Краткая версия

При поддержке РСМД подготовлен специальный выпуск журнала «Вестник международных организаций». Тема номера: Сотрудничество в интересах роста и занятости.

Настоящее издание – один из этапов совместного проекта РСМД и ИМОМС НИУ ВШЭ "Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС ", представляющий некоторые содержательные результаты и задающий новые конторы исследовательской работы.

Полная версия

При поддержке РСМД подготовлен специальный выпуск журнала «Вестник международных организаций».

Тема номера: Сотрудничество в интересах роста и занятости.

Полное содержание номера опубликовано на сайте журнала «Вестник международных организаций»


Обращение к читателям номера от программного директора РСМД Ивана Тимофеева

Глобальное управление в национальных интересах

В динамике мировой экономики и международных отношений сегодня наблюдается следующее противоречие. С одной стороны, растет количество и острота глобальных вызовов самой разной природы: они порождены как дисбалансами развития мировой экономики, так и незавершенностью формирования новой системы международных отношений. С другой стороны, появление эффективных и легитимных международных механизмов коллективного управления явно не соответствует скорости нарастания глобальных (транснациональных) проблем.

Даже самые крупные и развитые государства вряд ли смогут решить существующие проблемы в одиночку. Им приходится вести коалиционную игру, объединяя свои усилия. Однако каждый участник вынужден решать и собственные внутренние проблемы, которые по-разному связаны с общими транснациональными вызовами. Согласовать эти интересы, выработать общие принципы решения проблем и, главное, выполнить взятые на себя обязательства – крайне непростая задача. От ее выполнения будет зависеть легитимность, эффективность и скорость приспособления существующих институтов глобального (транснационального) управления к имеющимся вызовам и проблемам.

Для России ситуация представляется особенно непростой. Нашей стране необходимо справиться с рядом проблем, требующих комплексного решения в достаточно сжатые сроки.

Во-первых, Россия, как и другие игроки на международной арене, сталкивается с комплексом глобальных вызовов: здесь и дисбалансы мировой финансовой системы, и глобальные демографические изменения, и вопросы экологии, и вызовы безопасности.

Во-вторых, в силу своего географического положения Россия подвержена кумулятивному воздействию региональных вызовов и угроз – мы вынуждены одновременно решать проблемы в Арктике, Евроатлантике, Центральной и Южной Азии, Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В-третьих, Россия испытывает потребность в незамедлительных действиях по
решению проблем собственного развития. В отличие от ряда других стран, наш запас прочности относительно невысок, учитывая груз имеющихся вызовов и угроз. Потребность во всесторонней модернизации крайне высока. Решение этой задачи неизбежно потребует концентрации значительных ресурсов. России придется искать баланс между затратами на собственное развитие и своим вкладом в решение транснациональных проблем, а в идеале – способствовать работе международных институтов в интересах
собственного развития.

В-четвертых, наследие «холодной войны» и незавершенная архитектура системы международных отношений на России сказывается едва ли не самым негативным образом в сравнении с другими игроками. Мы по-прежнему воспринимаемся как «значимый другой» на Западе. Мы серьезно растеряли свои позиции на глобальном Юге.

Мы так и не включились в мощную волну экономического развития на Востоке.

Иными словами, мы продолжаем тратить значительные ресурсы на сдерживание вызовов эпохи «холодной войны». И при этом получаем крайне ограниченные дивиденды от формирующегося расклада сил на международной арене. Отчасти такое положение дел сложилось по независящим от нашей страны причинам, но проблема стоит во весь рост
и ее никто не сможет решить, кроме нас самих.

России, таким образом, нужно решить одновременно две задачи: способствовать решению глобальных и транснациональных проблем, особенно тех, которые оказывают на нашу страну наиболее существенное воздействие; использовать внешнюю среду в интересах собственного развития, влиять на формирование новой системы международных отношений, постепенно избавляясь от наследия «холодной войны».

Участие России в институтах глобального управления – один из механизмов решения данных задач. Россия получает уникальную возможность  последовательного председательства в наиболее крупных из них: в «Группе двадцати», в «Группе восьми», а затем и в БРИКС. Перед политическим и экспертным сообществом это ставит комплекс вопросов.

Вопросы общего плана: насколько эффективны существующие институты в решении глобальных (транснациональных) проблем? Какие механизмы требуют совершенствования? Каковы направления их дальнейшего развития? Как решить проблему исполнения странами-участницами принятых на себя обязательств?

Вопросы, связанные с председательством России в этих институтах: какой должна быть повестка российских председательств? Какие элементы повестки наиболее выгодны для России? Как увязать повестки председательств в «двадцатке», «восьмерке» и в БРИКС? Как  скоррелировать их с повестками нашего председательства в региональных институтах (например, в АТЭС)?

Эти и ряд других вопросов находятся в фокусе внимания проекта РСМД и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС». Настоящее издание – один из этапов проекта, который, с одной стороны, представляет некоторые содержательные результаты сотрудничества, а с другой – задает новые контуры исследовательской работы.