Краткая версия

18 октября 2017 г. состоялась четвёртая сессия XIV Ежегодного заседания клуба «Валдай», посвящённая проблемам универсализма и самобытности. Участники обсудили процессы глобализации, начавшиеся после окончания холодной войны и реакцию на них в виде активизации политики идентичности и стремления к укреплению собственной уникальной самоидентификации.

В дискуссии приняли участие генеральный директор РСМД Андрей Кортунов, директор Института Кавказа Александр Искандарян, драматург и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1986 г. Воле Шойинка, председатель Совета «Диалог — Европа — Россия» Вольфганг Шюссель, председатель Центра либеральных стратегий Иван Крастев. Модератором сессии выступил директор Центра государственного управления и общественной политики Карлтонского университета Пётр Дуткевич.

Полная версия

18 октября 2017 г. состоялась четвёртая сессия XIV Ежегодного заседания клуба «Валдай», посвящённая проблемам универсализма и самобытности. Участники обсудили процессы глобализации, начавшиеся после окончания холодной войны и реакцию на них в виде активизации политики идентичности и стремления к укреплению собственной уникальной самоидентификации.

В дискуссии приняли участие генеральный директор РСМД Андрей Кортунов, директор Института Кавказа Александр Искандарян, драматург и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1986 г. Воле Шойинка, председатель Совета «Диалог — Европа — Россия» Вольфганг Шюссель, председатель Центра либеральных стратегий Иван Крастев. Модератором сессии выступил директор Центра государственного управления и общественной политики Карлтонского университета Пётр Дуткевич.

В своём выступлении Андрей Кортунов сделал акцент на необоснованности противопоставления универсализма самобытности. По его словам, история международных отношений подтверждает, что они вполне совместимы друг с другом. Например, устойчивость системы европейского концерта XIX века во многом базировалась на социально-экономическом разнообразии входящих в него европейских держав. С другой стороны, наличие общих «видовых особенностей» великих тоталитарных систем первой половины ХХ века никоим образом не предотвратило их столкновения друг с другом.

Почти все выступления панелистов содержали мысль о том, что универсализм и самобытность неразрывно связаны, а их противопоставление является надуманным. Было предложено вести речь не о конфликте, а о диалектике универсализма и самобытности.

Как отметил один из экспертов, явления, подобные современной глобализации, существовали с древнейших времен. В мире было несколько волн глобализации, а одной из первых и самых масштабных было распространение эллинистической культуры. Вместе с тем попытки сгладить локальные различия всегда вели к тому, что они всё больше подчеркивались. Следовательно, нет противоречия между глобализацией и локализацией как трендами, поскольку первое естественным образом ведёт ко второму. Две эти тенденции создают состояние равновесия, при котором глобальные явления имеют локальные проявления. Можно говорить о синтезе, при котором большее разнообразие ведёт к большей стабильности.

Обсудив вызовы, связанные с универсализмом и политикой идентичности, эксперты пришли к выводу о том, что сегодня как никогда велика потребность не в политиках, думающих избирательными циклами, а в государственных деятелях, способных мыслить перспективой десятилетий.