Россия и Евро-Атлантика. Блог Евгения Коренева

К вопросу о национальных интересах Российской Федерации в Евроатлантическом регионе

27 сентября 2020

На протяжении последних десятилетий РФ стремится выстраивать многовекторную внешнюю политику, стараясь усилить свои позиции в различных регионах мира. При этом особое место во внешнеполитической стратегии России традиционно занимает Евро-Атлантика. Это объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, географической близостью региона к российским границам, что с учетом наличия развитых транспортно-логистических коридоров облегчает торгово-экономический обмен с европейскими партнерами. Неслучайно, что именно Европа является основным рынком сбыта российских углеводородов. Во-вторых, тем, что исторически геополитические процессы, происходящие в Евро-Атлантике, в наибольшей степени влияют на национальную безопасность РФ.
После окончания холодной войны Евроатлантический регион претерпел качественные трансформации. В первую очередь они затронули архитектуру региональной безопасности. За последние 25 лет НАТО существенно расширилась и вплотную приблизилась к границам РФ. Помимо этого, по инициативе США была запущена процедура ликвидации критически важных для безопасности региона международных договоров в сфере контроля над вооружениями (Договор по ПРО и ДРСМД). Это привело к серьезному изменению традиционного баланса сил в Евро-Атлантике. Россия с большим интересом и в определенной степени даже с настороженностью следила за геополитическими процессами в регионе, а российское руководство неоднократно довольно четко выражало свою позицию и по вопросу о расширении НАТО на Восток, и по другим актуальным проблемам региональной повестки дня, закрепляя ее и в документах доктринального характера. Пандемия коронавируса, протекающая на фоне беспрецедентной эрозии миропорядка, безусловно, внесет определенные коррективы в систему евроатлантической безопасности. Можно ожидать, что антироссийски настроенные силы в военно-политических кругах НАТО попытаются в очередной раз разыграть карту угрозы с Востока, чтобы увеличить расходы на ВПК. Вместе с тем с учетом того, что в настоящий момент возрастает количество совместных вызовов для России и Альянса, можно предположить, что при определенных условиях на Западе произойдет увеличение числа сторонников сотрудничества с Москвой, хотя это не значит, что их голоса будут услышаны лицами, принимающими решения. Все это заставляет задуматься над позиционированием РФ в регионе в ближайшем будущем. Для повышения эффективности внешнеполитической стратегии России на евроатлантическом направлении было бы целесообразно осуществить следующие меры:
1) Не допустить дальнейшего быстрого расширения НАТО за счет Финляндии и Швеции, а также стран Юго-Восточной Европы и постсоветского пространства в течение следующего десятилетия. Сегодня политика «открытых дверей» Альянса ограничивается лишь тем обстоятельством, что большинство государств, претендующих на вступление в НАТО, имеют определенные территориальные проблемы с соседями или замороженные конфликты на своей территории. В связи с этим Брюссель, например, старается урегулировать спорные вопросы по статусу Косово, устанавливая, по сути, контроль над сербской внешней политикой. При этом Россию стремятся отстранить от решения конфликтов на Балканах и на постсоветском пространстве, для того чтобы не допустить роста ее влияния в этих регионах. Безусловно, РФ не может использовать силовые инструменты для противодействия процессу евроатлантической интеграции, однако необходимо при помощи различных политических механизмов, включая инструмент общественной дипломатии, замедлять его. С учетом того, что НАТО с каждым годом утрачивает былую гомогенность, это может привести в обозримом будущем к торможению темпов ее расширения и даже к выходу отдельных членов из ее состава, что позволит России в конечном итоге снизить геополитическое давление Запада.
2) Добиваться восстановления полноформатной работы Совета Россия-НАТО для решения практических вопросов и запуска диалога между Альянсом и ОДКБ хотя бы для координации усилий на афганском направлении. К сожалению, взаимодействие между двумя организациями на протяжении длительного периода времени блокируется западными партнерами, несмотря на то, что оно могло бы дать довольно мощный синергетический эффект в области международной безопасности при сохранении самостоятельности каждой структуры на мировой арене. В 2014 г. Брюссель фактически в одностороннем порядке по политическим мотивам приостановил функционирование СРН в штатном режиме. В рамках данной структуры РФ и Альянс имели уникальную возможность обсуждать методы антитеррористической борьбы и даже реализовывать некоторые совместные инициативы в этой сфере. Кроме того, необходимость сотрудничества России и НАТО в области противодействия терроризму возрастает в условиях, когда в Афганистане усиливаются позиции боевиков ИГ, признаваемой в РФ террористической организацией, а США заключают соглашение с террористами из движения «Талибан», что в перспективе может способствовать возвращению талибов в Кабул. В такой ситуации Вашингтону, для того чтобы завершить очередной этап «афганской эпопеи» с наименьшими для себя имиджевыми потерями, может потребоваться определенная помощь со стороны Москвы для поиска компромиссов с частью местных элит в Афганистане. В свою очередь РФ заинтересована в стабилизации обстановки особенно на участке афгано-таджикской границы для сохранения своих позиций в Центральной Азии, и практическое взаимодействие с США также пошло бы ей на пользу. Способствовать сближению сторон в перспективе могло бы налаживание канала постоянной связи между НАТО и ОДКБ для решения на экспертном уровне ряда вопросов.
3) Повысить уровень координации усилий МЧС России и Евроатлантического координационного центра реагирования на стихийные бедствия и катастрофы. Это выглядит особенно важным на фоне пандемии, продемонстрировавшей всему миру необходимость тесного взаимодействия различных государств и международных организаций для поставки медикаментов и гуманитарной помощи. Сотрудничество можно было бы распространить на борьбу с лесными пожарами и наводнениями в Европе. Такое практическое взаимодействие помимо более эффективного кризисного урегулирования могло бы существенным образом повысить транспарентность в отношениях Россия-НАТО.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день евроатлантическое направление во внешней политике РФ является одним из приоритетных. В первую очередь это касается сферы безопасности, поскольку именно на этом региональном пространстве выстраиваются отношения с НАТО. В ближайшие годы России необходимо разработать комплексную стратегию поведения в Евроатлантическом регионе и реализовать ее, несмотря на активное противодействие, осуществляемое рядом государств. Это позволит РФ повысить собственную безопасность и сосредоточиться на решении долгосрочных задач социально-экономического развития, стоящих перед страной. Библиография 1. Асатрян Г. Соглашение США с талибами: признание провала американцев в Афганистане? 02.03.2020. Режим доступа: https://tass.ru/opinions/7876949 (дата обращения: 22.09.2020). 2. Заявление министров иностранных дел стран НАТО. 01.04.2014. Режим доступа: https://www.nato.int/nrc-website/ru/articles/20140327-announcement/index.html (дата обращения: 22.09.2020). 3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640). Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062/ (дата обращения: 22.09.2020). 4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения: 22.09.2020).
Евгений Коренев, кандидат исторических наук, старший преподаватель Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского