Евразийское развитие. Блог Станислава Притчина

Великобритания вступает в эпоху одиночества

31 января 2020

Выход Великобритании из ЕС означает появление относительно нового полностью автономного игрока на международной арене, у которого есть потребность найти и занять свою нишу в новых геополитических реалиях вне ЕС, с ослабленным НАТО и непонятными союзом с США.

В ночь на 31 января флаг Великобритании будет снят с флагштока перед штаб-квартирой Европейской Комиссии. Прекращение членства Соединенного Королевства в Европейском Союзе не ограничится только этой символической мерой.

Великобритания во всех европейских цифровых и юридических системах получает статус не члена ЕС. На всех картах Европейского союза она в спешном порядке перепрограммируется на цвет, также присущий партнерам и соседям. Что еще более важно и значимо, британские чиновники, дипломаты, бывшие в течении десятилетий полноценными членами общей европейской бюрократической системы теряют доступ к выработке решений, общей информационной базе. Их мнение и позиция с этого дня перестают иметь прямое влияние на формирование европейской внешней и внутренней политики. Хотя при этом Великобритания на переходный период для сохранения доступа на европейский рынок вынуждена будет выполнять все обязательства и соблюдать европейские нормы.

Photo: REUTERS/Henry Nicholls

Найти свое место на международной арене

Впервые за последние 47 лет с 1973 года Великобритания становится вновь полностью самостоятельным игроком на международной арене без обязательств согласовывать шаги на международной арене с Брюсселем. Хотя в реальности, конечно, такое согласование носило скорее формальный характер, так как у Лондона всегда была своя особая автономия в системе ЕС и не только по вопросам внешней политики. Но при этом, как очень прагматичный игрок, Лондон всегда использовал свое членство, чтобы преследовать свои национальные интересы.

С одной стороны, грядущее одиночество Лондона на международной арене несколько условное. Великобритания остается членом НАТО. У нее традиционно особые союзнические отношения с ведущей мировой державой США, еще существует Содружество Британской короны. Но все эти альянсы и институты сегодня вряд ли могут стать полноценной заменой членству в ЕС.

Объективно НАТО сегодня находится в идеологическом кризисе, с множеством внутренних противоречий, и только, пожалуй, российский фактор является консолидирующим для альянса. Далее, с приходом в Белый дом Дональда Трампа традиционная стратегическая связка Лондон — Вашингтон потеряла во многом свою силу, уровень доверия и партнёрства заметно упал. И сегодня по ряду вопросов Лондону приходится лавировать между Вашингтоном и Пекином, например, по вопросу внедрения нового поколения сотовой связи 5G. Более того, Великобритания потеряла статус самого ближайшего союзника и лоббиста США в ЕС, что добавляло связке Вашингтона и Лондона особую значимость. Теперь этого нет. То есть сегодня ослаблены и отсутствуют те партнерства и альянсы, которые делали Великобританию уникальным игроком в системе международных отношений.

Не без сильных сторон

Нельзя сказать, что Лондон выходит в свободное плавание без сильных качеств и преимуществ. Лондон пока остается важнейшим финансовым центром Европы. Переезд из Сити на материк пока оформляют только чисто европейские финансовые организации. Ведущие транснациональные корпорации, располагающие штаб-квартирами в Лондоне, изучают условия развода Великобритании и ЕС, чтобы оценить целесообразность переезда своих офисов в материковые европейские города.

Несмотря на поступательное снижение доли Великобритании в мировом ВВП британцы рассчитывают сохранить за собой как минимум 2% от мировой экономики в первую очередь за счет высококонкурентной сервисной сферы.

Конкурентной стороной британской внешней политики в ключевых мировых регионах является сильный неправительственный сектор с представительством и компетенциями практически во всех уголках планеты.

Сильным, но труднореализуемым преимуществом Лондона по сравнению с ЕС является аналитическая экспертиза. Традиционно британские think tanks лидируют в Европе, заметно опережая своих французских и немецких коллег как в рейтингах, так и по качеству и охвату своей деятельности. Сейчас по факту с выходом Великобритании из ЕС лидирующие аналитические центры Европы остаются в Лондоне. Среди них Королевский Институт Международных Отношений (Чатам Хаус), Королевский Институт Объединенных исследований (RUSI), Международный институт стратегических исследований (IISS) и многие другие. Сюда можно добавить наличие в штате МИД Великобритании большого аналитического подразделения, которое отвечает за всестороннюю подготовку решений и аналитического сопровождения деятельности дипломатии.

Таким образом, у Лондона есть набор сильных сторон и конкурентных преимуществ, которые помогают ему выбиться из роли статистов на международной арене и иметь свою уникальную нишу. Вместе с тем, ниша эта достаточно ограничена и не имеет серьезных перспектив помочь Великобритании вновь стать глобальным игроком.

Москва и ее соседи не заметят изменения статуса Лондона

Завершение Брекзита для России и постсоветского пространства означает, что Великобритания, несмотря на довольно ощутимую автономию, будучи членом ЕС, становится отдельным актором на международной арене, не имеющим прямого отношения к европейской политике в мире. Соответственно и на постсоветском пространстве Лондон будет вынужден проводить несколько отличную от европейской политики.

При этом сегодняшний масштаб, финансовое влияние и инструментарные возможности Лондона особенно на постсоветском пространстве предельно ограничены и вряд ли позволят ему стать самостоятельным внешним игроком для региона. Поэтому британская дипломатия скорее всего будет искать узкие ниши в региональных отношениях, бизнесе, чтобы поддерживать реноме активного актора на международной арене.

Чтобы избежать отсутствия международно-правовой основы взаимодействия с постсоветским пространством Лондон с 2017 года активно перезаключает соглашения о сотрудничестве с наиболее значимыми для него странами евразийского пространства, но уже на двусторонней основе. Так, с первым их вывших советских республик Лондон перезаключил все необходимые договоры с Азербайджаном, который является лидером по накопленным британским инвестициям. В 2019 Великобритания перешла на полностью двусторонний характер отношений с Узбекистаном. В активной фазе переговоров Лондон находится с Нур-Султаном.

В отношении России Великобритания судя по всему продолжит жесткий курс без какой-либо перезагрузки. Как сообщает BBC, «встретившись недавно с Владимиром Путиным на конференции по Ливии в Берлине, Борис Джонсон, как сообщила его пресс-служба, сказал российскому президенту, что "никакой нормализации двусторонних отношений не будет, пока Россия не прекратит свою дестабилизирующую деятельность, которая угрожает Британии и ее союзникам"».

Хотя если посмотреть статистику, то российско-британские экономические отношения развиваются относительно неплохо. Так, товарооборот между странами за первые три квартала 2019 года составил 11 млрд долларов и должен достичь отметки 15 млрд по итогам года.

То есть, скорее всего, после Брекзита Великобритания будет прагматично развивать взаимодействия с некоторыми из стран постсоветского пространства, но не как противовес России, с которой характер идеологического противостояния продолжится, а как попытка поддержать свой статус глобального игрока с интересами в разных регионах мира.