Краткая версия

23 декабря 2025 г. в РСМД состоялся круглый стол «Санкционные итоги 2025 г.: ключевые новеллы и взгляд в 2026 г.». В ходе мероприятия участники обсудили ключевые события и тенденции в области санкций в 2025 г. и их значение для России, успехи РФ в области разработки и расширения инструментов адаптации и противодействия санкционному давлению, а также «санкционные» ожидания от 2026 г.

Участники:

  • Генеральный директор РСМД Иван Тимофеев

  • Заместитель генерального директора РСМД Дмитрий Кику

  • Заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям ООО ПФПГ Дмитрий Тимофеев

  • Директор Высшей школы юриспруденции и администрирования Института комплаенса и этики бизнеса НИУ ВШЭ Ирина Грекова

  • Руководитель направления экспортного контроля и сопровождения ВЭД компании «Яндекс» Мария Роскошная

  • Академический руководитель образовательной программы «Мировая экономика», старший научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Ольга Бирюкова

  • Научный руководитель Центра внешнеполитического сотрудничества им. Е. М. Примакова Руслан Мамедов

  • Ведущий научный сотрудник Института перспективных стратегических исследований НИУ ВШЭ Владимир Бартенев

  • Старший научный сотрудник Центра изучения стабильности и рисков НИУ ВШЭ Лев Сокольщик

  • Научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Инна Яникеева

  • Программный менеджер РСМД Полина Чуприянова


Полная версия

23 декабря 2025 г. в РСМД состоялся круглый стол «Санкционные итоги 2025 г.: ключевые новеллы и взгляд в 2026 г.». В ходе мероприятия участники обсудили ключевые события и тенденции в области санкций в 2025 г. и их значение для России, успехи РФ в области разработки и расширения инструментов адаптации и противодействия санкционному давлению, а также «санкционные» ожидания от 2026 г.

Участники:

  • Генеральный директор РСМД Иван Тимофеев

  • Заместитель генерального директора РСМД Дмитрий Кику

  • Заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям ООО ПФПГ Дмитрий Тимофеев

  • Директор Высшей школы юриспруденции и администрирования Института комплаенса и этики бизнеса НИУ ВШЭ Ирина Грекова

  • Руководитель направления экспортного контроля и сопровождения ВЭД компании «Яндекс» Мария Роскошная

  • Академический руководитель образовательной программы «Мировая экономика», старший научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Ольга Бирюкова

  • Научный руководитель Центра внешнеполитического сотрудничества им. Е. М. Примакова Руслан Мамедов

  • Ведущий научный сотрудник Института перспективных стратегических исследований НИУ ВШЭ Владимир Бартенев

  • Старший научный сотрудник Центра изучения стабильности и рисков НИУ ВШЭ Лев Сокольщик

  • Научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Инна Яникеева

  • Программный менеджер РСМД Полина Чуприянова

Тезисы

Иван Тимофеев

  • Подведение санкционных итогов года — традиция РСМД на протяжении последних 10 лет. Санкции являются фактом нашей жизни, с которым нам придется жить долгое время. Они не хорошие и не плохие, это риск и угроза, но от нее не следует падать в обморок — ее необходимо контролировать и противодействовать ей.

  • Новые пакеты не оказали серьезного макроэкономического влияния, несмотря на вызванные трудности для отдельных компаний, вследствие чего происходит отдаление экономических отношений и связей России и ЕС из-за их политизации. Бизнес находит альтернативные рынки, хотя и несет издержки, которые компенсируются в будущем. Конечно, есть экономические проблемы в стране, о чем говорят экономисты, но, строго говоря, могло быть хуже, и многие сложности связаны с международным контекстом в целом.

  • Если говорить о прогнозе на 2026 г., в корпоративном секторе испытывают ложные ожидания, что после заключения договоренностей санкции будут отменяться, но опыт Минских соглашений, ядерных соглашений с Ираном говорит об обратном. Уроки прошлого показывают, что связь между политическими соглашениями и санкциями нелинейна: изменения и смягчения могут быть там, где это выгодно США, но ожидать этого не стоит.

  • Российская политика контрсанкций основывается на выработанной правовой базе и правоприменительной практике и позволяет сохранять спокойное молчание в дипломатическом аспекте.

Дмитрий Кику

  • В 2025 г. недружественными странами ключевое давление оказывалось посредством борьбы с теневым флотом, но не стоит забывать про энергетический сектор в целом и санкции, наложенные на Роснефть и ЛУКОЙЛ: еще до прихода Трампа существовала тенденция на подавление российской доли в этой сфере.

  • Санкционные шаги не повлияли на курс рубля. Жест администрации США очевиден: помимо ограничения экспортных доходов от продажи нефти и газа есть желание Вашингтона поживиться на оставленных нами активах и получить прибыль от санкционных мер.

  • Апогей санкционного давления может быть в преддверии выборов в Государственную Думу в 2026 г. для дестабилизации ситуации.

