрудничества с НАТО и теоретически упрощает процесс вступления в будущем;
- апробацию военной техники и тактики в боевых условиях с минимальными для стран НАТО рисками потерь личного состава.
Помимо вопросов, обозначенных выше, в рамках исследования были проанализированы логистика поставок военной помощи Украине с выявлением предполагаемых маршрутов и система страхования данных поставок с выявлением конкретных инициатив и компаний.
Складывающаяся картина может свидетельствовать о подготовке Западом базы для длительной гибридной войны против России с использованием всего спектра вооружений, в т.ч. новейших, при этом нельзя исключать риска прямого военного столкновения.
Существует вероятность продолжения конфликта отдельно силами ЕС в случае отказа США от дальнейшей поддержки Украины. В январе 2025 г. на 25-м заседании «Группы Рамштайн» министр обороны США (на тот момент) Ллойд Остин перед лицом смены приоритетов администрации США призвал продолжать поддерживать Украину, поскольку это необходимо для «безопасности Европы, США и всего мира», отметив, что государства-члены уже заложили в госбюджеты расходы на это. Учитывая снижение активности США в рамках UDCG, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас заявила, что ЕС мог бы взять на себя руководство «Группой Рамштайн»; также еще в конце 2024 г. предлагалось установить более формализованную связь между НАТО и UDCG, чтобы ограничить влияние США на последнюю.
Таким образом, деятельность Коалиций/«Группы Рамштайн», являясь частью стратегического курса на противостояние с Россией, формирует долгосрочную экзистенциальную угрозу национальной безопасности России.
UDCG, создание и финансирование Коалиций
В феврале 2022 г. Россия начала Специальную военную операцию (СВО) на Украине, что было осуждено странами «Запада», представители которых в апреле 2022 г. собрались на авиабазе Рамштайн в Германии [1], чтобы скоординировать усилия по поддержке Украины как в гуманитарном, так и в военном аспектах. Данный формат получил название Ukraine Defense Contact Group (UDCG, Контактная группа по обороне Украины), или «Группа Рамштайн», всего в ее состав вошло около 50 стран, как членов НАТО, так и нет [2] (см. карту).
Синим и сиреневым показаны члены UDCG, зеленым — страны, осуществляющие поставки Украине не в рамках UDCG [3]
По линии «Группы Рамштайн» Украине была оказана значительная поддержка в военном плане. Союзники осуществляли как минимум следующую деятельность:
- обучение военнослужащих ВСУ;
- поставки вооружений всех типов: от стрелкового оружия до военных кораблей;
- финансирование производства военного снаряжения на Украине;
- оказание медицинской помощи военнослужащим ВСУ на территории своих государств;
- осуществление разведывательной деятельности против России в интересах Украины;
- ремонт и техническое обслуживание украинской техники;
- вероятно, организация набора наемников, а также направление собственных специальных сил для участия в военных действиях;
- политическая/медийная поддержка Украины в конфликте.
Объемы военной помощи весной–осенью 2022 г. (в первую очередь это касается средств спутниковой связи Starlink) помогли Украине не проиграть на первом этапе конфликта, а более поздние поставки создали базу для контрнаступления весной–осенью 2023 г.
После фактического провала контрнаступления Украины конфликт приобрел затяжной характер, в связи с чем странами «Группы Рамштайн» было принято решение создать четкую структуру поставок военной помощи Киеву. Во исполнение этого решения во второй половине 2023 г. (см. таблицу 1) [4], когда неудача контрнаступления стала очевидной, начала формироваться система «Коалиций» — т.н. Capability Coalition, т.е. «коалиций возможностей». В отличие от более ранних военных коалиций США (например, в Ираке), Коалиции UDCG ориентированы на материальную поддержку Украины, а не на прямое вмешательство в конфликт собственными силами (по крайней мере, на текущий момент).
[5]
Таблица 1. Хронология организации Коалиций
Дата фактического начала функционирования Коалиции | Дата официального анонса Коалиции | |
---|---|---|
Разведывательная коалиция | 2020–2022 гг. | Нет |
Коалиция глубокого удара | Май 2023 г. | Февраль 2024 г. |
IT-коалиция | Сентябрь 2023 г. | Сентябрь 2023 г. |
Коалиция по разминированию | Осень 2023 г. | Весна 2024 г. |
Коалиция морской безопасности | Ноябрь 2023 г. | Декабрь 2023 г. |
Артиллерийская коалиция | Декабрь 2023 г. | Январь 2024 г. |
Коалиция ПВО | Декабрь 2023 г. | Февраль 2024 г. |
Авиационная коалиция | Январь 2024 г. | Июль 2023 г. |
Бронетанковая коалиция | Март 2024 г. | Июнь 2024 г. |
Коалиция БПЛА | Апрель 2024 г. | Февраль 2024 г. |
Коалиция РЭБ | Н/д | Апрель 2025 г. |
В таблице указаны даты формального [6] и фактического начала деятельности Коалиций.
Коалиции расположены в хронологическом порядке фактического начала функционирования.
Основными аргументами в пользу формирования Коалиций, помимо уже указанной выше необходимости обеспечения системной долгосрочной поддержки Украины, стали следующие:
- государства UDCG имеют разный уровень промышленного развития и финансового обеспечения, структура Коалиций позволяет балансировать нагрузку на государства и направлять их усилия в нужном направлении;
- научно-технические изыскания, практический опыт применения и законодательная база также играют свою роль в диверсификации усилий. Так, Латвия известна в качестве комфортного места для ведения бизнеса, связанного с производством БПЛА, в силу чего и была, по-видимому, согласована руководителем Коалиции дронов;
- государства, не желающие вкладываться в наступательные вооружения, могут профинансировать «гуманитарное» разминирование или другие направления (например, закупать медицинские препараты, бронезащиту и др.);
- формирование четкой системы финансирования и управления ресурсами, чтобы иметь представление, какие потребности были закрыты, а какие нет;
- возможность распределения обязанностей в рамках самой коалиции для эффективного удовлетворения потребностей Украины, например, когда одни государства занимаются обучением персонала, а другие — ремонтом техники.
Всего на зиму 2024–2025 гг. насчитывалось 8 официальных коалиций и 3 «призрачные» коалиции [7] [8]. В дальнейшем, в апреле 2025 г., было заявлено о формировании еще одной коалиции (Коалиции РЭБ).
Руководители Коалиций назначаются в зависимости от экономико-политической специфики стран. Так, Дания, Нидерланды и США — основные производители и операторы F-16; в Германии развито производство бронетехники; Франция выступает производителем и поставщиком артиллерийских орудий Caesar, Латвия имеет удобный правовой режим для функционирования инновационных производств, в первую очередь БПЛА, и т.д.
Наличие двух и более стран в руководстве Коалиций может преследовать ряд целей. Во-первых, внутри Коалиций вполне возможно разделение обязанностей между руководителями, например, в Коалиции БПЛА Великобритания занимается сбором средств и поставками дронов из третьих стран, в то время как латвийское правительство налаживает производство дронов в своей стране. Во-вторых, в некоторых Коалициях (авиационной, артиллерийской, ПВО) США присутствуют в перечне руководителей в связи с тем, что их разрешение требуется для использования/реэкспорта техники (например, MIM-104 Patriot). В-третьих, возможно, наличие нескольких руководителей страхует Коалицию от потери руководства в случае выхода одной страны-руководителя из состава Коалиции.
Таблица 2. Состав Коалиций и их руководство [9]
Авиационная коалиция | Коалиция БПЛА | Коалиция ПВО | Артиллерийская коалиция | Коалиция бронетехники | Коалиция морской безопасности | IT-коалиция | Коалиция по разминированию | Разведывательная коалиция | Коалиция «Глубокого удара» | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число стран [10] | 17 | 17 | 14 | 9 | 13 | 18 | 16 | 14 | Н/д | 6 |
Страны-руководители | Дания Нидерланды США |
Великобритания Латвия |
Германия Франция США |
Франция США |
Германия Польша |
Великобритания Норвегия |
Люксембург Эстония |
Исландия |
Формально нет, фактически США | США Великобритания Франция |
Известные государства-члены | Бельгия Болгария Великобритания Германия Греция Канада Люксембург Молдавия Норвегия Польша Португалия Румыния Франция Швеция |
Австралия Германия Дания Италия Канада Литва Люксембург Норвегия Нидерланды Новая Зеландия Польша Франция Чехия Швеция Эстония |
Бельгия Великобритания Греция Дания Испания Италия Канада Литва Нидерланды Норвегия Румыния |
Бельгия Великобритания Германия Канада Люксембург Польша Чехия |
Великобритания Греция Испания Италия Канада Португалия США Турция Франция Чехия Швеция |
Бельгия Болгария Германия Греция Дания Испания Италия Нидерланды Португалия Польша Румыния Турция США Франция Швеция Эстония |
Бельгия Великобритания Германия Дания Ирландия Исландия Испания Италия Латвия Литва Нидерланды Финляндия Швеция Япония |
Венгрия Греция Дания Ирландия Испания Италия Норвегия Словения Финляндия Хорватия Швеция Япония |
|
Германия |
Возможные члены Коалиции | |
|
|
|
|
Австралия Япония |
Австралия Канада США Франция |
Австралия Болгария Германия Словакия США Швейцария |
Великобритания Канада Люксембург США Финляндия Франция |
|
В рамках финансирования Коалиций существуют различные способы реализации выделенных средств.
