Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ольга Гулина

К.ю.н., доктор права (PhD) Университета Потсдама, эксперт РСМД

Как народу, представляющему государство с менее чем 65-летней историей, удается пропагандировать единство политических и религиозных воззрений внутри страны и за ее пределами, постоянно расширять зоны «своего» влияния в мире и при этом сохранять тесное взаимодействие с еврейскими общинами вне страны, содействовать защите интересов соотечественников, проживающих за рубежом? И какой опыт этого народа может быть полезен России для усиления ее геополитического влияния?

 «Точкой отрыва» для большинства еврейских мигрантов были страны бывшего СССР, откуда уехало около 2 млн евреев. Сегодня 12% еврейского населения в мире составляют выходцы из государств постсоветского пространства и их потомки, избравшие местом жительства преимущественно Израиль, США и Германию. Как народу, представляющему государство с менее чем 65-летней историей, удается пропагандировать единство политических и религиозных воззрений внутри страны и за ее пределами, постоянно расширять зоны «своего» влияния в мире и при этом сохранять тесное взаимодействие с еврейскими общинами вне страны, содействовать защите интересов соотечественников, проживающих за рубежом? И какой опыт этого народа может быть полезен России для усиления ее геополитического влияния?

«Небеса ведут человека по пути, по которому он хочет идти сам».
Вавилонский Талмуд, Макот 10б.

Эмиграция евреев из стран бывшего СССР и обретение ими «новой родины» интересны масштабной интеграцией, но отнюдь не ассимиляцией ее участников в принимающее общество. Поражает воображение факт внутреннего единства еврейского народа, способного создавать и аккумулировать структуры, которые проводят политику Израиля далеко за его пределами, содействуют сохранению культурной, языковой и религиозной идентичности, отстаивают интересы еврейского народа в других странах. Они способны лоббировать интересы еврейской общины вплоть до разработки специальных законов (ФРГ) и принятия облегченной программы переселения, рассчитанной на годы вперед (США).

На протяжении последних двадцати лет Израиль был и остается целью большинства еврейских мигрантов. С 1980 г. страна приняла около 1 млн человек. В США по еврейской линии миграции въехало 400 тыс., в Германию – около 200 тыс. человек [1].

«Историческая обязанность» Германии

Фото: Central Council of Jews in Germany
dw.de / picture alliance / dpa
Ангела Меркель на заседании Центрального
совета евреев Германии: «Я очень рада, что
в Германии вновь ведется полноценная
еврейская жизнь»

Немецкие политики говорят о еврейской иммиграции как об «исторической обязанности немцев содействовать переселению [евреев], дабы осуществить важный и значимый вклад в усиление и нормализацию еврейской жизни в Германии» (Г. Вестервелле), как о «символе высокого доверия, которое даруют евреи стране, пытавшейся [их] уничтожить» (К. Рот).

Еврейскую миграцию в Германии принято считать особой. Это обусловлено, с одной стороны, ее характером – в ней было и есть много представителей ученых, врачей, инженеров, музыкантов, экономистов, юристов, с другой стороны – ее правовым оформлением.

Еврейские иммигранты были приняты Германией в особом – упрощенном – порядке. Первоначально подобный механизм был задействован в 1980-х годах в отношении беженцев из Вьетнама и Албании. Евреи из республик бывшего СССР были признаны гуманитарными беженцами и получили вид на жительство на основе специального Закона «О континентальных беженцах». Помимо этого, еврейские иммигранты были единственной группой мигрантов из стран СНГ, получившей частичное признание трудовой и профессиональной квалификации, не будучи гражданами страны. В соответствии с Законом о титулах на пребывание и Женевской Конвенцией высылка и депортация лиц еврейской национальности с территории ФРГ не допускается [2].

По данным Федерального агентства по делам мигрантов и беженцев, около 50% въехавших с 1990 г. в страну евреев являются членами еврейской диаспоры Германии. При этом правила присоединения к диаспоре в 1990-х годах были гораздо жестче, чем правила иммиграции в ФРГ. Диаспора требовала знания религиозных догм, наличия у заявителя матери-еврейки и исповедания иудаизма. В то же время иммиграционные правила не требовали никакого документального подтверждения соблюдения и исповедания иудаизма. Чтобы устранить это «несоответствие», на государственном уровне были ужесточены правила въезда евреев в Германию в 2005 г.

