Блог Ирины Сапожниковой

Пересмотр соглашения по атомным подводным лодкам с AUKUS: мотивы и последствия

24 июля 2025


Исходные положения соглашения



AUKUS[1] – трехсторонний оборонный альянс Австралии, Великобритании и США в Индо-Тихоокеанском регионе. Этот договор был анонсирован 15 сентября 2021 г. после серии саммитов в совместном заявлении лидеров трех стран. Он предполагает содействие сторон в перевооружении всего подводного флота Австралии путем обеспечения его ударными атомными подводными лодками.







Источник: сгенерировано ИИ



Поскольку ключевой момент соглашения – передача Австралии ядерных технологий, то такой альянс требует сотрудничества с Международным Агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и регулярного информирования организации о действиях стран-участниц. После подписания соглашения об альянсе страны начали 18-месячную процедуру поиска «оптимального пути» передачи атомных подводных лодок Австралии. 13 марта 2023 г. после саммита в Сан-Диего (США) было выпущено очередное совместное заявление участников альянса, в котором были обозначены два основных направления сотрудничества (известные как «столпы», англ. pillars):



Первое направление работы AUKUS – приобретение Австралией атомных подводных лодок с обычным вооружением (SSN) класса SSN AUKUS, которые включают в себя технологии всех трех стран, в том числе передовые технологии американских подводных лодок. Они будут строиться на вервях Великобритании и Австралии, а первые подлодки этого класса будут переданы Королевскому флоту Австралии в конце 2030-х – начале 2040-х гг. По данным издания The Guardian, стоимость проекта составит около 368 млрд австралийских долл. (239 млрд долл.). В заявлении также указывается о приверженности стран идеям нераспространения ядерного оружия и сотрудничества с МАГАТЭ.



Помимо этого, в рамках данного направления указываются ещё несколько инициатив:



  1. Подготовка австралийского технического персонала, в том числе на американских и британских подводных лодках, для чего планируется увеличить число заходов американских (с 2023 года) и британских (с 2026 года) подлодок в порты Австралии;

  2. С 2027 г. США и Великобритания планируют начать регулярные ротации с участием до четырех подлодок класса «Вирджиния» (англ. Virginia) и одной класса «Эстьют» (англ. Astute), чтобы ускорить развитие австралийского военно-морского персонала, рабочей силы, инфраструктуры и системы регулирования.

  3. С начала 2030-х годов, с одобрением Конгресса, США намерены продать Австралии три подводные лодки класса «Вирджиния» (англ. Virginia) с возможностью продажи еще двух в случае необходимости.



Второе направление работы AUKUS – наращивание совместного оборонного потенциала трёх стран для укрепления безопасности и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе. В рамках этого направления подразумевается сотрудничество в следующих областях: искусственный интеллект, кибербезопасность, квантовые технологии, гиперзвуковые технологии и системы ПРО, системы управления и радиоэлектронной борьбы.



Так как первый «столп» сотрудничества в альянсе является ключевым, именно идея о пересмотре участия в соглашении по подводным лодкам со стороны Министерства обороны США вызвало настороженность у стран-участниц. Несомненно, прекращение действия соглашения о разработке подводных лодок и передовых технологий может повлечь за собой нарушение основ сотрудничества союзников в области безопасности.





Трамп требует большего



В конце июня 2025 г. администрация Д. Трампа объявила о начале 30-дневного пересмотра соглашения AUKUS по атомным подводным лодкам. По данным The Guardian, в письме Конгресса США на имя министра обороны П. Хегсета, подписанном законодателями-республиканцами и демократами (конгрессменом-демократом Д. Кортни, в чей округ в штате Коннектикут входит судостроительный центр Гротон, а также республиканцами М. Макколом, председателем Комитета по иностранным делам Палаты представителей, и М. Роджерсом, председателем Комитета по вооруженным силам Палаты представителей), содержится призыв к Министерству обороны поддержать альянс, несмотря на растущие опасения по поводу отставания в судостроении как в США, так и в Великобритании.



Кроме того, в письме также указывается достигнутый прогресс: «законодательство, необходимое для реализации проекта AUKUS было принято Конгрессом; темпы судостроения в США значительно возросли; а австралийские морские офицеры начали совместную подготовку на американских атомных подводных лодках».



По словам политиков, дополнительные финансовые обязательства Конгресса, помимо выплат Австралии, позволили американским верфям увеличить объемы производства стали и повысить темпы строительства подводных лодок. Они пишут, что в 2024 г. были выпущены две подводные лодки класса «Вирджиния» (USS New Jersy и USS Iowa), еще две планируется сдать в 2025 г. (USS Massachusetts и USS Idaho), еще две – в 2026 г., отмечая при этом, что такое увеличение производства «откроет путь к продаже подводных лодок класса “Вирджиния” в 2032, 2035 и 2038 гг.». Кроме того, американские законодатели подчеркивают, что ведут усиленную работу над тем, чтобы «признать миссию AUKUS по сдерживанию китайской агрессии в Индо-Тихоокеанском регионе».