Финансирование также может идти не напрямую, а перенаправляться через различные фонды помощи Украине или государственные агентства, в т.ч. объединяясь с пожертвованиями частных лиц. В источниках не всегда четко указано, поставляется ли в рамках заявленной суммы уже имеющаяся техника или деньги выделяются на закупку/производство техники. Данные обстоятельства серьезно затрудняют подсчет финансов, выделенных странами на помощь Украине и деятельность Коалиций, поэтому следует воспринимать приводимые данные как оценочные.
Сами схемы оплаты в открытом доступе не публикуются, но, предположительно, все Коалиции действуют по принципу формирования денежного фонда, из которого затем путем конкурентного отбора выделяются средства на закупку военного снаряжения или развитие производства. Учитывая, что руководители Коалиций, как правило, выступают и основными поставщиками снаряжения в рамках Коалиции, такая схема позволяет им вкладываться в собственную экономику. Фонды помощи Украине существуют и за пределами Коалиций, например, International Fund for Ukraine — британский фонд, аккумулирующий финансы ряда государств для закупки военного снаряжения.
Альтернативный вариант, по существу, представляет собой прямые финансовые вливания, однако сама реализация может отличаться. Например, в рамках « Датской модели» предполагается экспертный отбор и финансирование Данией украинских оборонных предприятий; в рамках Nansen Support Programme выделяются средства одной страны (Норвегии) на финансирование военной и гражданской сфер Украины (не только в материальном плане, но и для оплаты услуг); отдельного упоминания заслуживает Ringtausch («кольцевой» или «круговой обмен») — программа немецкой помощи Украине, заключающаяся в поставке современной немецкой техники странам, которые отказались в пользу Украины от советских моделей вооружения, находившихся у них на службе (в связи с исчерпанием арсеналов советской техники стран НАТО, программа, видимо, уже малоактивна).
По крайней мере частично затраты Запада на вооружение Украины покрываются процентами от замороженных российских активов, а также путем привлечения частных компаний к тестированию и производству вооружений. Например, на соответствующей украинской платформе Brave1 с апреля 2023 г. зарегистрировалось около 3 тыс. компаний, в т.ч. иностранных, заинтересованных в военно-промышленном партнерстве с Украиной.
Таблица 3. Финансирование Коалиций (оценка на конец апреля 2025 г.)
Коалиция БПЛА | Авиационная коалиция | Бронетанковая коалиция | Артиллерийская коалиция | Коалиция по разминированию | IT-коалиция | Коалиция ПВО | Коалиция морской безопасности | Коалиция глубокого удара | Разведывательная коалиция | Итого | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Количество внесенных средств | Около 2 млрд евро на весну 2025 г. | Н/д, в перспективе до 20 млрд долларов | Н/д | 286–300 млн евро | 700 млн евро + 37 млрд долларов в перспективе | 102,7 млн евро | 13,5 млн евро | 400+ млн долларов | Н/д | Н/д | Около 3,5 млрд евро |
Транши вне рамок Коалиции | Н/д | Н/д | Н/д | Н/д | Н/д | 482+ млн евро | Ок 80 млрд долларов суммарных поставок | Н/д | Н/д | Н/д | 120 млрд евро + 12 млрд евро минимум в 2025 г. (планируется) |
Помимо финансирования самих Коалиций, в таблице указаны и поставки вне их системы, но на те же цели. Финансирование Авиационной коалиции и финансирование ПВО не в рамках соответствующей коалиции рассчитаны из условной стоимости самолетов F-16 и систем ЗРК. (В рамках сравнения: стоимость только одной ракеты MIM-104 Patriot типа PAC-3 MSE (не самый модернизированный вариант) составляет более 4 млн долларов, в то время как стоимость одного танка M1 Abrams составляет более 10 млн долларов.) Следует обратить внимание на соотношение потраченных на Коалиции и отдельно на военную помощь Украине финансов — 1 к 60, что демонстрирует разницу в объемах поставок. С другой стороны, Коалиции на текущий момент функционируют не более полугода.
Таблица 4. Поставки стран в рамках Коалиций и до или помимо Коалиций
Страна | Коалиция БПЛА | Авиационная коалиция | Бронетанковая коалиция | Артиллерийская коалиция | Коалиция по разминированию | IT-коалиция | Коалиция ПВО | Коалиция морской безопасности | Коалиция глубокого удара |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Австралия | Поставки | Поставки | Поставки | ||||||
Азербайджан | Поставки | ||||||||
Бельгия | Поставки в рамках Коалиции | Поставки | Поставки | Поставки | |||||
Болгария | Поставки | Поставки | |||||||
Великобритания | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | ||
Германия | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки в рамках Коалиции | Поставки | |||
Греция | Поставки в рамках Коалиции | Поставки | Поставки | ||||||
Дания | Поставки | Поставки в рамках Коалиции | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | ||
Ирландия | Поставки | Поставки | |||||||
Испания | Поставки | Поставки | Поставки | ||||||
Италия | Поставки | Поставки | Поставки | ||||||
Канада | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | |||
Косово | Поставки | ||||||||
Латвия | Поставки в рамках Коалиции | Поставки | Поставки | Поставки | |||||
Литва | Поставки | Поставки | Поставки в рамках Коалиции | ||||||
Люксембург | Поставки | ||||||||
Нидерланды | Поставки | Поставки в рамках Коалиции | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | |||
Норвегия | Поставки | Поставки в рамках Коалиции | Поставки | Поставки | Поставки | ||||
Пакистан | Поставки | ||||||||
Польша | Поставки | Поставки | Поставки | ||||||
Португалия | Поставки | ||||||||
Республика Корея | Поставки | ||||||||
Румыния | Поставки | Поставки в рамках Коалиции | |||||||
Словакия | Поставки | Поставки | |||||||
Словения | Поставки | Поставки | Поставки | ||||||
Соединенные Штаты Америки | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки в рамках Коалиции | Поставки | Поставки | ||
Турция | Поставки | Поставки | |||||||
Финляндия | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | |||||
Франция | Поставки | Поставки в рамках Коалиции | Поставки | Поставки в рамках Коалиции | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | |
Хорватия | Поставки | Поставки | |||||||
Чехия | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | |||||
Швейцария | Поставки | Поставки | |||||||
Швеция | Поставки в рамках Коалиции | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | |||
Эстония | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | Поставки | ||||
Япония | Поставки | Поставки |
Таблица 5. Общие расходы на поддержку Украины с 2022 г. по конец апреля 2025 г., в млрд евро
Страна | Общая сумма (млрд евро) | На военные нужды (млрд евро) | На гражданские нужды (млрд евро) | Процент трат на военные нужды (млрд евро) | Процент трат на гражданские нужды (млрд евро) | На военные нужды (в % от ВВП) |
---|---|---|---|---|---|---|
Австралия | 1 | 0,9 | 0,1 | 90 | 10 | 0.061 |
Австрия | 0,8 | 0,003 | 0,797 | 0 | 100 | 0.001 |
Бельгия | 2 | 1,6 | 0,4 | 80 | 20 | 0.286 |
Болгария | 0,24 | 0,236 | 0,004 | 98 | 2 | 0.303 |
Великобритания | 12,8 | 10 | 2,8 | 78 | 22 | 0.346 |
Венгрия | 0,054 | 0 | 0,054 | 0 | 100 | н/д |
Германия | 28 | 11 | 17 | 39 | 61 | 0.279 |
Греция | 0,14 | 0,14 | 0 | 100 | 0 | 0.068 |
Дания | 7,5 | 7 | 0,5 | 93 | 7 | 1.882 |
Ирландия | 0,18 | 0,005 | 0,175 | 3 | 97 | 0.001 |
Исландия | 0,042 | 0,019 | 0,023 | 45 | 55 | 0.08 |
Испания | 1,5 | 0,8 | 0,7 | 53 | 47 | 0.06 |
Италия | 2,3 | 1,4 | 0,9 | 61 | 39 | 0.071 |
Канада | 7,8 | 2,238 | 5,562 | 29 | 71 | 0.121 |
Кипр | 0,004 | 0 | 0,004 | 0 | 100 | н/д |
Латвия | 0,6 | 0,5 | 0,1 | 83 | 17 | 1.353 |
Литва | 1 | 0,844 | 0,156 | 84 | 16 | 1.366 |
Люксембург | 0,2 | 0,165 | 0,035 | 83 | 18 | 0.207 |
Мальта | 0,002 | 0 | 0,002 | 0 | 100 | н/д |
Нидерланды | 7,4 | 5,89 | 1,51 | 80 | 20 | 0.626 |
Новая Зеландия | 0,06 | 0,024 | 0,036 | 40 | 60 | 0.01 |
Норвегия | 3,2 | 1,758 | 1,442 | 55 | 45 | 0.392 |
Польша | 4,5 | 3,227 | 1,273 | 72 | 28 | 0.511 |
Португалия | 0,18 | 0,176 | 0,004 | 98 | 2 | 0.075 |
Республика Корея | 0,8 | 0,015 | 0,785 | 2 | 98 | 0.001 |
Румыния | 1,1 | 1 | 0,1 | 91 | 9 | 0.377 |
Словакия | 3,5 | 0,7 | 2,8 | 20 | 80 | 0.638 |
Словения | 0,083 | 0,07 | 0,013 | 84 | 16 | 0.119 |
Соединенные Штаты Америки | 88,4 | 60 | 28,4 | 68 | 32 | 0.276 |
Тайвань (Китай) | 0,027 | 0 | 0,027 | 0 | 100 | н/д |
Турция | 0,071 | 0,066 | 0,005 | 93 | 7 | 0.009 |
Финляндия | 2,6 | 2,31 | 0,29 | 89 | 11 | 0.836 |
Франция | 4,9 | 3,482 | 1,418 | 71 | 29 | 0.127 |
Хорватия | 0,34 | 0,248 | 0,092 | 73 | 27 | 0.388 |
Чехия | 1,3 | 1,272 | 0,028 | 98 | 2 | 0.486 |
Швейцария | 0,9 | 0 | 0,9 | 0 | 100 | н/д |
Швеция | 5 | 4,47 | 0,53 | 89 | 11 | 0.756 |
Эстония | 0,76 | 0,693 | 0,067 | 91 | 9 | 2.006 |
Япония | 9,3 | 0,064 | 9,236 | 1 | 99 | 0.001 |
Сумма | 200,583 | 122,315 | 78,268 | |
|
— |
Таблица сформирована на основе данных Kiel Institute for the World Economy.
К помощи на гражданские нужды относятся услуги по предоставлению жилья, продовольствия, воды и санитарных услуг, медицина, а также некоторые военные задачи, например, разминирование. К помощи на военные нужды относится материальная помощь (военная техника, военная экипировка, оружие и др.) и финансирование, связанное с военной деятельностью.
Данные таблицы свидетельствуют, что наибольшую помощь Украине в абсолютных числах оказали США, однако в процентах по отношению к ВВП тройку лидеров представляют Эстония, Дания и Литва (последняя — с небольшим отрывом от Латвии). С точки зрения соотношения военных и гражданских расходов, 25 стран из 39 больше вложились в военную сферу, чем в гражданскую, лидерство здесь принадлежит Австралии, Болгарии, Греции, Дании, Португалии, Румынии, Турции, Чехии, Эстонии (более 90% от общей суммы их расходов).
Основные выводы по Коалициям
Как было указано выше, всего официально «Группа Рамштайн» признает существование 9 следующих коалиций.
Авиационная коалиция (F-16 for Ukraine)
Коалиция создана в целях поставки Украине самолетов F-16 и подготовки летного и обслуживающего персонала из числа украинцев. В состав Коалиции входят 17 стран, возглавляют ее США, Нидерланды и Дания. Непосредственное руководство осуществляет генерал-майор армии Нидерландов Арнуд Столлманн.
Общее количество самолетов, которые планируются к поставке на Украину, неизвестно, приблизительно около 100 единиц. Дата поставки такого количества самолетов также не определена и зависит от множества факторов (успешность приминения первых партий, сроки замены F-16 на F-35 в странах-донорах, существование и жизнеспособность киевского режима и т.д.). К началу 2025 г. было поставлено, вероятно, около двух-трех десятков F-16, считая машины для учебных полетов.
Подготовка украинских пилотов и обслуживающего персонала проводится на территории стран-членов НАТО, вероятно, их деятельность будет поддержана частными компаниями по техобслуживанию как на территории стран — членов НАТО, так и на территории Украины. Первая группа пилотов, согласно открытым данным, насчитывает 32 человека, соответственно, число непосредственно обслуживающего персонала должно достигать приблизительно 300 человек (зависит от того, насколько частные западные подрядчики вовлечены в техобслуживание F-16). Медийным лицом украинских пилотов F-16 был полковник А.С. Месь («Мунфіш»), погибший на F-16 во время российского ракетного удара в августе 2024 г.
Предполагается, что F-16 смогут использовать значительный спектр вооружений стран НАТО, в т.ч., возможно, и некоторые перспективные технологии (в рамках обкатки их в боевых условиях). С другой стороны, многие из типов ракет/бомб F-16 уже используются Украиной в интеграции с советскими самолетами или наземной техникой стран НАТО.
Кроме того, хотя пока эта опасность остается гипотетической, F-16 может использоваться в качестве средства доставки тактического ядерного оружия; в рамках модернизации имеющегося на вооружении ТЯО США планирует к 2030 г. нарастить его мощность фактически до уровня стратегического. В то же время на текущий момент ТЯО не предоставлено даже состоящей в НАТО Польше, так что предоставление его Украине маловероятно, поскольку представляет собой уже радикальный уровень эскалации.
Помимо F-16, Украине было поставлено некоторое количество самолетов советского производства из арсеналов западных стран, два радиолокационных самолета ASC 890 (Saab 340B), которые могут использоваться для наведения ударов F-16; неоднократно обсуждались возможные поставки французских самолетов Dassault Mirage 2000 и шведских JAS 39 Gripen C/D. В феврале 2025 г. было объявлено о поставках Mirage 2000, а в марте ВСУ заявили о применении самолетов в ходе отражения атаки российских БПЛА.
Для базирования самолетов страны НАТО предприняли меры по совершенствованию своей авиационной инфраструктуры, модернизировав ряд аэродромов, что подтверждают спутниковые данные. Основными базами, задействованными для нужд Авиационной коалиции, являются:
- RoAF 86th Air Base (Румыния) — на базе располагается 53-я эскадрилья истребителей ВВС Румынии, вооруженная F-16, и Центр обучения пилотов F-16 (EFTC, создан по инициативе Нидерландов), туда же прибыла небольшая партия истребителей для обучения украинских пилотов;
- Wojskowe zakłady lotnicze nr 2 w Bydgoszczy (Польша) — на базе находится основное польское (и, похоже, основное восточноевропейское) предприятие по ремонту F-16;
- 23rd Air Base (Польша) — база тактической авиации, расположенная в восточной части Польши. На ней, вероятно, базируется эскадрилья FA-50. По одной из версий на базе размещены F-16 Украины, которые вылетают на боевые задачи.
Еще около десятка других авиабаз могут косвенно способствовать деятельности Авиационной коалиции. В целом, модернизация авиабаз может свидетельствовать о подготовке к более широкому размещению самолетов ВВС НАТО вдоль границ России, что представляет собой угрозу национальной безопасности. Известно также о разворачивании дополнительных баз технического обслуживания F-16 в странах Восточной и Южной Европы.
Коалиция БПЛА (Коалиция дронов)
«Коалиция дронов» представляет собой военный альянс, направленный на поставку Украине БПЛА (и, вероятно, БПА вообще) для противостояния России в конфликте на Донбассе. В состав Коалиции входят 17 стран, возглавляют ее Великобритания и Латвия. Фактически, Лондон занимается сбором средств и поставками дронов из третьих стран (пока в этом есть необходимость), в то время как латвийское правительство налаживает производство БПЛА в своей стране (в непосредственной близи к театру военных действий).
Коалиция предполагает аккумулирование денежных средств в формате фонда с последующей закупкой БПЛА у производителей в государствах-членах. Такой подход имеет целью поощрить разработку и производство БПЛА в государствах-членах без необходимости прибегать к сторонним закупкам.
В сложившихся условиях данная деятельность представляет собой “win-win” сделку: разработчики/производители получают возможность опробовать технику в реальных полевых условиях, получить поддержку (финансовую, техническую, полигонную и др.) для разработки, выйти на новые рынки, а государства (недружественные России) — вкладываются (в частности, за счет средств других государств) в развитие высокотехнологичных производств на своей территории, создают рабочие места, находят способ поддержать Украину эффективным и достаточно дешевым (по сравнению, например, с поставкой бронетехники) способом, по возможности выносят производство ближе к театру боевых действий.
На конец апреля 2024 г. Коалиция привлекла для выполнения своих целей 500 млн евро, основная часть из которых была выделена правительствами Нидерландов и Дании. При этом до конца 2024 г. планировалось привлечь около 2 млрд евро, по итогу удалось профинансировать Коалицию на 1,8 млрд евро. Помимо средств Коалиции, производители финансируются и по другим каналам — через частные, государственные программы, программы НАТО.
Коалиция рассчитывает поставить Украине 1 млн дронов (без строго определенного срока), первые поставки состоялись в 2024 г. или в начале 2025 г. (источники разнятся). Учитывая значительные потребности Украины в дронах, предполагается развертывание производства как в ближайших странах, так и на самой Украине, чтобы облегчить логистику Например, турецкая компания Baykar Makina планирует открыть завод БПЛА на Украине до конца 2025 г., а США с 2022 г. выделили несколько миллиардов долларов на финансирование производства БПЛА на Украине (например, американские Switchblade 600 уже производятся на украинских заводах). Также на Украине собираются БПЛА Aarok (Франция), ACS-3 (Словакия), Vector (Германия).
Вероятно, под финансирование Коалиции попадает производство не только БПЛА, но и наземных и морских дронов. Всего известно о примерно двух десятках частных компаний, чьи дроны поставляются Украине (не учитывая украинские компании).