Израиль выиграл в «количественной» миграции евреев из стран бывшего СССР, но проиграл Германии и США в ее качестве.

Отныне Федеральное агентство по делам мигрантов и беженцев принимает решение о принятии беженца еврейского происхождения при наличии согласия территориальной еврейской общины о приеме нового члена и письменного экспертного заключения Центрального еврейского благотворительного комитета. Учитывается также мнение Союза прогрессивного еврейства, которому предоставляется право дать собственное заключение по иммигранту. Данное нововведение, с одной стороны, способствовало «точечной», избирательной миграции, усилению еврейских общин и еврейских организаций внутри страны, а с другой – уменьшило поток евреев, желающих переселиться в ФРГ. Так, в 2002 г. по еврейской линии миграции в страну въехало 19262 человек, в 2003 г. – 15442, в 2005 г. – 5968, в 2006 г. – 1079, в 2008 г. – 1436.

Прямого ответа на вопрос, как и кому удалось дать жизнь политике «точечной миграции» евреев на немецкой земле, получить невозможно. Памятуя о словах Ф. Рузвельта – в политике ничего не происходит случайно, а если что-то случилось, значит, так было задумано, обратимся к косвенным доказательствам. В изданной в 2003 г. книге Д. Корна «Сеть. Израильское лобби в Германии» приводится такой факт: в нижней палате немецкого парламента 132 депутата лоббируют интересы еврейского народа и государства Израиль [3]. При этом, по данным автора, в парламенте страны нет ни одного депутата из немцев-переселенцев, и лишь пятеро парламентариев являются турками по происхождению.

В 2007 г. в рядах Социал-демократической партии Германии (СДПГ) была создана рабочая группа еврейских социал-демократов. Инициаторами выступили Сергей Лагодинский, юрист из Берлина, и Петер Фельдман, мэр Франкфурта. Авторы идеи создания данной группы рассматривают ее как «вторую [после 1945 г. – О.Г.] политическую эмансипацию евреев в Германии» и как сигнал «общественности и партии: мы снова здесь, мы вернулись на политическую арену и мы намерены принять активное участие в формировании политики».

Поправка Лаутенберга, или Зачем Америке евреи

Фото: haaretz.com / AP
Молодые демонстранты на Параде Израиля
в Нью-Йорке, 1 июня 2003

Законодательно миграция евреев как беженцев и «дискриминируемого религиозного меньшинства» была оформлена поправкой к Акту о финансировании операций за рубежом. Она более известна как поправка Лаутенберга – сенатора из Нью-Джерси, еврея по национальности, предложившего и обосновавшего необходимость ее введения. Поправка была подписана президентом Дж. Бушем в ноябре 1989 г. Срок действия поправки неоднократно продлевался благодаря сильному лобби еврейской общины. Последний раз Конгресс США проголосовал за ее пролонгацию до 30 сентября 2012 г.

Необходимо заметить, что политики в Соединенных Штатах получают значительные пожертвования: еврейская община в США вносит около 60 млн долл. ежегодно, арабские и иные мусульманские общины – около 297 тыс. долл. Другим компонентом «политического» успеха еврейской общины является правильный выбор союзников. Видимо, неслучайно в эпоху президентства Дж. Буша-младшего советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли, его помощник Элиот Абрамс, старший советник и заместитель главы администрации президента Карл Роув, глава аппарата Белого дома Джошуа Болтен считались одними из основных «лоббистов» интересов еврейских общин. В 2008 г. 80% американских евреев проголосовали за Б. Обаму. Поддержка на уровне 70% сохранилась и на выборах 2012 г.

Поправка Лаутенберга нацелена на граждан и резидентов стран СНГ, относящихся к одной из групп «дискриминируемого религиозного меньшинства» – евреям, евангельским христианам и пр., проживающим на территории государств постсоветского пространства. Специфика действия данной поправки состоит также в том, что она дает право на получение статуса беженца без необходимости доказывать факт преследований. Подача заявления о признании беженцем допускается даже в стране гражданства заявителя, единственное обязательное требование – наличие близких (прямых) родственников старше 21 года, уже проживающих в США.

