Владимир Барановский: Миссия ОБСЕ на Украине востребована
Украинский кризис не перестает быть одной из самых болезненных проблем международной повестки дня. Заинтересованные стороны предпринимают усилия для его разрешения, незначительные шаги на пути к миру уже сделаны. Однако пока этого недостаточно, чтобы прекратить кровопролитие. ОБСЕ активно принимает участие в мониторинге событий на Украине, но многие считают, что стороны должны быть более активными. Насколько эффективна ОБСЕ в данной ситуации? Заместитель директора ИМЭМО РАН, академик РАН, член РСМД Владимир Барановский отвечает на этот вопрос в экспресс-комментарии коллективу РСМД.
Насколько эффективна миссия ОБСЕ на Украине? Какие шаги предпринимаются в направлении урегулирования кризиса?
Об эффективности можно будет судить по результатам. Пока важно, что ОБСЕ оказалась востребованной. И что она воспринимается как способная к неангажированным действиям.
Стал ли украинский кризис своеобразным шансом для этой организации для активизации своей деятельности, которая в последнее время пошла на убыль?
В ходе кризиса нашлась структура, которую можно привлечь к попыткам урегулирования — и с этим согласились все заинтересованные стороны. Одно это оправдывает роль ОБСЕ, несмотря на критику, адресованную в адрес этой организации.
На ваш взгляд, стал или станет ли украинский кризис поводом для реорганизации институтов сотрудничества и взаимодействия в Европе? Если да, то как они будут выглядеть?
Пока рано судить об этом. Сейчас внимание сфокусировано на усилиях по урегулированию, а не на реорганизации механизмов. Идей относительно реформ было высказано уже много, но в плоскость практической реализации их по разным причинам перевести не удалось. Пока нет свидетельств того, что украинская ситуация создает для этого какие-то качественно новые стимулы.
В конце августа 2014 года в Минске прошла встреча лидеров России, Белоруссии, Казахстана, Украины и ЕС. Оставила ли она какой-то след в процессе урегулирования?
Вопреки многим скептическим прогнозам встреча оказалась отправной точкой для последовавших в дальнейшем конструктивных шагов. Без минской встречи в августе вряд ли стали бы возможными минские договоренности в сентябре. Тут важна даже не последовательность шагов в содержательном плане (о чем сумели согласиться, а о чем нет), а прорыв в политическом плане - вступление на путь договоренностей по выходу из тупика.
Беседовала Мария Гурова, программный ассистент РСМД.