Блог аналитического проекта Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ

Развитие Центральной Азии: транспортно-логистические пути

13 декабря 2024


Автор: Акромов Иброхим Акром угли, студент 1 курса магистратуры, Институт востоковедения и африканистики, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург







Источник: Unsplash



Развитие государств ЦА напрямую зависит от усовершенствования транспортно-логистических путей. Нет сомнений, что в связи с увеличением производства товаров, возрастает и важность их своевременной доставки. Это верно, как при внутрирегиональной торговле, так и при сделках за пределами ЦА. Однако, уровень эффективности логистики и связанности государств региона находится на низком уровне.



Ниже приведена таблица с рангами государств Центральной Азии по индексу LPI[1] с его компонентами за 2023 г., согласно данным Всемирного банка по 139 государствам[2].




Казахстан



Кыргызстан



Таджикистан



Узбекистан



Эффективность таможни



74



110



110



74



Качество транспортно-логистической инфраструктуры



80



89



80



89



Организация международных перевозок



91



111



102



91



Компетентность и качество транспортно-логистических услуг



81



126



76



92



Своевременность поставки грузов



93



129



93



101



Отслеживание перемещения грузов



80



117



134



105



Общее место в рейтинге



79



123



97



88



Центральная Азия является внутриконтинентальным регионом. В силу данного фактора основными транспортно-логистическими путями представлены преимущественно авто- и железные дороги. Ниже приведем ключевые проблемы, связанные с ними.



Проблемы транспортно-логистических путей государств региона



Во-первых, в Кыргызстане и Таджикистане отсутствует единая связанная инфраструктура железных дорог. В этих государствах имеются железные дороги на севере и юге, но они не связаны между собой. Для перевозки груза из одного региона в другой с использованием железных дорог необходимо пересечь государственную границу с соседними государствами. Например, в Кыргызстане самый крупный город Бишкек, расположенный на севере государства, не связан напрямую со вторым по величине городом – Ошом, который находится на юге. В свою очередь, в Таджикистане Душанбе аналогично не связан с Худжандом. Следовательно, пока не налажена единая связанная инфраструктура железных дорог внутри государства, реализация региональных инициатив транспортно-логистических путей не представляется реалистичной.



Во-вторых, во всех государствах Центральной Азии транспортная инфраструктура недостаточно развита, а подвижные составы сильно устарели. Это обусловлено тем, что их большая часть эксплуатируется с советского периода. Своевременное обновление подвижных составов и строительство новой инфраструктуры не осуществлялось ни в одном из государств Центральной Азии в должной мере. Проблема с нехваткой подвижных составов приводит к простою грузов на границе, что увеличивает транспортные издержки. Это, в свою очередь, негативно влияет на торговлю как между странами ЦА, так и с государствами соседних регионов.



В-третьих, наблюдаются трудности при таможенном оформлении и низкая пропускная способность КПП во всех государствах Центральной Азии. Данное положение дел обусловлено высоким уровнем бюрократии и недостаточным количеством погранично-пропускных пунктов. Это периодически приводит к возникновению пробок как на железных, так и на автодорогах.



Ниже приведена таблица с данными о сроках доставки почтовых посылок за 2019 г., согласно отчету Всемирного банка за 2023 г. по 138 государствам[3].




Казахстан



Кыргызстан



Таджикистан



Узбекистан



Среднее кол-во партнеров (государств)



101



49.5



29



33.5



Медианный срок доставки (дни)



8.1



6.0



-



5.5



Средний срок доставки (дни)



5.9



3.2



-



4.0



Срок доставки (дни/межквартальный размах)



6.8



7.3



-



3.3



В-четвертых, недостаточное количество и площадь складских помещений во всех государствах Центральной Азии. В регионе высокий уровень нехватки складских помещений, особенно уровня «А» и «В». Такое положение приводит к высокой цене на аренду места на складах и замедлению логистического процесса.



Ниже приведена таблица с данными по складским помещениям в государствах Центральной Азии на III квартал 2023 г. и I квартал 2024 г., согласно данным NF Group[4].




Казахстан



Кыргызстан



Таджикистан



Узбекистан



Предложение в классе «А» и «В», тыс. м²



1 442



53



10



266



Доля вакантных площадей, % - III кв. 2023 г.



1



0



0



4,1



Доля вакантных площадей, % - I кв. 2024 г.



1,6



0



0



0



Средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды, $/м²/год - III кв. 2023 г.



Класс А – 140



Класс В – 92



Класс А – 114



Класс В – 60



-



Класс А -124



Класс В – 55



Средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды, $/м²/год - I кв. 2024 г.



