Блог Максима Клочихина

Нарколиберальные тенденции в странах Латинской Америки

12 января 2016




В последнее время в странах Латинской Америки и Карибского бассейна все более популярным становится нарколиберализм. Среди

стран-активных проводников подобных идей следует выделить Уругвай, Гватемалу, Чили, Мексику, Колумбию, Ямайку, Боливию. Либерализация борьбы с наркотиками становится предметом серьезных дискуссий

в Аргентине. Причины подобного феномена варьируются в зависимости от конкретной страны.



 



Во-первых, в ряде государств часть политической элиты, в т.ч. руководители правоохранительных органов разочарованы текущей системой борьбы с незаконным оборотом наркотиков, вследствие чего видят в депенализации и легализации наркотиков возможную альтернативу, способную снизить давление на пеницитарную систему (путем снижения количества преступлений, связанных с наркотиками), потребление

и производство наркотиков, а также сделать незаконный наркобизнес нерентабельным. Тем не менее, данные шаги не ведут к снижению наркопотребления, а лишь узаконивают его.



 



Во-вторых, представители элиты некоторых андских стран, таких как Боливия, подчеркивают, что потребление листьев коки традиционно

для населения страны и необходимо не только в медицинских, но и в бытовых целях.



 



Наконец, в странах Латинской Америки существует мощное нарколиберальное лобби, в которое имплементированы представители коренных народов (индейцы Боливии и Перу), общественности (доктора и организации, выступающие за легализацию использования марихуаны в медицинских целях), представители бизнеса («кокалерос» в Боливии), в т.ч. и незаконного (посредством коррупционных механизмов).



 



Уругвай стал первой страной в Латинской Америке, легализовавшей продажу, выращивание и потребление марихуаны. Согласно законодательству страны, лица старше 18 лет имеют право хранить до 40 грамм марихуаны, а также выращивать в месте проживания до 6 кустов каннабиса в год. Более того, разрешено объединяться в садоводческие товарищества (от 15 до 45 человек в каждом) и выращивать до 99 кустов конопли в год. При этом для культивирования каннабиса необходимо получить лицензию Института регулирования и контроля над оборотом каннабиса.



 



Чили. 7 июля 2015 года нижняя палата парламента Чили одобрила (68 голосов против 39) законопроект о легализации потребления и выращивания марихуаны в медицинских, религиозных и рекреационных целях. Согласно законопроекту, при себе разрешено иметь до 10 грамм марихуаны, а также, получив соответствующую лицензию, разрешено будет выращивать до 6 кустов каннабиса.



 



До этого Чили считалась одной из наиболее консервативных стран Латинской Америки. Легализация потребления и культивирования марихуаны в данной стране нанесет значительный ущерб существующему режиму по контролю над оборотом наркотиков.



 



Ямайка по настоящее время остается самым крупным производителем и нелегальным экспортером марихуаны в странах Карибского бассейна.

15 апреля 2015 г. вступил в силу Акт об опасных препаратах, согласно которому в стране было декриминализировано потребление и хранение марихуаны. Разрешено хранить до 56,7 грамм марихуаны, при этом объемы, незначительно превышающие допустимый уровень, облагаются штрафом на сумму около 5 долл. США. Ожидается, что в будущем Ямайка пойдет по пути не только рекреационного и религиозного потребления марихуаны, но и возделывания каннабиса в лечебных и научных целях. Более того, депутаты нижней палаты парламента выдвигали предложения о пересмотре условий участия Ямайки в Конвенции ООН 1971 г. о психотропных веществах, Конвенции ООН 1988г. о наркотиках.



 



Боливия. В данном контексте особое значение для анализа нарколиберальных тенденций имеет политика Ла-Паса в отношении жевания листа коки. Одной из ключевых трудностей в борьбе с выращиванием и потреблением коки являются традиции: в условиях высокогорного климата индейские племена в течение веков практиковали «акулико» - жевание листьев коки. Выращивание листа коки стало доходным бизнесом для малых и средних крестьянских хозяйств индейцев. Ситуация также осложняется слабым развитием экономики – за чертой бедности проживают до 50 процентов населения страны. Наконец, за практику выращивания листа коки выступает лидер Боливии Эво Моралес. Пропагандируются также медицинские свойства коки.



