Блог Екатерины Краснослободцевой

Санкции против «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаза»: новые угрозы для энергетического сектора России и их последствия для нефтяного рынка

24 марта 2025


В начале января 2025 г. Министерство финансов США на официальном ресурсе разместило информацию о том, что в связи с острой необходимостью в «сокращении российских доходов от энергетики» и в увеличении санкционного давления против России, будут предприняты новые меры в отношении российской торговли нефтью. В пресс-релизе меры по выполнению обязательств G7 характеризуются новым уровнем масштабности, в частности, по отношению к так называемому «теневому флоту». Исполнительный указ Президента США 14024 от 15 апреля 2021 г. предоставляет полномочия применения ограничений в отношении иностранных лиц, которые, по мнению правительства США, угрожают национальной безопасности или экономическим интересам страны. Указ позволяет вводить санкции против физических или юридических лиц, связанных с кибератаками, коррупцией, нарушением прав человека и другими действиями, которые подрывают стабильность и безопасность. Ограничения от 10 января 2025 г., согласно разъяснениям Управления по контролю над иностранными активами (OFAC), имеют влияние на энергетический сектор экономики Российской Федерации. В расширенный SDN-List были включены ПАО «Газпром нефть» и его дочерние предприятия, такие как ООО «Газпром нефть шельф», АО «Газпромнефть-Московский НПЗ», АО «Газпромнефть-Аэро», ООО «Газпромнефть-Восток», ТОО «Газпром Нефть-Казахстан» и Gazprom Neft International SA. Аналогичные меры были применены к ПАО «Сургутнефтегаз» и его дочерним компаниям, включая АО «Сургутнефтегазбанк», ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез», ООО «Ленгипронефтехим» и ООО «Псковнефтепродукт». Особое внимание было уделено так называемому «теневому флоту» России — под санкции попали более 180 судов, их владельцы и операторы. Также в список были включены более 15 иностранных компаний, участвующих в торговле российской нефтью, и свыше 30 поставщиков нефтесервисных услуг. Основная цель санкций — лишить эти компании доступа к западным судоходным услугам, страхованию и логистике, которые необходимы для работы с зарубежными партнерами. Запрет западным компаниям энергетического сектора на любое взаимодействие с российскими партнерами способствует изолированности последних и формирует потребность в поиске альтернативных рынков для реализации нефтепродуктов.







Источник: сгенерировано ИИ     



«Газпром нефть», будучи дочерним предприятием крупнейшей энергетической компании «Газпром», активно работает как на внутреннем, так и на внешнем рынках, значительно расширяя свое присутствие в Европе и других регионах. Одним из ключевых активов компании является ее контрольный пакет акций в НИС, составляющий 56,15%. В 2023 году НИС добыла более 1,3 миллиона тонн нефти, а ее нефтехимический завод в Панчево, с мощностью переработки 4,5 миллиона тонн нефти в год, остается одним из крупнейших в регионе. Сеть АЗС НИС охватывает не только Сербию, но и Болгарию, а также другие балканские страны, что позволяет компании занимать около 50% рынка розничных продаж топлива в Сербии. Этот актив играет важнейшую роль в обеспечении компании стабильной доли на рынке нефтепродуктов Европы. Согласно данным управляющего эксперта центра аналитики и экспертизы ПСБ, 2024 год в преддверии санкций «Газпромнефть» завершила с нейтральными результатами — чистая прибыль снизилась из-за ставки налога, но выручка возросла благодаря росту добычи и переработки. «Сургутнефтегаз», в свою очередь, проявляет большую активность в области экспорта. После введения эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в Европейский союз в феврале 2023 года компания перенаправила поставки в другие регионы. В частности, экспорт нефтепродуктов в Турцию в январе-феврале 2023 года составил около 290 тыс. баррелей в сутки, а в страны Африки — около 370 тыс. баррелей в сутки, включая 230 тыс. баррелей в страны Северной Африки (Марокко, Алжир и Тунис). В отличие от «Газпром нефти», она меньше ориентирована на переработку внутри страны и имеет более международную траекторию развития.



Санкции оказывают ощутимое давление на системообразующие предприятия еще с начала специальной военной операции. Логистические трудности и сокращение экспорта в Европу потребовали от России поиска новых рынков сбыта. Кроме того, по мере роста доли российской нефти на альтернативных рынках, таких как Азия и Африка, компании сталкиваются с новой конкуренцией и риском насыщения этих рынков. Несмотря на это, общая добыча нефти в России в 2023 г. составила около 524 млн тонн, что сохраняет ее в числе ведущих мировых производителей, процесс изменения направления поставок нефти сопровождается растущими трудностями в обеспечении необходимой транспортной инфраструктуры и логистической поддержки для новых торговых путей. В частности, освоение новых маршрутов, таких как транзит через Турцию и другие страны, требует значительных инвестиций в строительство новых трубопроводов и развитие портовой инфраструктуры. Эксперты считают, что несмотря на санкции и политическое давление со стороны Запада, такие меры не смогут привести к устойчивому ослаблению России, а последствия санкций будут негативно сказываться на западной экономике, создавая новые вызовы для глобальных поставок и цен на нефть.



Необходимо отметить, что западные технологические инновации, особенно в области морского бурения, трубопроводной инфраструктуры и переработки были одним из главных фактором успеха российской нефтедобычи. Без доступа к этим технологиям российские нефтяные компании вынуждены полагаться на старые, менее эффективные методы добычи нефти, что со временем может привести к сокращению производственных мощностей. По оценкам экспертов, отсутствие доступа к высокотехнологичным нефтесервисам создает риски для 20% добычи к 2030 г. Без этого планы по повышению коэффициента извлечения нефти и расширению масштабов разработки новых месторождений, в том числе шельфовых, могут так и не реализоваться. Более того, сокращение экспортного потенциала приводит к изменению динамики мирового спроса и предложения. Хотя доля России на азиатском рынке может вырасти, полностью заменить утраченные рынки Европы и США будет непросто. Это оставляет Россию во власти ценовых колебаний и рыночной нестабильности, что влияет на долгосрочные перспективы в энергетическом секторе, включающие в себя диверсификацию экспорта, технологическое развитие, экономическую устойчивость, инвестиционную привлекательность, обеспечение энергетической безопасности.



В то же время переориентация на Азию сопряжена с собственным набором проблем. Существующие маршруты через Черное и Балтийское моря становятся менее доступными из-за санкций и блокад, что вынуждает искать альтернативные пути через Турцию или Иран, которые требуют строительства новых трубопроводов и улучшения портовой инфраструктуры. Более того, страны Азии теперь имеют возможность устанавливать условия в своих отношениях с Россией. Переориентация России на Азию привела к увеличению присутствия нефтяных танкеров в таких странах, как Китай и Сингапур. Влияние Китая на российский экспорт энергоносителей значительно возросло, Индия начала заявлять себя в качестве ключевого игрока в переговорах о ценах и условиях поставок. По мере того, как эти рынки становятся все более важными, у России может оказаться меньше возможностей для маневра.



Логистическая сложность в сочетании с необходимостью специализированных танкеров и страхования делает операционный процесс, связанный с транспортировкой и поставкой нефтепродуктов, начиная от их производства и заканчивая доставкой конечному потребителю, более сложным и дорогостоящим. Санкции в отношении страховых компаний, работающих с так называемым «теневым флотом», также «тормозят» процесс торговли нефтепродуктами и затрудняют выход на глобальный рынок. Потребность в новых танкерах в сочетании с ограниченным доступом к страхованию и запчастям для перевозки означает, что расходы на транспортировку российской нефти значительно выше, что способствует более высоким ценам для потребителей и может привести к неэффективности глобальных цепочек поставок энергии. К факторам неэффективности в данном контексте, затронувшем «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», отнесем вышеупомянутые стабильность и стоимость добычи, транспортировки и переработки ресурсов.



В краткосрочной перспективе Россия, вероятно, испытает сокращение своих перспектив по экспорту нефти. Переориентация на азиатский рынок представляет как возможности, так и проблемы. В то время как такие страны, как Китай и Индия, увеличили свои закупки российской нефти, они также обладают рычагами, чтобы вести переговоры о более низких ценах и требовать более выгодных условий. В долгосрочной перспективе экономическая ситуация в Азии также может измениться. Чрезмерная зависимость России от этих рынков может привести к росту экономической уязвимости, особенно если Китай или Индия решат сократить свои закупки энергии или если другие страны, такие как Саудовская Аравия, начнут увеличивать свой экспорт нефти в эти регионы.



Российский энергетический сектор сталкивается с будущими растущими эксплуатационными проблемами, сокращением технологических инноваций и снижением доли рынка в условиях продолжающихся санкций. Устойчивое развитие для российской энергетической отрасли потребует значительной адаптации, и ее будущий успех будет зависеть от ее способности ориентироваться на все более сложном и конкурентном мировом энергетическом рынке.