За годы действия поправки Лаутенберга, оформившей третью волну еврейской иммиграции в США, в страну въехало около 400 тыс. евреев. По данным статистики на 2011 г., евреи составляли 5275000 человек, или 2,1% от всего населения США. Самые многочисленные еврейские общины расположены в Нью-Йорке (1635020 человек, или 8,4% от общего населения), Калифорнии (1219740, или 3,3%), во Флориде (638635, или 3,4%), Нью-Джерси (504450, или 5,7%) и в округе Колумбия (28000 человек, или 4,7%).

Еврейская иммиграция в США неоднородна – внутри сообщества выделяются анклавы (группы), различающиеся по интересам, возрасту, стране происхождения, видам и роду деятельности. Несмотря на это, лоббирование интересов еврейской общины в Соединенных Штатах четко скоординировано и охватывает все области жизни – от конституционной поправки о молитвах до ядерной программы Ирана, урегулирования отношений между Израилем и соседними арабскими государствами и т.д. Ни одна этническая группа/община не имеет в США столь разнообразного и широкого лобби.

Репатриировать нельзя иммигрировать

Фото: Fototerra / МАТА
Парад Победы в Хайфе, Израиль, 9 мая 2009

В Израиль нельзя иммигрировать, в страну возможна только репатриация – так называемое «возвращение к истокам». Наверное, именно поэтому Израиль – единственная страна в мире, в которой прирост населения обусловлен не увеличением рождаемости, а массовым прибытием евреев на свою историческую родину, да и само получение гражданства неразрывно связано с национальностью заявителя.

Закон о возвращении («Хок ха-Швут»), состоящий из пяти статей, был принят Кнессетом 5 июня 1950 г. Он гарантирует каждому еврею право на репатриацию, т.е. возможность въехать в страну в качестве репатрианта (ст. 1 Закона). По смыслу этого Закона под «евреями» следует понимать тех, кто рожден от матери-еврейки или прошел обряд обращения в иудаизм (гиюр) и не принадлежит к иной религии.

В 1970 г. Кнессет принял поправку, согласно которой права, предоставляемые еврею в соответствии с этим Законом, распространяются также на его детей, внуков, супруга/супругу, а равно на супругов детей и внуков, за исключением евреев, перешедших по собственному желанию в другую религию (ст. 4а Закона). В 1999 г. Верховный суд Израиля вынес решение о том, что потомкам евреев, активно практикующим иные, отличные от иудаизма, религии, не разрешена репатриация в Израиль, поскольку они не могут считаться евреями в соответствии с положениями Закона о возвращении. Кроме того, еврею может быть запрещена репатриация на родину: если он совершал действия, направленные против еврейского народа; может представлять опасность для здоровья граждан или безопасности страны; имеет криминальное прошлое, представляющее опасность для общественного порядка.

В противовес российской модели взаимоотношений с соотечественниками институциональное (внутреннее) единство еврейского народа, обеспеченное широкой сетью еврейских организаций по всему миру, дает прекрасную возможность лоббирования интересов Израиля за его пределами путем использования скрытой «мягкой силы» диаспоры.

Израиль выиграл в «количественной» миграции евреев из стран бывшего СССР, но проиграл Германии и США в ее качестве. В Израиль репатриировались преимущественно люди старше 55 лет: средний возраст «переселенцев» составлял 40,5 лет (против 35,5 среди тех, кто въехал в Германию). В США въехало гораздо больше евреев с высшим и профессиональным образованием (65,7% мужчин и 62,7% женщин против 45,9% мужчин и 47,% женщин, избравших Израиль, и 43,8% мужчин и 38,4% женщин, выбравших ФРГ).

В 2002 г. сложилась критическая ситуация, когда Израиль как государство всех евреев, опасающееся за прирост арабского населения в стране, принял, по данным статистики, 18878 евреев, в то время как в Германию по линии континентальных беженцев въехало 19262 человек. По информации МИД Израиля, евреи из государств постсоветского пространства возвращались в новые государства СНГ, чтобы отказаться от своих израильских паспортов и иметь возможность подать петицию о признании континентальным беженцем в Германии. Причиной послужил широкий спектр программ государственной поддержки, начиная от оплаты языковых курсов до выплаты компенсаций за проживание, пособий по безработице, запрета на высылку из страны и пр. Еврейские переселенцы, избравшие местом проживания Германию, получили в 3–4 раза большую финансовую поддержку, чем те, кто избрал США и Израиль для нового места жительства [4].

