Культурный капитал Африки: почему современное искусство должно стать неотъемлемой частью российско-африканского партнёрства
Автор: Т.В. Жоливе, директор «Центра общественной дипломатии»
Африканский континент, с его богатым культурным наследием, продолжает укреплять позиции в глобальном художественном пространстве. Важную роль в этом процессе играют местные художественные школы, которые не только сохраняют традиционные ремёсла, но и становятся лабораториями для творческих экспериментов. В странах от ЮАР до Уганды, от Сенегала до Нигерии эти институты воспитывают художников, чьи работы сочетают самобытность африканской эстетики с влиянием международных школ. Растущая популярность современного африканского искусства измеряется растущими ценами и появлением новых брендов: такая известная арт-ярмарка как АртБазель в этом году даже открыла параллельную программу АфрикаБазель.
Источник: Unsplash
Образование как взаимодействие культур
Многие африканские художники дополняют обучение на родине опытом, полученным в Европе и США. В Россию африканские студенты приезжают, главным образом, получать технические и инженерные специальности. Но, всё-таки, единичные случаи обучения художествам найти можно.
На фото — Самуель Какайре, художник из Уганды с бюстом Рублева
Например, выпускники угандийской Школы промышленного и изобразительного искусства Маргарет Троуэлл из Кампалы в Уганде продолжают обучение в Школе дизайна ВШЭ, в академии им. Репина или в академии им. Штиглица в Санкт-Петербурге. Этот синтез подходов рождает уникальные творческие методы: в работах художников Уганды можно заметить и европейский академический рисунок, и яркие цветовые контрасты, характерные для «африканского экспрессионизма».
Искусство как инструмент для межчеловеческого диалога
Одним из образцов такого диалога, который мог бы послужить и культурным мостом, является Самуель Какайре.
Он посещал начальную и старшую школу в Уганде, а в 1989 году окончил Лениградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной В.И. (сейчас академия им. А. Штиглица в Санкт-Петербурге) в России, получив степень магистра изобразительных искусств. Серьезно увлекшись русским иконографическим искусством, объединил традиционные мотивы Уганды с древнерусской византийской культурой. Сочетание различных техник (фрески, витражи, батик на шелке и яичная темпера на холсте) и эксперименты с материалами придали искусству Какайре своеобразное стилистическое преимущество. В культуре Уганды никогда не было традиций живописи, как это известно в Европе, поэтому угандийцы, пишущие иконы в нескольких тысячах в нескольких тысячах километров от места зарождения этой традиции, представляют собой совершенно уникальное явление. По случаю открытия выставки работ Самуеля в 1994 году посол России в Уганде был растроган до слез при виде иконописи, которая находилась в упадке в его родной России, но оказалась жива в далекой Уганде. Его работы верны традициям иконографических изображений в ее внимании к деталям, применяемым как к миниатюрным, так и к масштабным работам.
В России кроме немногочисленных музейных институций можно по пальцам одной руки пересчитать галереи, которые время от времени делают что-то африканское. Заниматься современным африканским искусством в России особенно сложно, учитывая логистику с практической точки зрения, а с теоретической и отсутствие компетенций и знаний по данной теме. Сейчас мы живём в исторический момент, когда на фоне геополитических разломов и сдвигов кроме взаимных экономических интересов можно формировать свое взаимодействие с Африкой и в сфере культуры и искусства.
Культурные мосты в действии
Наш «Центр общественной дипломатии» активно поддерживает такой диалог через искусство и вместе с Jolie Art Gallery организует передвижные арт-проекты и выставки.
В прошлом году, например, состоялась персональная выставка Самуеля Какайре. Впервые после окончания вуза он вернулся в Россию спустя 35 лет, уже признанным художником за рубежом.
С другим угандийским художником Полом Акики тоже выстраивали культурные мосты. Да так, что
одна из его картин заняла второе место в номинации «Абстракция» в международном конкурсе, организованном академией Штиглица.
И в этом году мы последовательно продолжаем нашу работу, продолжая выстраивать культурные мосты, продюсируя тех, кто смотрит в сторону России и помогая новым именам развивать свои таланты. Так, наше новое арт-событие ждет вас в Московской Торгово-промышленой палате, где будем открывать новые таланты из Уганды, которые пока еще студенты, но уже с оформленными смыслами - добрыми и общечеловеческими, настроенными на конструктивный диалог и взаимодействие.
В качестве заключения, хочется сказать, что искусство способно объединять даже в условиях политических сложностей. Кроме того, игнорируя культурный аспект, Россия рискует остаться в рамках «сырьевого» диалога с Африкой. Интеграция современного искусства в экономическую повестку позволит создать эмоциональную связь с африканскими партнёрами; открыть новые рынки для креативных индустрий, создать уникальные истории для будущего (вспомним Н. Гумилева) и многое другое.
И как говорил наш незабвенный классик Л.Н.Толстой: «Искусство - одно из средств различения доброго от злого».
Наши соц. сети:
t.me/publicdiplomats
t.me/jolieartgallery
Центр общественной дипломатии занимается практическим наполнением идей общественной и народной дипломатии, укрепляет межчеловеческие связи и выступает за дружбу и эффективное сотрудничество. Блог Центра освещает различные инициативы в сфере российско-африканских отношений и не только, а также знакомит с малоизвестными, но интересными людьми, которые внесли свой вклад в дружбу и сотрудничество. Мы в ТГ - t.me/publicdiplomats
Блог: Блог Центра общественной дипломатии
Рейтинг: 0