Динамика православно-католических отношений в Монголии в контексте трансформации международного порядка
Монголия, страна с доминирующей буддийской традицией, представляет собой уникальный случай для изучения динамики христианских конфессий, в частности, православия и католицизма. Формирование и эволюция их отношений являются прямым отражением глобальных исторических трендов и текущей перестройки международного порядка. Как отмечается в ряде источников, обе общины крайне малочисленны [1; 2], однако их институциональные стратегии и модели взаимодействия детерминированы не столько внутренним религиозным развитием, сколько сочетанием внешнеполитических и геокультурных факторов.
Исторические пути проникновения православия и католицизма в Монголию существенно различались. Католицизм имеет более раннюю историю, восходя к миссиям францисканцев в XIII в. (Джованни Плано Карпини, Гильом де Рубрук) [3; 4]. Однако эти начинания не привели к созданию устойчивых церковных структур. Православие же стало отчетливо проявлять себя и институционализироваться лишь в середине XIX в. в связи с расширением влияния Российской империи и было изначально ориентировано на духовное окормление русскоязычного населения, что нашло свое воплощение в открытии в 1864 г. Свято-Троицкого храма при российском консульстве в Урге (ныне Улан-Батор) [5]. Католическое присутствие, возобновившееся в тот же период усилиями европейских миссионеров, оставалось маргинальным. В советский период любая организованная религиозная деятельность была подавлена, и возрождение обеих конфессий стало возможным только после демократических преобразований начала 1990-х годов [4; 5; 6].
Фото: https://batu87.livejournal.com/20168.html
В современный период сложилась отчетливая дифференциация в стратегиях, ресурсах и организационных моделях двух общин. Православная община, представленная приходом Русской православной церкви в Улан-Баторе, сохраняет фокус на пастырском окормлении русскоязычной диаспоры и не рассматривает массовую миссию среди монголов в качестве приоритета [7; 8]. Католическая община, напротив, проводит последовательную политику адаптации и интеграции. Ее деятельность институционализирована в рамках Апостольской префектуры Улан-Батора, учрежденной в 2002 г. и подчиняющейся непосредственно Ватикану. В ее структуру входят восемь приходов, часовня, а также развитая сеть социальных учреждений: два детских сада, две начальные школы, Католический технический институт, медицинская клиника, два приюта для пожилых людей и центр для инвалидов [4]. Также действует благотворительная организация Caritas Mongolia. По словам кардинала Джорджо Маренго, главы Апостольской префектуры Улан-Батора, миссия католической общины в Монголии заключается в принятии Евангелия и его распространении [9]. Обладая значительной финансовой и организационной поддержкой со стороны Ватикана и международных фондов, она реализует многочисленные проекты в сферах образования, здравоохранения и благотворительности, что повышает ее видимость и привлекательность для части местного населения [6].
Отношения между православными и католиками в Монголии в целом характеризуются как теплые и дружеские, с акцентом на диалог и сотрудничество [8]. Отсутствие серьезных конфликтов объясняется как их малочисленностью, так и общей необходимостью консолидации перед лицом доминирующего буддийского окружения. С 2021 г. проводятся регулярные межрелигиозные диалоги, а также осуществляется сотрудничество в благотворительной и социальной сферах [8; 10, 11].
Однако существуют и значительные препятствия для углубления взаимодействия. К ним относятся историко-культурные барьеры, связанные с различными традициями (православие ассоциируется с русской, а католицизм – с западной культурой), языковой барьер (русский язык в православной общине против английского и монгольского в католической), а также значительный дисбаланс в финансовых ресурсах [11; 12]. Последнее создает асимметрию в возможностях для развития и проведения совместных проектов.
Трансформация международного порядка после окончания Холодной войны оказала решающее влияние на религиозный ландшафт Монголии. Демократизация и принятие новой Конституции в 1992 г., гарантирующей свободу вероисповедания, создали правовую основу для деятельности иностранных религиозных миссий [5; 7]. Внешняя политика Монголии, известная как стратегия «третьего соседа» и направленная на диверсификацию связей с такими игроками, как США, ЕС и Япония, напрямую повлияла и на религиозную сферу. Это создало благоприятные условия для усиления активности католических организаций, представляющих западный вектор.
Геополитическое соперничество является важным фоном для развития обеих общин. Православное присутствие поддерживается традиционными связями с Россией, тогда как католическое – ассоциируется с влиянием Ватикана и западных стран. Визит Папы Франциска в Монголию в 2023 г. стал ярким символом растущего интереса Святого Престола к Азии и укрепления морального авторитета католической миссии в регионе [12]. В то же время, как отмечают исследователи, православная деятельность в Монголии не преследует явных внешнеполитических целей в качестве приоритета, оставаясь сфокусированной на пастырском служении своей пастве [13].
