Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Александр Гущин

К.и.н., с.н.с. Института постсоветских и межрегиональных исследований, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, эксперт РСМД

Постсоветские годы стали водоразделом, пройдя через который, новые независимые государства по-своему формируют традицию и историческую память о войне. Во многих из них она явно не совпадает с той, которая существует в современной России. Особенно это касается тех территорий постсоветского пространства, которые были оккупированы немцами в годы Великой Отечественной войны или были ареной серьезных боевых действий. Война уже не рассматривается в целом ряде постсоветских государств как однозначное противостояние добра и зла, агрессора и защитника.

Постсоветские годы стали водоразделом, пройдя через который, новые независимые государства по-своему формируют традицию и историческую память о войне. Во многих из них она явно не совпадает с той, которая существует в современной России. Особенно это касается тех территорий постсоветского пространства, которые были оккупированы немцами в годы Великой Отечественной войны или были ареной серьезных боевых действий. Война уже не рассматривается в целом ряде постсоветских государств как однозначное противостояние добра и зла, агрессора и защитника.

День Победы по-новому

Такое положение не обошло стороной и Украину. Уже в первые постсоветские годы, проявились тенденции к изменению восприятия войны, которые особенно ярко обозначились после Оранжевой революции. Сегодня же, после второго Майдана, событий в Крыму и на Юго-Востоке Украины, восприятие Победы стало очередной разделительной линией между двумя странами.

Нынешние украинские власти постарались выстроить свою концепцию дня Победы в войне, в которой потери Украины были поистине колоссальными – в общей сложности по последним оценкам специалистов, 9 миллионов человек. Эта цифра включает в себя безвозвратные потери военнослужащих Красной армии (2,4 миллиона), советских партизан и ополченцев (0,2 миллиона), воинов — жителей Украины в составе военных формирований других государств и в вооруженных формированиях УПА (0,3 миллиона), потери в результате миграции жителей Украины за пределы СССР (1,7 миллиона). Половину от общего количества жертв войны составило мирное население — 4,4 миллиона. Украина потеряла очень много и с точки зрения материально-технической, так как рассматривалась немцами как источник получения ресурсов, не говоря уже о том, что на территории Украины разворачивались ожесточенные бои, проводились крупные операции, которые во многом оказали влияние на весь ход боевых действий на советско-германском фронте.

Освобождение Украины. Восточный фронт


Причину следует искать в желании как можно скорее и решительнее избавиться от идеологического влияния не только советского прошлого, но и разорвать ментальные связи с Россией.

Празднование Дня Победы 9 мая на Украине — традиция с советских времен, введенная на всесоюзном уровне в 1965 году. В 2000 году был принят Закон Украины «Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», который легализовал эту традицию в независимом государстве. Согласно социологическим опросам 2013 г. День Победы праздником считали более 80% украинцев. Однако сегодня характер празднования серьезно меняется.

«Украина будет чествовать ветеранов Великой Отечественной войны 9 мая, а 8 мая — это день памяти погибших, заявил украинский президент Петр Порошенко в интервью ICTV. «Восьмое мая — это день памяти, мы должны низко склонить голову перед ними, оба мои деда были на войне..., я чту их память и буду чтить 8 мая. И 9 мая — это день почтения живых, и мы должны почтить ветеранов, которые отдавали все, что имели, для того, чтобы обеспечить День Победы… 8 и 9 мая, 9 мая остается. И 8 и 9 мая объединяют страну», — сказал Порошенко. Позицию президента можно считать, по сути, сжатой официальной концепцией праздника Победы в современной Украине в ее умеренной трактовке. Кроме подобных изменений трактовки праздника существенные изменения происходят и в восприятии даты начала войны. Предлагается считать датой ее начала не 22 июня, который в России считается днем скорби и памяти, а сентябрь 1939 г, когда западноукраинские земли были заняты войсками Красной армии и затем включены в состав Украинской ССР. При этом особый акцент делается на тот факт, что в 1939 г. СССР осуществлял согласованную с Германией политику в Центральной Европе после подписания в августе 1939 г. пакта о ненападении.