Институциональное единство еврейского народа

За последние шестьдесят лет народ Израиля не только обрел самостоятельную государственность, но и сформировал еврейское институциональное единство. Оно наиболее полно отражается в разветвленной сети объединений и гражданских институтов, которые призваны распространять культуру, традиции, религию, а также защищать интересы еврейского народа.

Всемирный еврейский конгресс, созданный в 1936 г. в Женеве, является центром множества еврейских организаций и объединений. Конгресс позиционирует себя рупором еврейского народа для мировой общественности.

Европейский совет еврейских общин был создан в 1968 г., представлен 17 членскими организациями из 41 страны Европы, нацеленными на распространение иудейской культуры, религии и социальную поддержку еврейского народа.

Европейский еврейский конгресс – членская организация Всемирного еврейского конгресса, состоящая из 38 организаций и представляющая интересы 2,5 млн евреев из более 30 стран Европы. Располагается в Париже, имеет представительства в Берлине, Страсбурге, Брюсселе и Будапеште. Представители Европейского еврейского конгресса проводят регулярные консультации и встречи с членами правительств, ведут активную работу со структурами Европейского Союза и Совета Европы.

Европейский еврейский информационный центр был создан в 1991 г. в Брюсселе как лоббистская группа, призванная обеспечивать сотрудничество еврейской общины и органов ЕС, а также содействовать популяризации и участию еврейства во всех инициативах на общеевропейском пространстве. Прототипом для создания Европейского еврейского информационного центра послужил американо-израильский Комитет по общественным делам, деятельность которого является ярким примером политического лобби.

Американо-израильский Комитет по общественным делам был зарегистрирован еще в 1940-х годах в Вашингтоне как лоббистская организация. К концу 1970-х годов он стал наиболее влиятельным еврейским сообществом в США. О влиятельности и могуществе этого Комитета слагают легенды. Рабби Йосеф Телушкин в книге «Еврейский мир» приводит в качестве примера противостояния президента Р. Рейгана и Комитета по вопросу продажи Саудовской Аравии самолета военной разведки. Эта была инициатива президента, против которой открыто и активно выступал Комитет. Сенат оказался между «молотом и наковальней» – между сильным, харизматичным, популярным в народе президентом и мощным лобби Комитета. В итоге Рейган добился своего, но с небольшим перевесом голосов: 52 человека проголосовали «за», 48 – «против».

Кроме того, существуют Европейский центр еврейского сообщества, Европейский союз еврейских студентов, Конференция европейских раввинов и др.

Klal Yisrael (единство народа Израиля) в современном мире

Фото: canada.com / Dan Balilty / AP

Сами евреи говорят, что, собирая Израиль как государство всех евреев, Бог исполняет обещание не бросать свой избранный народ в чужой земле (Евангелие от Матфея 23:37-39). С помощью ли божественного провидения или активной позиции еврейских организаций по всему миру территориальная разобщенность еврейского народа как данность способствует его институциональному (внутреннему) единству. Это, в свою очередь, позволяет развивать чувство единства судьбы у всех евреев, проживающих в Германии, Америке, Израиле и других странах, равно как и лоббировать интересы «исторической родины» – государства Израиля – за его пределами и гарантировать представителям этого народа чувство «родных стен и дома» по всему миру. Финансирование подобного единства обеспечивается пожертвованиями представителей общины во всем мире. Так, ежегодная кампания благотворительной организации «Объединенный еврейский призыв» приносит только в США около 700 млн долл., 50% из которых направляются для финансирование образовательных, социальных и иных программ развития Израиля, а остальные – для лоббирования интересов еврейства внутри страны.

