Блог аналитического проекта Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ

Политическая партия «Сансэйто»: популисты пяти минут славы или новый центр политической силы в Японии?

19 декабря 2025


 Автор: Дюбков Владислав Игоревич, студент 3 курса бакалавриата Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.



Лето 2025 года стало одним из самых жарких в послевоенной японской истории, причём не только с точки зрения климата, но и с точки зрения борьбы за власть в японском политическом мире. Июньские выборы в Токийское городское собрание, рассматривавшиеся весомым числом японских политических аналитиков как прямая прелюдия к июльским выборам в Палату советников, закончились с весьма неожиданным результатом. Ранее малоизвестная правая партия «Сансэйто» (яп. Сансэйто: 参政党, досл. «Партия участия в политике»), опирающаяся на антииммигрантскую, антиглобалистскую, скептическую в отношении японо-американского союза риторику, смогла заполучить свыше 117 тысяч голосов и занять 3 места.



 



Камия Сохэй (род. 12 октября 1977 г.) — один из основателей и текущий председатель партии Сансэйто (2020 — н. в.). 



Источник: Чжи Синьвэнь.







На июльских же выборах Сансэйто получила уже более 7 миллионов голосов по общенациональной пропорциональной системе, более 9 миллионов голосов от префектур и 14 новых мест в парламенте. Вместе с 1 уже имевшимся местом в Палате советников и 3 местами в Палате представителей, они довели своё представительство в парламенте до 18 человек. Наряду с провалом на выборах самой правящей Либерально-демократической партии, утратившей вместе со своим партнёром по коалиции Комэйто большинство в Палате советников (122 места из 125 необходимых), данное событие послужило одной из причин отставки премьер-министра Исиба Сигэру, которого 21 октября сменила Такаити Санаэ.



Что же представляет из себя эта новая японская политическая партия? Имеет ли она потенциал для дальнейшей концентрации политических сил в своих руках? Стоит ли ожидать дальнейшего роста представительства Сансэйто в парламенте и расширения их влияния на общенациональную политику? Следует ли, наоборот, ожидать стагнации и постепенного угасания Сансэйто, как только сойдёт на нет текущий всплеск её популярности? Наконец, какое значение успех Сансэйто имеет для современной российской политической практики? Данная заметка имеет своей целью дать развёрнутый ответ на эти вопросы.



 



Кто такой Камия Сохэй?



История Сансэйто как полноценной политической организации начинается с апреля 2020 года. Тем не менее, основные предпосылки для её создания были заложены несколько ранее. Проследить путь к формированию и скачкообразному росту этой партии наиболее наглядно возможно через призму политической карьеры одного из её основателей и текущего председателя — Камия Сохэй. На момент создания Сансэйто, Камия уже был человеком с многолетним политическим опытом. Он начал свою карьеру с избрания в городской совет города Суйта (префектура Осака) в 2007 году, затем был переизбран туда же в 2011 г., но отказался от должности в 2012 г. ради участия в выборах в Палату представителей. В 2012 году Камия присоединился к правящей Либерально-демократической партии и баллотировался на выборах в Палату представителей, но потерпел поражение. Примечательно, что, в рамках стандартных для японской политической культуры патрон-клиентских отношений [1], поддержку Камия на этих выборах оказывал лично будущий премьер-министр Японии Абэ Синдзо. В том же году Камия поступил на службу в Резерв Наземных сил самообороны Японии, где он числился до 2022 г., выйдя в отставку в чине сержанта 3-го класса (яп. санто: рикусо: 三等陸曹) в связи со своим избранием в Палату советников. Статья 61 Закона о Силах самообороны от 01.06.1954 прямо запрещает совмещение активной службы в Силах самообороны и политической деятельности, но это ограничение не распространяется на резервистов (Статья 75), что позволяло Камия совмещать две этих должности. В 2015 году Камия баллотировался в Собрание префектуры Осака как независимый кандидат, но вновь потерпел поражение.



