Краткая версия

19 ноября 2025 г. в пресс-центре МИЦ «Известия» состоялся круглый стол РСМД «Босния и Герцеговина спустя 30 лет после заключения Дейтонских соглашений». Как за три десятилетия изменилась политическая и социальная структура Боснии и Герцеговины? Насколько устойчивой оказалась модель, закрепленная в Дейтонских документах? Удалось ли достичь межэтнического и межконфессионального мира? Какую роль в поддержании стабильности играют международные организации и внешние акторы — Евросоюз, США и Россия? Эти и иные вопросы были разобраны в ходе дискуссии.

В ходе мероприятия была представлена рабочая тетрадь РСМД: «Невыученные уроки Боснии и Герцеговины: 30 лет после Дейтона».

Спикеры

  • Татьяна Попадьева, научный сотрудник Центра сравнительных социально-экономических и политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доцент кафедры языков стран Центральной и Юго-Восточной Европы МГИМО МИД России;

  • Душан Пророкович, заведующий Центром евразийских исследований Института международной политики и экономики (ИМПП, Сербия);

  • Милан Лазович, балканист, программный менеджер Российского совета по международным делам;

  • Полина Соколова, научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.


Полная версия

19 ноября 2025 г. в пресс-центре МИЦ «Известия» состоялся круглый стол РСМД «Босния и Герцеговина спустя 30 лет после заключения Дейтонских соглашений». Как за три десятилетия изменилась политическая и социальная структура Боснии и Герцеговины? Насколько устойчивой оказалась модель, закрепленная в Дейтонских документах? Удалось ли достичь межэтнического и межконфессионального мира? Какую роль в поддержании стабильности играют международные организации и внешние акторы — Евросоюз, США и Россия? Эти и иные вопросы были разобраны в ходе дискуссии.

В ходе мероприятия была представлена рабочая тетрадь РСМД: «Невыученные уроки Боснии и Герцеговины: 30 лет после Дейтона».

Спикеры

  • Татьяна Попадьева, научный сотрудник Центра сравнительных социально-экономических и политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доцент кафедры языков стран Центральной и Юго-Восточной Европы МГИМО МИД России;

  • Душан Пророкович, заведующий Центром евразийских исследований Института международной политики и экономики (ИМПП, Сербия);

  • Милан Лазович, балканист, программный менеджер Российского совета по международным делам;

  • Полина Соколова, научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тезисы

Татьяна Попадьева

  • Название рабочей тетради отсылает к мультфильму и повести «В стране невыученных уроков». Главной дилеммой является запятая во фразе «казнить нельзя помиловать». Эта же формула актуальна и для Боснии.

  • Важно подчеркнуть, что поскольку Дейтонские соглашения — рамочные, даже конституция Боснии и Герцеговины — не отдельный документ, а приложение к этому соглашению. Государственности страны не хватает конкретики, которую уже не представляется возможным создать, поскольку сложившийся статус-кво невозможно поменять без консенсуса трех государствообразующих народов. Конституция носит общий характер, кроме того, нет официального перевода на три языка страны, текст написан на английском языке. Такой прецедент мы не встретим ни в одной другой стране. Конституция является частью мирного договора, однако она не была утверждена парламентом, из-за чего остается вопрос легитимности этого документа.

  • В Конституции нет точного определения термина «государствообразующие народы» и какие правовые возможности закреплены за сербами, хорватами и босняками.

  • Как отмечают многие исследователи, Дейтонские соглашения были хорошим документом для окончания конфликта, однако за последние 30 лет государственного прогресса в формировании гражданской идентичности и принадлежности именно к государству, а не этнической группе, не произошло.

  • До сих пор существуют как физические, так и символические границы. Ни одна из групп глобально не заинтересована в примирении — каждый пытается извлечь выгоду из того положения, которое сейчас сложилось. Абсолютно нет четкого сформулированного желания у политических элит создавать единое политическое пространство. Никто не стремится к межэтническому диалогу на политическом уровне. В экономической сфере присутствует сотрудничество, помолвку бизнесмены руководствуются более понятными выгодами, однако речь идет о краткосрочных перспективах.

  • Для Республики Сербской выход из состава Боснии и Герцеговины политически и экономически невыгоден. Однако есть и эмоциональная сторона вопроса. Притеснения в отношении Республики Сербской носят беспрецедентный характер.

  • Босния и Герцеговина очень сложная страна, и внешние игроки недостаточно хорошо в ней разбираются, из-за чего оказываются неспособны выработать последовательную стратегию в отношении государства.

Милан Лазович

  • Назначение и деятельность Кристиана Шмидта на посту Высокого представителя по Боснии и Герцеговине являются главным триггером обострения напряженности в стране, поскольку его легитимность оспаривается Республикой Сербской, Россией и Китаем из-за несоблюдения процедуры утверждения в Совета Безопасности ООН, что также считается беспрецедентным вмешательством во внутренние дела.

  • Недавно в боснийских СМИ появилась информация, что, вероятно, К. Шмидт покинет свою должность в начале 2026 г., однако это не означает полного упразднения института Высокого представителя, поскольку он воспринимается как часть нерушимого фундамента Дейтонских соглашений — ключевого гаранта стабильности Боснии и Герцеговины.

  • 30 лет назад Дейтонские соглашения выполнили свою главную задачу — остановили кровопролитие и жестокую войну на Балканах. Однако пока что они не смогли разрешить существующие разногласия и упорядочить основные принципы, по которым народы Боснии и Герцеговины могли бы существовать.

  • Радикальная риторика Милорада Додика о независимости Республики Сербской сменилась поиском компромисса и политической стабильности, о чем демонстрирует его согласие провести выборы и передать власть преемнику. Новый дискурс показывает, что М. Додик привержен Дейтонским соглашениям.

  • Потенциальный референдум о независимости Республики Сербской — отложенная и сдерживаемая мера. Вероятно, здесь существенное влияние оказали политические консультации Баня-Луки с российской стороной. Россия неоднократно высказывалась на тему того, как важно сохранить стабильность в регионе. Выход Республики Сербской из состава Боснии и Герцеговины спровоцирует новый виток эскалации на Балканах.

  • Несмотря на существующие проблемы, остается надежда на активизацию политического диалога и улучшение ситуации после ухода К. Шмидта с поста Высокого представителя.

Полина Соколова

  • Спустя 30 лет страна серьезно изменилась. Политическая система Боснии и Герцеговины эволюционировала, о чем свидетельствует формирование после выборов 2022 г. коалиционного правительства, готового к компромиссным решениям и политическому сотрудничеству.

  • Босния и Герцеговина — это уникальный случай со сложной и запутанной политической системой, не имеющей аналогов.

  • Дейтонские соглашения были подписаны не только представителями Боснии и Герцеговины, но и Сербии, Хорватии, США, Франции, Великобритании, Испании, ФРГ и России. Дейтон заложил вектор на единство страны и фундамент для формирования архитектуры европейской безопасности, в которую была включена Россия.

  • Вклад России довольно существенный, поскольку он определяет дух Дейтона, который до сих пор существует. Во-первых, это равный подход ко всем сторонам конфликта, а не обвинение одной стороны. Во-вторых, это развитие миротворческого процесса под эгидой Совета Безопасности ООН.

  • В последнее время подрывается дух Дейтона. Конфронтация России и Запада накладывает серьезный отпечаток.

  • В скором времени К. Шмидт заканчивает свой мандат, и здесь возникает дилемма. Российская дипломатия настаивает на том, что аппарат уже не отвечает процессам демократизации политического развития единой Боснии и Герцеговины, с этим согласны представители Республики Сербской.

  • В Дейтонских соглашениях заложен мирный подход к боснийскому развитию, однако нынешние условия конфронтации не позволяют этого сделать.

  • Сербы в Боснии — государствообразующий народ с многовековой историей. Сербский мир очень тесно связан с русским миром. Босния и Герцеговина очень важна для России, поскольку это многонациональная страна, как и Россия.

  • Политический процесс на Балканах идет своим чередом. Хочется верить, что вектор развития государственности Боснии будет развиваться в сторону примирения государствообразующих народов.

Душан Пророкович

  • Сейчас идет милитаризация Европы, поэтому каждый шаг на Балканском полуострове необходимо анализировать с точки зрения милитаризации ЕС. Одно из последствий этого процесса — геополитическая поляризация.

  • Дейтонские соглашения положили конец войне, но вместе с тем и создали условия для начала процесса дедейтонизации, т.е. подрыва мирных соглашений. Однако внутриполитическая практика Боснии и Герцеговины существенно отличалась от теоретических предположений. Параллельно с дейтонизацией, которая происходила на институциональном уровне, процесс дедейтонизации также формировался как политическая цель представителей западного международного сообщества.

  • Ключевой фигурой в руководстве дедейтонизации был и есть Высокий представитель.

  • Агрессивная фаза деятельности К. Шмидта в качестве Высокого представителя по Боснии вызвала ужесточенный ответ М. Додика. С 2021 г. предпринимается новая попытка усилить функцию Высокого представителя и установить доминирование политического Запада.

  • Вместе с тем можно наблюдать тектонический сдвиг балканской геополитики, что демонстрирует решение администрации Д. Трампа снять санкции с М. Додика.

  • Дейтонские соглашения на протяжении 30 лет выдерживали нападки. Сейчас дедейтонизация получила новый импульс. Пока политическое Сараево размышляет о внутренних реформах и унитаризации, которые она осуществит при поддержке ЕС, сербские представители начали говорить об отделении от Боснии и Герцеговины и обретении независимости.

  • Сегодня Дейтонские соглашения не имеют перспективной альтернативы. Несмотря на дедейтонизацию и часто безрассудные действия политического Запада, любая попытка демонтажа этой конструкции может привести к полной негативной перезагрузке отношений, как внутри Боснии и Герцеговины, так и в региональном масштабе.

  • В Сербии, Черногории, Северной Македонии М. Додика воспринимают как антиглобалиста, антизападного политика и защитника национальных интересов сербского народа. В сербском обществе наблюдается очень большая поддержка антиглобалистских настроений.

Видео