Коммунальные выборы в Северном Рейне – Вестфалии 2025: сигналы для федеральной политики
Северный Рейн – Вестфалия (СРВ), крупнейшая федеральная земля Германии с 13,7 млн избирателей, традиционно играет роль политической лакмусовой бумаги для всей страны. Итоги прошедших в СРВ 14 сентября 2025 г. коммунальных выборов приобрели особое значение не только в силу масштаба земли, но и как первый крупный электоральный тест нового правительства.
В кампании активно участвовали ведущие фигуры федеральной политики – канцлер Фридрих Мерц, сопредседатели СДПГ Ларс Клингбайль и Бербель Бас. Это сделало региональные выборы проверкой популярности действующей коалиции и актуальности её курса. Итоги показали, что прежние центристские опоры – СДПГ и «Союз 90/Зелёные» – остаются в кризисе, а ХДС сохранил сильные позиции на местном уровне, получив дополнительный импульс на федеральной арене. «Альтернатива для Германии» (АдГ) смогла заметно расширить своё присутствие в ведущей западной земле, а партия «Левая» неожиданно мобилизовала электорат, особенно в промышленных регионах Рура. СвДП, несмотря на попытки обновления под руководством нового председателя Кристиана Дюрра, продолжает терять поддержку. В совокупности эти тенденции указывают на сдвиг политического ландшафта в сторону правого и левого спектра и формируют новые вызовы для устойчивости коалиционного правления в Берлине.
Источник: Unsplash
Электоральные итоги и динамика
Коммунальные выборы в СРВ продемонстрировали существенные изменения в партийно-политическом ландшафте этой крупнейшей федеральной земли. По итогам голосования наибольшую поддержку получила ХДС (33,3%, -1% к 2020 г.), сохранившая относительно прочные позиции, завоёванные в предыдущие циклы, подтвердив роль ведущей силы как на региональном, так и на федеральном уровне. В ряде крупных городов кандидаты от христианских демократов сумели избежать второго тура выборов¹, а в других муниципалитетах им предстоит соперничать с представителями СДПГ, Зелёных и АдГ. Отметим самую высокую с 1994 г.² явку избирателей – 56,8% (51,9% в 2020 г.)³.
Для социал-демократов (22%, -2,2%) выборы стали очередным тяжёлым испытанием. Несмотря на отдельные локальные успехи там, где партия традиционно опирается на сильные личности, в целом СДПГ подтвердила эрозию ее электорального влияния. Схожая картина и у Зелёных, чьи результаты (13,5%, -6,5%) были восприняты как симптом глубокого кризиса, связанного с усталостью общества от «зелёной» повестки.
Главным бенефициаром выборов стала «Альтернатива для Германии» (14,5%, +9,4%). По сравнению с предыдущими циклами партия заметно увеличила своё представительство и впервые закрепилась в качестве третьей силы в СРВ. Рост более чем втрое по отдельным округам показал высокий уровень мобилизации её сторонников, а также способность использовать недовольство социальной и миграционной политикой федеральных властей.
Особого внимания заслуживает результат партии «Левая» (5,6%, +1,8%), подтвердивший «неслучайность» ее успеха на досрочных выборах в бундестаг в феврале 2025 года. В СРВ она сумела нарастить поддержку и впервые за долгое время получила возможность фракционного присутствия в ряде муниципальных советов. Руководство расценило это как «новый подъём» и сигнал о востребованности социально-ориентированной повестки.
СвДП вновь оказалась среди проигравших (3,7%, -1,9%). Либералы, пытающиеся запустить процесс внутреннего обновления, не смогли восстановить утраченные позиции. Несмотря на активные кампании отдельных кандидатов и попытки подчеркнуть прагматичность и модернизацию партии, электоральная база продолжает сокращаться, что угрожает дальнейшим сокращением присутствия в местных органах власти⁴.