Его политическая карьера сопровождалась активной медийной деятельностью с правым политическим уклоном. В частности, к числу проектов, реализованных им в этот период, относится создание в 2013 году ООО «Grand Strategy» (яп. кабусики-гайся Гурандо суторатэдзи: 株式会社グランドストラテジー), позже переименованной в «ООО “Исики-кайкаку”» (яп. кабусики-гайся Исики кайкаку 株式会社イシキカイカク, досл. «ООО “Реформа сознания”») — медиа-компании по распространению в японском сегменте сети Интернет видеороликов консервативного толка на тему политики, истории и экономики. Ещё одной сферой деятельности этой компании стало проведение семинаров на темы политики и саморазвития. В распространяемых ими материалах поднимались и продолжают подниматься, к примеру, такие темы, как «заговор глубинного государства (как вариация — «еврейский заговор», позже, под давлением критики из-за рубежа, переименованный в «заговор тех самых сил»)», «движение против вакцинации от COVID-19 и масочного режима», «альтернативный взгляд на историю Второй Мировой войны» и «духовность» (напр, см. список их видео). Проявил он себя и как автор, издав такие произведения с говорящими названиями, как «Давайте зажжём дух Ямато!» и «Подлинная Япония, которую я хочу передать детям».



Именно в этот период жизни Камия можно наблюдать зарождение и развитие тех методик, приёмов и технологий его политического арсенала, которые определят не только его личный образ как политика, но и будущий образ Сансэйто как партии, а именно:



1) Апелляция к национальной гордости как костяк своей политики.



2) Конспирология и популизм.



3) Готовность высказывать «немейнстримное» или даже «маргинальное» мнение по ключевым социально-политическим вопросам.



4) Активное использование современных СМИ, диалог с аудиторией, — в особенности, молодёжью — на простом и понятном для неё языке и через простые и понятные для неё каналы связи. Подчёркнутая «народность».



5) Экспрессивность, театральность, превращение политического процесса в шоу.



При этом важно также отметить, что Камия не был «традиционным ультраправым», какими являлись, например, Кодама Ёсио[1] и Акао Сатоси[2]. У него отсутствовали два ключевых фактора принадлежности к этой политической группе — тесное сотрудничество с криминальными структурами и ярая приверженность идее японо-американского союза [2]. Этот факт позволил ему совместить две вещи, с совмещением которых послевоенные японские правые испытывали серьёзные трудности — ультрапатриотический популизм и образ «чистого», «нестрашного» политика.



Таким образом, о центральной фигуре Сансэйто можно судить как о японском политике с изначально правыми взглядами, которому длительное время было отказано в самом важном для человека его профессии — получении практической власти [3], — что заставило его искать развития в неортодоксальных политических технологиях и популизме, которые и заложили фундамент для его дальнейшего политического успеха, как только тому начала благоприятствовать общеполитическая обстановка в его стране. Этот пример является показательным не только с точки зрения понимания современной японской политической практики, но и с точки зрения понимания современной японской политической психологии, — более глубокого слоя политического мира, определяющего поведение, цели и ценности акторов на политической арене. Камия демонстрирует нам ощутимый сдвиг в этой материи, произошедший за последние десятилетия — от послевоенной системы, приоритизирующей «политиков-технократов», чьей главной заслугой была их экспертность, безэмоциональность и принципиальная взаимозаменяемость [4], до системы, которую возможно обозначить как «пост-послевоенную». В рамках данной системы начинает всё более чётко проявляться образ политика как (трагического/эпического) героя и политика как харизматического лидера. Пионерами данного изменения во многом являются подобные «талантливые неудачники, добравшиеся до власти», каким является Камия Сохэй. Это понимание является центральным при построении любых дальнейших предположений о сущности, существующих проблемах и возможностях дальнейшего развития Сансэйто как партии, а также при постановке вопроса о возможности извлечь что-либо полезное из их опыта для современной российской политической практики.



 



