Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Олег Сидоров: Азия поворачивается лицом к Арктике

6 ноября 2013


В Сеуле на прошлой неделе прошел экспертный семинар «Политика развития Дальнего Востока России и Арктики, направления корейско-российского сотрудничества», организованный Корейским институтом по вопросам промышленной экономики и торговли (KIET). Вторая сессия семинара была посвящена вопросам сотрудничества в Арктической зоне.



 



Традиционно крупнейшие игроки в Арктике – страны арктические к которым относятся: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США.



 



Сегодня, очевидно, что голос свой подает и Азия. Вот два события: экспериментальный рейс летом 2012 года китайского ледокола «Сюэлун» («Снежный дракон») по Северному морскому пути в Исландию, а также проход сухогруза Yong Sheng («Юншен») с грузом металлических изделий по Северному морскому пути (СМП) этой осенью. Симптоматично что в мае 2013 года Арктический совет предоставил статус наблюдателя Китаю, Индии, Италии, Японии, Республике Корея и Сингапуру[1].



 



Первый в истории коммерческий рейс из Китая в Европу через Северный морской путь занял чуть менее четырех недель против 6-7 недель по традиционному маршруту через Индийский океан и Суэцкий канал. Сухогруз вышел  из Тайцана 15 августа и прибыл 11 сентября 2013 года в порт Роттердама[2].



 



О серьезном намерении участвовать в использовании Северного морского пути свидетельствует заявление президента Республики Корея Пак Кын Хе на встрече с министрами, курирующими проблемы судоходства, рыболовства и морских дел в апреле 2013 года. «Если правительство вместе с частным сектором примут активные меры, Пусан и другие морские порты страны смогут стать важными перевалочными пунктами в регионе Северо-Восточной Азии», - подчеркнула г-жа Пак Кын Хе[3].



 



Налицо не только планы, но и действия.



С дальнейшим расширением участия стран Азии в развитии и использовании Северного морского пути и других вопросов сотрудничества в Арктике неизбежно будут возникать вопросы, требующие совместного оперативного решения с участием всех заинтересованных сторон.



 



Вот, скажем, вопросы сотрудничества на европейском Севере ведут четыре региональные организации: Арктический совет (АС), Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет министров северных стран, а также Европейский союз со своей программой «Северное измерение». По оценкам европейских экспертов, одной из наиболее эффективных является СБЕР.



 



А в азиатской части Евразии действует только одна организация, позиционирующая себя как объединение регионов, планомерно занимающаяся проблемами Севера. Имею в виду Северный Форум, в работе, которой участвовали помимо регионов севера Европы и Америки представители Кореи, Японии, Китая. Есть еще Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), объединяющая региональные администрации 6 стран: Китая, Японии, Республики Кореи, России, Монголии, КНДР и в основном рассматривающая проблемы и вопросы неарктические.



 



То есть, нет организации, которая специализировалась бы по вопросам развития восточной части Северного морского пути, проблемами Арктики, сотрудничества в азиатской части Арктики.



 



Республика Корея и Российская Федерация могли бы выступить инициаторами создания организации регионального сотрудничества, назовем ее «Совет Азиатско-Тихоокеанского и Азиатско-арктического регионов» (Совет АТ/ААР). Первоначально, это могло быть обсуждено на встрече руководства двух объединений – Северного Форума и АРАССВА.



 



Ведь есть положительный опыт, касающийся Арктики. Это упомянутый выше Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), учреждённый как форум регионального сотрудничества 11 января 1993 года. В него входят на правах постоянных членов Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Есть также страны со статусом наблюдателя.



 



В предлагаемый Совет АТ/ААР, прежде всего, могли бы войти Корея, Япония, Китай, Российская Федерация, США, Канада, другие страны Северо-Восточной Азии. И также как СБЕР Совет АТ/ААР мог бы иметь региональный совет, в работе которого принимали бы участие регионы этих стран. Совет мог бы рассматривать не только экономические, энергетические, экологические проекты, но и проекты в области науки, культуры, языка, образования, здравоохранения, сохранения традиционных занятий и промыслов народов Арктики. Совет АТ/ААР содействовал бы соблюдению интересов арктических регионов.



 



Создание Совета стало бы вкладом в развитие международного межрегионального сотрудничества, примером уважения к интересам всех заинтересованных сторон в Арктике и одним из важнейших составляющих евроазиатской Арктической доктрины.



 



Арктика огромный сырьевой регион мира. По данным ученых здесь сосредоточены более 25 процентов мировых запасов нефти и газа[4]. То есть это важнейший стратегический энергетический  регион. Арктика – это транспортная артерия из Азии в Европу, циркумполярные авиатрассы, кроссполярные перелеты – Северный воздушный мост – через северный полюс между восточным полушарием и западным.



 



В то же время, хрупкая экосистема – это тоже Арктика. Исчезающие культуры и языки – это тоже Арктика. Человечество должно быть более внимательным к этой части глобального понятия Арктика. Приоритетом должно стать повышение качества жизни людей, проживающих на Севере, а также обеспечение эффективного баланса между хозяйственной деятельностью и сохранением окружающей среды.



 



Несомненно, одно – Арктика должна приносит пользу человечеству. А мировое сообщество должно гарантировать сохранения человеческой жизни в Арктике, культуру циркумполярной цивилизации.



 



При условия, что должны быть выделены и согласованы общие интересы и только в том случае сможем увидеть не скованную холодом недоверия и многовековыми толщами льда чистую и свободную Арктику и в прямом, и в переносном смыслах. И свою лепту в это движение могли бы внести страны Азии, заинтересованные в использовании Северного морского пути.



 



Автор: Олег Гаврильевич Сидоров, заведующий кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск), главный редактор журнала “Илин” (“Восток”), координатор дискуссии “Геополитика Востока. XXI век», ilin_s@mail.ru









[1] В Арктическом совете появились новые государства-наблюдатели [Электронный ресурс] / ИТАР-ТАСС. – 15.05.2013 - Режим доступа: http://www.itar-tass.com/c11/736343.html





[2] Китайцы освоили Севморпуть: завершился первый в истории коммерческий рейс из Поднебесной в Европу // http://www.1sn.ru/86645.html



 





[3] Президент Республики Корея призвал активнее осваивать морские пути в Арктике.



22 апреля 2013 г. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.arctic-info.ru/News/Page/prezident-respybliki-korea-prizval-aktivnee-osvaivat_-morskie-pyti-v-arktike





[4] Арктическая доктрина. 17 марта 2010 г. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2010/03/17/5374847/



Здесь следует уточнить, что приводятся и другие цифры. Например, что в недрах Арктики сосредоточено 30 % неразведанных мировых запасов природного газа и 13 % нефти (A. Jha New survey of Arctic’s mineral riches could stoke international strife. — The Guardian, 29 May 2009.). Кроме нефти и газа, на шельфах арктических морей обнаружены также следы залежей золота, олова, алмазов, платиноидов и др. (Голубчиков, С. Политическая геология. — «Независимая газета», 26 сентября 2007 года.).