Блог Рахмона Ульмасова

К 70-ю профессора Рахмона Ульмасова

13 февраля 2023


- Дорогой Рахмон Ульмасович! Прежде всего, хотел бы поздравить Вас с юбилеем и пожелать долгих лет жизни и счастья! С Вами уже были опубликованы интервью в центральной и в республиканской прессе, которые читают и сегодня. Хотел бы начать с вопроса, в какой семье Вы родились?



- Спасибо за интерес к моей персоне. Действительно, интервью собрали достаточное количество читателей. Мое детство отличается от детства моих ровесников - когда я родился, отца уже не было. Нас было в семье четверо, так что я вырос сиротой. В школу я пошел с пяти лет. Год ходил «вольнослушателем», в конце учебного года учителя поняли, почувствовали мою настойчивость, что интерес к учебе есть, и приняли в первый класс. Мой дед был очень верующим человеком, а во времена репрессий большую библиотеку, по всей вероятности, ценные книги выкопали на русском кладбище. Из этой библиотеки и библиотеки моих предков осталось несколько ценных книг, которые я охраняю как зеницу ока.











Источник: Личный архив



- Интересно, какие у Вас самые первые запоминающиеся воспоминания из детства?



- Везде был самым молодым. Все мои сверстники по школе, вузу, райкому, обкому, ЦК комсомола, учебе в Москве уже отметили свой юбилей, я замыкающий. Иногда, сравнивая свою учебу в школе, вузе, думаю, почему везде превалирующим был черный цвет – доска, парты, одежда. Как будто других цветов не было. Дисциплина и уважение к учителям — это фундамент советского образования. И сегодня темы миграции и образования кажутся мне злободневными. Гражданская война — «время дефицита человечности» - говорил Чингиз Айтматов. Поэтому меня сейчас больше всего волнует вопрос доброты, гуманности к трудовым мигрантам. Как оградить человека, как сохранить то, что дает природа? Как не растерять связь с ней и с тем, что заложено в нас нашими предками? Как остаться человеком, защитить, не дать разрушить и передать потомкам удивительный мир безумно красивой нашей планеты...



- А воспоминания о школе? Где Вы начали учебу, и какую школу окончили? Кто из учителей оставил в Вашей жизни самый важный след и почему?



- Я окончил школу в городе Ура – Тюбе (ныне Истаравшан). Мои учителя истории и литературы оставили глубокий след в моей памяти. До сих пор помню, что они говорили на уроках. Для своих некоторых занятий, рассказов и стихотворений они брали материал не только из своих жизненных наблюдений, но также и из личных переживаний. У опытных преподавателей тогда и сейчас был и есть зоркий, натренированный взгляд. За несколько минут они могли нарисовать словесный портрет человека.



- А ВУЗ и профессию Вы сами выбирали?



- Хотел стать адвокатом, а стал историком. Тогда на поступление на юрфак надо было иметь два года стажа работы или после службы в армии. У меня ни того ни другого не было. Но не сожалею.



- Трудно ли было поступить и учиться?



- Очень, я бы сказал слишком сложно.



- Расскажите о переломном, самом судьбоносном моменте жизни.



- В 1975 году меня пригласили на работу в комсомоле. Это было началом трудовой деятельности и настоящими университетами.



- Что является самой большой гордостью в Вашей жизни?



- Это моя семья и дети. Дочка преподаёт вузе, старший сын работает в СМИ, младший в Штатах работает в одной из самых престижных компаний в мире.



- Как Вы стали преподавать? Где была защита диссертации и когда Вам присвоили ученые звания и степени?



- Начал свою преподавательскую деятельность в строительном техникуме. Потом перерыв во время работы в комсомоле. В Славянский пригласил на работу первый ректор Абдуджаббор Саторов. Кандидатскую и докторскую защитил в Москве в 1987 и 2010 годах.



- Вы являетесь первой величиной по проблемам трудовых мигрантов и автором весьма востребованной книги о них. Как пришла идея написать эту книгу? Почему вас интересует миграция?  



- Этими проблемами я занимаюсь более 35 – лет. Мне думается, очень важна их миссия. Большинство наших мигрантов работают в России, и мигранты в наши дни являются «мостом» между Россией и Таджикистаном. Н надо чтобы и российское общество осознало: мигрант — российского общества.



Хорошо помню, как во время моей работы в комсомоле отправляли молодежь на учебу в ПТУ России, Украины и Белоруссии. В эти республики было направлено 23540 человек, и из этого количества учащихся 1964 были девушки. Из них 2123 человека поступили в высшие и средние специальные учебные заведения, 165 человек получили спортивные разряды, 29 человек из числа посланцев Таджикистана получили звание «Мастер спорта СССР». В областных центрах в 1983 – 1984 годах ни одно спортивное соревнование не проходило без участия нашей молодежи. И еще один факт – из числа этих молодых людей 614 человек создали интернациональные семьи.



- Каковы, на Ваш взгляд, отличия современных мигрантов?



- Миграция - это адский труд. Пишут и показывают о проблемах миграции остро, страшно, нервно, больно. Негативная информация о таджикских мигрантах на всех уровнях гуляет по всему миру, выплывает в публичную плоскость. Для Таджикистана миграция в таком масштабе - новое явление, потому что 30 лет — это и много и мало. Много, потому что за этот период непредсказуемо страну покинуло (прежде всего, по объективным причинам) большое количество людей, а мало, потому что мы только в начале пути, миграция только занимает свою нишу. Слишком многие наши документы в области миграции, мнения и позиции наших чиновников и их идеи застряли в ХХ веке.



- Каково, на Ваш взгляд, будущее трудовой миграции?



- Тема миграция требует свежих идей. У нас до сих пор как не было продуктивной работы с мигрантами, так и нет. Вместо этого «миграционные» деньги (конференции, круглые столы, командировки и так далее) совершенно не достаются бедным мигрантам. И при этом не достигают цели, под которую выпрашиваются и выписываются. Они не работают на миграцию и мигранта.



- Вы правы. Как я знаю, в Таджикистане много проектов, грантов от международных организаций. Какая эффективность от них?



- Это больная тема. У нас за 30 лет появилась целая плеяда “грантоедов”. Вот например, выиграли грант по миграции. Везде выступают, проводят встречи, круглые столы, кофе - брейк, выпускают сборники и так далее. Грант “съели” и вся бурная работа высыхает. Так как они знают и владеют инструментом написания проектов, выигрывают следующий грант, например, по тематике гинекологии. За короткое время они становятся специалистами этой отрасли. Большие и солидные офисы, зарплаты, командировки. Вот вам и проекты.



- Что Вы считаете сегодня актуальными проблемами миграции?



- Вот раньше дворяне, выходя на улицу, снимали шляпы перед дворниками и беседовали. А сейчас? Меня больше всего волнует, куда делась интеллигентность, порядочность, человечность жителей больших городов. Молодой человек из отдаленного кишлака с большой надеждой приехавший в Россию, часто сталкивается с жестокостью. Когда человек не подготовлен этому противостоять, все это скорее обретает обратные результаты. Мы знаем немало примеров, когда зритель, насмотревшись разных фильмов, повторяет действия героев. Нам вместе с россиянами надо думать очень серьезно и всеохватно о культуре российского и таджикского общества. Если мы этого не сделаем, мигрант превращается в инструмент противодействия для наших недругов.



- А что можно сделать?



- Перефразируя высказывание одного политика скажу «Если будут плевать в лицо мигрантам, то кончится тем, что весь мир плюнет на нас». Я думаю, что есть нормальные люди, которые понимают, что нужно уже прекращать заниматься подобным безобразием. И другой вопрос - отношение правоохранительных органов к мигрантам. Они относятся не жестко, а жестоко. Надо принимать конкретные меры. В миграции важно учитывать настрой.



- Что в этом смысле могут сделать СМИ?



- Главная беда в том, что мы проигрываем своим оппонентам, особенно в СМИ. Против трудовых мигрантов используется “троллинг”. Градус нетерпимости в обществе настолько высок, что иной раз кажется - для ненависти нужен только повод, который готовы подбросить, в основном, российские СМИ.



- Но все равно выезжают в Россию?



- «Мой адрес не дом и не улица — мой адрес Советский Союз», — пелось в некогда популярной песне. Мне думается будущий адрес наших мигрантов меняется. Сейчас в Таджикистан и другие республик приезжают из Европы, США, Великобритании, Южной Кореи, арабских странах, даже из Китая для набора рабочих рук в свои страны. Война на Украине все равно закончится. Знаете, сколько требуется рабочих рук? Миллионы. А Россия как всегда опаздывает и в этом случае. Сегодня страны ищут другие направления для трудовой занятости своих граждан, заключая межгосударственные договора об организованном трудовом наборе или путем рекрутингового набора, обеспечивая своих граждан работой в государствах Арабского Востока – Катара и ОАЭ, Турции, Польши и прочих. К примеру, в киргизском парламенте хотят вместо России отправлять своих граждан, ставших трудовыми мигрантами, в США.



- Почему в России видят в мигрантах угрозу, а не благо?



- Трудно сказать. Вероятно угрозу видят, не зная ее источника. Как можно не любить мигрантов, когда они дают от 10 до 12% ВВП России. Я думаю, что нужно разрабатывать законы, отражающие реальность. Не вооруженным глазом видно, что нужно ввозить дополнительную рабочую силу. Демографические показатели РФ говорят о том, что для поддержания существующих экономических стандартов или развития экономики и удовлетворения спроса на рынке труда им нужно принимать у себя хорошо обученных иностранцев.



- Я внимательно читаю Ваш блог. Расскажите о нем, пожалуйста.



- Да, уже четвертый год я веду свой блог на сайте РСМД (Российский Совет по международным делам – МИДа РФ). Я очень радуюсь, что с каждым годом увеличивается число посещающих. Мне администраторы передали, что блог посетили более полмиллиона человек. В некоторых статьях от 500 до 20.000 и более. Это для экспертного сообщества очень хорошо. 



- И какие у Вас прогнозы?



- В области миграции надо владеть тонким критическим чутьем, поэтому мы должны быть предельно ответственны и внимательны. Сейчас в России проживает третье поколение таджикских мигрантов. Они отличаются от своих родителей, целенаправленно готовятся поступать в престижные российские вузы, но и немало тех, которые хотят учиться в Европе и США, и для них образование является самым важным. Вот почему разработка системы образования имеет такое большое значение.



- Расскажите о Ваших планах на ближайшее будущее.



- В ближайшее время хочу выпустить монографию. А самое главное, хочу, чтобы мои студенты получали достойные знания и стали хорошими специалистами во благо нашей страны.



- Спасибо за интервью.



 



Андрей Захватов, российский политический обозреватель