Основы регулирования деятельности православной церкви в Африке
В последние годы российская внешняя политика становится все более нацеленной на Африканский континент. Были проведены два форума на высшем уровне Россия – Африка в 2021 и 2023 гг. Декларация саммита 2023 г. говорит об основе этих отношений – «исторически сложившихся и проверенных временем дружественных связях между Российской Федерацией и африканскими государствами, взаимном уважении и доверии, традициях совместной борьбы за искоренение колониализма и становление независимости африканских государств»¹.
Советские исследования мировой политики в течение нескольких десятилетий не уделяли по идеологическим причинам должного внимания религиозному фактору на международной арене. Так, документы 1960–1970-х гг. о работе внешнеполитических ведомств СССР в странах Африки практически не содержат каких-либо свидетельств, показывающих исследовательский или практический интерес к религиозной жизни на континенте [Мазов, Давидсон, 2021]. Вместе с тем, некоторые сообщения и наблюдения «на земле» отмечали высокую степень религиозности местного населения. Публиковались и работы информационно-аналитического характера [Шпажников 1981].
Источник: mospat.ru
Радикальные изменения государственного устройства на территории бывшего СССР в конце 80-х–90-х гг. XX в. привели в значительной степени к исчезновению марксистско-ленинского мировоззрения как идеологического компонента внешней политики². Образовавшийся вакуум, в том числе и в теоретическом обосновании внешнеполитической деятельности России, постепенно начал заполняться традиционной православной доктриной, которая после исчезновения СССР переживает возрождение в Российской Федерации.
В современной внешнеполитической практике и в научных разработках уделяется все большее внимание социально-культурной жизни африканских стран [Троянский и др. 2020]. В последние годы целый ряд исследователей-теоретиков и практиков международных отношений в России и за рубежом обратились к роли религиозных организаций в международной и внутриполитической жизни в Африке [Бондаренко 2018; Иванова 2016; Захаров 2020].
Русская Православная Церковь также проявляет интерес к расширению своей международной миссии, включая присутствие в африканских странах. Знаковым стало решение Священного Синода Русской Православной Церкви об образовании Патриаршего экзархата Африки, принятое в конце декабря 2021 г.³ и развертывание его деятельности в 2022–2025 гг. в африканских странах.
В данной работе не ставится задача провести обзор всех аспектов деятельности Русской Православной Церкви в Африке, речь пойдет о государственно-правовых основах осуществления церковной работы в африканских странах, оставив за рамками исследования канонические аспекты пастырской службы Русской Православной Церкви.
В целях изучения очерченной темы кратко остановимся на исторических истоках присутствия Русской Православной Церкви в Африке, общем историческом и политико-правовом контексте этого развития, особенностях законодательства африканских стран в вопросах регулирования работы религиозных объединений и организационно-правовых формах деятельности церквей в Африке. В заключении будут кратко обобщены наблюдения о развитии деятельности и значимости работы Русской Православной Церкви в Африке.
Источниками изучения правового регулирования деятельности Русской Православной Церкви на Африканском континенте стали законодательные акты Российской Федерации и государств Африки, документальные материалы, содержащиеся в официальных публикациях государственных учреждений и международных организаций, фундаментальные исследовательские и фактологические работы российских и иностранных африканистов, а также личные наблюдения автора.
ИСТОКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ
Присутствие православия на Африканском континенте неотделимо от распространения христианства на этой территории. Поэтому упомянем только основные вехи евангелизации народов Африки и общие территориальные принципы организации православных церквей.
Появление православных общин в Африке связано с международным доминированием Восточно-Римской империи в период его расцвета во второй половине первого тысячелетия, когда в состав империи Юстиниана и зоны пастырской ответственности Константинополя вошли территории Средиземноморья, включая территории современного Апеннинского полуострова, Балкан, Греции, части Иберийского полуострова, юго-восточного Причерноморья, Южного Крыма и северные оконечности побережья Африки [Ostrogorsky 1952]. Тем самым, присутствие канонического православия на территории Африки насчитывает более 1,5 тысячи лет [Абрамов, Лытус 2018].
Восточно-Римская (Византийская или Греко-Римская) православная церковь оказала решающее влияние на формирование ряда христианских церквей на Африканском континенте – Коптской православной церкви на территории Египта и прилегающих стран (Эфиопия, Нубия и нубийские королевства, Аксум) в первом тысячелетии – первой половине второго тысячелетия [Абрамов, Лытус 2018].
Православные общины, прежде всего одного из исторических православных патриархатов, – Александрийского патриархата – начали обосновываться в Восточной части Африки в XVIII–ХХ вв. вместе с греческими коммерсантами, путешественниками и миссионерами [Ныгусие Кассае, Бузыкина 2021].
Сложности распространения были связаны с тем, что европейские метрополии, имевшие колонии в Африке (Франция, Испания, Португалия, Италия, Германия, Великобритания, Бельгия и Нидерланды), стремились сохранить монополию на свое вероисповедание и ограничивали присутствие других конфессий на своих территориях [Давидсон 2014]. Православие, таким образом, изначально не являлось религией крупнейших метрополий, колонизовавших Африку. Тем самым обращает на себя внимание тот факт, что в отличие от европейских церквей православные приходы начали появляться на территории колонизованных стран без статуса церкви метрополии⁴.
Исторически православие как церковь и вероучение пришло в Киевскую Русь в Х в. также, как и в Африку, из Византийской империи⁵ и стало поэтапно занимать все более существенное место в системе православных территорий. Автокефалию Русская Православная Церковь получила в 1448 г., патриаршество (руководство на уровне Патриарха) – в 1589. Она с 1721 г. по 1917 возглавлялась Святейшим Синодом [Ведерников 1958], а с 1917 г. и по настоящее время – Патриархом при сохранении существенной роли Святейшего Синода.
Появившиеся за границами России приходы Русской Православной Церкви изначально несли функцию окормления православных подданных России, но выполняли и миссионерские функции. Различного рода организационные единицы церкви создавались в Азии, Европе, Северной Америке. Общины Русской Православной Церкви появились в конце ХIХ в. и в Африке. Уже в 1889 и 1896 гг. были предприняты попытки создать русские приходы в Абиссинии [Григорьева 2023].
Постоянный приход Русской Православной Церкви в Египте был создан в 1914 г. После Октябрьской революции и Гражданской войны 1918–1921 гг. в связи с исходом русских беженцев стало открываться еще больше православных приходов в Африке: в 1920 г. был освящен храм в Тунисе, в 1922 г. был создан приход в Алжире, в 1927 г. открыты русские православные приходы на территории Марокко [Ныгусие Кассае, Морозова 2021]⁶.
С точки зрения церковноправовой организации православие – это транснациональное духовное сообщество административно автономных поместных церквей, состоящее в настоящее время из девяти православных церквей. В их состав включаются четыре поместных церкви (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская). Эти объединения имеют статус патриархатов на исторически сложившихся территориях, находящихся под их юрисдикцией. Помимо этих церквей, общепризнано существование еще пяти патриархатов – Болгарского, Грузинского, Сербского, Московского и Румынского (перечислены в хронологическом порядке). Канонические юрисдикции этих пяти автокефальных церквей обычно совпадают с конфигурацией национально-государственных единиц, но в экклезиологии нет устоявшейся традиции в отношении признания новых автокефальных церквей, созданных по этому принципу⁷.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХАТА АФРИКИ
В настоящее время в государственно-правовом плане Русская Православная Церковь, в состав которой входит Патриарший экзархат Африки, действует как юридическое лицо на основе Гражданского устава Русской Православной Церкви, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 30 ноября 1998 г.⁸ в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Устав Русской Православной Церкви определяет Русскую Православную Церковь как самоуправляемую (автокефальную) централизованную православную религиозную организацию, объединяющую религиозные организации Русской Православной Церкви, в целях совместного осуществления права на свободу исповедания и распространения православной христианской веры, а также для попечения о религиозно-нравственном просвещении общества, и признаваемую другими Автокефальными Православными Церквами⁹.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями – каждый в своей компетенции¹⁰.
