Блог Романа Романова

Животные как инструмент дипломатии. Пример Китая и Индии

20 октября 2021

Всем нравятся панды. Мягкие, веселые, смешно жуют бамбук. Единственное место их природной популяции - Китай. В моменты, когда Поднебесная не пытается оказывать давление на своих соседей, эти медвежата вполне могут быть ее символом вместо дракона. За несколько десятилетий сдача панд в аренду стала привычной практикой дипломатии Пекина. Это своеобразный жест доброй воли и поддержки. Безвозмездность не предусмотрена. Процесс: Китай и второе государство подписывают срочный договор. В течение согласованного периода, принимающая зверей сторона выплачивает Пекину определенную сумму. В 2017 г. Германия приняла китайских панд на 15 лет, ежегодно Берлин платит $1 млн. за две особи.

Первый подтвержденный случай использования панды как инструмента внешней политики был зафиксирован в 685 г., тогда китайская императрица Вэй передала черно-белого медвежонка в дар Японии. В XX в. Чан Кайши подарил панду американскому зоопарку в качестве благодарности за помощь в войне против Токио. После победы коммунистов в 1949 г. зверей отправляли и в СССР, и в КНДР. Однако с 80-х гг. все подобные акции проводятся исключительно на коммерческой основе. В 1996 г. представители Green Peace и других организаций заявили, что панды используются в качестве рычага давления. В Китае приняли решение обновить стратегию: панды передаются на время, плата производится ежегодно. Основной целью новой методики объявили научные исследования для консервации популяции.


Источник: Pixabay


Финансовая составляющая не гарантирует соблюдение договоренностей. Например, Барак Обама (несмотря на предупреждения со стороны КНР) встретился с Далай-ламой в 2010 г., после чего две панды покинули США до истечения официального срока пребывания. Удобство тактики объясняется низким уровнем скандальности: вместо посла отзывается панда. Возможно незаметно для СМИ, но в профильных ведомствах сигнал воспримут. Кроме того, лично лидеры стран должны попросить Си Цзиньпина предоставить редких животных – дань древнекитайским ритуалам.


Все эти «посылки» осуществляются одновременно с заключением разных договоров и соглашений. Например: в 2013 г. Канада, Австралия и Франция получили зверей после подписания соглашений по поставке урана Китаю. В 2011 г. в Шотландию прибыли несколько панд, практически сразу были подписаны соглашения об экспорте в Поднебесную лосося и автомобилей Land Rover. Также за пару месяцев до приезда панд в Берлин китайская компания HNA Group приобрела 10% акций Deutsche Bank-а. Случилось это в преддверии саммита G20, на котором КНР и ФРГ планировали расширить сотрудничество по вопросам климата и другим аспектам двусторонних отношений.


Пандовая дипломатия не обошла и российско-китайский диалог. В июне 2019 г. в честь 70-летия установления дипотношений Си Цзиньпин передал РФ двух панд. Тогда же было подписано соглашение о расчетах и платежах, Меморандум о взаимопонимании между ПАО «МТС» и Китайской компанией «HUAWEI» и еще 23 соглашения, меморандума и прочих документов.


Индия является одним из основных конкурентов КНР в регионе. Несмотря на это, почти не уделяется внимание ее потенциалу в создании собственной «животной» дипломатии. С 1973 г. действует проект "Тигр". Целью данной инициативы является увеличение популяции хищников на территории страны. Нью-Дели пытается стабилизировать внутреннюю ситуацию. Пандемия, последовавший кризис, дефицит вакцины – все это напрямую влияет на эволюцию политического ресурса премьер-министра Нарендра Моди. В начале 2022 г. в Индии состоятся президентские и региональные выборы. Глава правительства остается одним из наиболее популярных политиков у себя в стране, однако эпидемиологический кризис и его последствия значительно уменьшили доверие к нему электората.


Аналитики из Bloomberg представили нашему вниманию замечательную статью, в соответствии с которой количество тигров собираются увеличить на 35%, до 4,000 особей. Представители программы утверждают, что за этим последует буквально «денежный дождь». Каждый спасенный тигр способствует сохранению 10,000 гектаров леса, а значит и выживанию слонов, носорогов и азиатских черных медведей. Пока в Индии только 2,967 тигров (70% от общемирового показателя).


Одно из исследований (2019 г.) показало, что 6 тигриных заповедников приносили от 8.3 млрд. рупий до 17.6 млрд. рупий в год на протяжении 2014-2015 гг. (с.3) Кроме того, от защищенной экосистемы зависят 300 млн. человек (больше населения России в два раза), производящих товары на $90 млрд (с.16). Защита среды обитания даст Нью-Дели не только возможность лицезреть этих грациозных созданий, но сохранить и создать новые рабочие места.


На сегодняшний день Индия тратит 2,5 млрд. рупий в год на процедуру консервации. Сумма не очень впечатляющая, но результаты есть. В 2006 г. было 1,411 тигров, в 2018 – 2,967. Недостаточный уровень финансирования и местные коррупционные схемы тоже влияют на ситуацию: за последние 3 года было зафиксировано 300 смертей хищников, треть – от рук браконьеров. Обновление методологии и общей долгосрочной стратегии проходит с помощью ИИ (искусственный интеллект). Количество инцидентов с нелегальной охотой снизилось, но проблема все еще актуальна, в 2020 г. был зарегистрирован 31 случай, в 21 г. - 24.


Также не следует забывать про экзотический туризм. Согласно данным Travel Operators for Tigers, ввиду роста популярности такого рода отдыха, один здоровый тигр равен $750,000 дохода. А в зоопарках эти хищники занимают 6 место по популярности. Данные, разумеется, могут разниться, но факт есть факт - тигры востребованы. Тем не менее, лично автору этой статьи не удалось найти примеров практики «тигровой дипломатии». Индия пока никому не посылала редких животных в качестве жеста доброй воли и не использовала их как инструмент давления. Только недавно начали налаживаться обмены между местными зоопарками.


Индия пока не создала механизм «животной дипломатии», но фундамент заложен. Спасение вымирающих видов – дело планетарной важности. Нужно повышать имидж в глазах международного сообщества, что повлечет за собой возможное увеличение инвестиционных потоков. Однако не у всех стран, на территории которых обитают тигры, есть ресурсы, сопоставимые с индийскими. "Резолюция Нью-Дели", подписанная в 2016 г., призвана усилить межправительственное сотрудничество по сохранению популяции тигров, увеличив их количество в два раза к 2022 году. Участниками являются, в большинстве случаев, страны Юго-Восточной Азии, однако профильный министр заявил, что Индия готова сотрудничать по этому вопросу с любым государством. Даже площадка международная есть – Global Tiger Forum. Конкурировать с пандами пока рано, но потенциал есть.