Класс А – 153



Класс В – 107



Класс А – 114



Класс В – 72



-



Класс А -156



Класс В – 71



Средняя запрашиваемая ставка на услуги 3PL[5]/ответственного хранения, $/PLM[6]/год – III кв. 2023 г.



123



124



-



165



Средняя запрашиваемая ставка на услуги 3PL/ответственного хранения, $/PLM/год – I кв. 2024 г.



183



123



-



166



В то же время для сравнения в Азербайджане и Беларуси средневзвешенная запрашиваемая ставка аренды, $/м²/год за III кв. 2023 г. составила: 60 и 78 для складов класса «А», 52 и 73 для складов класса «В»; за I кв. 2024 г.: 60 и 78 для складов класса «А», 57 и 73 для складов класса «В». В свою очередь, средняя запрашиваемая ставка на услуги 3PL/ответственного хранения $/PLM/год, как за III кв. 2023 г., так и за I кв. 2024 г. составила: 68 и 68.



Решения проблем транспортно-логистических путей государств региона



Решение всех вышесказанных проблем в краткосрочной перспективе не представляется возможным, ввиду необходимости привлечения денежных средств и отсутствия четкого плана развития транспортно-логистических путей в государствах Центральной Азии. Однако, возможно их постепенное решение в среднесрочной (1–5 лет) и долгосрочной (>5 лет) перспективах.



Вполне возможным представляется упрощение таможенного оформления и открытия новых погранично-пропускных пунктов между государствами Центральной Азии. Такое решение не требует привлечения крупных денежных средств, но требует политической воли руководств государств региона. При увеличении пропускной способности как внутри ЦА, так и за ее пределами, снизится количество и протяженность пробок на границах, что, в свою очередь, позволит уменьшить издержки на транспортировку грузов. Вероятнее всего этого можно достичь посредством цифровизации документооборота между экспортером, импортером и таможенными службами государств Центральной Азии.



Представляется, что строительство складских помещений можно также осуществить без привлечения крупных денежных средств в рамках совместных предприятий, созданных по инициативе правительств и частных компаний (как местных, так и зарубежных). Проблема будет решена с высокой долей вероятности при выделении государственных гарантий и льгот на строительство складских помещений.



Строительство новой инфраструктуры и реновация старых транспортно-логистических путей государств Центральной Азии требует привлечения не только крупных денежных средств, но и строгий контроль за их целевым освоением. С одной стороны, есть потенциальные инвесторы, например: Россия и Китай. Однако, в данном контексте необходимо найти баланс: решить важную проблему и одновременно сохранить государственный контроль над своими транспортно-логистическими путями. Отметим, что привлечение крупных инвестиций также необходимо и для прямого соединения железной дорогой севера и юга в Кыргызстане и Таджикистане.



Выводы



Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, при потенциальном высоком спросе на эксплуатацию транспортно-логистических путей и подвижного состава государств Центральной Азии, его удовлетворение маловероятно. Во-вторых, инфраструктура в ЦА требует обновления. В-третьих, для улучшения логистики требуется упрощение документооборота. В-четвертых, именно транспортировка товаров становится ключевой статьей расходов при импорте и экспорте в ЦА и за ее пределами.



Рекомендации



Проанализировав транспортно-логистические пути государств Центральной Азии, можно дать следующие рекомендации. Во-первых, руководствам государств региона в среднесрочной перспективе необходимо сконцентрироваться на решении проблем, которые не требуют крупных денежных средств. К ним относятся упрощение бюрократии, путем цифровизации документооборота между экспортером, импортером и таможенными службами; открытие новых погранично-пропускных пунктов; открытие складских помещений классов «А» и «В» вблизи крупных населенных пунктов и логистических центров. Во-вторых, необходимо найти внешние источники финансирования крупных логистических проектов с учетом сохранения контроля над своими транспортно-логистическими путями. В-третьих, необходимо ввести эффективный механизм по контролю целевого использования планируемых инвестиций в сферу логистики. В-четвертых, необходимо провести более углубленное исследование практической стороны развития авто- и железных дорог региона для формирования точной стратегии выстраивания единой современной логистической инфраструктуры в регионе в долгосрочной перспективе.









[1] LPI – Logistics Performance Index (Индекс эффективности логистики).





[2] Данные по Туркменистану отсутствуют в открытых источниках.





[3] Данные по Туркменистану отсутствуют в открытых источниках.





[4] Данные по Туркменистану отсутствуют в открытых источниках.





[5] 3PL – Third Party Logistics. Комплекс услуг по хранению и доставке товара.





[6] PLM – Product Lifecycle Management. Это процесс от создания идеи продукта до его прекращения выпуска.