Таким образом, итоги выборов в СРВ зафиксировали укрепление ХДС, кризис партнёра по федеральной коалиции, существенный подъём АдГ и локальное оживление левых сил. Совокупность этих факторов указывает на смещение политического центра вправо и усиление давления на устоявшуюся систему партийных балансов.
Ключевые особенности кампании
Избирательная кампания в Северном Рейне – Вестфалии носила комплексный характер: наряду с традиционными локальными вопросами – инфраструктура, школы, жильё, транспорт, социальные услуги – на первый план вышли проблемы федерального масштаба. Это объясняется тем, что СРВ стала ареной активной конкуренции между ведущими политиками страны, что придало кампании общенациональное измерение.
Экономика и социальная политика. Центральное место в дискуссиях заняли экономические вопросы, что вполне закономерно для СРВ как ведущей индустриальной земли Германии, где наиболее остро проявляются структурные проблемы хозяйственного штандорта. На фоне стагнации, роста безработицы в отдельных секторах и давления на муниципальные бюджеты партии предлагали различные пути выхода из «инвестиционного тупика». ХДС в лице премьер-министра земли Хендрика Вюста акцентировала внимание на сочетании финансовой дисциплины с программами модернизации промышленности и инфраструктуры, стараясь позиционировать себя как единственную силу, способную обеспечить баланс между экономической устойчивостью и социальной ответственностью. В отдельных регионах в кампании использовались фигуры федерального уровня: участие Кати Райхе, имеющей опыт в энергетическом и промышленном секторе, призвано было подчеркнуть компетентность ХДС в вопросах перехода к новой энергетике и поддержания промышленной базы. СДПГ пыталась подчеркнуть свои социальные традиции, делая ставку на обновление инфраструктуры, расширение инвестиций и усиление поддержки работников в промышленных регионах Рура. Однако эффект оказался ограниченным: избиратели воспринимали эти обещания как продолжение федеральной политики, которая в их глазах не принесла результатов. Таким образом, вместо укрепления позиций социал-демократов произошло обратное – электорат в значительной мере обратился к ХДС и частично к оппозиционным силам, которые предлагали более радикальные рецепты.
Миграция и безопасность. Другим мощным фактором кампании стала миграционная тематика, тесно переплетённая с экономическими и социальными проблемами. АдГ сумела эффективно использовать общественное недовольство, связывая рост расходов на приём мигрантов с ухудшением качества социальных и коммунальных услуг, а также с ограничением бюджетных возможностей для школ, жилья и транспортной инфраструктуры. Темы «миграции бедных» (Armutsmigration), «социального злоупотребления» и «провалов интеграции» стали центральным элементом её электоральной мобилизации, и позволили партии выступить выразителем протестных настроений в промышленной земле. Христианские демократы во главе с Х. Вюстом и федеральным руководством ХДС были вынуждены реагировать на этот вызов, ужесточая риторику по миграции. Они стремились продемонстрировать решимость в обеспечении безопасности и социальной справедливости, одновременно сохраняя управленческий баланс. Вюст подчёркивал необходимость более строгого контроля и распределения ресурсов, пытаясь перехватить часть повестки у АдГ, но при этом оставаться в рамках прагматичного подхода, который отличает ХДС. Такая тактика позволила христианским демократам сохранить лидерство, но поставила перед ними дилемму: где проходит граница между сдерживанием АдГ и риском утраты собственных центристских позиций.