День Победы с национальным оттенком

В чем же причина такого резкого изменения формата празднования Победы? Ее, безусловно, следует искать в желании как можно скорее и решительнее избавиться от идеологического влияния не только советского прошлого, но и разорвать ментальные связи с Россией, учитывая, что майский великий праздник был одной из важных составляющих общей исторической памяти, и его единая трактовка имела серьезное интегрирующее значение.

9 мая сегодня воспринимается властями Украины и значительной частью украинского общества как праздник, который используется Россией для продвижения своих идеологических установок, экспансии и попытки реванша всего советского. Главной задачей в этих условиях стал отказ от празднования Дня Победы в российском формате.

Украинские власти при этом пошли по единственно ныне возможному для них пути — принимая во внимание, что с одной стороны, часть населения в годы войны поддерживала националистов и сражалась в рядах УПА, а заметно более значительная часть сражалась в рядах Красной Армии, участвовала в партизанском движении, и просто оказывала посильное сопротивление агрессору, современная идея праздника заключается в объединении памяти о войне на основе трагедии, а не победы. Такая трактовка, по мнению ее создателей, должна работать на единство украинцев, укреплять государственность и сглаживать различия между теми, кто находился по разные стороны линии фронта с оружием в руках в годы войны.

Современная идея праздника заключается в объединении памяти о войне на основе трагедии, а не победы.

На первый план при этом выдвигается именно память и скорбь, внимание сосредоточивается не на военной составляющей, а на почитании погибших. При этом власти стараются уйти от таких образов как — «народ-победитель», «одна война — одна победа», «великий подвиг народа» итд. Внимание, в первую очередь, уделяется личности, каждому конкретному человеку, его личной трагедии. Киев стремится уже не праздновать 9 мая как победу добра над злом, а подходить как бы отстраненно и нейтрально, мотивируя это тем, что именно такой подход даст возможность объединить украинский народ.

В частности, в рекомендациях украинского института национальной памяти отмечается, что для Украины Вторая мировая война — еще одна национальная трагедия, во время которой украинцы, лишенные собственной государственности, вынуждены были воевать за чужие имперские интересы и убивать других украинцев. Указывается, что необходим акцент на вкладе именно украинцев в разгроме нацизма. При этом необходимо говорить как о воинах Красной армии, так и Украинской повстанческой армии, этнических украинцев в составе других армий участников антигитлеровской коалиции (польской, американской, канадской и других).

При этом полностью перейти на европейскую трактовку праздника, несмотря на введение второго, более привычного для европейцев дня — 8 мая и новой эмблематики — мака, украинское руководство быстро не может, справедливо полагая, что полный отказ от 9 мая может привести к протесту и в еще большей степени расколу в обществе. Особенно эта опасность чувствуется в условиях процесса декоммунизации и принятия закона, который, пока так и не подписан президентом страны Порошенко. Закон, несмотря на то, что его формулировки заметно отличаются от того, что хотели бы видеть украинские радикалы, все равно представляет собой документ, положения которого негативно воспринимаются многими гражданами страны, особенно старшего поколения, и прежде всего на востоке Украины. Кроме того, сохраняется риск перегибов, ведь украинское искусство и культура советского периода напрямую связаны с идеологией, и при этом значительная часть произведений представляет художественную и культурную ценность.

Новый День Победы объединяет?

REUTERS/Ints Kalnins/Pixstream
Сергей Рекеда:
Историческое Зазеркалье

Подобная трагедийно-объединительная трактовка праздника в чем-то более опасна для традиционного восприятия дня Победы, так как предлагает альтернативу более приемлемую, чем то, что проповедуют украинские радикалы, которые изначально ставят неосуществимую задачу быстро навязать свои ценности и своих героев на всей территории Украины. Это может привести только к еще большему размежеванию. Она постепенно будет размывать праздник в его российском понимании, и превращать его в элемент общеевропейского тренда. Власти как бы пытаются неконфликтно соединить две идеологемы — советско-российскую и европейскую, несмотря на то, что есть определенные группы в обществе, которые заинтересованы в том, чтобы конфликт был.