Несмотря на данную инициативу Конгресса, существует целый ряд причин, выдвигаемых администрацией Д. Трампа для пересмотра данного соглашения. Во-первых, по заявлениям представителя Министерства обороны США, ведомство пересматривает проект AUKUS для обеспечения того, чтобы эта инициатива предыдущей администрации соответствовала программе президента «Америка превыше всего» (англ. America First). Э. Колби, заместитель министра обороны по вопросам политики в ведомстве, возглавляющий 30-дневный обзор, подчеркивает свое скептическое отношение к альянсу и его выгодам для США. Он также сообщил комитету по вооруженным силам Сената США, что отечественное подводное судостроение не обеспечивает достаточно подводных лодок для собственной обороны.



Согласно статистике за 2024 г., приводимой американским онлайн-изданием War on the Rocks, занимающимся вопросами национальной безопасности, стратегии, обороны и внешней политики, в последние несколько лет производство составляло в среднем 1,2 подводные лодки в год. При этом в 30-летнем плане кораблестроения, утвержденном в Законе о полномочиях в области национальной обороны от 2022 г., предусматривается увеличение объема закупок до пяти подводных лодок в год. Однако, по данным издания, при нынешних производственных возможностях эта цель кажется практически невыполнимой, а в последний раз США производили пять и более подводных лодок в год в 1980-е гг.



Таким образом, США не будут продавать атомные подводные лодки Австралии, если это может поставить под угрозу национальные интересы. В прошлом году Э. Колби написал в соцсетях, что для страны “было бы безумием” иметь меньше атомных подводных лодок, если начнется конфликт с Китаем по тайваньскому вопросу.



Во-вторых, по данным газеты Financial Times, США предпринимают попытки убедить союзников в Индо-Тихоокеанском регионе усилить систему сдерживания и подготовиться к потенциальной войне за Тайвань. Скептики пакта о совместном использовании ядерных технологий также задаются вопросом, должны ли США помогать Австралии получать подводные лодки без твёрдого обязательства использовать их в войне с Китаем. Поэтому Министерство обороны США требует от Японии и Австралии дать чёткую позицию по этому вопросу.



В-третьих, США настаивают на увеличении военных расходов Австралии. В начале июня на конференции в Сингапуре министр обороны США П. Хегсет потребовал от министра обороны Австралии Р. Марлеса увеличения затрат на оборону с 2 до 3.5% от ВВП страны. Премьер-министр страны Э. Албаниз согласился увеличить военные расходы только до 2,4% от ВВП, настаивая на том, что Австралия сама определит свою оборонную политику.



По словам Дж. Ли, эксперта по вопросам обороны Австралии Института Хадсона, если Австралия продолжит «двигаться по этой траектории», можно предположить, что администрация Д. Трампа заморозит или отменит первое направление программы AUKUS, чтобы заставить страну сосредоточиться на увеличении финансирования своих вооруженных сил в течение следующих лет.





Реакция партнеров по альянсу



Министр обороны Австралии Р. Марлес не обеспокоен начавшимся администрацией Д. Трампа пересмотром. По данным The Guardian, в июне он заявил, что изучение проекта со стороны США является естественным на фоне смены правящей администрации, и сообщил, что австралийское правительство знало об этой проверке и отнеслось к ней со спокойствием. Бывший премьер-министр страны С. Моррисон подчеркнул, что обзор – это процесс, проводимый министерством обороны США, а не политическое решение, и его не следует «чрезмерно интерпретировать». Однако Австралия должна «привести доводы» для сохранения соглашения.



Тем не менее, в начале июля глава казначейства Австралии Дж. Чалмерс сообщил о своей уверенности в поддержке соглашения со стороны администрации Д. Трампа, потому как оно отвечает национальным интересам всех трех стран. По его словам, договор «будет способствовать сдерживанию, а также создаст 20 000 рабочих мест в Австралии». Соответствующая официальная позиция страны, согласно Дж. Чалмерсу, будет выработана уже по итогам американского обзора.



Необходимо также отметить, что Австралия уже выплатила США почти 800 млн австралийских долл. (520 млн долл. США) в феврале этого года на производство поставляемых ей американских подводных лодок и должна выплатить еще 2 млрд австралийских долл. (1,3 млрд долл. США) к концу 2025 г.