Таким образом, государства НАТО выстраивают экосистему по периметру западных границ России по разработке и производству дронов (причем в скором времени следует ожидать ускоренного развития не только летательных аппаратов, но и наземных и морских).
Коалиция ПВО
Начало боевых действий выявило неспособность Украины прикрыть имеющимися на вооружении средствами ПВО всю территорию страны, а в случае прикрытой территории — неспособность поразить все воздушные цели. Практически сразу после начала боевых действий Киев запросил у своих западных союзников системы ПВО. Как только конфликт перешел в затяжную фазу, удаленное поражение логистических и энергетических центров, штабов, заводов, мест размещения личного состава и т.д., а также, соответственно, защита всех этих объектов стали приоритетными для обеих сторон.
Коалиция ПВО была создана формально в феврале 2024 г., хотя анонс создания совместимой с НАТО системы ПВО на Украине и трех рабочих групп — по командной структуре, ЗРК и обучению — состоялся в декабре 2023 г.
В Коалицию входят 14 стран, возглавляют ее США, Германия и Франция.
Цель деятельности Коалиции — формирование эффективной системы ПВО Украины, совместимой с соответствующей системой НАТО. В рамках реализации этой цели осуществляются поставки всех типов средств ПВО — ПЗРК, тактических и стратегических комплексов, пушечных и ракетных (F-16 также могут относиться к категории ПВО). Вопрос подготовки операторов остается открытым по причине дефицита информации об этом процессе.
С февраля 2024 г. практически отсутствует информация о деятельности Коалиции, известно только о передаче трех систем Patriot Германией, США и Румынией и финансированием Литвой покупки РЛС. В то же время вне рамок Коалиции поставки ПВО продолжаются.
Анализ характера поставок западной помощи и потерь ПВО Украины свидетельствует о постепенном вытеснении российских и советских ПВО из перечня вооружения ВСУ, что вызвано как объективными, так и субъективными причинами.
В целом, за период военных действий украинская система ПВО не только не была уничтожена, но и получила на вооружение некоторое количество образцов современного вооружения. Хотя перспектива дальнейшего использования поставленных ЗРК туманна (в т.ч. зависит от встраивания в будущем Украины в структуру безопасности НАТО), на текущий момент они представляют серьезную угрозу для авиации России, а также снижают эффективность ракетных ударов и налетов БПЛА.
Подсчет общего числа ЗРК дает нижнюю границу находившихся в то или иное время с февраля 2022 г. на вооружении ВСУ ракетных ЗРК в 689 единиц, а пушечных/пулеметных (преимущественно или полностью) — в 688 единиц, т.е. суммарно 1377 единиц, не считая радаров и ПЗРК; реальное значение, вероятно, больше. При этом всего ВСУ было потеряно не менее 291 единицы ЗРК, считая 38 пулеметных и пушечных, т.е. значительно меньше половины всей техники ПВО ВСУ.
Помимо Коалиции, в данном направлении действуют и сторонние инициативы:
- Action on Air Defense Initiative или Immediate Action on Air Defense Initiative (IAAD, также иногда — Patriot-Initiative) — программа поддержки системы ПВО Украины, созданная Германией по аналогии с чешской инициативой по закупке боеприпасов для Украины. На саммите НАТО в июле 2024 г. была достигнута договоренность о финансировании IAAD на сумму в более чем 1 млрд долларов. О поддержке IAAD заявили Нидерланды, Дания, Литва, Норвегия, Бельгия, Канада, Франция, Испания, Румыния, США, Великобритания, возможно, Латвия. IAAD предполагает срочную поставку систем ПВО и связанной техники Украине. По этой причине инициатива не пользуется большой популярностью среди государств-союзников Украины, так как они не желают снимать с вооружения новейшие системы.
- Air Defence Consortium — организация (возможно, не имеющая статуса юридического лица), занимающаяся оказанием военной помощи Украине в сфере ПВО. Упоминания «Консорциума» встречаются крайне редко, подробностей о нем найти не удалось. Возможно, это какая-то структурная часть рассматриваемой Коалиции или иной «группы помощи Украине». Тем не менее в Парламент Канады поступали петиции о финансировании «Консорциума», а в сентябре 2023 г. Правительство Канады выделило на работу «Консорциума» 33 млн долларов. Руководство «Консорциумом» осуществляет, вероятно, Великобритания.
Артиллерийская коалиция
Артиллерийская коалиция (Artillery coalition) была анонсирована в декабре 2023 г. и создана 18 января 2024 г. Францией, сопредседателем выступают США. Со стороны Франции непосредственное руководство осуществляет генерал Jean-Michel Guilloton. В составе Коалиции на данный момент идентифицировано 9 стран-членов.
Коалиция преследует как краткосрочные, так и долгосрочные цели. В ближайшей перспективе предполагается обеспечить Украину артиллерийскими системами и снарядами как минимум на уровне паритета вооруженным силам России, как максимум — на уровне, позволяющем ВСУ начать контрнаступление. В более удаленной перспективе предполагается модернизация артиллерийского парка ВСУ на основании военно-промышленного партнерства между предприятиями западных стран и Украины и, вероятно, как и в других Коалициях, приведение его к стандартам НАТО.
Коалиция призвана удовлетворять потребности Украины в артиллерийских системах и боеприпасах на период до 2027 г. Предполагается, что в Коалицию входят страны, обладающие технологическими возможностями для производства артиллерийских и связанных систем, боеприпасов к ним и др.
Для реализации деятельности Коалиции были созданы четыре рабочие группы, каждая из которых сосредоточена на определенной области деятельности: системах вооружения, боеприпасах, окружающей обстановке (разведке) и подготовке кадров.
В рамках Коалиции известно о планах поставки Францией 78 артиллерийских установок CAESAR до конца 2024 г., из этого числа 49 единиц было поставлено к августу 2024 г. Великобритания выделила 286 млн евро на 2024 г. на закупку артиллерийских боеприпасов для Украины, Германия же планировала поставить Украине для тестов экспериментальный секретный снаряд с дальностью стрельбы около 100 км.
Многие страны Запада также участвуют в различных смежных проектах, связанных с поставками артиллерии и боеприпасов, например, Инициативе Чехии по боеприпасам, EDIRPA [11], ASAP [12]. Поставки артиллерии и боеприпасов Киеву преимущественно осуществлялись/осуществляются вне рамок Коалиции.
Подсчет по источникам дает суммарное число поставленных артиллерийских установок в 1569 единиц, из них не менее 228 единиц находятся в статусе «обещано». Потери Украины составляют около 748 артиллерийских систем (без учета минометов).
На ноябрь 2024 г. Украине было поставлено, по минимальным подсчетам, около 5 млн артиллерийских боеприпасов. Исходя из многочисленных заявлений представителей Украины, ВСУ необходимо получать около 4 млн снарядов в год, чтобы начать успешное контрнаступление, что выглядит абсолютно нереалистично на текущем этапе. Возможно, в связи с этим акцент будет сделан на использование точечных ударов БПЛА, а не на массированной артподготовки на линии боевого соприкосновения.
Коалиция бронетехники
Создание Коалиции по бронетехнике (Armored Coalition, Armour Capability Coalition) было анонсировано в марте 2024 г. министрами обороны Польши и Германии, эти же страны ее и возглавляют. На данный момент идентифицировано 13 стран — членов Коалиции.
Коалиция преследует следующие цели:
- поставка бронетехники (главное внимание уделено основным боевым танкам: Leopard 2, Leopard 1, Leclerc, M1A1 Abrams и неизвестных моделей советских/российских танков и их копий);
- организация ремонта техники на территории Украины;
- обучение экипажей и технического персонала;
- разработка эффективной тактики использования бронетехники.
Необходимо отметить, что летом 2024 г. на Украине заработало первое из четырех планируемых предприятий Rheinmetall, а в конце января 2025 г. открылось KNDS Deutschland — совместное предприятие немецкой Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и французской Nexter. Производства открываются и в других странах, в т.ч. соседних с Украиной.
Большая часть тяжелой бронетехники была поставлена до формирования Коалиции —к началу 2024 г. Украине было поставлено около 900–1000 танков и от 1 до 2 тыс. бронемашин различного типа. Подсчет потерь танков, различных бронированных, разведывательных, пехотных машин, БТР, БМП, инженерных и командных машин дает число примерно в 5 тыс. единиц (считая поврежденные).
О поставках техники Коалицией на текущий момент данных не имеется, в то же время за ее рамками поставки продолжаются. В условиях значительных потерь, пришедшихся в первую очередь на технику советского образца, возрастает зависимость ВСУ от техники западного производства, что ведет и к заимствованию западных тактических и методических стандартов.
Коалиция морской безопасности
Коалиция морской безопасности (Maritime Capability Coalition) была анонсирована в ноябре 2023 г. Министерством обороны Украины, а официально создана в декабре 2023 г., о чем было объявлено Министерством обороны Великобритании. Руководство Коалицией осуществляют Великобритания и Норвегия, в ее состав входят минимум 18 государств.
Цель деятельности Коалиции — осуществление долгосрочной программы укрепления военно-морских сил Украины, приведения их к стандартам НАТО и сдерживания России в Черном море. Создание Коалиции в какой-то степени, по-видимому, было пролоббировано компанией Marsh McLennan [13], которая достигла соглашения с Правительством Украины о страховании поставок зерна и других продовольственных товаров из украинских портов.
Морская безопасность, вероятно, оказывается не самой приоритетной сферой помощи Киеву в связи с высокими затратами на строительство крупных морских судов и их малой эффективностью в условиях насыщения моря и воздуха дронами, использованием противокорабельных ракет, а также в связи с вытеснением Черноморского флота России в отдаленные от границ конфликта порты; для осуществления же десантных операций (через Днепр или на побережье Крыма) крупные корабли не требуются. Таким образом, создание морского флота Украины усилиями Запада представляется задачей на перспективу.
Совершенно другая ситуация складывается с морскими беспилотниками. Украинская практика доказала высокую эффективность их применения, особенно в составе комбинированных ударов с использование ракет и БПЛА. Фактически, Украина смогла вытеснить Черноморский флот России с театра военных действий и если не поставить под контроль акваторию Черного моря, то, по крайней мере, серьезно затруднить использование Россией военного-морского флота. В настоящий момент Украиной и странами НАТО ведутся разработки более совершенных морских беспилотников, разного размера и разного типа (наблюдательный, ударный, надводный и подводный). Основные модели используемых дронов разработаны Украиной, в то время как поставляемые Западом, вероятно, предназначены для второстепенных целей (например, дроны для разминирования водоемов).
Суммарно Украине было поставлено и обещано странами Запада минимум 506 единиц морских и речных судов (включая те, что были заказаны еще до начала СВО, и те, что находились на вооружении до февраля 2022 г.). При этом до февраля 2022 г. на вооружении Украины находилось 45 судов. Помимо военных, Украина использует и гражданские суда, различные лодки, которые оснащаются вооружением и технической аппаратурой, поэтому точно определить число техники на вооружении невозможно.
Потери Украины можно оценить минимум в 48 судов; абсолютное большинство потерь пришлось на различные рейдовые/патрульные лодки, но с точки зрения соотношения потерь основная их часть пришлась на корабли, находившиеся на вооружении Украины до февраля 2022 г.
Общая сумма выделенных на функционирование Коалиции средств неизвестна, но, предположительно, составляет около 500 млн евро за 2024 г.
IT-коалиция
IT-коалиция была создана в сентябре 2023 г. на срок в шесть лет. В состав Коалиции на сентябрь 2024 г. входило 16 государств, еще несколько раздумывали над присоединением. Руководство Коалицией совместно осуществляется Люксембургом и Эстонией. Деятельность Коалиции поддерживается рядом частных партнеров, как украинских, так и западных.
Финансирование Коалиции осуществляется путем взносов государств-членов, закупки проводятся через структуру NATO NSPA (Агентство НАТО по поддержке и закупкам).
Деятельность IT-коалиции преследует ряд целей разной временной удаленности. Наиболее удаленными представляются приведение цифрового компонента ВСУ к стандарту НАТО и цифровизация Украины в рамках подготовки к вступлению в НАТО и ЕС. Более близкими — обкатка цифровых военных технологий НАТО на Украине и контроль мобилизации в ВСУ через внедрение и развитие электронного реестра военнообязанных лиц. Кроме того, внедрение новых цифровых технологий облегчает координацию деятельности как ВСУ на поле боя, так и государственной системы Украины в целом.
К июню 2024 г. была создана управленческая структура Коалиции. Штаб-квартира Коалиции разделена между Таллином и Люксембургом.
В мае 2024 г. на Украину прибыли первые поставки в рамках Коалиции (ноутбуки, мониторы, коммуникационное оборудование). В июле 2024 г. было поставлено сетевое оборудование. О поставках в период до января 2025 г. публичной информации нет, однако следует предполагать, что они имели место. В январе 2025 г. была опубликована информация о новом пакете помощи, в который вошли 1026 рабочих станций для системы Oberih (см. ниже), 20 тыс. ключей двухфакторной аутентификации DELTA (см. ниже), ноутбуки, принтеры, мониторы, планшеты, веб-камеры и сканеры штрих-кодов. Всего за 2024 г. на помощь Украине через Коалицию было потрачено около 600 млн евро.
Основные электронные системы, развитие которых финансируется через Коалицию:
- Oberih (Oberig, Оберег, Оберiг) — украинский цифровой реестр военнообязанных, основанный на данных налоговых органов, записях актов гражданского состояния и данных об образовании, медицинских картах, данных о пенсиях и др. Запущен в 2022 г. и финансируется через программы ЕС.
- DELTA (Delta monitor, DELTA system) — платформа для сетецентричного объединения военных формирований, включая БПЛА, позволяющая планировать военные операции на основе аккумулированных разведданных. Официально используется с февраля 2023 г., неофициально — с 2014 г. На текущий момент имеет формальную привязку к Центру инноваций и оборонных технологий при Минобороны Украины. С августа 2024 г. в полной мере внедрена в подразделения силовых структур. Создана по стандартам НАТО и совместима с ее цифровыми системами подобного вида. НАТО также финансировала разработку платформы и, по некоторым данным, заинтересована в обкатке платформы в условиях боевых действий.
Сервисы DELTA размещены за пределами Украины в облачном формате, чтобы снизить угрозу взлома, кроме того, система полагается на терминалы Starlink для обеспечения связи.
- Reserve+ — приложение для смартфонов, функционально связанное с Oberih. Функционирует с мая 2024 г. Основное назначение приложения — уточнение данных о призывнике без необходимости посещения военкомата.
- Army+ — приложение для смартфонов, позволяющее украинским военнослужащим дистанционно получать услуги, связанные с их статусом; функционирует с августа 2024 г. Фактически — сервис электронных госуслуг для военных.
На текущий момент можно констатировать, что деятельность IT-коалиции в большей степени направлена на совершенствование управления украинским мобилизационным ресурсом. В меньшей степени — на совершенствование платформы для сетецентричного управления воинскими формированиями, сетецентричной войны. При этом первое направление выглядит как приоритетное для Украины, второе — для НАТО, которая тестирует в боевых условиях сетецентричные системы для собственных нужд.
За рамками Коалиции деятельность в том же направлении ведется через Таллинский механизм (механизм политического взаимодействия ряда стран НАТО с Украиной) и агентства ЕС в сфере кибербезопасности (ENISA, EUAM Ukraine, EUMAM Ukraine). Осуществляемые проекты способствуют приближению киберсферы Украины к стандартам НАТО и ЕС.
Коалиция по разминированию
Фактически Коалиция создана осенью 2023 г., формально — весной 2024 г. в целях упорядочивания деятельности по разминированию территории Украины в гуманитарных (для нужд гражданских лиц, сельского хозяйства) и военных целях.
В качестве членов Коалиции идентифицировано 14 стран [14], руководство осуществляют Литва и Исландия. Помимо членов Коалиции, помощь в разминировании оказывают Фонд Говарда Г. Баффета и Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Румыния, Турция и др.
Публичные источники избегают упоминаний разминирования в военных целях. Кроме того, помимо краткосрочных целей по немедленной помощи Украине, Коалиция ставит перед собой и долгосрочные цели по формированию саперных подразделений ВСУ, соответствующих стандартам НАТО (в некоторых источниках называется промежуток поддержки до 2034 г.). Со своей стороны Правительство Украины утвердило стратегические и оперативные документы с планами разминирования территории, в рамках которых высокий приоритет имеют участки логистических маршрутов, энергетическая и водная инфраструктура, более низкий — сельскохозяйственные и общественные зоны.
В сентябре 2024 г. для финансирования деятельности Коалиции был создан соответствующий фонд. В апреле 2024 г. участники Коалиции выделили 700 млн евро для разминирования украинской территории на период до 2024 г. (наблюдатели оценивают необходимую сумму в 37 млрд долларов, а при темпах и методах разминирования на уровне 2022–2023 гг. Украине потребовалось бы 757 лет для разминирования всей территории; сами украинцы рассчитывают справиться за десять лет).
Руководство деятельностью фонда осуществляет Central Project Management Agency (CPVA) — организация, уполномоченная на реализацию государственных проектов в Литве, в т.ч. госзакупок. По-видимому, CPVA курирует по крайней мере ряд литовских программ (если не все), связанные с поддержкой Украины (по крайней мере в сфере образовательной деятельности, восстановления территории и реабилитации гражданских лиц и разминирования). Также организация осуществляет поддержку белорусской оппозиции.
Закупки для целей Коалиции осуществляются по конкурсным процедурам (покупатели в лице CPVA проводят маркетинговое исследование на основании заявок).
Первые поставки оборудования (230 пикапов, 240 миноискателей, средства разминирования) начали осуществляться в октябре 2024 г., в частности 3 октября были поставлены 40 пикапов (вероятно, поставки идут небольшими партиями).
Вне рамок Коалиции было поставлено около сотни машин для разминирования и неизвестное число другой техники для осуществления помощи в разминировании.
В целом, саперное дело, по крайней мере в гуманитарном аспекте, в конфликте на Украине выходит на новый уровень, при котором формируется система разминирования территории, основанная на включении в нее многочисленных проверенных операторов, распределении заминированных участков, присвоении участкам разных уровней приоритетов, использовании БПА и БПЛА [15], а также систем на основе искусственного интеллекта. Некоторые типы БПЛА (BlueROV2, Fifish V6 Expert) используются и для разминирования акваторий, хотя это не слишком актуальный вопрос в связи с остановкой боевых действий в Черном море и очищением от мин «зернового коридора» от Одессы.
Специфика деятельности данной Коалиции необычна тем, что предполагает если не присоединение, то широкое участие лиц, заинтересованных в «гуманитарном разминировании». В частности, речь идет о различных международных и частных организациях и фондах, занимающихся, например, ликвидацией последствий конфликтов. В лучшем случае их деятельность снимает лишнюю нагрузку с украинских сил, высвобождая их для разминирования на фронте. В худшем, если эти организации не осуществляют контроль за своей гуманитарной помощью и не участвуют в разминировании напрямую, то их помощь, вероятно, отправляется прямо на фронт.
Таким образом, на Украине формируется система разминирования территорий, поддерживаемая Западом как по линии Коалиции по разминированию, так и в частном порядке; поддержку также оказывают международные, национальные и частные организации «гуманитарного» профиля.
Коалиция РЭБ
Коалиция радиоэлектронной борьбы (Electronic Warfare Coalition, Elektromagnetischer Kampf) была анонсирована министром обороны Германии Б. Писториусом 11 апреля 2025 г. В состав Коалиции вошло 11 стран, возглавляет ее Германия в лице коммандера (commander) Malte von Spreckelsen.
Деятельность Коалиции будет направлена на достижение следующих целей:
- обеспечение коммуникации между подразделениями ВСУ и нарушение коммуникации ВС РФ;
- обеспечение радиоэлектронной разведки;
- подавление БПЛА;
- совершенствование немецких систем вооружения (РЭБ).
Полученные в ходе этого процесса знания также должны быть использованы для дальнейшего развития потенциала Бундесвера.
«Призрачные коалиции»
Как было указано выше, три коалиции можно назвать условно «призрачными», потому что они не упоминаются в большинстве заявлений по системе коалиций, и сам факт их существования остается под вопросом. Тем не менее, даже не будучи формализованными в качестве коалиций, эти процессы продолжают существовать.
Разведывательная коалиция
В ходе военных действий на Украине критически возросла необходимость в быстром получении разведывательных данных, в связи с чем Украине была оказана помощь западных союзников по линии разведки. Поскольку деятельность разведывательного сообщества засекречена, в открытом доступе находится информация только о спутниковой разведке. В целом, в интересах Украины работают несколько десятков западных государственных органов и частных аэрокосмических компаний, обеспечивающих ее связью и разведданными.
Наиболее распространена платформа Starlink, которая выступает основой коммуникационной инфраструктуры Украины, в т.ч. военной. В марте–апреле 2022 г. Агентство США по международному развитию (USAID) поставило Украине 5 тыс. терминалов Starlink (изначально бесплатно, контракт со SpaceX был подписан позднее), что фактически стало основой системы правительственной и военной связи на Украине (Министр цифровой трансформации Украины М. Федоров назвал Starlink « основой всей украинской коммуникационной инфраструктуры»). Всего на данный момент Украина располагает несколькими десятками тысяч терминалов Starlink. Распространенность терминалов такова, что в случаях необходимости получения консультации у специалистов украинские военнослужащие связываются через Starlink с американскими специалистами по техническому обслуживанию военной техники на базе в Польше.
Помимо Starlink, Украине оказывают услуги по спутниковой разведке и связи еще около двух десятков компаний, сотрудничество с которыми призвано компенсировать проблемы с передачей разведданных от стран НАТО (поскольку они предварительно проходят процесс согласования в уполномоченных органах).
Сами страны НАТО активно ведут спутниковую разведку территории России с целью наведения ударов Украины, в основном районов военных баз, аэродромов, портов, атомных энергостанций и других стратегических объектов. Помимо военного аспекта, спутниковые снимки используются для обоснования санкций против России как нарушающей права человека.
Украинская разведка также использовала фотографии российских военнослужащих со встроенными данными геолокации для нанесения высокоточных ударов.
Использование Украиной спутниковой разведки имеет несколько отличительных черт:
- сотрудничество с большим количеством аэрокосмических компаний при отсутствии собственного флота спутников;
- построение эффективной системы получения спутниковых данных и их последующего использования в военных целях;
- опора аэрокосмических компаний на структуру «мегасозвездий» (mega-constellation) спутников, затрудняющих использование противоспутникового оружия кинетического принципа действия;
- использование дублирующих и разнонаправленных спутниковых систем, позволяющих получать дополняющие друг друга данные.
Таким образом, в распоряжении Украины на текущий момент находится значительная по масштабу и мощи группировка спутников, которая используется для ведения боевых действий против России.
Помимо спутников, в пользу Украины, вероятно, работает агентурная и техническая разведка стран НАТО, однако информация о таком сотрудничестве не публикуется.
Коалиция «Глубокого удара»
Создание Коалиции было анонсировано президентом Франции Эманюэлем Макроном в начале 2024 г. Целью были заявлены поставки Украине дальнобойного вооружения (официально используются термины “deep strike missile” или “long range missile”) для поражения целей в глубине территории России. Поскольку Коалиция не формализована, состав членов можно только предполагать. Как минимум в нее вошли бы США, Франция и Великобритания — страны, поставляющие Украине дальнобойное вооружение.
Фактически, в связи с тем, что дальнобойное вооружение уже поставлялось Украине, речь скорее шла о лоббировании разрешения на удары вглубь территории России, а не о поставках вооружения как такового (за исключением немецких ракет Taurus, которые так и не были предоставлены).
В ноябре 2024 г. США разрешили Украине использовать ATACMS для нанесения ударов по территории России, после чего их примеру последовали Франция и Великобритания. Начиная с этого момента по территории России неоднократно наносились ракетные удары с использованием ATACMS и Storm Shadow.
В общем контексте лоббирования следует отметить имевшую место риторику о защите демократии, свободы, «общечеловеческих ценностей» от авторитаризма, представление Украины как «щита цивилизации» и пр. Подобным же образом обосновывалось противостояние не только с Россией, но и с Кубой, Китаем, Ираном, Венесуэлой, Северной Кореей; была сделана попытка ввести в оборот на уровне политиков и СМИ термин “The Axis of Upheaval” для обозначения данных стран в качестве «новой Оси», т.е. создания коллективного образа врага.
До последних выборов в Палату представителей Конгресса США (ноябрь 2024 г.) в ней функционировала лоббистская группа в составе как минимум М. МакКола (председатель комитета по иностранным делам до января 2025 г.), М. Роджерса (председатель Комитета по вооруженным силам), М. Тернера (председатель комитета Палаты представителей по разведке до января 2025 г.) [16] — примечательно, что все они республиканцы. Данными лицами весной 2024 г. был представлен Proposed Plan for Victory in Ukraine, направленный на политико-экономическое обоснование помощи Украине.
Основные тезисы, лежащие в основе документа:
- Россия, Китай, Куба, КНДР и Иран представлены обновленной версией «Оси зла», лидеры этих стран понимают только силу;
- европейские страны в значительной степени взяли на себя финансирование войны с Россией, кроме того, они покупают американское оружие и топливо, что на руку США;
- боевые действия на Украине ведут к экономии средств США, нанося при этом урон России;
- текущую ситуацию на Украине, в Европе и мире можно использовать с выгодой для США.
В Proposed Plan for Victory in Ukraine политика администрации Дж. Байдена была подвергнута резкой критике за уступчивость России; авторы призывали поставить Украине любое необходимое ей оружие для победы (providing critical weapons), ввести новые, максимально разрушительные санкции в отношении России и конфисковать все ее замороженные финансовые резервы в помощь Украине. Параллельно в документе была сделана попытка убедить, что деньги, потраченные на Украину, были потрачены эффективно, в не слишком большом количестве, а коррупционный элемент полностью исключен.
Следует также отметить, что и успехи, и неудачи России в конфликте служили в риторике обоснованием для увеличения помощи Украине. Особенно удобным было эксплуатирование темы «красных линий», «на очередное пересечение которых Правительство России каждый раз не реагировало».
Неизвестно, какое влияние на политику администрации США оказывали эта и подобные ей лоббистские группы и пропагандисты. Вероятно, победа Д. Трампа на выборах в США на какое-то время подорвала усилия данных групп, однако их потенциал все еще не исчерпан.
Сухопутная коалиция
Слухи об отправке контингента НАТО или отдельных стран Альянса на территорию Украины распространяются в СМИ с начала конфликта. Уполномоченные лица неоднократно опровергали такую возможность, однако она все еще сохраняется. Возможно, на территории Украины присутствуют канадские и латвийские саперы (из источника непонятно, идет речь о подготовке украинских саперов или отправке собственных). Кроме того, по информации Politico, в марте 2024 г. руководство Франции и прибалтийских стран обсуждало вопросы отправки войск на Украину; позже глава МИД Франции заявил, что речь шла лишь о силах для разминирования территории, однако новости об обсуждении неких «миротворцев», особенно в свете прихода к власти в США администрации Д. Трампа, регулярно появляются.
В феврале 2025 г., на фоне переговоров России и США, в Париже состоялась встреча руководителей нескольких стран Запада, посвященная обсуждению вопросов ввода «миротворческого контингента» на Украину. Руководители Великобритании, Швеции, Нидерландов, Германии, Франции, Италии, Эстонии сдержано поддержали эту идею, но дали понять, что окончательное решение зависит от условий заключения мирного договора и позиции США по данному вопросу. Против выступило Правительство Польши, считая более уместным для себя оказывать Украине помощь иными путями.
Таблица 6. Выявленный перечень официальных лиц, связанных с деятельностью Коалиций
Коалиция | Задействованное лицо | Должность | Форма участия |
---|---|---|---|
Коалиция БПЛА | Люк Поллард (Luke Pollard) | Заместитель министра обороны Великобритании | Сообщал о поставках БПЛА Украине от имени Коалиции |
Лин Идзель (Linas Idzelis) | Глава Lithuania’s Riflemen’s Union | Упоминался в новостных статьях, точная связь с деятельностью Коалиции неясна | |
Катерина Черногоренко | Заместитель министра обороны Украины по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации | Курирует вопросы цифрового развития ВСУ | |
Авиационная коалиция | Арнуд Столманн | Генерал-майор армии Нидерландов | Руководитель Коалиции |
Артиллерийская коалиция | Жан-Мишель Гийотон (Jean-Michel Guilloton) | Генерал-майор ВС Франции, глава общевойсковой подготовки (COMECIA) | Руководитель Коалиции от Франции |
Томаш Копецкий (Tomáš Kopečný) | Полномочный представитель правительства Чехии по вопросам восстановления Украины с января 2023 г. | Курирует Чешскую инициативу по боеприпасам | |
Коалиция по разминированию | Central Project Management Agency | Литовское агентство, уполномоченное на сотрудничество с Украиной, руководитель — Ernesta Buckienė | Отвечает за реализацию литовских и европейских проектов на Украине, разминирование |
IT-коалиция | Катерина Черногоренко | Заместитель министра обороны Украины по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации | Курирует вопросы цифрового развития ВСУ |
Лаури Лухт (Lauri Luht) | Атташе Эстонии по кибербезопасности | Курирует Таллинский механизм на месте (в Киеве) | |
Коалиция глубокого удара | Майкл Маккол (Michael McCaul) | Бывший (2023–2025 гг.) председатель Комитета Палаты представителей США по иностранным делам, член Палаты представителей от 10-го округа Техаса |
Соавторы Proposed Plan for Victory in Ukraine, в котором были предложены политические инициативы, направленные на победу Украины, политические союзники Украины в Палате представителей |
Майк Роджерс (Mike Rogers) | Председатель Комитета Палаты представителей США по вооруженным силам, член Палаты представителей от 3-го округа Алабамы | ||
Майк Тернер (Mike Turner) | Бывший (2023–2025 гг.) председатель комитета Палаты представителей США по разведке, член Палаты представителей от 10-го округа Огайо |
Логистика поставок помощи Украине
Логистика поставок военной помощи в Восточной Европе и на Украине далека от должного уровня эффективности. В связи с режимом «закрытого неба» на Украине имеются три основных способа доставки материальной военной помощи:
- морским путем: через порты в Прибалтике (Клайпеда, Лиепая, Вентспилс, Рига), Польше (Шецин, Свиноуйсьце, Колобжег, Гдыня, Гданьск), Германии, Румынии (Констанца), Молдавии (Джурджулешты) и др. В контексте данного пункта следует отметить, что морская логистика дешевле и проще наземной, поэтому с этой точки зрения целесообразно осуществлять выгрузку в порту как можно ближе к зоне боевых действий;
- воздушным путем: через переброску помощи в польский город Жешув с дальнейшей транспортировкой на Украину железными или автомобильными дорогами (возможна переброска и в другие аэропорты, но Жешув главный и наиболее развитый в этом плане логистический хаб — после инвестиций и модернизации с 2022 г.);
- наземным путем: в первую очередь через Польшу и Румынию по автомобильным и железным дорогам.
Одной из основных проблем, связанных с наземной логистикой, является разница в ширине колеи на Украине, в некоторых странах Восточной Европы и других европейских странах, что не позволяет напрямую использовать европейские поезда и вагоны на Украине и наоборот. Для решения этой проблемы предпринимаются усилия по совершенствованию пунктов пропуска через границу (на которых, например, могут меняться оси вагонов), также известно об испанско-украинском проекте по реализации технологии автоматического изменения ширины колеи.
Осознавая несовершенство логистики своего «восточного фланга», НАТО и ЕС уже длительное время реализуют проекты в сфере инфраструктуры, направленные на:
- усовершенствование железнодорожной и автомобильной инфраструктуры стран Восточной Европы — Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии, создание электрифицированных и унифицированных железных дорог от Балтийского моря до Черного;
- упрощение логистики НАТО за счет создания логистических узлов (т.н. «сухих портов»);
- углубленную интеграцию стран Восточной Европы в евроатлантическую систему (НАТО, ЕС).
После начала конфликта на Украине добавились следующие цели:
- вывоз (экспорт) материальных ресурсов из Украины (зерна, масла, стали, угля);
- доставка военной помощи, а также импортированных товаров на Украину;
- интеграция Украины в евроатлантическую систему.
Следует предполагать, что после 2022 г. работа над уже имевшимися проектами была ускорена, а Украина более тесно интегрирована в них.
Относительно логистических линий поставок военной помощи Украине возможно предположить следующее:
- вероятно, южное направление логистики (через Румынию и Молдавию) в большей степени ориентировано на экспорт зерна с Украины, поскольку, во-первых, возможности этих стран по обслуживанию военной техники НАТО ограничены; во-вторых, также ограничены возможности транспортной инфраструктуры Румынии и Молдавии; в-третьих, это направление доставки следует считать более опасным с военной точки зрения, чем другие; в-четвертых, северное направление, через Германию и Польшу, более удобно с точки зрения имеющейся инфраструктуры. После начала функционирования «зернового коридора» значимость этого направления, вероятно, еще более снизилась;
- на Украине и в прилежащих государствах осуществляется модернизация стратегической инфраструктуры: железных и автомобильных дорог, портов, логистических хабов, пунктов пропуска через границу. Аэропорты в настоящем исследовании не рассматривались, однако пример аэропорта Жешува, который с 2022 г. был значительно модернизирован в интересах снабжения Украины, представляется показательным;
- наряду со строительством новой инфраструктуры (в первую очередь это касается проектов общеевропейского значения) происходит модернизация и расконсервация уже существующей, например, ранее неиспользуемых линий железных дорог.
Общий обзор логистики позволяет предположить, что ключевую роль в доставке военной помощи играет Польша. Двумя ключевыми пунктами пропуска через границу выступают пункт в Медыке и Ягодине (имеются, однако, и иные, мало задействованные пункты пропуска). Логично, что наиболее узкие места, «бутылочные горлышки», подобные данным КПП (например, Сувалоцкий коридор), тщательно охраняются.
Страхование помощи Украине
В 2022 г. после начала СВО международные страховщики почти полностью ушли с территории Украины, что, наряду с прочими факторами, негативно повлияло на инвестиционную привлекательность страны. Тем не менее в рамках поддержки Украины и обеспечения собственных интересов западные союзники Украины предприняли усилия по построению системы страхования и перестрахования военных рисков. Центральной идеей является привлечение инвестиций в экономику Украины и/или обеспечение украинского экспорта, а также интеграция Украины в европейские институты, в т.ч. в ЕС.
К приоритетным отраслям инвестирования и страхования относятся энергетика, добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспортная инфраструктура, цифровые технологии.
В источниках прямо не говорится о страховании военного производства, обычно речь идет о малых и средних предприятиях в сфере энергетики, сельского хозяйства, водоснабжения и др. Возможно, страхование военного производства осуществляется непублично. Можно предположить следующий вариант. Известно, что, как минимум в случае Rheinmetall речь идет о сотрудничестве с «Укроборонпромом», а не о самостоятельном производстве. Вероятно, «Укроборонпром» застраховал свои военные риски у местного украинского страховщика, который, в свою очередь, получил перестраховку у какой-то международной финансовой группы. После этого Rheinmetall продал лицензию и/или вложился в какое-то совместное предприятие, т.е. интересы Rheinmetall обеспечены страховой премией «Укроборонпрома». К тому же страховщики могут покрывать риски и контрагентов компании, т.е. осуществлять диверсификацию рисков и, соответственно, размера страховок.
В целом, обнаруженная информация создает впечатление о существовании (построении) масштабной системы страхования и перестрахования военных рисков на Украине, что поддерживает экономику страны.
Фактически, политика в сфере страхования является частью более широкой политики Запада по восстановлению Украины. Можно без больших сомнений утверждать, что руководство западных стран не желает единолично инвестировать в экономику Украины, тем более что для восстановления страны, по прогнозам, требуются значительные суммы — около 500 млрд долларов. В связи с этим был сделан вывод о необходимости привлечения частных инвесторов, однако таковые явно опасались бы потери своих вложений, в связи с чем и возникла нужда в создании системы страхования, причем обеспеченной на уровне опять же западных государств и международных финансовых групп.
Перспективы Коалиций/помощи Украине и общие замечания
В январе 2025 г. на 25-м заседании «Группы Рамштайн» министр обороны США (на тот момент) Ллойд Остин перед лицом смены приоритетов администрации США призвал продолжать поддерживать Украину, поскольку это необходимо для «безопасности Европы, США и всего мира», отметив, что государства-члены уже заложили в госбюджеты расходы на это. Учитывая снижение активности США в рамках UDCG, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас заявила, что ЕС мог бы взять на себя руководство «Группой Рамштайн»; также еще в конце 2024 г. предлагалось установить более формализованную связь между НАТО и UDCG, чтобы понизить степень влияния США на последнюю. На двадцать шестой встрече UDCG, состоявшейся в феврале 2025 г., председательствовал уже представитель Великобритании.
На встрече UDCG 11 апреля 2025 г. председательствовали совместно Великобритания и Германия; по итогам встречи было решено выделить Украине пакет военной помощи в размере более 21 млрд евро, что в СМИ обозначали «рекордной суммой» (вероятно, единоразовой). Как заявила журналистам министр обороны Литвы Довиле Сакалиене: «[Наше] послание очень четкое: поддержка Украины не может быть ослаблена». Украина также рассчитывает провести следующую встречу UDCG в Киеве, чтобы обеспечить взаимодействие западных политиков с сотрудниками силовых ведомств Украины и украинскими оборонными предприятиями.
При этом, вероятно, США постараются хотя бы частично переложить тяжесть поддержки Украины на европейских союзников: фактически, уже к текущему моменту европейские страны коллективно профинансировали Украину больше, чем США (125 млрд против 88 млрд евро, по подсчетам Kiel Institute for the World Economy).
В Proposed Plan for Victory in Ukraine, представленном в ноябре 2023 г. тремя членами Палаты представителей Конгресса, республиканцами М. МакКолом (председатель комитета по иностранным делам), М. Роджерсом (председатель Комитета по вооруженным силам) и М. Тернером (председатель комитета Палаты представителей по разведке) указано, что следует продолжать направлять европейских союзников на полное финансирование поддержания безопасности в Европе (в первую очередь — поддержку Украины). С этим же может быть связано и требование президента США Д. Трампа к европейским странам увеличить расходы на поддержку НАТО до 5%, в ответ на что еще в конце 2024 г. президент Франции Э. Макрон также призвал европейские страны к увеличению расходов на оборону и уменьшению зависимости от США.
Достаточно очевидно, что конфликт на Украине, наиболее крупный, по крайней мере в Европе, со времен Второй мировой войны, послужит поводом к совершенствованию тактических и стратегических аспектов военных действий. Государства — члены НАТО, не участвующие в конфликте напрямую, имеют все возможности по изучению действий обеих сторон и обновлению собственных тактических и стратегических подходов к ведению боевых действий.
В этом же направлении следует отметить, что в рамках помощи Украине Запад имеет возможность тестирования новейших технологий и усовершенствования старых. Из имеющейся информации, к таковым можно отнести ту же систему сетецентрического управления DELTA, различные дроны (в т.ч. морские), новые боеприпасы и пр.
Помимо реализации основной цели Коалиций — поставок материальной помощи Украине, деятельность Коалиций и UDCG в целом привела к следующим результатам:
- формированию системы долгосрочной поддержки Украины, отработке метода коалиционного сотрудничества, которое в будущем может быть направлено на поддержку других стран;
- развитию инфраструктуры и улучшению логистики НАТО на территории стран Восточной Европы: расширению системы автомобильных и железных дорог, аэродромов;
- расширению производства военного снаряжения на Украине и в странах НАТО, списанию устаревшей техники из арсеналов стран НАТО и последующей ремилитаризации стран Европы, в т.ч. и увеличению военного бюджета;
- осуществлению научно-технических разработок в военной сфере;
- насыщению ВСУ техникой НАТО, приближению различных систем к стандартам организации, что ставит Украину в зависимость от дальнейшего сотрудничества с НАТО и теоретически упрощает процесс вступления в будущем;
- апробацию военной техники и тактики в боевых условиях с минимальными для стран НАТО рисками и затратами.
Следует отметить, что представители американских политических элит увидели в конфликте повод продвинуть такие свои интересы, как:
- принуждение Европы к отказу от российских энергоносителей и замены их в т.ч. американскими, а также разрыву торгово-экономических (а значит, и связанных с ними политических) связей Европы с Россией в пользу увеличения торговли с США;
- принуждение союзников по НАТО к повышению расходов на оборону вкупе с навязыванием продукции американского ВПК;
- увеличение ассигнований на оборону в самих США, восстановление военной мощи перед лицом «авторитарной угрозы» (в первую очередь в лице Китая); расширение военного присутствия на территории других государств;
- перенос центра внимания США в Азиатско-Тихоокеанский регион, делегирование задач по защите Европы союзникам по НАТО;
- наложение санкций на «союзников» России в лице Ирана, КНР, КНДР и саму Россию;
- проведение более агрессивной внешней политики.
Складывающаяся картина может свидетельствовать о подготовке НАТО базы для длительной гибридной войны против России с использованием всего спектра вооружений, в т.ч. новейших, при этом нельзя исключать риска прямого военного столкновения, которое будет навязано Западом на его условиях.
Хотя этот вопрос не относится напрямую к системе Коалиций, можно предположить, что в случае завершения СВО заключением договоренностей, запрещающих Украине членство в НАТО, обойти это условие можно будет двумя путями. Во-первых, через систему Коалиций можно будет постепенно перевооружать и переобучать ВСУ, даже если ВСУ будут ограничены в численности (а запрещенную к использованию технику можно будет хранить в Польше). Во-вторых, специально для Украины в Восточной Европе может быть создан отдельный военно-политический союз, включающий в себя и членов НАТО: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, теоретически Болгарию и Молдавию [17]. Это позволит, с одной стороны, включить Украину в систему евроатлантической безопасности, а с другой — обойти возможные ограничения, например, на вооружение Украины (если таковые будут), путем формирования коалиционных сил такого блока «от моря до моря» [18].
В пользу этого говорят и привидение ВСУ к стандартам НАТО, в т.ч. в техническом плане, путем вытеснения советской техники (можно предположить, что после окончания СВО оставшаяся ее часть будет продана, чтобы, например, компенсировать вложения НАТО в Украину).
1. На авиабазе расположены командование ВВС США в Европе и Объединенное воздушное командование НАТО
2. Аргентина, Австралия, Австрия, Босния и Герцеговина, Кипр, Грузия, Ирландия, Япония, Кения, Косово, Либерия, Мальта, Молдавия, Новая Зеландия, Южная Корея, Тунис, Азербайджан, Камбоджа, Колумбия, Израиль, Иордания, Марокко, Пакистан, Судан, Тайвань
3. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Ukraine_Defense_Contact_Group#/media/File:Ukraine_Defense_Contact_Group.svg
4. В апреле 2025 г. было также анонсировано создание Коалиции РЭБ.
5. Источник: https://deaidua.org/news/2024/03/23/far-reaching-rocket-artillery-capability-coalition-what-is-known-and-what-to-expect/
6. Анонсирование создания Коалиции или подписание соответствующего меморандума.
7. «Призрачные коалиции» — действующие де-факто, но официально не оформленные.
8. При этом некоторые государства, не присоединяясь к конкретной Коалиции, осуществляют поставки в том же направлении.
9. В этой и следующих таблицах отсутствуют Сухопутная Коалиция и Коалиция РЭБ по причине недостатка конкретной информации.
10. Не включая вероятных членов Коалиции.
11. European Defence Industry Reinforcement through common Procurement — программа ЕС, направленная на стимулирование сотрудничества государств-членов в области оборонных закупок.
12. European Union Act in Support of Ammunition Production — закон ЕС 2023 г., направленный на поощрение увеличения производства боеприпасов в Европе в целях пополнения запасов стран — членов НАТО и обеспечения потребностей Украины.
13. Американская компания, один из крупнейших страховых брокеров мира, помимо страхования занимается управлением рисками, перестрахованием, инвестиционным консультированием, управлением талантами. https://www.marshmclennan.com/
14. Еще несколько стран оказывают помощь, не входя в Коалицию.
15. БПЛА с помощью визуального, теплового анализа, магнитометра, лидара изучают участки местности, которые затем анализируются искусственным интеллектом, выявляющим неразорвавшиеся боеприпасы и мины. В одних случаях такие данные заносятся на цифровые карты, в других — просто отмечаются флажками, сразу на месте.
16. Группа условно называется «тремя Майками».
17. На текущий момент не является членом НАТО.
18. Сравнение с «Малой Антантой» и концепцией «санитарного кордона».
(Голосов: 13, Рейтинг: 5) |
(13 голосов) |
О будущем Североатлантического альянса
Три года конфликта: итоги для УкраиныУкраина превратилась в еще более уязвимое, зависимое и периферийное государство
Солидаризация или милитаризация: германская военная политика на распутьеСценарий слома привычной модели с приоритизацией социальных расходов — радикальный, но неминуемый в случае основательного разрыва Европы и США
Ведущие и ведомыеУже при Байдене в связке «Вашингтон — Киев» Зеленский явно претендовал на роль не ведомого, а ведущего, и эти претензии были отнюдь не беспочвенными
Общий дрон ЕвропыПопытка разработки европейского БЛА превращается в очередной долгострой