После радикальных изменений 80–90-х гг. ХХ в. в государственно-правовом устройстве России, появились и новые элементы в международной деятельности Русской Православной Церкви [Митрохин 2004]. Так, первым шагом в направлении присутствия Русской Православной Церкви на Африканском континенте стало решение 29 декабря 1998 г. Священного синода Русской Православной Церкви образовать в ЮАР (г. Йоханнесбург) свой приход в честь преподобного Сергия Радонежского, а в 2021 г. был образован Патриарший экзархат Африки, в официальные функции которого и вошла церковно-миссионерская работа на Африканском континенте.
Созданию Священным Синодом Русской Православной Церкви 29 декабря 2021 г. Патриаршего экзархата Африки¹¹ предшествовали определенные события в межконфессиональных отношениях внутри православия и общая напряженная международная обстановка. Исторический контекст этого решения был связан с пожеланиями многочисленных православных и инославных приходов в странах Африки перейти в лоно Русской Православной Церкви в условиях неканонических и политически мотивированных решений Константинопольского и Александрийского патриархатов по украинскому кризису. Иерархи Русской Православной Церкви пошли навстречу пожеланиям с мест.
Православный миссионер иерей Георгий (Максимов) отметил в этой связи: «После того как Александрийская Церковь официально вступила в общение с украинскими раскольниками, многие русские, живущие в Африке, как священники, так и прихожане, сказали, что не хотят быть частью этого единства с расколом. Они имели полное право на то, чтобы такую возможность им обеспечили. Поэтому еще в декабре 2019 года было принято решение о том, чтобы эти приходы подчинялись уже непосредственно Русской Православной Церкви. Но затем многие африканские священники и миряне Александрийской Церкви обратились к нам с такими же прошениями. Строго говоря, появление Африканского экзархата – это то, что предложили сами африканцы. Эта идея родилась в Африке, в африканских умах»¹².
На заседании Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 24 марта 2022 г., было принято решение утвердить Внутреннее положение о Патриаршем экзархате Африки¹³, где констатируется, что Патриарший экзархат является «каноническим подразделением Русской Православной Церкви, созданным в целях координации богослужебной, религиозно-просветительской, издательской, социальной, образовательной и миссионерской деятельности епархий и других канонических подразделений Русской Православной Церкви, расположенных на территории Экзархата и входящих в его состав»¹⁴.
Внутреннее положение Патриаршего экзархата Африки констатирует также следующее: «Решения о создании или роспуске Экзархата, о его наименовании, территориальных границах и составе входящих в него епархий принимаются Священным Синодом Русской Православной Церкви последующим утверждением Архиерейским Собором Русской Православной Церкви»¹⁵.
Тогда же был утвержден Устав религиозной организации «Патриарший экзархат Африки Русской православной церкви (Московского Патриархата)»¹⁶, где детализируется положения его правового статуса. Так, Устав определяет: «Целями создания и деятельности Экзархата являются совместное исповедание и распространение веры для достижения задач совместной реализации гражданами права на свободу исповедания и распространения православной веры, a также координации религиозно-просветительской, издательской, социальной, образовательной и миссионерской деятельности епархий и других канонических подразделений Русской Православной Церкви, расположенных на территории Экзархата и входящих в его состав»¹⁷. Далее эти положения излагаются в более конкретной форме¹⁸.
Устав Патриаршего экзархата Африки утверждает, что экзархат вправе осуществлять, в том числе предпринимательскую деятельность, соответствующую целям деятельности Экзархата, предусмотренным уставом и направленную на достижение этих целей. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство и реализация товаров и услуг, отвечающих целям создания Экзархата, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах, в соответствии с действующим законодательством¹⁹.
В территориальную сферу пастырской ответственности Экзархата входят страны Африканского континента. Экзархата состоит из Северо-Африканской²⁰ и Южно-Африканской²¹ епархий. В Северо-Африканскую епархию также были включены уже существовавшие раньше ставропигиальные приходы Московского Патриархата²² в Арабской Республике Египет, Тунисской Республике и в Королевстве Марокко. Титул правящего архиерея первой епархии – «Каирский и Северо-Африканский». Титул правящего архиерея: второй епархии – «Йоханнесбургский и Южно-Африканский».
С ноября 2023 г. обязанности Патриаршего Экзарха выполняет Епископ Зарайский Константин, которого Святейший Патриарх Кирилл утвердил Указом 14 марта 2024 г. в должности Патриаршего Экзарха Африки, а 24 марта 2024 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Зарайского Константина в сан митрополита.
Обосновывая деятельность Русской Православной Церкви в Африке, в своем выступлении 27 июля 2023 г. на пленарном заседании Второго саммита Россия – Африка в Санкт-Петербурге Святейший Патриарх Московский и Всея Руси отметил, что несмотря на географическую отдаленность, народы России и стран Африки связывают давние добрые отношения. «Для многих ценно то, что мы являемся Церковью, бережно хранящей апостольское преемство в учении, таинствах и духовном опыте, Церковью, которая не искажает богозаповеданные нормы нравственности в угоду модным идеологическим трендам», – особо подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл²³.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АФРИКЕ
Православные общины Патриаршего экзархата Африки по состоянию на начало 2025 г. действуют в 32 странах Африканского континента. Паства Русской Православной Церкви объединена в 350 приходов. В клире Экзархата служат более 260 священников, причем более 100 из них находятся в Кении. Подавляющее большинство священников являются гражданами стран Африки²⁴.
На 1 марта 2025 г. государственная регистрация сообществ и ассоциаций Русской Православной Церкви имеется в ЮАР, Нигерии, Танзании, Замбии, Уганде, Мали, Республике Конго, Маврикии, ЦАР, Малави. Подготовлены и внесены пакеты регистрационных документов на рассмотрение государственных органов на Мадагаскаре и в Демократический Республике Конго. В Сенегале, Бенине, Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Габоне, Экваториальной Гвинее, Маврикии, Мозамбике, Анголе, Бурунди, Руанде, Камеруне, Зимбабве, Того и других ведется работа по подготовке документов для получения государственной регистрации.
Отдельным вопросом является присутствие и работа Патриаршего экзарха Африки и архиереев двух епархий (Северо-Африканской и Южно-Африканской). В направлении создания правовых основ для деятельности Южно-Африканского архиерея в Йоханнесбурге было зарегистрировано представительство экзархата. Осуществляется подготовительная работа по созданию условий для служения Северо-Африканского архиерея в Арабской Республике Египет²⁵.
Опыт работы Экзархата по юридическому оформлению своей пастырской службы в Африке показывает, что, хотя есть общие правовые основы организации и деятельности религиозных общин Патриаршего экзархата Африки, статус таких объединений может иметь и серьезные различия, связанные с существованием больших правовых различий в национальных законодательствах [Давид, Жоффре-Спинози 1998; David, Grasmann 1988].
Законодательства африканских государств могут отличаться по тому, как происходит организационно-правовое оформление деятельности религиозных объединений, гарантируют ли законы государств равное отношение к последователям различных религий, устанавливают ли они государственную религию и какие правовые последствия это имеет для других религий, в какой степени религиозные организации, действующие на территории страны, подлежат контролю и проверкам и в какой степени основы законодательства страны соответствуют фактической имплементации конкретных норм.
В ряде стран с преимущественно мусульманским населением на севере и западе Африки ислам оказывает существенное влияние на функционирование государственных органов власти. Возникают определенные сложности с регистрацией и деятельностью немусульманских конфессий, учитывая, что прозелитизм традиционно в этих странах запрещен.
Так, в Алжире ислам является государственной религией страны (статья 2 Конституции)²⁶. Вместе с тем, статья 29 основного закона предусматривает свободу совести²⁷, что вступает в коллизию с нормой о государственной религии. Более того, принят закон, предусматривающий наказание тех, кто призывает мусульманина отречься от ислама и принять другую религию²⁸.
Ислам является государственной религией в Марокко в соответствии со статьей 3 конституции Марокко, которая двусмысленно гласит: «Ислам является официальной религией государства, гарантирующего свободу вероисповедания остальных религий»²⁹. Статья 41 подчеркивает роль главы государства в вопросах религии: «Король Амир Аль Мулиминин контролирует уважение ислама. Король выступает гарантом свободного отправления культов»³⁰.
В Арабской Республике Египет ислам также является государственной религией согласно конституции (статья 2)³¹. Свобода религии одновременно провозглашается в статье 53, которая гарантирует свободу иметь места культа для мусульман, христиан и иудеев³².
Компромиссный вариант в отношении отделения религии и государства был найден и в конституции Туниса 2022 г. Если конституция 2014 г. называла Тунис «свободным, независимым и суверенным государством, религией которого является ислам…», то статья 5 конституции 2022 г. не называет государство исламским, однако подтверждает, что Тунис является «частью исламской нации» и уммы (которая рассматривается как всемирное сообщество мусульман)³³. Подчеркнутое президентом страны различие предполагает, что Тунис сохранит мусульманскую идентичность, но не намерен официально принимать ислам и исламское право на государственном уровне³⁴.
Динамика взаимосвязи между исламским правом и официальной государственно-правовой системой мусульманских государств во многом зависит от каждого конкретного случая. Если в прошлом включение исламского права в национальную правовую систему многих арабских и неарабских государств Африки была общепринятым и последовательным, то к настоящему времени существуют противоречивые тенденции. При усилении тенденций к исламизации правовых систем стран севера Африки ряд стран (Кения, Танзания, Гана и Уганда) провели в последние десятилетия правовые реформы, согласно которым вопросы брака, развода и наследования больше не регулируются исламской практикой. Ислам в арабских и неарабских странах Африки имеет широкий спектр толкований [Сюкияйнен 2021; Архипов, Васильев, Гусенова 2018], что особенно касается стран южнее Сахеля, где он часто адаптируется к местным культурным контекстом, формируя в том числе специфические формы «афроислама».
На данный момент православные приходы в странах Северной Африки (Египте, Тунис, Алжир, Марокко), появившиеся там в период различных форм доминирования на этих территориях европейских государств, не имеют полноценной государственной регистрации и, строго говоря, правовой основы для религиозной деятельности. Однако, нет и активного противодействия властей деятельности таких приходов Русской Православной Церкви.
Вторую группу африканских государств составляют страны с преобладающим христианским населением, которые являются наследниками европейского религиозно-правового влияния. Принцип отделения церкви от государства стал одним из базовых принципов государственно-правового регулирования статуса церквей и конфессий в этих странах Африки. Рассмотрим основополагающие положения наиболее важных для церкви государств. Иллюстрацией исключения и непоследовательности в применении принципа отделения религии от государства является законодательство Замбии³⁵, в которой страна провозглашена в конституции 1996 г. «христианской нацией»³⁶. Одновременно конституция провозглашает свободу совести для всех людей, включая свободу менять свои убеждения, практики, проповедования и исповедования, а также запрещает дискриминацию по религиозному признаку³⁷.
Конституция Кении (была принята на референдуме 4 августа 2010 г.⁴¹) провозглашает отсутствие государственной религии⁴². Статья 78 гарантирует свободу совести, которая интерпретируется как свобода религии и мысли, свободу менять религию, декларировать и распространять индивидуально или вместе с другими, частным или публичным порядком свою религию или убеждения в литургии, обучении, практике и соблюдении ее требований⁴³.
Критику в ходе принятия конституции вызвали нормы в отношении признания легитимности исламских судов Кади (Kadhis), что толковалось частью юристов как нарушение принципа равенства в отношении личного статуса, браков, разводов и вопросов наследства⁴⁴. Более того, эти исключения рассматривались как нарушения принципов отделения религии от государства, недискриминации и конституционности⁴⁵.
Действующая с 4 февраля 1997 г. конституция ЮАР провозглашает свободу религии и убеждений, а также защиту от дискриминации⁴⁶. Закона, который бы обязывал религиозные объединения регистрироваться в государственных органах, в ЮАР нет. Тем не менее, регистрация и наличие юридического лица дает определенные преимущества религиозным общинам, в частности, освобождение от налогов.
Ставропигиальный⁴⁷ приход Русской Православной Церкви в Южно-Африканской Республике был зарегистрирован в 1997 г. как «некоммерческая организация» (non-profit organization) и получил название «Приход Сергия Радонежского Русской Православной Церкви (Московского патриархата)». Дополнительно в январе 2025 г. было зарегистрировано безналоговое представительство Патриаршего экзархата как иностранной организации. Ведется работа по регистрации так называемой «добровольной ассоциации», призванной объединить все существующие в ЮАР на данный момент пять православных приходов, которые пока не имеют полноценного правового статуса.
Свобода религии провозглашена в Уганде 1995 г. Статья 5 конституции подтверждает, что в стране нет государственной религии⁴⁸. Особенностью правового регулирования является то, что религиозные группы регистрируются как безналоговые общества с ограниченной ответственностью, когда сертификат выдается на 5-летний период и требует обновления по прошествии этого срока.
Среди государств Африки с преобладающим христианским населением наблюдаются противоречивые тенденции. Являясь светским государством, Республика Ангола в статье 41 конституции провозглашает отделение церкви и государства. Вместе с тем есть серьезные ограничения в реализации свободы совести (к примеру, при регистрации требуется минимум 100 тыс. прихожан и присутствие общины в 12 из 18 провинций страны). Неоднозначность ситуации подтверждается и тем, что при полном блокировании регистрации религиозных объединений с 2004 г. в стране продолжают de facto действовать более 2 тыс. религиозных организаций, включая христианские и исламские [Melton, Baumann 2010: 134].
Для получения разрешения на деятельность иностранных церквей законодательство таких стран, как Египет и Бурунди, в период до постоянной регистрации религиозной общины требует подписания рамочного соглашения или конвенции между представителями материнской церкви и МИД страны.
Проект таких рамочных соглашений между Патриаршим экзархатом Африки Русской Православной Церкви и африканскими государствами, законодательство которых такие соглашения предусматривает, не подпадает с точки зрения квалификации под определение международного межгосударственного договора в классическом понимании⁴⁹. Такое соглашение имеет некоторое отдаленное сходство с конкордатами (конвенциями), которые заключались Римско-католической церковью как религиозной организацией и «Святым престолом» (Ватиканом) как государством с католическим странами.
Наиболее обоснованным является определение таких договоров как «соглашений особого характера» (sui generis), к которым не применяются автоматически нормы международного публичного права, в частности, Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров⁵⁰. Это несколько упрощает процесс заключения соглашений⁵¹.
Согласование и принятие текста соглашения допускается в ходе прямых или непрямых переговоров и (или) посредством переписки электронными сообщениями. Установление аутентичности (окончательности, подлинности и неизменности) принятых текстов может проводиться в рабочем порядке, при этом предварительное утверждение текста проходит в форме парафирования⁵².
Представители субъектов переговоров действуют либо на основании полномочий и в объеме прав, указанном в доверенности, либо ex officio, то есть в силу занимаемой должности или выполнения функций. Подписание соглашения может при согласии сторон пройти заочно на уровне уполномоченных лиц путем пересылки подписанных текстов или очно в ходе визитов [Толстых 2018], подписание со стороны Русской Православной Церкви возможно Патриаршим экзархом Африки, либо руководителем Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви как аналога на церковном уровне министра иностранных дел.
В тех случаях, когда нет необходимости подписания такого соглашения, процедура регистрации религиозных объединений и организаций определяется исключительно национальными законодательствами государств Африки. Модели такого законодательства часто подготовлены на основе рецепции законов бывших метрополий. В общих чертах законодательство ряда стран (Чад, Нигер, Габон, ЦАР и другие) отталкивается от французского Закона от 1 июля 1901 г.⁵³, который действует до настоящего времени во Франции и который в Африке адаптируется к местным условиям [Давид, Жоффре-Спинози 1988: 472–473].
Законы стран Африки по регистрации и регулированию работы религиозных объединений перечисляют обычно требования в общине-кандидату и пакет документов, которые должны быть поданы в соответствующие государственные органы. Обязательно должны быть соблюдены следующие стандартные условия: предъявление документов, подтверждающих наличие помещения или мест для совершения обрядов, соблюдение правил использования таких мест, указание программы служб, наличие документа о проведении осмотра или экспертизы помещений организации контролирующими органами государства. Помещение для служения обычно может использоваться только после получении разрешения соответствующего контролирующего органа (противопожарного, строительного, экологического, санитарно-гигиенического и т.п.) страны пребывания⁵⁴. Законы могут запрещать использование помещений школ для религиозного использования. Может быть запрещено проведение служб в рабочее время без особого разрешения.
Часто нормативные акты стран Африки по вопросам регистрации включают обязанности религиозной организации участвовать в инициативах по реализации социальных проектов по созданию школ, медпунктов и тому подобных организаций. Могут содержаться требования к количеству членов-основателей религиозной конфессии. Для регистрации иностранной религиозной конфессии требования по количеству обычно выше, чем для национальной.
Для руководителей религиозной организации может быть применим возрастной и образовательный ценз (например, возраст законного представителя и его заместителя от 30 лет и выше, руководители должны иметь диплом минимум уровня бакалавра богословия и так далее)⁵⁵. Могут существовать требования к гражданству руководителей общины или условие постоянного проживания в данной стране.
Среди требований к регистрации фигурирует обязательство представить уставы и внутренние распорядки общин. Обычно эти документы относятся к регулирующему отношения православных иерархий каноническому праву, но они должны соответствовать и нормам национальных законодательств. В этих условиях, при подготовке уставных документов подразделений Русской Православной Церкви для регистрации уделялось внимание формулировкам об отношениях православных общин с учреждениями Экзархата и Патриархата. В их уставах признается руководящая роль Священного синода Русской Православной Церкви и Экзархата, а также Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий во главе с архиереями.
В уставах подразделений Патриаршего экзархата в государствах Африки указывается, что они являются централизованными ассоциациями, и уточняется, что они – часть структур Русской Православной Церкви, которые находятся под ее канонической юрисдикцией и представляют собой ее канонические подразделения.
В исключительных случаях по определенным причинам государственные органы африканских стран приостанавливают регистрацию любых новых религиозных общин, хотя и препятствий для их деятельности не отмечается. Такое положение существует в Анголе, Танзании и Того⁵⁶. В Кении и Руанде в последние 2–3 года прошли компании по усилению контроля за существующими религиозными объединениями, и регистрационных сертификатов были лишены сотни общин. Это объясняется борьбой с проникающими экстремистскими и радикальными сектами, а иногда со злоупотреблениями, когда под прикрытием религиозных организаций осуществляется экономическая деятельность с целью избежать уплату налогов и пошлин.
В ряде стран существует двухуровневая система оформления статуса церкви, когда на начальном этапе происходит временная регистрация на местном уровне (провинция или муниципалитет). По истечении некоторого срока (от одного года до пяти лет) признание юридического лица происходит на уровне центральных властей (Республика Конго, Демократическая республика Конго, Руанда).
В ряде сложных случаев до официальной государственной регистрации своих религиозных общин Патриарший экзархат пошел по пути регистрации как переходного варианта гуманитарных организаций (ассоциации, безналоговые компании, «общественно полезные компании»). Получение этого правового статуса не требует долгосрочных процедур оформления и дает возможность подготовить почву для последующей регистрации религиозной организации.
Среди преимуществ таких компаний – тот факт, что руководящие позиции могут занимать граждане иностранных государств. Это не всегда относится к деятельности религиозных ассоциаций, где руководящие функции, согласно национальному законодательству, должны зачастую выполняться гражданами страны пребывания.
Обобщая полученные наблюдения, следует отметить, что в странах, которые в период после деколонизации унаследовали англо-саксонскую правовую систему (в основном это англоязычные страны Африки) [Давид, Жоффре-Спинози 1988; David, Grasmann 1988], как правило, провозглашается отделение церковных организаций от государства, и существует сравнительно либеральный порядок регистрации и деятельности религиозных организаций.
В Кении и ЮАР, например, регистрация религиозного объединения не является обязательной. Однако для ведения финансовой деятельности, открытия счетов, получение денежных средств из-за границы, строительства, распоряжения недвижимостью требуется оформление религиозной организации как юридического лица. В ряде бывших британских колоний, унаследовавших децентрализованную правовую систему, допускается регистрация местных религиозных общин на уровне муниципальных органов власти (например, Замбия, Нигерия).
В большинстве бывших колоний Франции, как и других стран с континентальной системой права, сохранился централизованный, обязательный порядок регистрации религиозных ассоциаций. В общих чертах законодательство этих стран (Сенегал, Бенин, Кот-д’Ивуар, Чад, Нигер, ЦАР и другие) отталкивается от французского Закона от 1 июля 1901 г., который адаптируется к местным условиям стран Африки [Давид, Жоффре-Спинози 1988: 472–473], учитывая влияние как мусульманского, так и христианского населения.
Практика Патриаршего экзархата Африки в развитии своей деятельности на континенте основывается, таким образом, на подходе, учитывающем обстоятельства и организационно-правовые формы, существующие в каждой конкретной стране. Создание условий для работы религиозных организаций Русской Православной Церкви во многих странах Африки является в этих условиях долгосрочным и трудоемким процессом, что объективно связано, с одной стороны, со стремлением государственных органов противодействовать проникновению нежелательных религиозных организаций, в том числе и экстремистским или радикальным группам, а с другой стороны – с низкой эффективностью функционирования государственных институтов в ряде стран Африки.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХАТА АФРИКИ В ПРАВОВОМ КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВ КОНТИНЕНТА
Правовое положение религиозных объединений, получивших официальную регистрацию в государствах Африки, в значительной степени соответствует принципам, установившимся в странах других частей света. Так, в большинстве случаев законодательство гарантирует неприкосновенность мест отправления культа (церквей, часовен, молельных домов, монастырей), а также символов отправления культа. Вполне объяснимо, вместе с тем, положение законодательства многих стран Африки о том, что в случае, если эти места отправления культа представляют серьезную угрозу для безопасности людей или имущества, гражданские власти принимают все меры для их защиты и уведомляют об этом местные руководящие органы конкретных церквей или религиозных объединений.
