Блог Леонида Пастернака

США или КНР: какая карантинная модель эффективнее для России?

31 марта 2020

28 марта министр иностранных дел РФ С. В. Лавров провёл телефонные переговоры с членом Государственного Совета, главой МИД КНР Ван И (王毅). Безусловно, важнейшей темой двусторонних переговоров стала ситуация с распространением коронавируса COVID-19 в мире, а также взаимодействие России и Китая в условиях пандемии. Очевидно, что Москва и Пекин в настоящее время наращивают сотрудничество в области здравоохранения, укрепляют гуманитарные связи. Более того, китайская сторона выразила готовность оказать конструктивную и всестороннюю поддержку России в борьбе с пандемией.

Источник: Министерство иностранных дел Российской Федерации

Стоит отметить, что Китай уже имеет позитивный опыт сдерживания и противодействия COVID-19. По словам официального представителя Национальной комиссии по здравоохранению КНР (中华人民共和国国家卫生健康委员会) Ми Фэна, Китаю удалось справиться с распространением инфекции внутри страны. Также, согласно данным всё той же Национальной комиссии по здравоохранению, в настоящее время на территории КНР находится всего 3 тыс. инфицированных COVID-19. В то время как более 75 тыс. человек выздоровели (статистика Университета Джонса Хопкинса в США (Johns Hopkins University)).

Россия рассчитывает на опыт Китая в борьбе с пандемией тяжёлого заболевания. Китайским властям удалось взять под контроль распространение вируса. Однако не стоит забывать, что успех Пекина случился благодаря жёсткому карантину в провинции Хубэй (湖北). Столица провинции г. Ухань (武汉) оказалась полностью закрыта. Почти 41 млн. жителей находились под карантином. Подобные беспрецедентные меры вскоре распространились по всей стране. Жёсткий контроль в аэропортах; дезинфекция улиц Уханя; контроль за больными и их окружением в Пекине, Шанхае, Ханчжоу и Гонконге; запрет на массовые мероприятия и встречи. Очевидно, такие радикальные решения оправдались. Но захочет ли Россия пойти по китайскому пути и жёстко реагировать на распространение инфекции внутри страны? Впрочем, есть и другой пример реагирования на пандемию.

30 марта министр иностранных дел РФ С. В. Лавров провёл телефонные переговоры с Государственным секретарём США М. Помпео (Mike Pompeo). Стороны также уделили большое внимание ситуации с коронавирусом. Состоялся обмен мнениями по вопросам двустороннего сотрудничества между Москвой и Вашингтоном в условиях пандемии.

США в настоящий момент занимают первое место в мире по числу заражённых – около 160 тыс. человек. Ситуация в штате Нью-Йорк (New York) по-прежнему остаётся самой тяжёлой в стране – почти 790 погибших. Всего в США от коронавируса скончались около 3 тыс. человек. И цифра продолжает расти. Сегодня нельзя в полной мере оценить эффективность мер стимуляции системы здравоохранения, предпринятых американскими властями в последние дни, так как США столкнулись с пандемией несколько позже, чем КНР и Европа. Однако уже сейчас можно сказать, что последствия могут быть серьёзнее и негативнее, нежели в Китае и даже в Италии. При том что ещё несколько дней назад американский президент Д. Трамп (Donald Trump) отказывался вводить карантин в Нью-Йорке (New York). А госсекретарь Помпео называл вирус исключительно «уханьским». В США никто не рассчитывал на подобное развитие событий, власти просто не воспринимали всерьёз угрозу распространения новой инфекции. Именно поэтому не было объявлено жёсткого карантина, массовые мероприятия по-прежнему проводились, а люди свободно передвигались по улицам самых крупных городов страны.

Перед Россией в нынешней ситуации встаёт резонный вопрос – стоит ли принимать весьма жёсткие меры и вводить повсеместный карантин, как в Китае, или относиться к проблеме менее тревожно, подобно властям США и некоторых государств Евросоюза? Важно проанализировать все преимущества и негативные стороны того или иного сценария и принять взвешенное, правильное решение.

Нет сомнений, что сейчас необходима международная солидарность и тесное сотрудничество между странами в рамках ООН для совместных действий в борьбе против COVID-19, однако также важно не допустить стремительного распространения инфекции внутри нашей страны. Именно поэтому предстоит сделать выбор, отказавшись наконец от политики полумер.