Говоря о реакции со стороны Великобритании, следует упомянуть, что страна также провела свои собственные обзоры соглашения: «обзор Лавгроува», бывшего советника по национальной безопасности С. Лавгроува, и обзор оборонного комитета, начатый независимо от британского правительства. Выводы «обзора Лавгроува» остаются конфиденциальными, но были переданы Австралии и включены в Стратегический оборонный обзор правительства Великобритании. Отборочный комитет по обороне еще не представил свой доклад.



Само же правительство страны сдержанно отреагировало на новость о пересмотре американской политики, заявив при этом, что AUKUS – ключевое партнерство в области безопасности и обороны с двумя ближайшими союзниками Великобритании. Таким образом, альянс – «одно из самых стратегически важных партнерств за последние десятилетия, поддерживающее мир и безопасность в Индо-Тихоокеанском регионе и Евро-Атлантике, а также обеспечивающее рабочие места и экономический рост в сообществах всех трех стран». Кроме того, британская сторона также продолжит «тесно сотрудничать с США и Австралией на всех уровнях, чтобы максимально использовать преимущества и возможности, которые открывает AUKUS для трех стран». Болле того, в июне правительство Великобритании объявило об инвестировании 7,69 млрд долл. в промышленную базу атомных подводных лодок.





Реакция геостратегических соперников



С момента создания альянса Китай, как и Россия, утверждал о нарушении странами AUKUS Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и создании опасного прецедента передачи ядерного материала государству, не обладающему ядерным оружием. Страны требовали от Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) начать официальные проверки. Китайские дипломаты также обратились к странам Юго-Восточной Азии и Глобального Юга, предупреждая, что AUKUS может спровоцировать региональную гонку вооружений.



10 июня Линь Цзянь, официальный представитель Министерства иностранных дел Китая, заявил, что Китай уже не раз выражал свою позицию в отношении трехстороннего партнерства по безопасности между США, Великобританией и Австралией, призванного развивать сотрудничество в области ядерных подводных лодок и других передовых военных технологий. Официальная позиция остается неизменной: Китай по-прежнему выступает против конфронтации и всего, что усиливает риск распространения ядерного оружия и обостряет гонку вооружений.



Таким образом, в силу настойчивости США в отношении союзников по вопросу Тайваня и их готовности к потенциальному конфликту, Китай, несмотря на возможный пересмотр соглашения и американской роли в нем, по-прежнему выступает твердо и однозначно в отношении AUKUS. Хотя МИД России ещё не выдвигал официальную позицию, касающуюся начала американского обзора, можно предположить, что она будет схожа с китайской.





Последствия пересмотра



Пересмотр соглашения AUKUS, инициированный администрацией Д. Трампа, стал важным сигналом пересмотра приоритетов в американской внешнеполитической и оборонной стратегии. Хотя формально речь идёт о «техническом обзоре», его политический подтекст вызывает может вызывать обеспокоенность как у союзников, так и у геополитических оппонентов США.



Сами же последствия пересмотра могут быть различными. Во-первых, факт переоценки ключевого стратегического альянса подрывает доверие к долговременным обязательствам США, особенно в условиях растущей конкуренции с Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе. Во-вторых, пересмотр усиливает давление на союзников — как в вопросах увеличения оборонных расходов, так и в части политической лояльности, включая позицию по Тайваню и готовности к участию в потенциальном конфликте в регионе.



Кроме того, усиление требований США может привести к замедлению или замораживанию реализации первого «столпа» AUKUS, что затронет не только военно-промышленные планы, но и внутриполитическую повестку союзников. Отсутствие чётких гарантий со стороны США способно усилить дискуссии внутри Австралии и Великобритании о выгодах и рисках участия в альянсе. Помимо этого, вполне возможно, что страны также выдвинут требования не только о гарантиях выполнения союзнических обязательств с американской стороны, но и об институализации альянса в целом.



К примеру, ещё при администрации Дж. Байдена заместителем помощника президента и координатором по делам Индо-Тихоокеанского региона К. Кэмпбеллом была выдвинута идея об «открытой архитектуре» альянса и возможности его расширения путем включения региональных стран-партнеров, а также институализации сотрудничества за счёт рабочих групп и совместных проектов. Вероятно, что союзники США по альянсу будут вполне способны вернуться к вопросу его превращения в более институализированную форму сотрудничества уже при правящей администрации Д. Трампа.



Таким образом, последствия пересмотра AUKUS выходят далеко за рамки военного планирования и затрагивают вопросы международного взаимодействия, устойчивости союзов, приверженности обязательствам, а также будущего региональной безопасности.



[1] Аббревиатура AUKUS по первым буквам названий стран-участниц альянса (Australia, United Kingdom, United States)