Блог Мамеда Мустафаева

Турция стремится в ЕАЭС или "достучаться до Европы"

25 ноября 2017
Европейский Союз (далее – ЕС) вот уже длительное время удерживает Турцию на расстоянии в совершенной неопределённости. И если раньше, в т. ч. в бытность Европейских сообществ, Брюссель стремился поддерживать этот баланс и старался не упустить Турцию из своей орбиты влияния, то сегодня появилась обратная тенденция, характеризующая различные инициативы Турции по отношению к ЕС и это, возможно, её «последние попытки». На первый взгляд с учётом участившихся заявлений, а также действий Анкары на международной арене может показаться, что руководство страны в лице президента Реджепа Тайипа Эрдогана утратило надежды на европейском векторе развития и всё больше обращает свой взор на Восток. Однако по заявлению министерства экономики Турции около 50% товарооборота страны приходится на долю с ЕС и разорвать подобного рода экономические взаимоотношения, потеряв доверие Евросоюза, Турция себе позволить не может, да и, скорее всего, не захочет. Правительство Эрдогана взяло уверенный курс на превращение Турции в энергетический хаб мирового масштаба. В настоящее время большое количество энергетических коридоров проходят путь из стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Закавказья через территорию Турции на европейский рынок энергоносителей. Отыскав достойную международно-политическую и международно-экономическую нишу Турция стала более открыто заявлять о своем значении не только как крупного игрока в регионе Ближнего Востока, но и значимого участника в организации Евроатлантического сообщества безопасности.
. Преодолев тяжёлые времена 1990-х, с начала 2000-х экономические показатели Турции со временем вышли на положительную отметку и продолжают неуклонно расти. Таким образом, Турция, являясь шестой экономикой Европы, остаётся в ощутимо зависимом состоянии от внешнеэкономического курса Брюсселя. Бесправное положение в ТС и возникший кризис в отношениях с Евросоюзом не могут не раздражать Эрдогана, но для поиска альтернативных направлений экономического развития страны этого мало. Вероятнее всего, речь идёт о политических манёврах турецкого руководства перед ЕС, в целях повысить важность Турции как стратегического партнёра в регионе и определить пространство возможных компромиссов между сторонами. При этом, как заявил министр экономики страны Нихат Зейбекчи, Турция желает заключить соглашение о зонах свободной торговли не в ущерб договорённостям о таможенном союзе с ЕС, тем самым сохранив экономические отношения с Брюсселем. Такой превентивной игрой Турция может добиться возникновения определённых страхов в европейских деловых и политических кругах, связанных с большими рисками их инвестиций в турецкой экономике и потерей рынков сбыта европейского сырья. Такими страхами может стать появление у Турции второго крупного экономического партнёра наряду с ЕС, а именно заключение соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом (далее – ЕАЭС), особенно на фоне усиливающейся позитивной динамики взаимодействия с Российской Федерацией.
. Очевидно, что в Брюсселе крайне отрицательно отнесутся к такому формату взаимоотношений. Реакция на подобного рода высказывание не заставила себя долго ждать. Многие эксперты неоднозначно отнеслись и проанализировали «сомнительные» намерения Анкары повернуть вспять в своём традиционно западном направлении, определённо встав на сторону России. Именно Россию турецкая сторона рассматривает как главного оппонента и ключевое звено в диалоге о возможном всеобъемлющем экономическом сотрудничестве, притом, что основными сторонами, имеющими своё решающее последнее слово при решении подобного рода вопросов, являются все государства-члены Евразийского Союза. Основания предполагать ложный турецкий умысел в связке с возможным манипулированием Эрдоганом своего главного партнёра ЕС эксперты связывают с резко отрицательным характером отношений между Турцией и государством-членом Евразийского Союза Арменией, что априори обрекает такого рода проекты на провал ещё в самом начале их зарождения. Отношения двух стран уже давно находятся в кризисном состоянии и с учётом своей специфики не могут быть урегулированы в краткосрочной перспективе. В заявлении МИД Армении, сделанного заместителем министра иностранных дел Армении Шаваршем Кочаряном говорится об абсурдности подобных намерений со стороны Турции, которая в одностороннем порядке закрыла границу с Арменией, единственной сухопутной границей с ЕАЭС. Разумеется, наличие или отсутствие доступа к сухопутным границам Евразийского Союза в соответствии с законодательством Союза не является причиной отказа при заключении соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ) с третьими странами. Но мнение представителя армянской стороны более, чем ясно. Дополнением к этому служит недавнее выступление президента Армении Сержа Сарксяна на 72-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в котором он отметил бесполезность утративших, по его мнению, все реальные сроки на ратификацию, цюрихских протоколов об установлении дипотношений и их развитии, заключённые между Арменией и Турцией в 2009 году. Позиция Еревана важна в свете положений п. 15 ст. 12 Договора о Евразийском экономическом союзе. Указанная норма гласит, что решения Союза о переговорах с третьей стороной от имени Союза, в том числе о заключении с ней международных договоров Союза и наделении правом вести переговоры, а также о выражении согласия Союза на обязательность для него международного. Поэтому при категорически отрицательной позиции Армении, как государства-члена Евразийского Союза по данному вопросу разговоры о заключении ЗСТ между Турцией и ЕАЭС являются совершенно беспочвенными и не имеют под собой никакого смысла. Наметившийся на конец 2017 года пересмотр таможенного соглашения между Турцией и ЕС с очевидно выгодными для турецкой стороны вариантами изменений договора 1995 года, а также отрицательная риторика европейских государств в отношении Турции дополняет ко всему прочему мысль о возможных подводных камнях в желании Турции по сближению с Евразийским Союзом. Несомненно, в сегодняшних сложных внешнеполитических реалиях, нельзя с уверенностью сказать, что Эрдоган после нескольких попыток оживить европейский вектор направления и расшевелить западных оппонентов стал кардинально менять свою позицию в сторону России. Однако не стоит недооценивать саму перспективу и положительную сторону от возможных взаимоотношений Турции и ЕАЭС.
До 50% товарооборота Турции приходится на ЕС// Агентство Анадолу. – 2016. – 22 декабря. – URL: Место Турции в создании Евроатлантического сообщества безопасности// Евроатлантическая инициатива в области безопасности EASI. – 2012. – февраль. – URL: Турция покинет Таможенный союз ЕС// Smart Logistics. – 2014. - 10 декабря. – URL: Турция планирует подписать таможенное соглашение с ЕврАзЭС// РИА Новости. – 2017. – 18 августа. – URL: Министр экономики Турции: Анкара хочет подписать соглашение с ЕАЭС// Комсомольская правда. – 2017. – 18 августа. – URL: Ответ заместителя министра иностранных дел Шаварша Кочаряна на вопрос агентства Арменпресс// Министерство Иностранных Дел Республики Армения. – 2017. – 19 августа. – URL: Президент принял участие в сессии Генеральной Ассамблеи ООН// Президент Республики Армения. – 2017. – 20 сентября. – URL: Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г.Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015, с изм. и доп. вступил в силу с 12.08.2017)- Ст.12,13// Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. – 2014. – 5 июня. – URL: См.: Там же