Блог Олега Шакирова

МИД предупредил 20 тысяч российских туристов об эвакуации из Египта при помощи ВКонтакте

8 ноября 2015


МИД России расширяет свой инструментарий цифровой дипломатии: новым примером стала массовая рассылка российским туристам сообщений ВКонтакте о порядке эвакуации из Египта в связи с приостановлением авиасообщения с 6 ноября.



 





Первая информация об этом появилась в воскресенье на 37.ru, городском портале города Иваново. Согласно 37.ru, российские туристы, находящиеся в Египте, получили личные сообщения от официального сообщества МИД России ВКонтакте (запущенного в июне) о порядке эвакуации из этой страны. В материале, в частности, подчёркивалось, что сообщения получили даже пользователи, зарегистрировавшиеся в соцсети под вымышленными именами, а у турфирм МИД информацию не запрашивал.



 



Интернет-издание TJournal получило комментарии пресс-секретаря ВКонтакте Георгия Лобушкина и главы Департамента информации и печати МИД Марии Захаровой по данному поводу. По словам Лобушкина, представители МИД обратились во ВКонтакте с просьбой распространить ранее опубликованное сообщение. ВКонтакте предложили использовать для этого новую, анонсированную в октябре функцию отправки личных сообщений пользователям от сообществ. Пресс-секретарь ВКонтакте также пояснил, что сообщения были отправлены пользователям, которые за последние две недели входили в соцсеть с территории Египта. Таким образом, соцсети и министерству не требовалось получать информацию у турфирм.



 



Мария Захарова подтвердила информацию об обращении во ВКонтакте и назвала акцию, проведённую совместно с правительством, МЧС и другими ведомствами, эффективной: «Была задача массового оповещения, и эта цель достигнута. Это не единственная возможность, как одна из опций она оказалась эффективной: даже если бы речь шла о 15% охвата, то этот инструмент надо было задействовать». Также она отметила, что подобное оповещение не удалось провести через Facebook, поскольку там подобные решения принимаются долго, и в целом высоко оценила взаимодействие с ВКонтакте.



 



В близком к команде ВКонтакте сообществе LIVE Plus вечером в воскресенье уточнили, что сообщения получили около 20 тысяч пользователей соцсети, а также пояснили, как именно проходило оповещение: «Рассылкой сообщений занималась Команда ВКонтакте, данные о пользователях не передавались третьим лицам. В виде исключения информация МИДа была отправлена и тем, кто не являются подписчиками сообщества ведомства: ВКонтакте считает своим долгом предупреждать пользователей об экстренных ситуациях, в которых их безопасность и благосостояние могут оказаться под угрозой».



 



В качестве рекомендации на случай чрезвычайных ситуаций в будущем можно предложить МИДу задействовать возможности сервисов оповещения Google Public Alerts и Twitter Alerts.



 



Примечательно, что в то время, как информация об эвакуации появилась в официальных аккаунтах МИД в Фейсбуке, ВКонтакте и Твиттере, которые ведутся из Москвы, загранучреждения МИД в Египте на своих страницах (посольство, консульский отдел при посольстве и генконсульство в Александрии) не сообщили на данный момент даже о самой отмене авиасообщения.



 



МИД России уже имеет опыт использования новых ИКТ для оповещения граждан, находящихся за рубежом. С 2013 года в системе министерства действует Департамент ситуационно-кризисный центр (ДСКЦ), в числе прочего занимающийся оповещением российских граждан. В прошлом году ДСКЦ выпустил приложение «Зарубежный помощник», которая даёт пользователю возможность получить информацию о стране пребывания, связаться с загранучреждением и получить уведомление от ДСКЦ. Правда, приложение до сих пор находится в тестовом режиме, а его охват невелик (в Google Play количество скачиваний 1000-5000, в iTunes всего 11 оценок). Также ранее сообщалось о сотрудничестве МИД и МТС по информированию российских граждан, выезжающих за рубеж, включающем в числе прочего рассылку уведомлений по СМС.