 



В декабре 2011 года Боливия приостановила свое участие в конвенции ООН 1961 года и внесла поправку по «акулико», разрешающую жевание листа коки в Боливии. Против подобной инициативы активно выступили Россия, США и страны ЕС.



 



Большой резонанс вызвала так и не подтвердившаяся информация о жевании листа коки Папой Римским Франциском, аргентинцем по происхождению и высшим лицом католической церкви, большинство последователей которой живут в странах Латинской Америки, во время своего визита в Боливию 9 июля 2015 года. Данный факт в совокупности с ростом различных публикаций и исследований (в т.ч. Гарварда) о пользе коки в медицинских целях способен привести к росту числа согласных с политикой Боливии в Латинской Америке, а также может создать опасный прецедент в регионе.



 



Гватемала, являясь крупным пунктом наркотрафика (через нее проходит до четырех тысяч тонн кокаина в год по данным на 2013 год) из Перу и Колумбии в силу географического положения, слабости пограничной службы, коррупции в полиции и специальных службах, выступает за либерализацию контроля над наркотиками в регионе, легализацию наркотрафика, а также потребления марихуаны и опийного мака в медицинских целях. Согласно позиции руководства государства,  легализация наркотрафика сделает деятельность незаконных наркокартелей нерентабельной и позволит сократить количество преступлений, связанных с наркотиками.



 



Мексика. Данная страна стремится дистанцироваться от политики нарколиберальных стран Латинской Америки, однако пытается вывести обсуждение нарколиберальных идей на международные площадки (в частности, включить в повестку дня Специальной сессии ГА ООН по наркотикам в 2016 году). При этом ряд политиков (таких как экс-президент Мексики Эрнесто Седильо) заявляют об ограниченности существующих антинаркотических стратегий 1961, 1971, 1988 гг. и призывают к депенализации хранения и потребления наркотиков или даже к легализации как марихуаны, так и листьев коки.



 



Колумбия. На международных площадках представители Колумбии отмечают, что текущие стратегии с незаконным оборотом наркотиков не полностью отвечают требованиям времени, тем не менее, активными нарколибералами не являются. Поэтому какие-либо радикальные инициативы по пересмотру трех конвенций ООН по борьбе с наркотиками выдвигать не будут, однако если большинство стран региона предпочтут легализацию, то Колумбия выступит в их поддержку. В настоящее время акцент делается на программы альтернативного развития, разработку методик лечения наркозависимых и их социальной реабилитации.



 



Эквадор. На 57 сессии Комиссии по наркотическим средствам ООН представители Эквадора заявили, что существующая международная система по контролю над наркотиками ограничена и не учитывает реалии ряда латиноамериканских стран, а также выдвинули инициативу по разработке новой конвенции ООН, которая, с учетом традиционных практик и культурных особенностей, содержала бы определенные послабления в антинаркотической области.



 



Острые дискуссии касательно декриминализации наркомании и депенализации хранения легких наркотиков в личных целях разгорелись в Аргентине. Так, министр безопасности Аргентины С. Берни в октябре 2014 г. предложил отказаться от уголовного преследования наркоманов.



 



Таким образом, перед Специальной сессией ГА ООН по наркотикам в 2016 году наблюдается рост числа сторонников пересмотра существующей глобальной антинаркотической политики.



 



Если принимать во внимание традиционную солидарность стран Латинской Америки на площадках международных организаций и форумов, то закономерно предположить, что одной из ключевых и острых тем повестки дня Специальной сессии ГА ООН по наркотикам в 2016 году станет депенализация и легализация (пусть даже частичная) наркотиков, т.е. альтернативная антинаркотическая политика, абсолютно неприемлемая для России.