В области финансирования в законах о религиозных организациях обычно указывается, что они могут иметь в собственности движимое и недвижимое имущество, получать пожертвования членов, доходы от собственной деятельности, поступления в виде помощи, десятины и тому подобное. Кроме того, обычно указывается, что государство не финансирует деятельность религиозных конфессий, организаций или движений. В некоторых случаях содержится обязанность проводить все денежные поступления из-за границы через Центральный банк страны⁵⁷.
Законодательство большинства стран обычно констатирует право религиозных организаций проводить собрания, молитвы, службы, обряды согласно правилам конфессии и с соблюдением общественного правопорядка. Законы ряда стран с преимущественно христианским населением устанавливают в сфере осуществления таинств, что содержание исповеди является конфиденциальным. Это означает, что священники, в том числе и общин Русской Православной Церкви, имеют право на соблюдение профессиональной тайны.
Все церковные назначения, а также назначения на церковные должности в объединениях христианского исповедования осуществляются исключительно материнской церковью в соответствии с каноническими нормами. Таким образом, назначение, перевод, отстранение от должности и принятие отречения архиереев, священников и других должностных лиц в странах Африки относятся к исключительной компетенции Русской Православной Церкви. Такой подход принят во всех странах, где работает Патриарший экзархат Африки.
Среди прочего, в силу законодательств африканских стран религиозные конфессии, организации или движения имеют право предъявлять иски и выступать стороной в суде. Положительным является то, что в случае любой жалобы или судебного преследования в отношении священнослужителя судебные власти должны сообщать основания для судебного преследования компетентному церковному руководству по месту жительства заинтересованного лица. Это значит, что в случае судебного преследования своих клириков, Русская Православная Церковь будет проинформирована через свое каноническое подразделение на месте.
В области имущественных отношений церковные юридические лица могут на основе законодательств большинства африканских стран приобретать, владеть, распоряжаться и отчуждать движимое и недвижимое имущество, равно как и имущественные права. Благодаря этому Русская Православная Церковь и ее подразделения управомочены являться собственниками имущества⁵⁸.
Обычно, согласно законодательству стран Африки, местные церковные объединения могут свободно получать пожертвования от верующих и принимать решения о сборах пожертвований и любых взносах, предназначенных для выполнения их миссии в соответствии с каноническими нормами.
Эти же церковные лица могут учреждать фонды с социальными и благотворительными целями, деятельность которых с точки зрения их гражданских последствий будет регулироваться правовыми нормами страны пребывания. Помимо развития богослужебной жизни, в таких странах, как ДРК, РК, Кения, Малави, Танзания, ЦАР и некоторых других Патриаршему экзархату удалось осуществить реализацию многочисленных гуманитарных, благотворительных и образовательных проектов⁵⁹. Патриарший экзархат Африки взял под свое покровительство несколько школ и детских приютов⁶⁰.
Важным применением существующих правовых положений законодательств стран Африки является то, что по линии Патриаршего экзархата Африки по состоянию на март 2025 г. около 60 молодых африканцев получают образование или проходят стажировки в России⁶¹. Переводятся на африканские языки и распространяются богослужебные книги, передается церковная утварь и облачения.
В рамках гражданского законодательства большинства стран Африки Русская Православная Церковь и ее канонические подразделения имеют право строить церкви и церковные здания. Эта последняя норма также относится ко всем церквям и всем зданиям, которые уже существуют. Патриарший экзархат Африки принимает активное участие в возведении капитальных помещений для церквей в ряде стран Африки⁶².
Налогообложение мест, зданий и имущества, предназначенного для церковного служения и для общины, совершается согласно действующему налоговому законодательству. Как правило, церковные учреждения освобождены от налогообложения, за исключением личных налогов сотрудников общин Патриаршего экзархата Африки стран пастырской работы.
Учитывая духовную, моральную и воспитательную ценность канонического брака, важно, что законы части африканских государств с преобладающим христианским населением, гарантируют Русской Православной Церкви, как и другим церковным христианским организациям, право совершать бракосочетания в соответствии с национальным законодательством в этой области⁶³.
В плане отношений с общественностью в большинстве случаев за Русской Православной Церковью признается право учреждать, контролировать и руководить учебными учреждениями на всех уровнях, университетскими учреждениями, включая семинарии и любые другие учебные заведения, в рамках законодательства страны пребывания в соответствии с нормами канонического права и вероучением.
Периодическая отчетность — это одно из требований законодательства. Она должна подтверждать адрес штаб-квартиры и содержать контактную информацию. Обычно отчеты должны содержать информацию о мероприятиях, информацию об изменениях в управляющих органах, количество приходов и их адреса, платежную информацию, информацию о полученных средствах и их использовании, информацию о располагаемом имуществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные вопросы основ правового регулирования деятельности Патриаршего экзархата Африки Русской Православной Церкви дают возможность сделать несколько наблюдений и выводов. Очевидно, что конституции и законы африканских стран предлагают многообразные нормативные принципы, различные организационно-правовые формы, а также практические подходы к деятельности религиозных объединений.
Как проистекает из сделанного обзора, законодательство большинства государств Африки в целом соответствует нормам, установленным в законах стран с романо-германской и англосаксонской системами права. Между тем, существуют расхождения между официальными нормами в законодательстве стран Африки о свободе вероисповедания и фактическим правоприменением и практикой государственных органов этих стран⁶⁴.
С другой стороны, государства Северной Африки подчеркивают в своих конституциях, что ислам является государственной религией (за исключением Туниса, где этот принцип сформулирован в более «мягкой» формуле). В странах, основанных на правовой системе ислама (Египет, Марокко, Алжир) существуют правовые и фактические ограничения, практикуемые либо государственными органами, либо населением в целом. Действующие в этих странах нормы, провозглашающие свободу совести и запрещающие дискриминацию по религиозному признаку, не всегда являются реальной защитой немусульманского населения.
Вместе с тем, в ряде стран, особенно в Западной и Восточной Африке, даже признающих ислам государственной религией, наблюдается высокая степень религиозной терпимости, обеспечиваемая как правительственными органами, так и отношением гражданского общества⁶⁵. Следует признать, что есть и отклонения от провозглашаемых принципов и среди государств с доминирующим христианским населением: примером является непоследовательность такого государства, как Ангола, создающего серьезные ограничения для малочисленных религиозных общин.
Хотя политические аспекты не составляют смысл этой публикации, отметим, что осложняет ситуацию и политика Александрийского и Константинопольского патриархатов, что отражается и в близких к ним западных средствах массовой информации⁶⁶. Вместе с тем, не следует исключать, что тектонические геополитические сдвиги последнего времени приведут к изменению положения и в этой группе факторов, оказывающих влияние на осуществление межконфессионального сотрудничества.
Обобщая, можно отметить, что в предстоящие годы реализация пастырской миссии Русской Православной Церкви в странах Африки, изучение правовых рамок государств Африки, понимание ценностей и традиций этих стран, а также особенностей действий и мотивов их государственных органов станет важной задачей в работе Патриаршего экзархата в Африке.
Присущий цивилизационно-ментальным основам населения Африки консерватизм вписывается в историческую парадигму Русской Православной Церкви. Священник Патриаршего экзархата Африки Русской Православной Церкви Георгий (Максимов) подчеркнул в одном из своих выступлений: «В Русской Православной Церкви мы не приемлем искажений ни нравственного, ни догматического учения, но твердо придерживаемся того, что было изначально. И это тоже находит симпатии среди многих африканцев, более того, является для них поддерживающей силой»⁶⁷.
Если говорить об обобщающих наблюдениях объективного развития религиозного ландшафта в Африке, следует серьезно относиться к исследованиям, которые предсказывают смещение в наши дни центра христианства из европейских промышленно развитых стран в Африку и Азию [Горохов 2012; Захаров 2020].
Историк Йельского университета Ламин Саннех заявил, что «африканское христианство – это не просто экзотическое, любопытное явление в непонятной части мира, но африканское христианство может быть фактором событий будущего»⁶⁸. Точка зрения, что вопросы религии и шире духовно-мистического осмысления новых явлений будут оставаться весьма существенными в конструкции африканской идентичности еще длительное время становится общепризнанной. Этот взгляд, как и убеждения ряда исследователей [Walls 2016], усмотревших растущую роль христианской морали в долгосрочных глобальных тенденциях развития африканской цивилизации, представляются справедливыми и обоснованными.
---
¹ Декларация второго саммита Россия–Африка. Президент России. Официальный сайт. 28.07.2023. http://kremlin.ru/supplement/5972 (дата обращения: 25.12.2024)
² Концептуально существовавшая интерпретация атеистического марксизма-ленинизма была близка христианской ереси – хилиазму, которая представляет собой теологическую теорию в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле» [Митрохин 1994: 277, 278].
³ Журналы Священного Синода от 29 декабря 2021 года. Русская Православная Церковь. 29.12.2021. https://www.patriarchia.ru/article/102857 (дата обращения: 28.02.2025)
⁴ Так, в 1929 г. в британской колонии Уганда два священника вышли из англиканской церкви и после безуспешных попыток создать самостоятельную церковь перешли в православие. Александрийский патриарх Христофор (1939–1967 гг.) учредил 3 прихода в других странах – в Кении, Центральной и в Западной Африке. Следующий Александрийский Патриарх Николай VI (1968–1986 гг.) расширил присутствие православных приходов на ЮАР (Кейптаун) и Зимбабве.
⁵ Термин Византийская Империя стал использоваться в средние века в работах западноевропейских, а затем и российских ученых. До этого периода сами жители «Византии» рассматривали себя как подданных Римской империи и свою церковь Римской церковью.
⁶ Северо-Африканские приходы РПЦЗ. Древо. Открытая православная энциклопедия. 02.07.2011. https://drevo-info.ru/articles/17963.html (дата обращения: 28.02.2025 г.); Максимов Г.В. Русское Православие в Африке: о том, что делает Экзархат Церкви на Черном континенте. Патриаршего экзархата Африки. 02.02.2025. https://exarchate-africa.ru/pressa-o-nas/russkoe-pravoslavie-v-afrike-o-tom-chto-delaet-ekzarhat-cze... (дата обращения: 28.02.2025)
⁷ Цыпин В. Учреждение автокефалии: канонический аспект. Русская Православная Церковь. 23.10.2023. https://www.patriarchia.ru/article/105007 (дата обращения: 28.02.2025)
⁸ Устав религиозной организации «Русская Православная Церковь» (гражданский), 1998. Азбука веры. https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/ustav-religioznoj-organizatsii-russkaja-pravoslavnaja-tserkov-g... (дата обращения: 28.02.2025)
⁹ Там же.
¹⁰ Изменения во внутренних структурах являются кардинальными, учитывая многовековые канонические устои в организации Русской Православной Церкви. См.: [Ведерников 1958].
¹¹ Журналы Священного Синода от 29 декабря 2021 года. Официальный сайт Русской Православной Церкви. 29.12.2021. https://www.patriarchia.ru/article/102857 (дата обращения: 28.02.2025).
¹² Максимов Г.В. Русское Православие в Африке: о том, что делает Экзархат Церкви на Черном континенте. Официальный сайт Патриаршего экзархата Африки. 02.02.2025. https://exarchate-africa.ru/pressa-o-nas/russkoe-pravoslavie-v-afrike-o-tom-chto-delaet-ekzarhat-cze... (дата обращения: 28.02.2025)
¹³ Внутреннее положение о Патриаршем экзархате Африки. Официальный сайт Русской Православной Церкви. 24.03.2022. https://www.patriarchia.ru/article/103071 (дата обращения: 28.02.2025)
¹⁴ Там же.
¹⁵ Там же.
¹⁶ Журналы Священного Синода от 24 марта 2022 года. Официальный сайт Русской Православной Церкви. 25.03.2022. https://www.patriarchia.ru/article/103064 (дата обращения: 28.02.2025)
¹⁷ Там же.
¹⁸ «В указанных целях Экзархат осуществляет следующие виды (предмет) деятельности: богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, крестные ходы и церемонии в храмах, часовнях и других культовых зданиях и сооружениях, а также на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных для этих целей, в местах религиозного почитания (паломничества), в организациях, созданных Экзархатом и (или) иными религиозными организациями Русской Православной Церкви, на кладбищах и в иных местах прощания с усопшими, а также в жилых помещениях; распространение православных религиозных убеждений непосредственно или через средства массовой информации, в том числе собственные; миссионерская деятельность; благотворительная деятельность, деятельность в сфере социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пожилых граждан и инвалидов; религиозное образование и воспитание, обучение религии; паломническая деятельность, организация паломничества, прием религиозных делегаций, представителей различных конфессий, проведение национальных или международных религиозных совещаний, съездов, семинаров; производство, приобретение, распространение, религиозной (в том числе, богослужебной) литературы, аудио-видеозаписей и иных предметов религиозного назначения». См. Журналы Священного Синода от 24 марта 2022 года. Официальный сайт Русской Православной Церкви. 25.03.2022. https://patriarchia.ru/article/103064 (дата обращения: 28.02.2025)
¹⁹ Предпринимательская деятельность включает экспорт, импорт, реализация (передача для собственных нужд) религиозной (в том числе, богослужебной) литературы, аудио-видеозаписей и иных предметов религиозного назначения; издательская и полиграфическая записанных носителей информации; деятельность, тиражирование, изготовление, распространение, реализация предметов религиозного назначения (изделий) из драгоценных металлов и драгоценных камней; деятельность по проектированию, строительству и реставрации зданий и сооружений религиозного назначения в установленном законом порядке, при осуществлении которой Экзархат вправе выступать в качестве заказчика; осуществление телерадиовещания и оказание услуг связи для целей телерадиовещания. См. Журналы Священного Синода от 24 марта 2022. Официальный сайт Русской Православной Церкви. 25.03.2022. https://www.patriarchia.ru/article/103064 (дата обращения: 28.02.2025)
²⁰ Сфера пастырской ответственности Северо-Африканской епархии – Арабская Республика Египет, Республика Судан, Республика Южный Судан, Федеративная Демократическая Республика Сомали, Республика Сейшельские Острова, Центральноафриканская Республика, Республика Камерун, Республика Чад, Федеративная Республика Нигерия, Республика Нигер, Государство Ливия, Тунисская Республика, Алжирская Народная Демократическая Республика, Королевство Марокко, Республика Кабо-Верде, Исламская Республика Мавритания, Республика Сенегал, Республика Гамбия, Республика Мали, Буркина-Фасо, Республика Гвинея-Бисау, Гвинейская Республика, Республика Сьерра-Леоне, Республика Либерия, Республика Кот-д'Ивуар, Республика Гана, Тоголезская Республика, Республика Бенин. Обращает на себя внимание отсутствие в перечне стран этой епархии Эфиопии и Эритреи. Кроме того, в состав епархии были включены ставропигиальные приходы Московского Патриархата в Арабской Республике Египет, Тунисской Республике и в Королевстве Марокко. Титул правящего архиерея: «Каирский и Северо-Африканский».
²¹ Сфера пастырской ответственности Южно-Африканской епархии – Южно-Африканская Республика, Королевство Лесото, Королевство Эсватини, Республика Намибия, Республика Ботсвана, Республика Зимбабве, Республика Мозамбик, Республика Ангола, Республика Замбия, Республика Малави, Республика Мадагаскар, Республика Маврикий, Союз Коморских Островов, Объединенная Республика Танзания, Республика Кения, Республика Уганда, Республика Руанда, Республика Бурунди, Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Габонская Республика, Республика Экваториальная Гвинея, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи.
²² То есть приходы прямого подчинения Патриарху.
²³ Для многих африканцев ценно, что Русская Православная Церковь бережно хранит апостольское преемство, сказал патриарх Кирилл. Фома. 27.07.2023. https://foma.ru/dlja-mnogih-afrikancev-cenno-chto-russkaja-pravoslavnaja-cerkov-berezhno-hranit-apos... (дата обращения: 28.02.2025)
²⁴ Митрополит Зарайский Константин: не стоит недооценивать Африку. Патриарший экзархат Африки. Официальный сайт. 07.02.2025. https://exarchate-africa.ru/pressa-o-nas/mitropolit-zarajskij-konstantin-ne-stoit-nedooczenivat-afri... (дата обращения: 28.02.2025 г.)
²⁵ Там же.
²⁶ Algeria's Constitution of 1989, reinstated in 1996, with Amendments through 2008. https://constituteproject.org/constitution/Algeria_2008.pdf (accessed: 28.02.2025)
²⁷ Ibid.
²⁸ За призывы отречься от ислама и принять другую религию в Алжире будут сажать и штрафовать. ОбзорСити. 22.03.2006. https://obzor.city/news/63662?ysclid=m8fovn02iu222007550 (дата обращения: 28.02.2025)
²⁹ Конституция Марокко 2011. https://archive.fo/20130504133731/worldconstitutions.ru/archives/481#selection-215.1-217.107 (дата обращения: 28.02.2025)
³⁰ Там же.
³¹ Конституция Арабской Республике Египет. https://worldconstitutions.ru/?p=1013 (дата обращения: 28.02.2025)
³² Там же.
³³ Dahmani F. Tunisie: islam, libertés, régime présidentiel… Ce qu’il faut retenir du projet de nouvelle Constitution. Jeune Afrique. 01.07.2022. https://www.jeuneafrique.com/1358307/politique/tunisie-islam-libertes-regime-presidentiel-ce-quil-fa... (accessed: 28.02.2025)
³⁴ Садак Белаид, Новая конституция Туниса не называет ислам государственной религией. Фонд Варнава. https://barnabasfund.ru/wp-content/uploads/2022/07/Novaja-konstitucija-Tunisa-ne-nazyvaet-islam-gosu... (дата обращения: 28.02.2025)
³⁵ International Religious Freedom Report for 2015. United States Department of State, Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. 2009–2017. https://2009-2017.state.gov/j/drl/rls/irf/religiousfreedom/index.htm? (accessed: 28.02.2025)
³⁶ Переводом этого термина может быть и «христианское государство».
³⁷ International Religious Freedom Report for 2015. United States Department of State, Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor 2009–2017. https://2009-2017.state.gov/j/drl/rls/irf/religiousfreedom/index.htm? (accessed: 28.02.2025)
³⁸ International Religious Freedom Report for 2015. United States Department of State, Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. 2009–2017. https://2009-2017.state.gov/j/drl/rls/irf/religiousfreedom/index.htm? (accessed: 28.02.2025)
³⁹ Переводом этого термина может быть и «христианское государство».
⁴⁰ International Religious Freedom Report for 2015. United States Department of State, Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor 2009–2017. https://2009-2017.state.gov/j/drl/rls/irf/religiousfreedom/index.htm? (accessed: 28.02.2025)
⁴¹ The Constitution of Kenya, 2010. WIPO. https://wipo.int/wipolex/en/text/207673#LinkTarget_22461 (accessed: 28.02.2025)
⁴² Ibid.
⁴³ The Constitution of Kenya. WIPO. https://wipo.int/wipolex/en/legislation/details/7524 (accessed: 28.02.2025)
⁴⁴ Kadhi courts illegal, judges rule. Daily Nation. 24.05.2010. https://allafrica.com/view/group/main/main/id/00011313.html (accessed: 28.02.2025)
⁴⁵ Ibid.
⁴⁶ Constitution of the Republic of South Africa, 1996. WIPO. https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/za/za107en.pdf (accessed: 28.02.2025)
⁴⁷ Т.е. приход прямого подчинения Патриарху РПЦ.
⁴⁸ Constitution of the Republic of Uganda. WIPO. https://www.wipo.int/wipolex/en/legislation/details/21297 (accessed: 28.02.2025)
⁴⁹ Согласно п. «а» ч. 1 ст. 2 Венской конвенции 1969 г. договор между государствами означает «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». Венская конвенция о праве международных договоров. ООН. https://un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (дата обращения: 28.02.2025). Этим нормативным определением Конвенция ограничила свое действие по кругу лиц (государства) и предметную сферу действия (договоры в письменной форме).
⁵⁰ Там же.
⁵¹ К нему относятся обычно подготовка и согласование текста договора, подтверждение полномочий сторон на подписание, установление аутентичности текстов договора на русском и иностранном языках, принятие текста договора, подписание договора, обмен документами (нотами либо письмами).
⁵² В международном праве термин аутентичный текст применяют в тех случаях, когда текст договора был выработан, согласован и принят на одном языке, но для удобства применения текст данного договора изложен на двух или более языках. В этом случае, согласно общему правилу, текст договора на каждом из языков считается одинаково подлинным и имеющим равную силу, то есть равно аутентичным (аутентичность текста установлена на двух и более языках). При этом в договоре может быть прямо указано текст на каком языке (или языках) будет обладать преимущественной силой в случае разногласий при толковании данного документа.
⁵³ Loi du 1er juillet 1901 relative au contrat d'association. Legifrance. https://legifrance.gouv.fr/loda/id/LEGITEXT000006069570/ (accessed: 28.02.2025)
⁵⁴ Loi № 1/30 du 16 septembre 2022 portant modification de la loi № 1/35 du 31 decembre 2014 portant cadre organique des confessions religieurses de la Republique du Burundi. Presidence. 10.08.2023. https://presidence.gov.bi/2023/08/10/loi-no1-19-du-04-aout-2023-portant-modification-de-la-loi-no1-2... (accessed: 28.02.2025)
⁵⁵ Ibid.
⁵⁶ 2022 Report on International Religious Freedom: Togo. US State Department. https://state.gov/reports/2022-report-on-international-religious-freedom/togo/ (accessed: 28.02.2025)
⁵⁷ См., например, Loi № 1/30 du 16 septembre 2022 portant modification de la loi № 1/35 du 31 decembre 2014 portant cadre organique des confessions religieurses de la Republique du Burundi. Presidence.Gov.Bi. 10.08.2023. https://presidence.gov.bi/2023/08/10/loi-no1-19-du-04-aout-2023-portant-modification-de-la-loi-no1-2... (accessed: 28.02.2025)
⁵⁸ Храм в округе Ньери (Кения) возвращен решением кенийского суда местной православной общине. 01.09.2022. Официальный сайт. Патриарший экзархат Африки. https://exarchate-africa.ru/novosti/hram-v-okruge-neri-keniya-vozvrashhen-mestnoj-pravoslavnoj-obshh... (дата обращения: 28.02.2025 г.)
⁵⁹ Экзархат совместно с Уполномоченным по правам ребенка и фондом «Страна для детей» реализовал гуманитарные проекты в Африке. Патриарший экзархат Африки. 10.02.2024. https://exarchate-africa.ru/novosti/ekzarhat-sovmestno-s-upolnomochennym-po-pravam-rebenka-i-fondom-... (дата обращения: 28.02.2025)
⁶⁰ При поддержке Экзархата благоустроена территория приюта апостола Петра в Кении. Патриарший экзархат Африки. 18.02.2025. https://exarchate-africa.ru/novosti/pri-podderzhke-ekzarhata-blagoustroena-territoriya-priyuta-apost... (дата обращения: 28.02.2025)
⁶¹ Фонд поддержки христианской культуры и наследия оказал помощь африканским студентам Николо-Угрешской семинарии. Патриарший экзархат Африки. 17.02.2025. https://exarchate-africa.ru/novosti/fond-podderzhki-hristianskoj-kultury-i-naslediya-okazal-pomoshh-... (дата обращения: 28.02.2025)
⁶² Все сборы. Патриарший экзархат Африки. 28.02.2025. https://exarchate-africa.ru/donations_cat/donate/ (дата обращения: 28.02.2025)
⁶³ На приходе апостола Иакова в Кении совершены Литургия и таинство брака. Патриарший экзархат Африки. 25.11.2024. https://exarchate-africa.ru/novosti/na-prihode-apostola-iakova-v-kenii-soversheny-liturgiya-i-tainst... (дата обращения: 28.02.2025)
⁶⁴ С этим согласны и западные исследователи. См. [Walls 2016].
⁶⁵ Ibid.
⁶⁶ См. Orthodoxie: les tentatives d’implantation de l’Église russe sur le continent africain. Religioscope. 26.02.2025. https://www.religion.info/2025/02/26/orthodoxie-les-tentatives-dimplantation-de-leglise-russe-sur-le... (accessed: 28.02.2025); Kłyszcz I.U. Russia’s Spiritual Expansion in the Global South. Russia Post. 27.05.2024. https://russiapost.info/global_south/spiritual_expansion (accessed: 28.02.2025); Bogdanovski A. Greece enters African contest. Church Times. 17.01.2025. https://www.churchtimes.co.uk/articles/2025/17-january/comment/opinion/greece-enters-african-contest (accessed: 28.02.2025)
⁶⁷ Максимов Г.В. Русское Православие в Африке: о том, что делает Экзархат Церкви на Черном континенте. Патриарший экзархат Африки. 02.02.2025. https://exarchate-africa.ru/pressa-o-nas/russkoe-pravoslavie-v-afrike-o-tom-chto-delaet-ekzarhat-cze... (дата обращения: 28.02.2025)
⁶⁸ Walls A. Historian Ahead of His Time. Christianity Today Magazine. 08.2008. https://christianitytoday.com/2008/08/historian-ahead-of-his-time/ (accessed: 28.02.2025)
БИБЛИОГРАФИЯ
Абрамов А., Лытус. Православие в Африке. Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2021. № 15. C. 106–121.
Архипов В.В., Васильев И.А., Гусенова П.А. Основы теории и истории исламского права. СПб: СПбГУ, 2018.
Бондаренко Д.М. Из России с верой: появление старообрядчества в Уганде как отражение культурных процессов в современной Африке. Сибирские исторические исследования. 2018. № 1. C. 167–199. https://doi.org/10.17223/2312461X/19/12
Ведерников А.В. (ред.). Русская православная церковь: устройство, положение, деятельность. М.: Московская патриархия, 1958.
Горохов С.А. Куда перемещается центр роста глобального христианства? Азия и Африка сегодня. 2012 № 12. С. 44–48.
Григорьева С.В. Попытки организации русских духовных миссий в Абиссинии и их судьба.
Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 4. С. 62–76. https://doi.org/10.24412/2587-9316-
2023-00290
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1998.
Давидсон А.Б. (ред.). Африка: история и историки. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014.
Захаров И.А. География религий: трансформация конфессионального пространства Африки. М.: ИАфр РАН, 2020.
Иванова Л.В. Религии. Балезин А.С., Мазов, Н.Г., Филатова И.И. (ред.). Черная Африка: прошлое и настоящее. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016.
Мазов С.В., Давидсон А.Б. (ред.). Россия и Африка. Документы и материалы. 1961 ‒ начало 1970-х. М.: Политическая энциклопедия, 2021.
Митрохин Н. Русская Православная Церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
Митрохин Л.Н. (ред). Христианство. М.: Республика, 1994.
Ныгусие Кассае В.М., Бузыкина Ю.Н. Взаимодействие России и Русской Православной Церкви с христианскими общинами Египта и Эфиопии во второй половине XIX – начале XX в. Российский журнал истории Церкви. 2021. Т. 2. № 3. С. 5–22. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2021-60
Ныгусие Кассае В., Морозова Н.Н. Взаимодействие России и Русской Православной Церкви с христианскими общинами Египта и Эфиопии во второй половине XIX ‒ начале XX в. Российский журнал истории Церкви. 2021. Т. 2. № 4. С. 26‒36. https://doi.org/10.15829/2686-973X-2021-68.
Cюкияйнен Л.Р. Исламское право и диалог культур в современном мире. М.: Издательский дом ВШЭ, 2021.
Толстых В.Л. Курс международного права. М.: Проспект, 2018.
Троянский М.Г., Карпович О.Г., Сидорова Г.М., Шангараев Р.Н. Россия-Африка: стратегическое сотрудничество. М.: ДА МИД России, 2023.
Шпажников Г.А. Религии стран Африки. М.: Наука, 1981.
David R., Grasmann G. Einfürung in die grossen Rechtssysteme der Gegenwart. Muenchen: C. H. Beck, 1988. Melton G.J., Baumann M. (Eds.). Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices. Oxford: ABC CLIO, 2010.
Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates. Munich: Verlag C. H. Beck, 1952.
Walls A. The Transmission of Christian Faith: A Reflection. In: Sanneh L., McClymond M.J. (Еds). The Wiley- Blackwell Companion to World Christianity. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2016. Pp. 686-698. https://doi. .rg/10.1002/9781118556115.ch51
Впервые опубликовано: Беляев С.А. Основы регулирования деятельности Русской Православной Церкви в Африке. Ученые записки Института Африки РАН. 2025. Т. 11. № 1. С. 126–145. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2025-70-1-126-145
К. ю. н., советник Посольства России в Республике Конго, руководитель представительства Россотрудничества в Республике Конго
Блог: Блог Сергея Беляева
Рейтинг: 0