Сдвиг поколения

Парадокс украинского национализма: малая поддержка избирателей, но большое влияние в политике

11 января 2022

Один из главных феноменов украинского национализма в том, что в большой политике он играет достаточно важную роль и оказывает немалое влияние, но при этом националисты не пользуются поддержкой украинских избирателей: на парламентских выборах в 2019 году националистическая партия «Свобода» набрала всего 2,15%.


Автор: Яков Шведько


Источник: ТАСС


Украина начала готовить партизанские отряды, которые должны будут сопротивляться потенциальному вторжению России, сообщила газета «Нью-Йорк таймс» в конце декабря. Незадолго до этого в СМИ также появилась информация о том, что Министерство обороны Украины собирается ставить на воинский учет женщин с определенными профессиональными знаниями, в том числе беременных и матерей малолетних детей. И все это происходило на фоне политической и информационной эскалации в российско-украинских отношениях сразу после того, как президент США Джо Байден и его российский коллега Владимир Путин обсудили в начале декабря Украину и ее будущее.


Очевидно, что разногласия между Москвой и Киевом «подпитывают» украинский национализм и попытки Украины утвердить свою новую идентичность, которая начала активно формироваться после присоединения Крыма Россией и войны на Донбассе в 2014 году. Впрочем, и заявления некоторых российских политиков подливают масла в огонь и вряд ли способствуют взаимопониманию между двумя странами, которые когда-то считали себя братскими. Например, шутливо-провокационные призывы депутата Государственной думы Владимира Жириновского «просто шарахнуть [по Украине и Западу] в ночь с 31 декабря на 1 января» явно не встретят понимания ни в Киеве, ни в Вашингтоне, а только дадут дополнительный аргумент украинским националистам и американским «ястребам» внимательнее осуществлять мониторинг активности России на российско-украинской границе и в информационном поле. Генштаб Украины уже заимствует символику националистов, в частности, Украинской повстанческой армии (УПА), которая была создана в октябре 1942 года и воевала на стороне Германии во время Второй мировой войны. В 2010 году эта армия была реабилитирована украинским президентом и сегодня чуть ли не героизируется.


И все это происходит на Украине, несмотря на то, что 12 ноября 2021 года в Нью-Йорке на заседании Третьего комитета 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе России была принята резолюция «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». За резолюцию проголосовало 121 государство, однако делегации США и Украины отказались поддерживать эту инициативу. А 21 ноября в день годовщины Евромайдана, в Киеве и вовсе произошли столкновения местных националистов с полицией.


Примечательно, что во время Евромайдана в 2013 году националисты поддержали оппозицию, и после её победы получили небывалый до этого момента авторитет, а события в Крыму и на Донбассе только его укрепили. Националистические настроения «подпитывали» и Национальную Гвардию Украины, и многочисленные добровольческие отряды («Азов», «Айдар», «Днепр-1»), которые проводили так называемую антитеррористическую операцию (АТО) против повстанцев Донбасса. И все это финансировал преимущественно украинский олигарх Игорь Коломойский, против которого в России возбуждено уголовное дело по статье «применение запрещенных средств и методов войны». Уже впоследствии власти Украины предложили всем этим батальонам, которых все еще классифицировали незаконными вооружёнными формированиями, войти официально в ряды вооруженных сил. Помимо Коломойского националистически-патриотические настроения в стране поддерживает и бывший министр внутренних дел Арсен Аваков. Согласно некоторым публикация в прессе, Аваков сотрудничал с националистической организацией «Национальный корпус», члены которой неоднократно устраивали беспорядки на улицах.


Факты говорят о том, что национализм плотно вплетён в украинскую жизнь и политику и является их важным фактором. Украинские ультраправые силы, впрочем, как и патриотично настроенные политики, до сих не могут простить Советскому Союзу то, что они называют «голодомором», а именно голод 1932–1933 годов. Неудивительно, что украинские власти последовательно пытаются пропагандировать и на международной арене спорный тезис о том, что голод 1932–1933 годов считается геноцидом украинского народа. Сам Киев неоднократно требовал компенсации от России как правопреемницы СССР — правда, лишь в том случае, если ООН признает «голодомор» геноцидом.


Один из главных феноменов украинского национализма в том, что в большой политике он играет достаточно важную роль и оказывает немалое влияние на нее, но при этом националисты не пользуются поддержкой украинских избирателей: на парламентских выборах в 2019 году националистическая партия «Свобода» набрала всего 2,15%. Более того, некоторые эксперты склоны полагать, что нынешний президент Украины Владимир Зеленский попал сегодня под влияние националистов. Например, политолог Аббас Галлямов уверен, что «радикальные радикальные элементы на Украине сильны и не попасть под их влияние демократическому правительству вообще сложно», однако их повестка формируется вокруг Москвы, так именно Россию они считают «опасным соседом», и для них «противодействие ей является гораздо более важной задачей, чем обустройство собственной — внутренней — жизни». «Провоцировать их в этот момент, заявляя, что они неполноценные, — это гарантированно стать их врагом, ну а там, где враг, — тем более если он окрашен в этнические цвета — там и националисты», — добавляет эксперт.


Яков Шведько, начинающий журналист-международник, учится на подготовительных курсах международной группы в Школе журналистики Владимира Мезенцева в Доме журналистов.