Действительно, изменение трактовки праздника Победы вызывает вопросы, даже если принимать во внимание смягченную президентскую интерпретацию.

Во-первых, на Украине действительно существуют силы, которые стремятся к победе одной части общества над другой, а не к примирению и которые ненавидят тех, кто исповедует иную точку зрения, даже если этих последних людей заметное большинство. «Мы более 20 лет оглядывались на тех, для кого это может стать травмой. Достаточно, - заявляет вице-ректор Украинского католического университета во Львове М.Маринович, комментируя закон о декоммунизации. Может ли такая позиция стать основой для гражданского согласия? — однозначно нет.

Власти как бы пытаются неконфликтно соединить две идеологемы — советско-российскую и европейскую, несмотря на то, что есть определенные группы в обществе, которые заинтересованы в том, чтобы конфликт был.

Во-вторых, идея примирения и отрицания нацизма вряд ли сочетается с героизацией УПА, которая получает от президента благодарности за борьбу с фашизмом, в которую не внесли никакого вклада. Нет никаких свидетельств о сколько-нибудь крупных столкновениях немцев и частей УПА, в отличие, например, от карательных операций УПА против польских деревень в ходе «деполонизации» Волыни и боях с партизанами.

В-третьих, сам факт сосуществования двух дат — 8 и 9 мая приведет в условиях нынешнего политического курса к минимизации значения второй даты и, напротив, к увеличению роли первой, особенно, с уходом из жизни ветеранов Великой Отечественной.

***

Идея примирения и отрицания нацизма вряд ли сочетается с героизацией УПА, которая получает от президента благодарности за борьбу с фашизмом, в которую не внесли никакого вклада.

Вряд ли можно спорить с тем, что история по прошествии десятилетий по-иному расставляет акценты. Безусловно, даже праздник Победы не может восприниматься одинаково в разных странах мира, что очень хорошо заметно на примере Европы, в которой тем не менее, несмотря на отдельные маргинальные проявления, сохраняют (прежде всего, страны Старой Европы) память об освобождении советскими войсками от гитлеровцев. В последнее время в России, по крайней мере, эпизодически, не на официальном уровне просматриваются тенденции к умалению роли союзников в победе над фашизмом, которая тем не менее как с точки зрения помощи СССР, так и непосредственного ведения боевых действий в Африке, Италии, на Западе Европы огромна.

Конечно, сам праздник Победы уже не будет выглядеть во многих европейских странах так, как например, это было в годы существования социалистического блока, но слова благодарности и извинения (из Германии) звучат и сегодня, в том числе от самых высокопоставленных лиц. Во многом это происходит и потому что политическая элита понимает свою ответственность за недопущение выхолащивания памяти об ужасах нацизма и воспринимает это как своеобразную подушку безопасности от дальнейшего усиления национализма и правого радикализма. Для Украины же риск забвения сохраняется. Несмотря на заявления о единстве, опасность противопоставления со стороны радикальных антироссийских политических сил 8 и 9 мая остается. Кроме того, значительная часть населения Украины продолжает воспринимать ветеранов-украинцев именно как бойцов единой советской армии, а не как борцов за независимость. И в условиях противопоставления характера празднования 9 мая в России и на Украине, в условиях, когда президент Порошенко одновременно благодарит бойцов УПА и Красной армии за избавление от фашизма, многие не смогут воспринять новую концепцию Киева. Тем более что сохраняются семейные традиции, подавляющее большинство произведений искусства (фильмы, литература, театр) так или иначе воспевают общую победу, а для утверждения новой концепции в массовом сознании необходимо время, которого у нынешней власти может не быть.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся