Блог Евгения Широкова

На пути к общим целям: сферы сотрудничества Римско-католической и Русской православной церквей в Арктике

25 ноября 2025


Арктика, являясь регионом стратегического значения и уникальной экосистемой, сталкивается с комплексом вызовов, связанных с изменением климата, увеличением антропогенной нагрузки и необходимостью сохранения культурной идентичности коренных народов. В этих условиях возрастает роль негосударственных акторов, способных консолидировать усилия для решения общих проблем. Среди таких акторов значимое место занимают религиозные организации, обладающие значительным моральным авторитетом и разветвленной сетевой структурой.






Фото: РПЦ, Нарьян-Марская епархия, Архангельская митрополия



Исторически доминирующую роль в христианизации и освоении российских арктических территорий играла Русская православная церковь (РПЦ). Монастыри на Белом озере, Северной Двине, Пинеге (XIV век) [1], а также духовная миссия для обращения ненцев (1824 г.) [2] способствовали не только религиозному просвещению, но и освоению территорий, развитию экономики и укреплению государственного суверенитета. В XXI веке активность РПЦ в Арктике институционализирована: в 2011 году образована Нарьян-Марская епархия, объединяющая приходы в Ненецком автономном округе и на арктических архипелагах [3]. Реализуются масштабные проекты, такие как «Русская Арктика» [4], включающие миссионерские экспедиции, освящение территорий и строительство храмов в труднодоступных районах.



Деятельность Римско-католической церкви (РКЦ) в Арктике имеет менее масштабный, но устойчивый характер. Еще в XIX веке предпринимались попытки организации католических миссий, как, например, миссия Степана Джунковского в Норвегии (1855–1869 гг.) [5]. В современный период присутствие РКЦ связано с паствой, состоящей из потомков ссыльных и приезжих, что иллюстрирует приход святого Архангела Михаила в Мурманске [6]. Заявления епископата о намерении развивать сотрудничество с регионами, включая благотворительность, указывают на перспективу укрепления позиций РКЦ в регионе [7].



Анализ деятельности и теологических установок обеих церквей позволяет выделить несколько перспективных направлений для кооперации. Арктика является ключевым регионом для глобальной экологии, испытывающим на себе последствия климатических изменений. И РПЦ, и РКЦ развивают теологию творения, подчеркивая ответственность человека за сохранение природы. Энциклика Папы Франциска Laudato si’ [8] и документ РПЦ «Основы социальной концепции» [9] содержат схожие этические императивы, осуждающие потребительское отношение к природным ресурсам. Потенциальные совместные инициативы могут включать организацию межконфессиональных конференций и просветительских кампаний, направленных на формирование экологического сознания, а также практические проекты на местном уровне.



Кроме того, Арктика обладает уникальным культурно-историческим наследием, находящимся под угрозой. Обе церкви заинтересованы в его сохранении, что создает почву для сотрудничества в области совместных научных исследований по церковной археологии и истории христианства в регионе и поддержки культурных традиций коренных народов. Суровые климатические условия и социальные проблемы арктических сообществ требуют консолидированных усилий в сфере гуманитарного развития. Разветвленные благотворительные структуры РПЦ и РКЦ обладают комплементарными компетенциями. Возможные формы сотрудничества включают создание совместных центров гуманитарной помощи в удаленных поселках, как это уже реализовано РПЦ в селе Оленек [10], а также реализацию образовательных программ для местных жителей.



Несмотря на обозначенный потенциал, сотрудничество между РКЦ и РПЦ в Арктике сталкивается с рядом серьезных вызовов. Догматические и канонические различия, прежде всего по вопросу о первенстве Папы Римского, остаются фундаментальным препятствием для глубокого литургического и административного объединения. Геополитический контекст также играет значительную роль: деятельность РПЦ нередко воспринимается на Западе как элемент «мягкой силы» России, что может вызывать настороженность у католических иерархов, особенно в условиях международной напряженности [11]. Наконец, объективным ограничивающим фактором выступает логистическая сложность реализации любых проектов в экстремальных климатических условиях Арктики.



Таким образом, прямое институционализированное сотрудничество между Римско-католической и Русской православной церквями в Арктике находится в зачаточном состоянии. Исторический контекст определяет РПЦ как доминирующего религиозного актора в российской части региона. Однако совпадение ценностных ориентиров в сферах экологии, социального служения и защиты культурного наследия создает прочную основу для диалога и партнерства. Перспективные векторы сотрудничества лежат не в плоскости преодоления догматических различий, а в области практической деятельности, направленной на улучшение качества жизни населения Арктики и сохранение ее уникальной среды. Для реализации этого потенциала необходима политическая воля руководства обеих церквей, готовность к компромиссам и фокус на решении конкретных проблем.



Список использованных источников и литературы:



1. Лебедев, С.В. Русский Север [Электронный ресурс] / С.В. Лебедев // Русская народная линия. – Ч. 1. – Режим доступа: https://ruskline.ru/analitika/2014/12/06/russkij_sever. – Дата доступа: 23.11.2025.



2. Самоедская духовная миссия [Электронный ресурс] // PRONAO.RU. – Режим доступа: https://pronao.ru/blog/samoedskaya-dukhovnaya-missiya/. – Дата доступа: 23.11.2025.



3. История епархии [Электронный ресурс] // Нарьян-Марская епархия. – Режим доступа: https://orthodox-arctica.ru/?ysclid=mibcltt1lf92809650. – Дата доступа: 23.11.2025.



4. Проект «Русская Арктика» [Электронный ресурс] // Православная Камчатка. – Режим доступа: https://pravkamchatka.ru/proekt-russkaya-arktika/?ysclid=mibd1efbsy50792929. – Дата доступа: 23.11.2025.



5. Нильсен, Я.П. С.С. Джунковский и «миссия Северного полюса». Проект освоения Арктики Римско-католической церковью в XIX в. [Электронный ресурс] / Я.П. Нильсен // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. – Режим доступа: https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-162-6/978-5-88431-162-6_48.pdf. – Дата доступа: 23.11.2025.



6. Белова, А. Костёл за Северным полярным кругом: как он появился в Мурманске и откуда там католики [Электронный ресурс] / А. Белова // Культурология.РФ. – Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/220821/50835/. – Дата доступа: 23.11.2025.



7. Представители Ватикана и РПЦ обсудили совместные проекты в области культуры [Электронный ресурс] // ТАСС. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/7749089. – Дата доступа: 23.11.2025.



8. Энциклика Laudato si' Святейшего отца Франциска о заботе об общем доме [Электронный ресурс] // The Holy See. – Режим доступа: https://www.vatican.va/content/francesco/ru/encyclicals/documents/papa-francesco_20150524_enciclica-laudato-si.html. – Дата доступа: 23.11.2025.



9. Основы социальной концепции Русской православной церкви [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского патриархата. – Режим доступа: https://www.patriarchia.ru/article/105101. – Дата доступа: 23.11.2025.



10. В арктическом селе Оленек открылся церковный центр гуманитарной помощи [Электронный ресурс] // Дела Церкви. – Режим доступа: https://diaconia.ru/n/v-arkticheskom-sele-olenek-otkrylsya-czerkovnyj-czentr-gumanitarnoj-pomoshhi/. – Дата доступа: 23.11.2025.



11. Широков, Е. Африка – мост надежды: как Римско-католическая и Русская православная церкви строят диалог на континенте [Электронный ресурс] / Е. Широков // РСМД. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/eugene-shirokov/afrika-most-nadezhdy-kak-rimskokatolicheskaya-i-russkaya-pravoslavnaya/. – Дата доступа: 23.11.2025.