Краткая версия

Решение о применении силы в отношении Сирии будет иметь серьезное влияние на перспективы отношений Ирана и международного сообщества. К такому выводу пришли эксперты по Ближнему Востоку.
23 сентября 2013 года в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялась экспертная встреча с участием представителей Европейского совета по международным делам и российских экспертов по Ближнему Востоку.

Полная версия

Решение о применении силы в отношении Сирии будет иметь серьезное влияние на перспективы отношений Ирана и международного сообщества. К такому выводу пришли эксперты по Ближнему Востоку.

23 сентября 2013 года в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялась экспертная встреча с участием представителей Европейского совета по международным делам и российских экспертов по Ближнему Востоку.

По мнению руководителя программы Ближнего Востока и Северной Африки Европейского совета по международным делам Дэниэла Леви, разрешение сирийского кризиса отразится не только но взаимоотношениях с Ираном, но и на исходе переговоров ИРИ и «шестерки» международных посредников по иранской ядерной программе. «Я думаю, что вопросы по Сирии и Ирану должны быть увязаны. Когда существуют намерения разрешить конфликт в Сирии военным путем, то в Иране складывается одна внутриполитическая обстановка; если существует намерение разрешить ситуацию с помощью методов дипломатии, то другая. Как следствие это влияет на взаимоотношения Ирана с США и «шестеркой» международных посредников», – заключил эксперт.

Ранее Россия призвала сирийское руководство поставить химическое оружие под международный контроль и впоследствии уничтожить его. Однако, по мнению главного научного сотрудника Института востоковедения РАН Ирины Звягельской, Россия не может выступать гарантом того, что Сирия сдержит свое обещание. «Очевидно, что Россия не может давать гарантии, что Асад поступит так, а не иначе. Во-первых, у Асада есть свои собственные принципы, нравятся они нам или нет. Он не может уйти просто потому, что тогда он подведет не только всю свою семью, но и все алавитское сообщество, религиозные меньшинства… Я не понимаю, почему говорят, что мы должны надавить на Асада или заставить его что-то сделать – мы не можем», – сказал в ходе беседы эксперт.

С другой стороны, Россия не может оказывать постоянное влияние на режим Асада. «Говоря о некоторых европейских государствах, у меня создается впечатление, что они, в некотором роде, все еще живут в XX или даже XIX веке – «использование силы», «колониальные державы», «вы должны заставить», «вы должны надавить», – высказал свою точку зрения Вениамин Попов, директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО (У) МИД России. «Некоторым западным коллегам сложно понять, что в XXI веке нет таких религиозных, этнических, национальных проблем, которые могут быть решены силой. Мы должны вести переговоры», – заявил эксперт.

Одним из новых атрибутов ситуации на Ближнем Востоке, по мнению руководителя Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александра Шумилина, является стремительно уменьшающаяся роль международного сообщества в регионе, которая компенсируется растущей активностью Саудовской Аравии, Катара и других монархий Персидского залива.

Завершая встречу, программный директор РСМД Иван Тимофеев добавил: «Ключевая проблема в сирийском конфликте – это недостаток политического порядка и суверенитета. Оппозиция фрагментирована, и даже если режим Асада падет, вряд ли поддержание суверенитета и контроль за ситуацией будет возможным. С другой стороны, если Асад победит в гражданской войне, то в краткосрочной перспективе ему удастся поддерживать порядок, но вряд ли в итоге это будет возможным. Он не сможет разрешить существующие в обществе противоречия. Возможно, выходом из ситуации было бы движение в двух параллельных направлениях. Первый – это мирное урегулирование, второй – постепенное изменение политического режима и его правил, принятие правил игры конструктивными силами внутри оппозиции. Будет ли это авторитарный или демократический процесс уже технический вопрос, но на мой взгляд это единственная альтернатива. Говорят, что Бог или черт прячутся в мелочах, и мы должны думать об этих мелочах при поиске решения сирийского кризиса».

Российский совет по международным делам продолжает работу над проектом «Ближний Восток: политическая динамика и интересы России». Его цель состоит в анализе краткосрочных и среднесрочных последствий «Арабской весны» для интересов России в регионе, в разработке проектов политических решений, а также в составлении практических рекомендаций по их реализации.

Программа экспертной встречи

Международная встреча экспертов по Ближнему Востоку