Сансэйто



Сансэйто появилась как совместный проект Камия Сохэй, политического обозревателя Кёмото Кадзуя и политического аналитика Ватасэ Юя: «создать с нуля народную, не связанную и политическим и экономическим истеблишментом, политическую партию, транслируя каждый этап, от заложения теоретических основ до получения официальной регистрации, в сети Интернет». Этот проект получил обозначение «Партия-собери сам» (яп. DIY-сэйто: DIY政党) и в апреле 2019 начал выходить в качестве видеоблога на платформе YouTube. Вскоре, к проекту присоединились также профессор и госслужащий Минфина Мацуда Манабу и бывший член Коммунистической партии Японии, военный и политический обозреватель, член общества «Япония — страны Евразии» и популяризатор русской культуры в Японии Синохара Дзёитиро, известный под своим псевдонимом «Фурудзэ Мицухару» в честь Михаила Фрунзе. Ровно через год, в апреле 2020 г., проект превратился в партию Сансэйто. Примечателен вклад в создание структуры новой партии Синохара, организовавшего партийную финансовую систему по примеру Коммунистической партии Японии и партии Комэйто. Последовавшие почти сразу же после этого внутренние политические раздоры привели в 2021 г. к выходу из партии Кёмото и Ватасэ, Синохара вышел из правления партии, заняв позицию политического советника и спонсора. С тех пор он неоднократно критиковал «диктаторский» стиль власти Камия в партии. Несмотря на это, некоторые новостные издания прикрепили к нему ярлык негласного «ангела-хранителя» (яп. маморигами 守り神, досл. [синтоистское] божество-хранитель) Сансэйто и скрытого «серого кардинала» партии. Достоверно же узнать положение дел в партии извне невозможно. Мацуда же занял подчинённую, лояльную по отношению к Камия позицию и сохраняет её по сей день. Камия остался в качестве единоличного лидера нового политического объединения. Ряд свидетельств указывает на весьма авторитарный характер власти Камия внутри новой партийной структуры, несвойственный послевоенным японским политическим партиям. В Сансэйто практически отсутствуют характерные японские механизмы коллегиального управления, типа «ринги» (яп. 稟議), инкорпорирующие мнение подчинённых в процесс принятия решений [5], — лидер единолично определяет политический курс партии, направление её развития, позицию по ключевым социально-политическим вопросам. Побочные мнения отсеиваются. Показателен случай с депутатом Сиоири Саяка: в ответ на общественный резонанс, вызванный её высказываниями о ядерном оружии и интервью, которое она дала российскому новостному агенству Sputnik, Камия избрал следующую линию ответа: «я не давал своего согласия, это — низовая инициатива, следовательно, Сансэйто не имеет к этому отношения». Позже, Сиоири принесла извинения и пообещала «впредь следовать курсу партии».



Иными словами, говоря о Сансэйто, мы имеем дело с японской политической партией нового, крайне персоналистического типа, подобные которой прежде не встречались (а если и встречались — не вырастали до таких размеров) в послевоенной японской истории. Негласной моделью построения послевоенных японских политических партий является нетвёрдая коалиция политически влиятельных людей, опирающихся преимущественно на свой личный «бренд», не связанных какими-либо чёткими идеологическими установками, и свободно меняющих партийную принадлежность в зависимости от сиюминутной политической конъюнктуры [6]. Единственным весомым исключением из этого правила исторически была лишь подчёркнуто идеологизированная и иерархичная Коммунистическая партия Японии [7].



Тем более удивительно появление и быстрый рост на правом крыле партии, члены которой добровольно отдают весомую часть своего политического суверенитета в пользу единого видения своего лидера, — настолько, что критики указывают на её «похожесть на культ». Может ли выстоять и закрепиться в японской политической практике подобная модель — во многом покажет лишь дальнейший успех или постепенное угасание Сансэйто, как пионера подобной формы политического устройства.



 



Чему Сансэйто обязана своим успехом?



Совокупность причин, повлекших за собой текущий взрыв популярности Сансэйто, возможно ёмко выразить следующим образом: они сумели вовлечь в политический процесс слои населения, ранее совершенно безразличные к политике. Так, в ходе парламентских выборов 2022, 2024 и 2025 годов весомая доля избирателей, отдавших свой голос за них, не имели каких-либо предыдущих выраженных политических предпочтений. Многие голосовали вовсе в первый раз в своей жизни. В политической системе, опирающейся на «твёрдые голоса», — избирателей, почти гарантированно голосующих за определённую партию в силу своих личных связей с её кандидатом — единственными «колеблющимися» элементами обычно остаются жители крупных городов, выбирающие свою партийную приверженность в зависимости от конкретных обещаний кандидата той или иной партии. Подобная система не предполагает появление новых категорий электората из числа прежде не участвовавших, введение новых людей в политику (особенно, в условиях стареющего населения и низкой рождаемости). Именно поэтому на стороне Сансэйто был эффект неожиданности — они избрали не столько конкурировать с уже установившимися электоральными ареалами, сколько создать свой собственный, где у них было бы конкурентное преимущество в качестве изначального «популяризатора» политики и доминантной информационной силы.