Дмитрий Тимофеев

  • Конечно, санкции вредят, но порой нужно сказать и об их положительных эффектах. В этом контексте нужно начинать с 2014 г. Если взглянуть динамику ВВП на душу населения за этот период, то Россия сохраняет устойчивую положительную тенденцию, занимая сегодня четвертое место в мире.

  • Отток капитала не вызвал краха системы, хотя общий объем вывезенного капитала составил около 3 трлн долл. С 2014 г. импорт последовательно растет, несмотря на санкции и начало СВО, что позволяет обнулить эффект оттока капитала, чему свидетельствует укрепления рубля.

  • В Российской Федерации после недавних событий скоро произойдет укрепление капитала, у нас появится шанс на ускорение роста ВВП по ППС из-за дополнительных инвестиций. Санкции, перенаправившие потоки капитала, повлияли на известное экономистам уравнение «сбережения минус инвестиции равняются чистому экспорту», способствуя экономическому росту. Кроме того, по данным социологических опросов, растет доля опрошенных граждан, испытывающих положительные ожидания от будущего, одобряя политику Москвы.

Руслан Мамедов

  • Все самые тяжелые годы гражданской войны в Сирии (2011–2019) сирийцы пережили спокойно, проблемы начались после: когда началась политика по удушению экономики страны: принятие широко известного закона Цезаря, усиление санкций со стороны ЕС.

  • Свержение режима в 2024 г. привело к приходу власти лиц, которые тоже были под санкциями, в том числе и со стороны ООН, среди которых нынешний президент Ахмад Аш-Шараа.

  • В 2025 г. ЕС отправлял эмиссаров и пытался снять санкции, что было частично выполнено к марту 2025 г. несмотря на то, что новое политическое руководство не гарантировало сохранение прав человека и отсутствие насилия над этническими меньшинствами.

  • Именно заинтересованность стран Персидского залива и Турции в стабилизации ситуации позволила совершить, казалось, невозможное — отменить закон Цезаря в декабре 2025 г. В этом главный урок для нас: развивать дипломатические отношения с игроками, которые способны лоббировать наши интересы в Вашингтоне: Саудовской Аравией, Катаром, ОАЭ и другими.

Лев Сокольщик

  • Можно выделить несколько факторов, влияющих на санкционную динамику сегодня. Первый — глобальный фактор трансформации мирового экономико-политического порядка, о чем свидетельствует стремительное движение к многополярности мира в связи с перераспределением сил. Новые санкции в этом отношении толкают одни страны к диверсификации потоков и выстраиванию двусторонних дружественных отношений. Этот фактор будет действовать еще 10–15 лет, влияя на отдельных игроков.

  • Второй фактор — вопрос трансатлантических отношений, связанный с возможностью поддержания санкционной коалиции. Особую актуальность он приобрел с приходом Д. Трампа, когда идиллия отношений США и Европы была омрачена разладом и недопониманием.

  • Третий и четвертый факторы — внутриполитические проблемы США и ЕС, тесно связанные с острым кризисом общественно-политической поляризации, отражающим крайнее расхождение мнений по отдельным вопросам, в том числе в отношении к России. В США морализаторство и идеологизация политики администрации Байдена и демократической партии вызывают риски возвращения санкций при потенциальной смене власти, что затрудняет принятие решений и формирование прогнозов. В Европейском союзе на уровне Брюсселя потепления не видно: евробюрократия борется для последнего, чтобы навредить самой себе, при этом есть различия в позициях разных стран внутри самого объединения.

  • Пятый фактор — действия России во внутренней и внешней политике в связи с переговорным процессом на Украине. Несмотря на переговоры России, Украины и США, СВО далека от завершения и существует риск дальнейшей эскалации. Внутренний ресурс России силен и консолидирован, что позволяет выдерживать давление.

Инна Яникеева

  • На данный момент необходимо отметить несколько тенденций. Одна из них — рассинхронизация санкционной политики США, ЕС и Великобритании, когда Вашингтон начал руководствоваться только своими интересами. Изменилась и политика Минторга США в отношении субсидирования затрат на внедрение отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов до 50% от стоимости.

  • Со стороны США фиксируется готовность оказывать давление не только посредством санкционной политики, но и применения военной силы, как, например, против Венесуэлы.

Полина Чуприянова

  • Сейчас ключевое внимание отечественного бизнеса сконцентрировано на рисках вторичных санкции США, однако вероятность инициирования административного и уголовного преследования в странах ЕС представляется не менее актуальной.

  • По данным РСМД, в 2025 г. в странах ЕС было инициировано 90 расследований (77 — в 2024 г., 47 — в 2023 г. и лишь 25 — в 2022 г.). Важно отметить, что статистика учитывает случаи с известными обстоятельствами дела. В реальности их число может быть значительно выше. При этом абсолютные лидеры по количеству расследований — Эстония, Германия, Латвия и Нидерланды.

  • Ключевая проблема правоприменительной практики ЕС — отсутствие единого законодательства, регулирующего правоприменение в области санкций. С апреля 2024 г. в Евросоюзе идет работа по устранению дисбалансов, в том числе посредством принятия соответствующей директивы, однако результаты такой работы в настоящий момент неочевидны: лишь 9 из 27 государств гармонизировали национальное законодательство в области принудительных мер.

  • Ключевыми поводами для начала расследований в 2025 г. стали нарушение экспортного контроля (59 дел), финансовых санкций (15 дел) и импортного контроля (13 дел). При этом в подавляющем числе случаев отмечаются поставки в Россию товаров двойного назначения, «товаров роскоши» и промышленной продукции.

  • В то время, как под вторичные санкции попадают, как правило, небольшие посреднические фирмы, объектами административного и уголовного преследования становятся предприятия крупного бизнеса. Только в 2025 г. под преследование попали Alfa Laval, Flugger, Damen, KLC Group, др.

  • Еще одна тенденция 2025 г. — возбуждение административных и уголовных дел по крайне малозначительным поводам с целью демонстрации эффективного контроля за соблюдением санкций ЕС.

Ирина Грекова

  • Любой процесс управления рисками — это не противодействие им, а выделение из них возможностей, что можно экстраполировать и на вопрос санкций. Особый интерес в отрасли комплаенса вызывают вопросы безопасности данных, сопротивления манипулированию отдельных частных игроков, заменивших ушедших игроков, адаптации международных сервисов и практик к российской специфике.

  • Ограничения создают изменения в сфере: все технологии в комплаенсе строятся на открытости, но с 2022 г. все компании и их базы данных были закрыты, из-за чего нам приходится выстраивать собственные более глубокие механизмы контроля и проверки, в том числе с использованием нейросетей. Все это способствует развитию передовых отечественных технологий, выстраивающих уникальные системы и подходы.

  • Сегодня возникает спрос на специалистов не только в области санкций, но и информационных технологий для прогнозирования последствий сделок и транзакций на основе синтеза экспертного анализа и машинного обучения. Актуальность приобретают платформенные и комплексные решения и возможности использования норм друг друга, не раскрывая меры контроля, что способствует увеличению эффективности за счет распределения затрат.

  • Вызовы 2026 г. — востребованность операций «проверка-факт» и появление новых видов экономической деятельности, которые могут попасть под последующие санкции и быть включены в черный список из-за создания систем по отмыванию доходов. Наши компании умело развивают системы контроля, что позволит минимизировать риски.

Мария Роскошная

  • Экспортный контроль применяется к продукции двойного назначения, представляющей интерес для стратегической безопасности в сфере всех материальных благ и услуг, что является самой актуальной новеллой этого года. С товарными аспектами работать намного проще благодаря наличию технических норм, сложнее ситуация обстоит с покупкой и продажей программного обеспечения, информационного обмена, публикации научных работ, содержащих чувствительную информацию.

  • На текущий момент Россия является членом всех режимов экспортного контроля и наблюдателем в Австралийской группе. Все шесть международных списков экспортного контроля представлены в России и дорабатываются в связи с приоритетами национальной безопасности.

  • В рамках приобретения программного обеспечения, его обновлений, получения технологий и инновации, использования цифровых валют и применения параллельного импорта необходимо изучать всю цепочку поставок, даже если юрисдикция является дружественной.

Владимир Бартенев

  • Необходимо рассматривать противодействие санкционному давлению дипломатическими методами в связке с содействием международному развитию. Россия своим противодействием санкциям не добивается отмены санкций, а показывает, что это Москва вместе с мировым большинством осуждают деятельность Европы и США, консолидируя многие государства.

  • При обсуждении проблематики СМР тема противодействия односторонним санкциям звучит очень тихо, хотя это крайне важное направление, требующее привлечения интеллектуальных усилий. Дискурс об односторонних санкциях имеет две составляющие: прямое негативное влияние на гуманитарное развитие и влияние на содействие этому развитию другими странами.

Ольга Бирюкова

  • В 2022 г. вопросы цифровой независимости перешли в разряд приоритетных. В отличие от Китая, в котором цифровая автономия была выверенной годами, российский переход видится резким и нестабильным.

  • Не менее трети российского импорта проходит через платежных агентов. Связь между валютой и импортом становится менее жесткой. Вместо инвестиционных кредитов сейчас широко используется система предоплаты, где одна треть импорта проходит через платежных агентов. Отечественная банковская система позволяет сосредоточиться на стабильности осуществления сделок и уменьшении волатильности.

  • Релокация бизнеса из России — самый неожиданный эффект от создания ЕАЭС. Предполагалось, что будет ограниченная конкуренция юрисдикций с Россией как лидером, сегодня же мы видим, как разработчики технологий переходят в другие страны во избежание санкционного давления.

  • Сознательная подмена понятия «устойчивость российской экономики» на «эффект милитаризации» — элемент целенаправленной санкционной политики ЕС, направленный на дискредитацию страны.

Видео