Исследуй Россию!
В принципе, не существует такого феномена, как российская наука. Вместе с тем, наука, будучи профинансированной главным образом из федерального бюджета за счёт средств налогоплательщиков, так или иначе должна служить интересам российского общества, экономики и страны. В том числе в международных коллаборациях, так как научные достижения мирового уровня уже давно в одиночку не делаются.
В этом смысле полезно проанализировать поддержанные Российским научным фондом проекты, включая реализованные и реализуемые совместно с зарубежными партнёрами в рамках совместных конкурсов. На сайте https://rscf.ru/project/ в открытом доступе есть такая возможность. Полезный ресурс для общественного контроля со стороны самих учёных за прогрессом проектов и мониторинга перспективных тематик, поиска возможных коллабораций, в том числе для промышленности.
Какие сугубо российские продукты и субстанции с положительными потребительскими свойствами могли бы помочь исследовать российские учёные? Мы гордимся отечественной кисломолочкой, обогащающей микробиоту? Кефир, простокваша, ацидофилин, ряженка, варенец и пр. теоретически могли бы подкреплять общемировой интерес к здоровым продуктам, а исследования в этой сфере могли бы подкрепить потребительский спрос, помогая маркетологам выйти в премиальный сегмент на рынках, конкурируя с Danone и Nestle. Увы, за десять лет удалось найти в числе поддержанных только четыре проекта РНФ по кисломолочке. Где ты, волшебная болгарская палочка кубанской селекции, мечта Мечникова?
А вот, например, китайские учёные вовсю исследуют полезные свойства зелёного чая и ягоды годжи, эффективность каллиграфии и медитации как мер для снижения стресса, изучают последствия от употребления традиционной китайской пищи по сравнению с обработанными пищевыми продуктами западного образца. При этом в их масштабные исследования по чаю активно вовлекаются и учёные в других странах, в том числе и российские коллеги. Чай для Китая работает не хуже установки класса мега-сайенс. Не без помощи других китайских учёных китайскую медицину активно лоббируют в ВОЗ, а это огромные деньги, страховки. На днях учёные Пекинского университета опубликовали работу, в которой на основе данных проводимого с 2015 года лазерного сканирования научно обосновали первенство Поднебесной по площади управляемых лесов на душу населения (100 деревьев).
Возможно ли формировать пул совместных с Китаем проектов на взаимовыгодной и равноправной основе? Могут ли клиницисты договориться, что в одном проекте они будут исследовать пользу для ментального здоровья пожилых гимнастики тайцзицюань (кстати, уже в программах «Московского долголетия»), а в другом – перспективные биологически активные вещества сибирских дикоросов?
Для финнов и норвежцев совершенно нормально поддерживать проекты по исследованиям пользы скандинавской ходьбы и омеги 3. Тайваньцы постоянно работают над улучшением компонентов и процессов в микроэлектронике, продвигают в научных журналах свои чаи улуны. Корейцы проводят всесторонние исследования
своей национальной ферментированной гордости – «кимчи» - в качестве объекта, например, пытаются произвести кимчи без неприятного запаха. Индийцы не стесняются распространять знания, связанные с йогой, аюрведой и специями. Итальянцы научно обосновывают пользу средиземноморской диеты. Однако крайне мало современных работ российских учёных по изучению полезных свойств нашего национального напитка – кваса (всего пять проектов РНФ по закваскам в пищевой индустрии), а про проекты по изучению свойств наших разносолов, таких как квашеная капуста, или по обоснованию превосходства происхождения мёда, масла или вин российских географических наименований я вообще не слышал. Да, я сторонник того, чтобы Аэрофлот на всех своих немногочисленных нынче международных рейсах имел квас в меню напитков. Однако я не сторонник появления «НИИ иван-чая». Вместе с тем, какие-то отдельные небанальные качественные проекты с национальной или региональной
спецификой можно было бы ожидать.
Зато российские учёные с удовольствием изучают тантрические медитации в буддийских монастырях дружественных Индии и Непала. Может, профессорам МГУ было бы лучше съездить на аналогичные полевые исследования к старцам в Оптину пустынь? На Афоне всё-таки тепло, море, соблазнов больше. Если же увлекает именно буддизм – можно поработать в удалённых бурятских дацанах. Как известно, РАН давно мечтало открыть своё представительство на Лазурном берегу. Не получилось – планировали в Париже. Наконец, здравый смысл возобладал – появилось отделение в Санкт-Петербурге.
Государство сейчас прилагает большие усилия, в том числе и через новые программы
Российского научного фонда, направленные на развитие прикладных разработок и ключевых технологий в интересах экономики. Однако налогоплательщикам по-прежнему небезынтересно, что делает фундаментальная наука в развитии наших знаний о тех прекрасных российских городах, где мы живём, о той волшебной пище, которую мы потребляем, о нашем образе жизни и важных социальных процессах в нашем обществе. И разумеется, ждём, что зарубежные учёные будут к нам приезжать не только для того, чтобы поработать на установках в Дубне, Новосибирске и Гатчине, изучить вечную мерзлоту Арктической зоны и климат Закавказья. Пусть они почаще приезжают для совместных работ по СПГ, нефти и нефтепереработке, вводят в мировой научный оборот исторические и культурологические артефакты из музеев, коллекций и архивов, изучают супер-свойства медовухи на патентованной закваске из перги.
Куратор международных проектов Российского научного фонда
Блог: Международное научное сотрудничество
Рейтинг: 0