Миграционная политика: внешние угрозы
Вместо введения: основные направления миграционной политики
В последние годы все отчетливее выявляются новые реалии и новые вызовы, с которыми приходится или придется сталкиваться Российской Федерации. Как Россия сможет адаптироваться к новой реальности во многом зависит от ее готовности ответить на эти вызовы взвешенной миграционной политикой, увязывающей национальные интересы страны и соблюдение прав человека.
Источник: Федеральное агентство новостей
Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы [2], разработанная с учетом основополагающих документов, затрагивающих вопросы реализации миграционной политики, прежде всего Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.
Пунктом 26 указанной Концепции предусмотрено, что основными направлениями миграционной политики в области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, являются, в частности, совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в том числе по противодействию криминальным, террористическим и экстремистским структурам.
Необходимо отметить, что отсутствие надлежащего контроля со стороны государства (осуществления учета) за перемещением иностранного гражданина несет угрозу национальной безопасности.
Актуальным представляется политика стимулирования притока в страну квалифицированных трудовых иммигрантов, образованных и законопослушных людей. Приезжающие в Россию должны с уважением относиться к российской культуре. Именно таких иммигрантов можно рассматривать как резерв для пополнения постоянного населения страны.
На сегодняшний день, важной задачей миграционной политики является выработка основных направлений стратегии в сфере адаптации и интеграции приезжающих граждан, защиты укоренившегося населения, а также предупреждения нарушений в сфере миграции.
Выделим ключевые направления миграционной политики, связанные с механизмами профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений в сфере миграции.
1. Расширение использования современных биометрических технологий для идентификации личности в целях повышения эффективности государственного контроля (надзора) в сфере миграции, обеспечения общественной безопасности и предоставления государственных услуг в сфере миграции.
2. Обеспечение эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства о налогах и сборах работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников.
3. Обеспечение возможности участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства.
4. Реализация мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства, организации незаконной миграции, торговли людьми, использования принудительного труда, в том числе совместно с компетентными органами иностранных государств.
5. Повышение эффективности профилактической, информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, заказчиками работ и услуг в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства.
6. Совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности, в том числе по противодействию криминальным, террористическим и экстремистским структурам.
7. Создание условий, обеспечивающих возможность участия в гражданских и иных правоотношениях на территории Российской Федерации только лиц, законно находящихся на ее территории.
8. Наконец, противодействие формированию этнических (полиэтнических) анклавов.
Основными принципами миграционной политики являются: комплексность решения задач миграционной политики с учетом социально-экономического, культурного, демографического и иного развития России; приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории; учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения России; участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований.
Ключевыми задачами миграционной политики Российской Федерации являются:
а) совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих добровольное переселение в Россию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;
б) создание условий для адаптации к социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в России иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;
в) создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников из числа иностранных граждан в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления;
г) создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития России.
В основе миграционной политики заложены стратегические ориентиры во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития страны. Реализация, которой должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, обозначить основные подходы к регулированию внешней и внутренней трудовой миграции.
Речь идет именно о комплексном подходе к формированию основных направлений миграционной политики, с участием не только федеральных органов государственной власти, но и регионов в отношении решения демографических и социально-экономических проблем, а также в обеспечении общественной безопасности.
Одним из важнейших стратегических направлений миграционной политики является совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности, в том числе по противодействию террористическим структурам.
При реализации миграционной политики необходимо учитывать потенциальные институциональные, средовые и ситуационные риски и угрозы.
В частности, речь идет об установлении целевых показателей, позволяющих идентифицировать особенности реализации миграционной политики и выявлять проблемные вопросы в сфере межнациональных отношений.
Такими целевыми показателями могут быть: 1) уровень общероссийской гражданской идентичности (в процентах); 2) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений (в процентах); 3) доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности (в процентах); 4) доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам (в процентах); 5) количество межэтнических и межрелигиозных противоречий.
«Стандарт доказывания» в миграционной политике
«Стандарт доказывания» был выработан Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (далее – УВКБ ООН) [1].
Согласно стандарту УВКБ бремя доказывания лежит на заявителе, но ввиду особых обстоятельств, должностное лицо, которое это заявление рассматривает, обязано установить и оценить все значимые факты.
Тем самым устанавливается правдивость утверждений и точность фактов прибывающего лица (мигранта). Ввиду особенностей положения заявителя должностное лицо, принимающее решение, тоже несет ответственность за установление и оценку всех значимых фактов. Во многом это достигается благодаря тому, что должностное лицо (уполномоченное лицо по миграционной политике), принимающее решение, хорошо знает об объективно сложившейся ситуации в стране происхождения и о соответствующих общеизвестных вещах. Это позволяет ему получить от заявителя информацию, имеющую значение для дела, и надлежащим образом установить правдивость заявленных фактов, которые можно подтвердить.
Если заявитель не сможет вспомнить или предоставить все даты и мелкие детали, а также допустит незначительные противоречия, неопределенные или ошибочные утверждения, не являющиеся существенными для дела, это можно принимать во внимание при окончательной оценке убедительности, но нельзя использовать в качестве решающего фактора.
В частности, следует признать, что заявителям нередко приходится бежать из своей страны без личных документов. Таким образом, отсутствие возможности подкрепить устные утверждения документами не должно препятствовать тому, чтобы принять заявление к рассмотрению, если эти утверждения соответствуют известным фактам и если в целом заявитель заслуживает доверия.
При определении общей убедительности аргументов заявителя должностное лицо, принимающее решение, также должно учитывать такие факторы, как обоснованность изложенных фактов, общая связность и логическая непротиворечивость версии заявителя, доказательства, представленные заявителем в подкрепление своих утверждений, их соответствие общедоступным сведениям или общеизвестным фактам, а также известная ситуация в стране происхождения. Убедительным является непротиворечивое и правдоподобное заявление, не противоречащее общеизвестным фактам, которому, взвесив все «за» и «против», можно поверить.
Таким образом, выработанный в международной практике «стандарт доказывания» позволит оценить версию заявителя (с учетом надежных и объективных источников), прибывающего в другое государство, а также снизить риск, в отношении сомнений статуса и личности гражданина. В противном случае, заявитель будет возвращен в страну, из которой прибыл. Во-многом должностное лицо миграционной службы, принимающее решение, хорошо знает об объективно сложившейся ситуации в стране, из которой прибыл заявитель и о соответствующих общеизвестных вещах. Это позволяет ему получить от заявителя информацию, имеющую значение для дела, и надлежащим образом установить правдивость заявленных фактов, которые можно подтвердить.
Миграция - один из основных факторов современного общественного развития. Значительное влияние миграционные процессы оказывают на безопасность государства, демографическую ситуацию, социально-экономическое развитие. Отправные начала миграционной сферы заложены в Конституции Российской Федерации. В частности, устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Главная задача, лежащая в основе современной миграционной политики, - это создание благоприятных условий для переселения в Россию лиц, способных интегрироваться в российское общество. К ним относятся соотечественники, проживающие за рубежом, носители русского языка, другие иностранные граждане, разделяющие традиционные культурно-нравственные ценности российского общества.
Сноски
1. Пояснительная записка о бремени и стандарте доказательства в заявлениях о предоставлении статуса беженца // URL : https://www.refworld.org/ru/policy/position/unhcr/1998/ru/23696 (дата обращения: 28.03.2024).
2. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018 № 45.
Директор Центра экономического анализа права и проблем правоприменения Института экономический стратегий РАН, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы ФС РФ по обороне. Соавтор документа «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». Соавтор документа «Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации». Автор проекта «Контуры Концепции развития финансового кластера Российской Федерации на долгосрочную перспективу»
Блог: Блог Сергея Луценко
Рейтинг: 0