Как Косово борется за признание в интернете
Косово уделяет большое внимание продвижению своих интересов и улучшению имиджа в интернете. Об этом в своём выступлении в Вашингтоне на прошлой неделе рассказал заместитель министра иностранных дел косовского правительства Петрит Селими (см. видеозапись). Организаторы (Digital Diplomacy Coalition, сообщество в Вашингтоне, которое объединяет представителей дипломатического корпуса, использующих в своей деятельности интернет-технологии) в анонсе мероприятия подчеркнули тот факт, что стратегия цифровой дипломатии Косово была названа одной из лучших в мире. К такому выводу пришли турецкие эксперты, в конце 2012 г. поставив частично признанную республику в один ряд с Великобританией, США и Израилем.
Соседство с британцами неслучайно: косовская стратегия цифровой дипломатии официально заявлена как результат сотрудничества министерства иностранных дел Косово, посольств Великобритании и Норвегии, Британского совета и местного инновационного фонда IPKO Foundation (так, норвежская сторона в 2012 г. обещала выделить для этой работы €50,000). Ответственным в МИД за реализацию стратегии является господин Селими.
Ещё два проекта по реализации стратегии цифровой дипломатии - это Wiki Academy Kosovo и AppCamp Kosovo. Цель первого состоит в развитии у активных пользователей навыков редактирования статей Википедии для того, чтобы в этой энциклопедии было больше материалов высокого качества о Косово. Второй - это конкурс для разработчиков мобильных приложений в четырёх категориях (новости и информация; культура, наследие и традиции; туризм и экономика; игры и развлечения), рассчитанный на интеграцию Косово в глобальное IT сообщество.
Эффективность косовской цифровой дипломатии пока рано оценивать - стратегия была запущена чуть больше чем год назад, можно сказать, что турецкие эксперты отдали должное её эффектности. Очевидной особенностью является иностранное участие в формировании и реализации данного проекта. Через интернет Косово обращается не к государствам: адресат - это частные зарубежные компании, а также, как отмечает господин Селими, общественное мнение в не признавших независимость Косово странах. Наконец, интерес представляет то, как государство привлекает население к участию во внешнеполитической деятельности.