Помимо этого, еврейские организации занимаются широким информационным обеспечением своей деятельности, в том числе в Интернете, имеют аккаунты в социальных сетях. Несколько лет назад газета «Нью-Йорк Таймс» написала о пожертвовании Сергея Брина, одного из основателей Google, в один миллион долларов Обществу помощи еврейским мигрантам. При этом широко освещалась роль самого Общества в жизни семьи Бринов после их эмиграции из СССР в США по программе Лаутенберга. Использование ролевых моделей – представителей еврейства, добившихся успеха, – является определяющим демонстрационным элементом деятельности еврейских организаций по всему миру, которые выступают в роли координирующих центров, осуществляющих связь с родиной.

* * *

В противовес российской модели взаимоотношений с соотечественниками институциональное (внутреннее) единство еврейского народа, обеспеченное широкой сетью еврейских организаций по всему миру, дает прекрасную возможность лоббирования интересов Израиля за его пределами путем использования скрытой «мягкой силы» диаспоры.

Россия сегодня не имеет организованной русскоязычной диаспоры. Существующие разрозненные группы, с одной стороны, не отражают интересов большинства соотечественников, проживающих за рубежом, с другой – не заинтересованы в выстраивании долгосрочных контактов и лоббировании интересов «исторической» Родины. Приходится с сожалением констатировать, что в силу разрозненности и неорганизованности перспективы выстраивания эффективного лобби российских соотечественников, проживающих за рубежом, по примеру еврейской диаспоры ничтожно малы. Однако факт «малого коэффициента» взаимодействия с диаспорой на современном этапе не должен снижать активности российского государства в выстраивании горизонтали и вертикали сотрудничества.

Россия обладает огромным человеческим багажом – разноплановым потенциалом выходцев из СССР, российских соотечественников и их потомков – для усиления своего геополитического влияния, улучшения международного имиджа. По нашему мнению, для выстраивания отношений и плодотворного сотрудничества с русскоговорящими диаспорами за рубежом необходимо предпринять следующие меры:

  • отрегулировать действующую, а лучше разработать новую программу возвращения соотечественников, которая учитывала бы потребности и возможности, а также образование и опыт, полученные ими за рубежом;
  • создать аппарат уполномоченного по делам соотечественников и их потомков;
  • профинансировать создание сети представительств по работе с соотечественниками в разных странах;
  • открыть программы для поддержки политических групп, объединений, партий, имеющих в своем составе не менее 2/3 мигрантов из стран СНГ и их потомков;
  • разработать программы, позволяющие потомкам соотечественников знакомиться с политическим и правовым устройством России (например, предусмотреть возможность практики в федеральных и региональных органах законодательной, исполнительной и судебной власти);
  • создавать центры культуры и языка народов России в странах преимущественной миграции соотечественников.

Народы и государства, стремящиеся к геополитическому успеху и влиянию в современном мире, должны понимать, что институциональная целостность, обеспеченная единством культуры, языка, традиций и/или религии, способна стать доминирующим фактором, объединяющим ту или иную группу, даже в случае ее территориальной разобщенности.

1. Ben-Rafael E. et al. Building a Diaspora. Russian Jews in Israel, Germany and the USA. Leiden/Netherlands, 2006. P. 3.

2. 19. Senat des VG München, Beschluss vom 07.08.2008, Az.: 19 B 07.1777, Rn. 29, 36,46, Vgl. VG Augsburg, Beschluss vom 11.07.2007, Az.: Au 1 S 07.622, Rn. 29; VG Osnabrück, Urteil vom 10.07.2006, Az.: 5 A 53/06; vgl. VG Karlsruhe, Urteil vom 19.12.2005, AZ.: 2 K 3314/04.

3. Korn D. Das Netz. Israels Lobby in Deutschland. München, 2003. S. 191.

4. Cohen Y., Haberfeld Y., Kogan I. Jüdische Immigration aus der ehemaligen Sowjetunion. Ein natürliches Experiment zur Migrationsentscheidung // Kalter F. (Hrsg.) Migration und Integration. Wiesbaden, 2008. S. 189–190; Harris P.A. Russische Juden und Aussiedler: Integrationspolitik und lokale Verantwortung // Bade K., Olmer J. (Hrsg.) Aussiedler: Deutsche Einwanderer aus Osteuropa. Osnabrück, 1999. S. 247–267.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся