Блог Татьяны Белослудцевой

Россия и Китай в Арктике: сотрудничество или соперничество

25 ноября 2020

В связи с последними экологическими тенденциями, в частности глобальным потеплением и таянием ледников, Арктика, самый северный регион нашей планеты, стала объектом пристального наблюдения со стороны множества стран. Число этих стран включает в себя не только те, которые находятся внутри Полярного круга, но и те, которые находятся вне его. К таким странам относится и стремительно развивающийся в последние десятилетия Китай. Несмотря на то, что в политическом и торговом планах Россия и Китай в целом являются дружественными странами, отношения которых переживают расцвет, Арктика может стать камнем преткновения для развития этих отношений.


Xinhua


Для регулирования правового статуса данного региона в 1996 г. был создан Арктический совет. В его состав входят Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия и Швеция. Однако присутствовать на заседаниях и мероприятиях, проводимых этой организацией, имеют право не только страны-участницы, но и различные неправительственные организации коренных народов севера, например, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов и т.д. В организации также введен институт наблюдателей, в число которых входят Китай, Индия, Сингапур, Швейцария, Южная Корея, Япония, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша и Франция. Статус наблюдателя подразумевает не только тот факт, что эти страны проявляют интерес к деятельности Совета, но и то, что они имеют возможность влиять на принимаемые решения, вносить предложения о тех или иных проектах и т.д.


Поскольку КНР представлена в числе стран – наблюдателей Арктического совета, она также уполномочена реализовывать здесь свои интересы, которые в последнее время возрастают. Во-первых, это потребность Китая в углеводородах и диверсификации поставок нефти и газа на внутренний рынок, так как экономика Китая во многом зависит от импорта углеводородов, что также обостряется на фоне событий, происходящих на рынке нефти вследствие выхода России из соглашения Опек+. Во-вторых, Арктика и ее морские пути значительно сокращают расстояние между китайскими и европейскими портами, что дает новый импульс инициативе КНР в реализации поставок через «Полярный шелковый путь» как часть китайской Инициативы пояса и пути (ИПП)[1]. В-третьих, климатические изменения, наиболее выраженные в Арктике, представляют научный интерес для Китая ввиду его зависимости от погодных условий.


Главным документом, закрепляющим основы арктической политики КНР, стала «Белая книга» Китая по Арктике. Она была опубликована пресс-канцелярией Госсовета КНР 26 января 2018 г. В документе говорится об особом статусе Китая по отношению к данному региону. В одном из разделов Китай называет себя «приарктическим государством», тем самым указывая на полноправность осуществляемых им в данном регионе действий.


Что касается политики России, то здесь стоит упомянуть о нескольких документах и проектах. Во-первых, это государственная программа «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Программа включает в себя подробный список задач по освоению и интеграции Арктики. Например, паспорт государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» гласит, что цель самой программы – это повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Существуют также подпрограммы, представленные в данном документе. Например, формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Ее целью является развитие реальных секторов экономики Арктической зоны Российской Федерации; создание условий для повышения качества жизни и защищенности населения на территории Арктической зоны Российской Федерации; создание комплексной системы информационной поддержки национальных интересов и социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.


Также в 2019 г. правительством был утвержден план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 г., который включает в себя список мероприятий для развития северного региона. Например, реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Певек (Чукотский автономный округ); реконструкция морского канала морского порта Сабетта; актуализация потребности в развитии государственной портовой инфраструктуры в акватории Северного морского пути в соответствии с планами добывающих компаний и т.д.

Опираясь на эти сведения, можно сделать вывод о том, что как Россия, так и Китай во многом заинтересованы в деле развития и освоения Арктики, что может привести как к новым проектам сотрудничества, так и к спорным вопросам.


Здесь стоит отметить, что Россия и Китай придерживаются принципиально разных позиций в отношении Арктики. Россия стремится к признанию подводных хребтов Ломоносова и Менделеева продолжением континентального шельфа Сибири, что увеличило бы размер ее исключительной экономической зоны на 1,2 млн кв. км. Все вопросы, связанные с территориальными претензиями, например, спор о разграничении своих зон в обширной акватории с Норвегией в 2010 г., Россия решает исключительно посредством обращения к Арктическому совету на основе сотрудничества в рамках данной организации. Так, Россия придерживается мнения, что Арктика является зоной интересов приарктических государств, стран – участниц Арктического совета и трех постоянных членов Арктического совета: Исландии, Финляндии и Швеции.


Позиция Китая является обратно противоположной. Опираясь на Конвенцию ООН о морском праве, Китай настаивает на том, что Арктика является достоянием человечества, наряду с Антарктидой. Мало того, официальная позиция Пекина по отношению к этому вопросу заключается в статусе Китая как «приарктического государства», которая изложена в Белой книге 2018 г. Таким образом, Китай демонстрирует, что он настаивает на общей вовлеченности в дела арктического региона.


Более того, Китай как потенциальный участник транзита грузов через Арктику, на правах «приарктического государства» выступает за свободу судоходства в полярных водах и оспаривает установленные Россией и Канадой правила судоходства в 200-мильной экономической зоне. В частности, «Пекин настаивает на пересмотре тарифной политики России в отношении провода ледоколов по СМП, потому как высокие расценки могут значительно снизить коммерческое преимущество использования маршрута».


Однако конкурентная ситуация между Россией и Китаем в данном регионе серьезно изменилась после Украинского кризиса 2014 г. и последующим введением против России Западом санкций, вследствие которых Москве пришлось пойти на некоторые уступки Китаю по энергетическим вопросам. Теперь Россия стремится привлекать китайские компании в российские энергетические проекты и не только. Например, китайская компания CNPC (China National Petroleum Company) и «Фонд Шелкового пути», учрежденный для реализации «Пояса и пути», стали соинвесторами проекта «Ямал СПГ» (20 и 9,9% капитала соответственно). Таким образом, Россия, с одной стороны, видит в Китае емкий рынок сбыта своих углеводородов, которые будут в дальнейшем добываться в районе СМП, с другой стороны, обе страны заинтересованы в дальнейшем развитии транзита по СМП.


Однако наиболее оптимальным для России представляется сбалансированный и компромиссный подход к сотрудничеству с Китаем в Арктике. Перед Китаем стоит перспектива получения потенциально выгодных контрактов по совместной добыче ископаемых, а также наиболее благоприятный проход по СМП в обмен на инвестиции и технологии, которые необходимы России после введения западных санкций. Более того, Россия могла бы заручиться поддержкой Китая в вопросе расширения границ континентального шельфа. Однако не стоит забывать о том, что у России в данном регионе имеются и другие партнеры, такие как Индия, Япония и Южная Корея.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что Китай, являясь потенциально сильным игроком, начинает все больше продвигать и отстаивать свои интересы на Севере. Однако Россия как арктическое государство также обладает своей незыблемой позицией. На отношения обеих стран в торговле, экономике и политике влияет международная конъюнктура, Арктика является отражением некоторых глубинных противоречий. Напряжение в партнерских отношениях двух стран можно проследить в арктической линии. Для России, которой приходится противостоять западным санкциям, возможно, следует быть более гибкой в своей политике по отношению к Китаю в Арктике.




1. Забелла А.А. Цели и интересы Китая в Арктике. Вестник Московского государственного областного университета \\ Серия: История и политические науки. 2019, №4. С. 169.