В послевоенном политическом сознании японцев закрепилась следующая идея: «лишь ЛДП обладает кадровым ресурсом для того, чтобы концентрироваться сразу на всех социально-политических и экономических вопросах, стоящих перед страной. Удел оппозиционных партий — лишь предлагать решения тех отдельных вопросов, где произошёл недосмотр со стороны ЛДП» [8]. Сансэйто не стала исключением из этого правила. На их официальном Интернет-сайте возможно узнать три основных направления, составляющих текущую политическую «колоду» Сансэйто:



1) Снижение налогов



2) Противодействие приёму иностранцев



3) Противодействие Договору о пандемии



Возможно предположить, что, хотя, с наибольшей долей вероятности, третья тема сойдёт на нет в ближайшие годы, первые две, в условиях стареющего японского общества и затяжной экономической стагнации японского государства, могут лишь прибавить в своей популярности, продолжая толкать вперёд Сансэйто и другие партии, которые изберут их своей «специализацией». Учитывая единоличную власть Камия над партией и значительно возросший в последнее время кадровый и финансовый ресурс Сансэйто, можно ожидать вполне лёгкого включения в этот список также новых острых политических вопросов, если таковые будут появляться в японском обществе.



Тем не менее, правящая ЛДП не стала пассивно принимать сложившуюся ситуацию. Октябрьские выборы нового председателя либерал-демократов продемонстрировали известный объём «работы над ошибками», адаптации ЛДП к меняющемуся политическому климату в стране (см. график).







Индекс поддержки политических партий в Японии. Октябрь (10月) — избрание председателем ЛДП (красный) националистически настроенной Такаити Санаэ, оттянувшей на себя весомое количество электората Сансэйто (оранжевый). Источник: NHK.



Возможно даже говорить о том, что Сансэйто, осознанно или неосознанно, выполнила роль «загонщика» для правых элементов ЛДП, протестировав степень восприимчивости публики к подобной риторике. Если Такаити сумеет должным образом ответить националистическим чаяниям японского электората, для Сансэйто настанут тяжёлые времена, если же не сумеет — можно с большой долей уверенности предсказать превращение Сансэйто в новый центр японской политики «справа», противовес одновременно левым силам и дискредитировавшей себя ЛДП.







Заключение. Чему мы можем научиться из истории Сансэйто?



Послевоенная японская политическая система — это система с доминирующей ролью проамериканской Либерально-демократической партии, значительная доля стабильности которой обеспечивается политической апатией населения и опорой на «твердые голоса». Другими причинами доминирования ЛДП в японской политике исторически также были высокие темпы экономического роста Японии под их руководством, поддержка США и система «железных треугольников» (политики-бюрократы-бизнес), позволявшая эффективно координировать развитие национальной промышленности и получать взамен политический капитал [9]. Однако, с десятилетиями экономической стагнации, последовавшими за «взрывом» японского финансового пузыря в 1991 году, а также окончанием Холодной войны, эти факторы во многом потеряли свою релевантность [10].



Партия Сансэйто в этой системе представляет собой нехарактерную политическую силу, сумевшую добиться значительного роста своего представительства во власти благодаря использованию неортодоксальных политических технологий, харизматическому лидерству Камия Сохэй и верному определению «болевых точек» современного японского народа. Назначение Такаити Санаэ новым председателем ЛДП и новым премьер-министром Японии является попыткой правящей партии обуздать разогнавшийся, не без участия Сансэйто, националистический пыл японской общественности и демонстрирует, как даже новая и ещё не окрепшая партия может дать толчок к реальным преобразованиям в «правящей верхушке». Партия Сансэйто имеет достаточный потенциал для дальнейшего расширения и консолидации вокруг себя правых политических сил, но её судьба во многом зависит не столько от её собственных действий, сколько от успеха или же провала кабинета Такаити. Для российской стороны, помимо использованных ими политических технологий, интерес может представлять также позиция Сансэйто по ключевым вопросам международной политики, проистекающая из их имиджа как «партии, говорящей правду без обиняков». Из уст Камия уже исходили такие заявления, как: «Россия — не единственная страна, виновная в начале войны на Украине», «Япония не должна быть проукраинской, это совсем не означает быть пророссийской, это вопрос национальных интересов», «Америка должна принести официальные извинения за атомные бомбардировки Хиросима и Нагасаки».



Не вызывает сомнения недружественная позиция современного японского политического истеблишмента по отношению к Российской Федерации, однако распространяется ли это утверждение на все политические силы внутри японского государства? В августе 2025 года президент России В. В. Путин заявил: «У нас нет недружественных стран, есть недружественные элиты в некоторых странах» — это мнение возможно положить в качестве краеугольного камня в основу современных российско-японских политических связей, в российское политическое мышление в отношении Японии. В мае 2025 года Государственную думу Российской Федерации посетила делегация японской общественно-политической патриотической организации «Общество единой капли» (яп. Иссуйкай 一水会), наследников «Общества Щита» писателя Мисима Юкио, выразив желание к углублению сотрудничества с российской стороной, несмотря на усилия правящей партии к его деградации. В ноябре 2025 года лидер «Общества единой капли» Кимура Мицухиро был удостоен нагрудного знака МИД РФ «За сотрудничество». Однако, сколь бы похвальными не были данные начинания, Общество единой капли в одиночку слишком мало́ для того, чтобы оказать какое-либо институциональное влияние на японскую политическую систему. Партия Сансэйто, при правильном обращении, имеет потенциал стать ещё одной дружественной российской стороне силой внутри современной японской политической системы — и, при удачном стечении обстоятельств, даже возглавить свой собственный центр политической силы в японском государстве. Руководству российских политических партий и МИД РФ имеет весомый смысл рассмотреть вопрос скорейшего установления отношений с этой новой японской политической силой. Данный шаг способен иметь долгоиграющий эффект на историю развития российско-японских отношений, куда скорее положительный, нежели отрицательный.



 



Примечания:



[1] Стрельцов Д. В. Политические партии современной Японии: Либерально-демократическая партия / Д. В. Стрельцов // Политическая система современной Японии: Учебник. Москва: Аспект Пресс, 2025. С. 296-324.



[2] Kaplan D. E., Dubro A. The Kodama Years / D. E. Kaplan, A. Dubro // Yakuza: Japan’s criminal underworld: Expanded editioяпn. Berkley, Los Angeles: University of California Press, 2003. P. 31-108.



[3] Стрельцов Д. В. Японская политическая культура / Д. В. Стрельцов // Политическая система современной Японии: Учебник. Москва: Аспект Пресс, 2025. С. 7-37.



[4] Стрельцов Д. В. Послевоенное политическое развитие Японии (1945–1993) / Д. В. Стрельцов // Политическая система современной Японии: Учебник. Москва: Аспект Пресс, 2025. С. 248-266.



[5] Стрельцов Д. В. Законодательный процесс в японском парламенте / Д. В. Стрельцов // Политическая система современной Японии: Учебник. Москва: Аспект Пресс, 2025. С. 116-162.



[6] Стрельцов Д. В. Специфические черты японской политической системы / Д. В. Стрельцов // Политическая система современной Японии: Учебник. Москва: Аспект Пресс, 2025. С. 361-373.



[7] Стрельцов Д. В. Там же.



[8] Стрельцов Д. В. Политические партии современной Японии: прочие партии / Д. В. Стрельцов // Политическая система современной Японии: Учебник. Москва: Аспект Пресс, 2025. С. 325-360.



[9] Стрельцов Д. В. Послевоенное политическое развитие Японии (1945–1993) / Д. В. Стрельцов // Политическая система современной Японии: Учебник. Москва: Аспект Пресс, 2025. С. 248-266.



[10] Стрельцов Д. В. Политическое развитие Японии в постбиполярный период / Д. В. Стрельцов // Политическая система современной Японии: Учебник. Москва: Аспект Пресс, 2025. С. 267-295.



 



[1] Кодама Ёсио (18 февраля 1911 — 17 января 1984) — японский политический и криминальный деятель ультраправой направленности. Выступал как один из самых влиятельных политических брокеров послевоенной Японии, в т. ч. содействовал возвышению кабинета Киси Нобусукэ и заключению Японо-американского договора безопасности 1960 года. Был информатором и агентом американского G-8 и ЦРУ.



[2] Акао Сатоси (Акао Бин) (15 января 1899 — 6 февраля 1990) — японский ультраправый политический деятель, создатель «Патриотической партии “Великая Япония”». Известен своей крайне проамериканской и антисоветской риторикой, а также связями с якудза — японской организованной преступностью.