Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД

Полная версия

Ушла из жизни Мадлен Олбрайт. Глубокие соболезнования ее родным, близким, коллегам, друзьям.

О Мадлен Олбрайт много написано и сказано. Она стала в США легендарной личностью, пройдя тернистый путь от эмигрантки до государственного секретаря, став первой женщиной в истории страны, занявшей столь высокий пост в американской администрации. Под влиянием ее взглядов во многом формировалась внешнеполитическая доктрина США после окончания холодной войны. Мадлен Олбрайт была человеком принципов. Она яростно выступала против коммунизма, как идеологии, но с уважением относилась к России, ее истории, культуре. Понимала, что принципиальные разногласия между Москвой и Вашингтоном не должны закрывать дверь для диалога и сотрудничества.

На переговорах и в личном общении со своими коллегами М. Олбрайт, твёрдо, как и подобает официальным представителям такого ранга, отстаивала позиции своей страны. При этом, однако, она никогда не допускала неуважительного отношения к своим оппонентам, умела выслушать, а порой и прислушаться к иной точке зрения.

Мне довелось много общаться с Мадлен — и в те годы, когда она возглавляла американское внешнеполитическое ведомство, и тогда, когда она, уже завершив свою многолетнюю дипломатическую карьеру, занималась многочисленными общественными, научными и образовательными проектами. Мы часто спорили, не соглашаясь в своих оценках ситуации в мире, в своем отношении к будущему мирового порядка. Тем не менее наше общение всегда оставалось не просто конструктивным, но и дружеским. Мадлен Олбрайт умела дружить, не жертвуя своими убеждениями и не идя на компромиссы по важным для нее вопросам. Наверное, именно поэтому она всегда притягивала к себе людей — включая даже и тех, кто оставался ее последовательным и решительным оппонентом.

О том какой след в истории своей страны оставляют личности такого масштаба, как Мадлен Олбрайт, становится ясно со временем. Сегодня же можно лишь ещё раз выразить свои глубокие соболезнования.