При этом Монголия стремится сохранять баланс и нейтралитет. Государство проводит осторожную политику в религиозной сфере, стремясь контролировать деятельность иностранных миссий, чтобы избежать потенциальных конфликтов и сохранить национальную буддийскую идентичность. Это отражается в законодательных инициативах, направленных на регулирование религиозной деятельности.
Таким образом, динамика православно-католических отношений в Монголии представляет собой сложный и многогранный феномен. Исторически сложившееся разделение сфер влияния и целевых аудиторий (русскоязычная диаспора для православия и более широкая социальная работа для католицизма) предопределило в целом неконфликтный, а в последние десятилетия – диалогический и кооперативный характер их взаимодействия. Отношения развиваются по прагматичному сценарию, который можно охарактеризовать как «транслатерализм» — формирование гибких альянсов между разнородными акторами на основе практических интересов, а не идеологической или конфессиональной близости.
Ключевым фактором, определяющим современную динамику, является трансформация международного порядка. Геополитическая конкуренция, стратегия «третьего соседа» Улан-Батора и глобальная активность Ватикана создают внешние рамки, в которых существуют обе малочисленные общины. Их будущее будет зависеть не только от внутренней способности к адаптации и диалогу, но и от того, как будет эволюционировать региональный и глобальный баланс сил, а также насколько эффективно монгольское государство сможет сохранять контроль над религиозным ландшафтом, балансируя между открытостью и защитой национальной идентичности.
Список использованных источников и литературы:
1. Религия в Монголии [Электронный ресурс] // РУВИКИ. – Режим доступа: https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B8. – Дата доступа: 02.12.2025.
2. Монголия [Электронный ресурс] // Азбука паломника. – Режим доступа: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F. – Дата доступа: 02.12.2025.
3. Стремидловский, С. Геополитика Ватикана: за что Монголию удостоили кардиналом [Электронный ресурс] / С. Стремидловский // Регнум. – Режим доступа: https://regnum.ru/article/3610302. – Дата доступа: 05.12.2025.
4. Zengarini, L. An overview of the Catholic Church in Mongolia [Electronic resource] / L. Zengarini // Vatican News. – Mode of access: https://www.vaticannews.va/en/church/news/2023-08/an-overview-of-the-catholic-church-in-mongolia.html. – Date of access: 05.12.2025.
5. Сабиров, Р.Т. Русская православная церковь в Монголии: история и современность / Р.Т. Сабиров // Три четверти века Д.В. Деопику – друзья и ученики. – М.: изд-во «Памятники исторической мысли», 2007. – С. 401–408.
6. Дьяченко, Н.В. Римско-католическая церковь в современной Монголии: между прозелитизмом и международной политикой / Н.В. Дьяченко // Ортодоксия. – 2025. – № 3. – С. 152–173.
7. Терентьев, В. Православная Монголия: вчера, сегодня, завтра : в 2-х частях [Электронный ресурс] / иерей В. Терентьев // Православие.RU. – Ч. 1: От первой проповеди до XX века. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/159468.html#_ednref22. – Дата доступа: 05.12.2025.
8. Терентьев, В. Православная Монголия: вчера, сегодня, завтра : в 2-х частях [Электронный ресурс] / иерей В. Терентьев // Православие.RU. – Ч. 2: От 1990-х гг. до нашего времени. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/159479.html. – Дата доступа: 05.12.2025.
9. Маренго о миссии и социальных проектах Церкви в Монголии [Электронный ресурс] // Vatican News. – Режим доступа: https://www.vaticannews.va/ru/church/news/2023-08/marengo-o-missii-i-socialnyh-proektah-cerkvi-v-mongolii.html. – Дата доступа: 07.12.2025.
10. Кардинал Маренго о богатстве вероисповеданий в Монголии [Электронный ресурс] // Vatican News. – Режим доступа: https://www.vaticannews.va/ru/church/news/2023-08/kardinal-marengo-o-bogatstve-veroispovedanij-v-mongolii.html. – Дата доступа: 07.12.2025.
11. Алексеева, М.С. Православная миссия в современной Монголии в контексте религиозной ситуации / М.С. Алексеева, И.Б. Бадмацыренов, С.В. Васильева // Монголоведение. – 2022. – Т. 14, № 4. – С. 670–683.
12. Соколов, К. Папа римский пожелал мира как после завоеваний Чингисхана [Электронный ресурс] / К. Соколов // РБК. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/02/09/2023/64f32cd39a79479cf486c8ff. – Дата доступа: 09.12.2025.
13. Плеханова, А.М. Православное миссионерство в Монголии / А.М. Плеханова, Н.Н. Корниенко // Власть. – 2016. – № 8. – С. 122–127.
Независимый исследователь в области религии и политики, ветеран боевых действий, участник СВО
Блог: Блог Евгения Широкова
Рейтинг: 0