Локальные вопросы и протестное голосование. Несмотря на высокую долю общенациональной повестки, значимыми для избирателей были и классические местные темы – состояние коммунальных служб, доступность жилья, функционирование детских садов и школ, развитие транспортной инфраструктуры. В этих вопросах отражались не только региональные потребности, но и недовольство федеральной политикой, поскольку избиратели напрямую связывали перебои и дефициты на местах с курсом Берлина. Особенно заметно это проявилось в промышленных районах Рура, где давление на муниципальные бюджеты сочеталось с ощущением социального неравенства. Активность на этом поле проявили Левые, предложившие конкретные социально-ориентированные решения и сумевшие завоевать доверие части традиционно разочарованных избирателей. Их успех объясняется умением сочетать локальную проблематику с критикой «системных партий» за неспособность обеспечить элементарные стандарты жизни в крупнейшей федеральной земле. Таким образом, протестное «право-левое» голосование оказалось не только реакцией на общенациональные кризисы, но и прямым отражением неудовлетворённости качеством местного управления.
Мобилизация и поляризация. Явка в 2025 г. заметно выросла по сравнению с предыдущим циклом, что говорит о высокой степени политической мобилизации и усилении поляризации: избиратели воспринимали голосование как шанс выразить отношение не только к местным проблемам, но и к курсу федерального правительства. Сторонники АдГ стремились закрепить успехи партии, видя в ней выразителя недовольства экономической стагнацией, миграционной политикой и слабостью коммунальной инфраструктуры. Голосовавшие за ХДС, СДПГ и Зелёных мобилизовались главным образом сдерживающим мотивом – не допустить дальнейшего усиления правого фланга. Однако именно протестные силы на правом и частично левом краю политического спектра сумели извлечь наибольшую выгоду, превратив социально-экономические и миграционные вызовы СРВ в катализатор для расширения своей электоральной базы.
Роль федеральных фигур. Особенностью кампании стало активное участие ключевых лиц федеральной политики. Канцлер Мерц неоднократно выступал в поддержку христианских демократов, стремясь подтвердить лидерский статус партии и продемонстрировать эффективность её курса в крупнейшей промышленной земле. Лидеры социал-демократов Л. Клингбайль и Б. Бас пытались остановить падение рейтингов, акцентируя внимание на социальных традициях партии и инвестиционных проектах для муниципалитетов. Зелёные выводили на кампанию своих партийных лидеров, стремясь показать альтернативность экологической и прогрессивной повестки. А либералы через К. Дюрра пытались продемонстрировать курс на «обновление» и восстановление доверия. В совокупности это превратило кампанию в СРВ в своего рода «мини-референдум» по оценке федеральной политики, что придало её результатам особый вес и значимость для всей Германии.
Реакции партийных руководств на федеральном уровне
Итоги выборов в СРВ были восприняты в Берлине как сигнал о состоянии федеральной политики. Для ХДС они стали подтверждением «правильности» курса Мерца и его окружения. Лидер парламентской фракции в бундестаге Йенс Шпан заявил, что успех христианских демократов – это «награда за прагматическую работу» и одновременно «сильный импульс» для федеральной коалиции под руководством канцлера⁵. При этом в выступлениях Шпана и Вюста отчётливо прозвучала «традиционная» тревога по поводу роста АдГ, что вынуждает руководство ХДС балансировать между стратегией жёсткой изоляции и необходимостью перехвата её тематики.
Для СДПГ кампания и итоги стали болезненным ударом. Сопредседатель партии Клингбайль признал, что экономические и социальные проблемы оказались ключевым фактором, и пообещал сосредоточиться на ликвидации инвестиционного дефицита. Его коллега Бас, выросшая в Рурской области, также не скрывала разочарования, хотя и старалась смягчить тон, утверждая, что «прогнозируемого катастрофического провала удалось избежать»⁶. Оба политика были вынуждены признать: СДПГ теряет доверие не только в традиционно слабых для себя регионах, но и в индустриальном сердце страны.
Зелёные оказались в схожей ситуации. Сопредседатель партии Феликс Банашак открыто говорил о «тяжёлой неудаче» и о том, что «экологической, прогрессивной политике сегодня труднее завоёвывать поддержку»⁷. В условиях роста общественного скепсиса по отношению к климатическому курсу федерального правительства эта оценка стала дополнительным подтверждением кризиса.
Для АдГ итоги стали прорывом федерального значения. Сопредседатель партии Тино Хрупалла с гордостью отметил, что партия смогла утроить число голосов в СРВ и впервые закрепилась в ней в качестве третьей ведущей силы⁸. В условиях, когда федеральное руководство партии ищет пути к дальнейшей легитимации, этот успех стал важным аргументом в пользу её претензий на роль общенациональной «народной партии»⁹.
Партия «Левая» также использовала локальный успех для укрепления общенационального имиджа. Ее лидер Ян ван Акен назвал результаты «триумфом надежды над повседневным бессилием», подчеркнув, что партия «фактически возвращается в игру» на фоне кризиса других левых сил¹⁰. Партия Сары Вагенкнехт после яркого восхождения на политическую сцену в 2024 г., оказалась в маргинальном положении, не сумев закрепиться в муниципальном пространстве СРВ и потеряв видимость серьёзной альтернативы.
Федеральное руководство СвДП попыталось представить провал в СРВ как часть «болезненного, но необходимого процесса обновления». Однако в политических кругах Берлина это трактовалось как очередной симптом кризиса либерального звена коалиции.
Последствия для Берлина
Выборы в СРВ стали тревожным сигналом для федерального правительства. Ослабление позиций СДПГ усилило давление на вице-канцлера Клингбайля. Ему непросто удерживать коалиционный баланс в условиях растущих внешних и внутренних вызовов, решения для которых строятся на сложных компромиссах с ХДС/ХСС. Для социал-демократов итоги стали ещё одним подтверждением их проблем, углубляющихся на фоне разногласий по выводу германского хозяйственно-политического штандорта из кризиса. Рост АдГ и оживление Левых в регионе усиливают фрагментацию немецкой партийной системы. Есть риск, что в будущем легислатурном периоде федеральная парламентская архитектура будет ещё менее устойчива. Уже сейчас аналитики отмечают: успех альтернативщиков в СРВ повышает давление на ХДС, а локальные успехи Левых усложняют попытки СДПГ вернуть монополию на левый электорат.
Таким образом, выборы в Северном Рейне – Вестфалии стали не просто региональным событием, а проверкой доверия к федеральному курсу. Их итоги усилили протестный фланг и ослабили коалиционных партнёров, сделав федеральную политическую систему более уязвимой к дальнейшей поляризации. Отметим, что германское экспертное сообщество ожидало более крупного поражения партий федеральной коалиции¹¹.
Риски и перспективы для партийной системы
Усиление правого фланга. Главным структурным риском для немецкой партийной системы, с точки зрения её политического мейнстрима, остаётся рост популярности «Альтернативы для Германии». Успех последней в СРВ продемонстрировал ее способность закрепляться не только в восточных землях, но и в индустриальном центре. Впервые АдГ стала третьей силой в крупнейшей земле, что придаёт её федеральным амбициям дополнительную легитимность¹². Это усиливает давление на ХДС, которая вынуждена лавировать между сохранением «брандмауэра» и необходимостью конструктивно отвечать на те же повестки – миграцию, безопасность, социальные расходы. Попытки перехвата тематики сопряжены с риском размывания собственных центристских позиций и постепенного сдвига вправо.
Центральные партии под давлением. Выборы подтвердили, что баланс в партийной системе Германии всё более определяется динамикой трёх ключевых сил: ХДС, СДПГ и Зелёных. ХДС сумела укрепить своё лидерство, но при росте давления со стороны АдГ и риске потери центра в условиях жёсткой конкуренции на правом фланге. Для СДПГ и Зелёных выборы стали очередным подтверждением электорального истощения. Несмотря на участие федеральных лидеров в кампании, обе партии понесли чувствительные потери и не смогли мобилизовать традиционный электорат. В условиях, когда именно эти силы составляют опору нынешнего правительства, углубление кризиса на региональном уровне грозит дальнейшим падением доверия и на федеральной сцене. Сохраняется вероятность, что к следующим выборам социал-демократы и Зелёные будут вынуждены либо пересматривать стратегию, либо уступать пространство альтернативным силам.
Либералы на грани выживания. СвДП продолжают терять поддержку, что ставит под сомнение их долгосрочную роль как федерального партнёра. Даже при декларируемом «обновлении» партия не сумела выйти за рамки образа политической силы, утратившей доверие. Если тенденция сохранится, участие либералов в будущих земельных и федеральных коалициях окажется под серьёзным вопросом.
Новые вызовы для левого спектра. Успех Левых в СРВ, пусть и относительно скромный в абсолютных цифрах, важен символически: партия сумела перехватить часть протестного голосования и предложить социально-ориентированную альтернативу. Это открывает возможность для её дальнейшей реабилитации на федеральном уровне, но одновременно усложняет положение СДПГ, которая продолжает терять монополию на левый электорат.
Перспективы фрагментации. В совокупности все эти тенденции ведут к дальнейшей фрагментации партийной системы Германии. Усиление поляризации, падение доверия к традиционным центристским силам и рост крайних флангов повышают вероятность нестабильности будущих коалиций. Уже сейчас наблюдается «эффект домино»: рост АдГ заставляет ХДС жёстче реагировать, кризис СДПГ и Зелёных провоцирует поиски новых союзов, а слабость СвДП открывает пространство для альтернативных форматов.
Долгосрочные последствия. Выборы в СРВ показали, что Германия входит в очередную фазу перестройки партийно-политического баланса. Если тенденции сохранятся, следующие федеральные выборы могут пройти в условиях беспрецедентной поляризации: с одной стороны – усиливающийся дуэт ХДС и АдГ, с другой – ослабленные социал-демократы и Зелёные, при попытке Левых закрепиться в качестве альтернативы. Такая динамика способна радикально изменить привычную архитектуру власти и усложнить формирование устойчивых коалиций на федеральном уровне.
Заключение
Коммунальные выборы в Северном Рейне – Вестфалии подтвердили статус этой земли как ключевого индикатора общенациональной политической динамики. Результаты показали укрепление позиций ХДС, что усилило роль партии как центрального политического актора на региональном и федеральном уровне. Для социал-демократов и Зелёных выборы стали серьёзным испытанием: их электоральные потери обозначили пределы прежней стратегии и выявили кризис доверия, особенно в традиционно сильных для СДПГ промышленных районах Рура. Успех АдГ, впервые закрепившейся в качестве третьей силы в крупнейшей федеральной земле, стал знаковым прорывом и сигналом о дальнейшей нормализации её присутствия в западногерманском электоральном пространстве. Рост поддержки Левых и продолжение упадка СвДП завершают картину сдвига в сторону протестной поляризации и усиления фрагментации партийной системы.
На земельном уровне итоги голосования означают, что в муниципальной политике Северного Рейна – Вестфалии усилится конкуренция между традиционными партиями и новыми силами, прежде всего АдГ и Левыми. В крупных городах и индустриальных центрах возможна активизация «стихийных коалиций», направленных на сдерживание праворадикального роста, однако устойчивость таких альянсов остаётся под вопросом. Для ХДС, контролирующей значительную часть муниципалитетов, основной задачей станет удержание баланса между управленческой стабильностью и необходимостью отвечать на запросы избирателей в условиях усиливающегося давления справа.
На федеральном уровне выборы в СРВ обозначили несколько долгосрочных вызовов. Во-первых, для правительства Мерца они стали фактором укрепления, но одновременно и источником дилеммы: как сдерживать рост АдГ, не теряя собственных центристских позиций. Во-вторых, кризис СДПГ чреват дальнейшим ослаблением коалиционной сплочённости. В-третьих, подтверждается тенденция к фрагментации партийной системы и росту поляризации, что в перспективе может затруднить формирование стабильных правительственных коалиций на земельном и федеральном уровнях.
На ближайшие годы Северный Рейн – Вестфалия становится ареной испытания новых форматов политического взаимодействия, в том числе коалиций «по ситуации», направленных на блокирование АдГ на муниципальном уровне. На федеральной арене тенденции, проявившиеся в СРВ, скорее всего, усилятся: ХДС останется ведущей силой, АдГ закрепит успех и попытается расширить социальную базу, а СДПГ и Зелёные продолжат поиск путей к восстановлению доверия в условиях внутреннего кризиса. Успех Левых придаст им ограниченный, но символически значимый импульс.
Таким образом, выборы в СРВ стали не просто региональным событием, а важным сигналом о продолжении трансформации немецкой партийной системы. Их итоги очертили новые линии политического противостояния и задали повестку, которая будет определять развитие на земельном и федеральном уровнях в среднесрочной перспективе. При этом Северный Рейн – Вестфалия вновь подтвердил своё значение как «барометр общественного настроения» (Stimmungsbarometer) для всей Германии.
Сноски
¹ Практически во всех крупных городах 28 сентября пройдёт второй тур – ориентировочно на 147 избирательных участках (в 2020 г. их было 128). В Гельзенкирхене и Дуйсбурге кандидаты АдГ вышли на дуэль с СДПГ, в Хагене – с ХДС. Лидеры «народных» партий публично подтвердили взаимную поддержку в борьбе с «Альтернативой для Германии». См.: Kampf um die Großstädte – In diesen NRW-Metropolen kommt es zur Stichwahl mit der AfD. Welt. 15.09.2025. (https://www.welt.de/politik/deutschland/article68c7955191b818635a30d0bc/NRW-Kommunalwahl-In-diesen-Metropolen-kommt-es-zur-Stichwahl-mit-der-AfD.html ) (дата обращения: 15.09.2025).
² В 1994 г. местные выборы проходили одновременно с избранием депутатов бундестага.
³ NRW-Kommunalwahlen: Höhere Wahlbeteiligung, CDU stärkste Kraft. WDR. 15.09.2025. (https://www1.wdr.de/nachrichten/wahlen/kommunalwahlen-2025/ergebnisse-kommunalwahlen-2025-nrw-100.html ) (дата обращения: 15.09.2025).
⁴ Там же.
⁵ Reaktionen zur NRW-Kommunalwahl Ernüchterung bei SPD und Grünen in Berlin. Tagesschau. 15.09.2025. (https://www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/kommunalwahlen-nrw-reaktionen-100.html ) (дата обращения: 15.09.2025).
⁶ Там же.
⁷ Там же.
⁸ Там же.
⁹ В июле 2025 г. руководство АдГ представило внутренний документ с дальнейшими шагами по легитимации партии и институциональному укреплению её роли в партийной системе ФРГ: акцент сделан на закреплении в западных федеральных землях, нормализации образа через социально-экономическую проблематику и постепенном смещении от протестной к «народной партии». Сентябрь с.г. можно считать «переломным моментом» для проникновения АдГ в западногерманский электоральный массив.
¹⁰ Reaktionen zur NRW-Kommunalwahl… Op.cit.
¹¹ Teigeler M. Analyse: Fünf Lehren aus den NRW-Kommunalwahlen. WDR. 15.09.2025. (https://www1.wdr.de/nachrichten/wahlen/kommunalwahlen-2025/kommunalwahlen-trends-100.html ) (дата обращения: 15.09.2025).
¹² Критики АдГ указывали на более высокие проценты, полученные партией в СРВ в ходе досрочных выборов в бундестаг в феврале 2025 г. – 16,5%. См.: Teigeler M. Op.cit.
К.э.н., заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, руководитель Отдела страновых исследований и Центра германских исследований ИЕ РАН
Блог: Блог Владислава Белова
Рейтинг: 0